Сообщение о заседании Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

Божией милостью, после трехлетнего перерыва, состоялось заседание Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви. Заседание прошло с 25 января/7 февраля по 29 января/11 февраля 2023 года. В заседании приняли участие:

  • председатель Архиерейского Синода высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Омский и Сибирский, перовиерарх РИПЦ;
  • заместитель председателя Архиерейского Синода высокопреосвященнейший Вениамин, архиепископ Черноморский и Кубанский;
  • преосвященнейший Гермоген, епископ Гомельский и Брянский,
  • секретарь Архиерейского Синода протопресвитер Виктор Мелехов.

Преосвященнейшие Савватий, епископ Винницкий и Хмельницкий и Филарет, епископ Паллинийский и Западноевропейский, не смогли принять участие в заседании.

Основной темой для обсуждения было изложение отношения РИПЦ к так называемой специальной военной операции, происходящей на территории Украины. Были рассмотрены обращения паствы и пастырей РИПЦ, живущих по обе стороны конфликта – в России и на Украине. Обсуждались конфликты среди членов РИПЦ возникшие на почве полемики о военных действиях в социальных сетях. После продолжительного обсуждения, в связи со сложившимися обстоятельствами, было принято решение воздержаться от публикации на нашем церковном сайте суждения Архиерейского Синода РИПЦ на тему военной операции и направить «Обращение», содержащее сведения о внутренней жизни нашей Церкви, через правящих архиереев для ознакомления духовенства и мирян непосредственно на приходах.

Было принято решение:

  1. Издать Указ о напоминании клирикам РИПЦ о том, что они, в соответствии своего сана священнослужителя, являются представителями РИПЦ и несут ответственность за все свои публичные высказывания.
  2. Опубликовать на сайте ripc.info «Определение Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви о выступлении на интернете клириков и мирян» с приложением к нему вышеупомянутого указа.
  3. Опубликовать на сайте ripc.info два доклада «Об опасности полемики в социальных сетях», сделанных на Освященном Соборе РИПЦ 2017 г., схиигумена Иоанна (Иванова) и Ларисы Лаппо.

Для поддержки паствы РИПЦ в нынешнее сложное время Архиерейский Синод рекомендовал всем сострадающим злоключениям и страданиям церковного народа, вызванными военными действиями ознакомится с Посланием святейшего патриарха Тихона от 2(15) марта 1918 (по поводу происходящей в стране междуусобной брани):

«В тяжелые дни скорби всенародной приемлю долг вещать вам слово истины и любви: вместе с вами страдаем, вместе с вами скорбим и плачем… Где же спасение от гибели? У кого и в чем искать избавления отъ бед и напастей?… не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обезсилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли. Нет, не туда, не во вражеский стан устремляйте взоры свои, все жаждущие мира и спокойствия для нашей отчизны. «Внегда скорбети нам, Гóспода призовем» (Псал. 17, 7). Только «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» (Псал. 45, 2). Но будьте достойны милости Господней: «обратитеся ко Мне, глаголет Господь, и спасетеся» (Ис. 45, 22). Первее всего — прекратите взаимныя распри и междоусобную брань, не злобствуйте на имущихъ достаток, «не ожесточайте сердец ваших» (Евр. 3, 8), не кляните жребия своего и «довольни будете оброки вашими» (Лук. 3, 14). Наипаче же «мир Божий да водворится в сердцах ваших» (Кол. 3, 15). При таком истинно-христианском настроении вашего сердца, нестрашны вам будут никакия козни вражеския. Пусть даже будут пленены на время ваши города и селенія»…, вы примите сие как выражение гнева Божия, на вас низведеннаго волею Провидения за прошлое, и глубоком чувстве искренняго сердечнаго покаяния почерпнете силу для своего духовнаго возрождения в будущем, но возрождения, возможнаго только под сению святой Церкви православной, под мощной защитой оружия веры Христовой. «Возмогайте во Господе и в державе крепости Его; облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским».

И с трудом Святителя Николай Сербского (Велимировича) «Война и Библия», в котором он дал глубокодуховное святоотеческое наставление и предупреждение нам для понимания нами событий нашего времени:

«Предсказав войны – вплоть до последних времён, – Христос упомянул также о причине их: «Ибо восстанут лже-христы и лже-пророки» и «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12, 24). Лже-христы будут указывать людям ложные цели жизни; лже-пророки будут ложно предсказывать события; беззакония и охладевшая любовь поведут людей ложными путями. Одни не будут знать ни цели, ни пути жизни. Другие, зная цель жизни, по слабости характера пойдут по ложному пути. Третьи будут знать и цель, и путь жизни, но сознательно и злобно отбросят и то и другое, как некогда сознательно и злобно отбросили их еврейские старейшины, распяв Христа. Всё это побуждает Святую Любовь, плача, допустить наказание Своих детей бичом войны. Из всего сказанного ясно, что:

1) Господь Иисус Христос открыл цель жизни и путь к этой цели;

2) Христос в Своём Евангелии указал человеку на необходимость вести войну против самого себя, в целях отстранения других войн;

3) тот, кто не ведёт войну против самого себя, против своих страстей, пороков и грехов, тот неминуемо ведёт войну против Бога и своих ближних;

4) война должна постичь христиан, попирающих закон Христа, хотя бы они и не желали её, подобно тому, как наказывается провинившееся дитя».

Помимо вышесказанного на заседании преосвященными были сделаны доклады о положении дел в своих епархиях, обсуждались вопросы церковной жизни, кандидатуры на хиротонии, были рассмотрены бракоразводные дела.

Заседание Архиерейского Синода завершилось 30 января / 12 февраля соборным служением в Неделю о блудном сыне и днем памяти Собора трех святителей и учителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Источник: http://www.ripc.info/library/doc/soobshchenie-o-zasedanii-arkhiereiskogo-sinoda-russkoi-istinno-pravoslavnoi-cerkvi-3/

Схиигуменъ Иоаннъ (Ивановъ): Об опасности полемики в социальных сетях

Высокопреосвященные Владыки, всечестные отцы, братия и сестры!

Тема настоящего доклада сложна тем, что иногда от духовников требуется разъяснять пастве те вещи, которые очевидны.

Какие духовные и материальные опасности могут поджидать и оказывать прямое и разрушительное действие на духовное состояние истинно православных христиан при попытках полемизировать и пытаться самостоятельно решать в интернет ресурсах вопросы связанные с Церковью?

Отличительный признак нашего времени примечателен тем, что сейчас любой человек в соцсетях может злословить и оклеветывать священников, монахов и даже архиереев. Всячески искажать вероучение, самовольно толковать как Священное Писание, так и Священное Предание. Любая «свободолюбивая» писательница или писатель и даже базарная торговка продающая свинину на рынке, могут создавать в интернете самочинные сообщества, в своем пагубном духе пытающиеся даже низлагать Церковь, натягивая Священное Писание и каноны на свое плотское мудрование и ложное представление о том какая по их мнению должна быть Церковь.

Стараясь в пагубности своих действий набрать себе как можно большее количество сторонников и единомышленников. Неужели тот невероятный по размерам горький и плачевный опыт в прошлом ничему не научил? Сто лет назад была разрушена Православная Империя, и львиную долю этому послужило предварительное чтение и распространение разнообразных публикаций в газетах, листовках и прокламациях. Народу в массе своей отравили сознание, испортили помысел хулою и клеветою на Церковь и клир, на Царя и его семью и окружение. Дошло до того что стало признаком

«хорошего тона» сбор всяческих сплетен, клеветы, поиск и видение одних недостатков, и как следствие, надсмеяние и злословие всего прежде священного. Для одних Царь стал «слабым и безвольным», а для других «кровавым тираном», все слои общества и все на свете противопоставлялось друг другу. Те страшные последствия и события тяготеют над нашей страной и всем миром по сей день. Естественно, это было и есть Божественное попущение, разделение на плевелы и пшеницу, дабы открылись дела и помышления каждого, так как Церковь Христова не от мира сего и настоящая жизнь Ее всегда проходит в гонениях. Но верующему и разумному человеку все же стоит сделать выводы.

Не так давно мы могли видеть, как с помощью организованной в соцсетях полемики, группой изменивших священнической присяге клириков, впавших в самочиние и мирян, была предпринята попытка дискредитировать Первоиерарха Русской Истинно Православной Церкви и попутно объявить Русскую Истинно Православную Церковь несостоятельной и несуществующей. Только благодаря своевременным и необходимым решениям Священноначалия удалось пресечь действия расколовождей и их самочинных последователей. Оградить паству от их пагубного влияния.

В этой истории, есть один очень интересный с духовнической точки зрения момент: одним из расколовождей на епархиальном собрании была произнесена такая фраза: «ЛЮДИ НАС НЕ ПОНИМАЮТ И НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ, КОГДА МЫ ПЫТАЕМСЯ ИМ ОБЪЯСНЯТЬ, И ТОГДА МЫ ГОВОРИМ: – ПОСМОТРИТЕ НАШИ ВИДЕОЗАПИСИ И ПРОЧИТАЙТЕ НАШИ ОБРАЩЕНИЯ И ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ОНИ (люди) ГОВОРЯТ: – ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЕ ТАК, КАК ВЫ ГОВОРИТЕ».

Вот этот конкретный пример создания (КОПИРОВАНИЯ) единомышленников с помощью видео, аудиозаписи и всевозможных письменных обращений и будет взят за основу настоящего доклада.

Что в первую очередь должен (должна) знать и понимать каждый истинно православный христианин или христианка?

Святоотеческое Предание своим спасительным опытом учит, что если мы услышим человека прямо или косвенно злословящего архиерея, монаха или священника, то у нас есть три основных правильных выхода из этой ситуации:

1.Не вступать ни в какие формы общения с лицом злословящим архиерея или хулящим Церковь.

2.Не позволять говорить злословящему архиерея или хулящему Церковь.

3.Не позволять себе слушать злословящего архиерея или хулящему Церковь.

Святые отцы предупреждали нас, что даже с помыслом аналогичного содержания нельзя вступать в собеседование.

Так, как тема настоящего доклада – опасность полемики в социальных сетях, следует определиться: а кому нужна эта полемика?

Православные христиане и христианки ведущие по возможности внимательную личную духовную жизнь, не занимаются этими душепагубными спорами. Но кроме правильной духовной жизни, есть и другая духовная жизнь – СУРРОГАТНАЯ.

Это и есть основная опасность так называемых социальных сетей, подмена разума, подмена эмоций, подмена чувств, подмена духа, подмена Веры, подмена Церкви, подмена Христа.

Как это происходит в реальности, можно разсмотреть на том же примере так называемого «обращения омских клириков» и огромного цикла видеопроповедей одного из расколовождей. Создание этих видеомонологов имеет прямую цель – приобретение возможно большего количества единомышленников, но возникает вопрос, — а где же их взять? Для этого именно с помощью длительных монологов, очень похожих на гипнотические сеансы, в доверчивых людях создаются копии духовного состояния говорящего. В итоге, человек в свой разум и дух получает инородного агента – скрытую копию вещающего с экрана. Слушатель, чаще всего, не понимает и не осознает этого. Он (она) доверчиво раскрыли свое сознание и душу, на экране они видят знакомого человека в одеждах священника с крестом, стоящего перед аналоем, позади его размещены иконы.

Они слышат мягкий уверенный голос, который среди продолжительного, малопонятного и незапоминающегося монолога часто повторяет знакомые слова: «церковь», «каноны», «паства», «соборность», «то, что нам дорого» и тому подобное. Вместе с этим, в речь вставляются фразы прикровенно или открыто охуждающие не просто даже архиерея, но именно Первоиерарха и само устроение Церковное. Таким образом эти монологи построены как программы нейролингвистического программирования для создания желаемых поведенческих копий в людях. Моделирование мышления и поведения. И если человек полностью доверился и потерял бдительность, может произойти одномоментная модификация личности, когда человек уже не будет прежним. Чаще всего это явление встречается в сектах.

В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАМИРОВАНИЯ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ ФОТО, ВИДЕО, АУДИОЗАПИСИ, РАЗНООБРАЗНЫЕ ВБРОСЫ-ИНТЕРНЕТ ПУБЛИКАЦИИ, БРОШЮРКИ И ДРУГИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДСОЗНАНИЕ. Можно это выразить и так: до просмотра (прослушивания) или чтения предложенной поведенческой программы, человек имел может и слабенькую, но свою собственную духовность и разум. После просмотра невольно и не осознанно приобрел чужое духовное состояние. Внутри появился посторонний сильный действующий агент моделирующий (копирующий) заданные формы поведения духа и разума. Впоследствии, можно видеть, что не так-то просто избавиться от этого чужого присутствия.

В этом докладе рассмотрен только один пример тех опасностей полемики в социальных сетях. Существует так же множество «троллей», всевозможных «модераторов», разнообразнейших агентов и просто душевно и духовно болящих. Эта область их существования и их деятельности контролируемая непосредственно демоническими силами и родственными им, так называемыми спецслужбами. Из-за умножившейся полемики в соцсетях и публичных страстных выяснений отношений в церковной среде, для спецслужб и всех других активных врагов Истинного Православия сейчас максимально облегчена задача: не надо никого вербовать или внедрять, не надо тратить время, силы и деньги на сомнительный результат. Надо просто не выходя из кабинета, с помощью аналитических отделов или самому имея некоторый навык, анализировать и мониторить соцсети и не только с легкостью создавать досье и психологический портрет на каждого участника полемики, но и периодически подливать масла в огонь, провоцируя множественные расколы. ЧК, ГПУ, НКВД такого и не снилось, в их время вся информация о положении Церкви добывалась с помощью пыток или агентурных данных. Надо было человека вынудить оговорить, оклеветать кого либо из священноначалия или самим написать что ни будь подложное для создания расколов и попытки разрушения Церкви. Сейчас никто ни кого не принуждает, православные сами дают публично любую информацию на выбор, чаще кто-то движим ревностью не по разуму, кто-то властолюбием и тщеславием, а кто-то личными обидами и банальной местью, а кто-то вообще проводит целые интернет соборы, есть еще церковные политики, но им всем так же присущи все выше перечисленные духовные недуги. Все это серьезная и глубокая степень духовного повреждения, крайне негативно влияющая как на чад Церкви, так на хотящих прийти и ищущих Истинного Православия. Поэтому, нужно быть осторожным (осторожной) и не спешить вступать в какие либо формы общения в интернете, неосмотрительно позволяя манипулировать своим сознанием и приобретать чужие разрушительные духовные состояния. Необходимо иметь крепкий духовный иммунитет при появлении таких явлений в Церкви.

Святоотеческий опыт рекомендует нам самый действенный способ уберечь свою душу от разного рода воздействий, это НЕ СОУЧАСТИЕ В ЭТИХ ПОЛЕМИКАХ, НЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ С ИХ ОРГАНИЗАТОРАМИ, НЕ РАССМАТРИВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИХ ДЕЙСТВИЙ.

Как только определено, что какая либо личность или группа начинает разрушительную деятельность по оклеветыванию священства или архиерея, расшатыванию Церковного устроения, предпринимает попытки расколоть Архиерейское единство, единство клира или прихожан, следует немедленно прервать с ними все формы общения до разъяснения ситуации, в соборном или частном порядке, от архиерея. И какие бы в этот момент не приводились от них доводы и примеры, чаще всего в таких случаях прикрываются прп. Максимом Исповедником или Феодором Студитом или фразами на подобии: молчанием предается Бог. Нельзя ни в коем случае выражать по отношению к действиям раскольников и клеветников никакого сочувствия, не кивать головой, не приветствовать их и не садиться с ними за общую трапезу.

Даже если кто будет иметь твердую веру, духовную крепость и четкое православное сознание и не позволит себе сочетаться с прочитанной или услышанной программой, и даже если кто одержит победу в деструктивной полемике, злоумышляющие все равно останутся при своем мнении, а вас все равно не минуемо коснется: потеря внутреннего мира, будут возникать навязчивые мысленные споры, останется длительное горькое послевкусие. Так или иначе, все это признак духовного отравления.

Святые и преподобные отцы наши, желая нам духовного здравия и спасения безценной и безсмертной души, очень строго предостерегали нас от чтения и интереса к раскольнической, еретической и оккультной литературе. Даже воспрещалось чтение сомнительных художественных произведений, в частности святитель Игнатий Брянчанинов писал, что такое чтение (даже романов) может смоделировать поведение человека в Церкви на всю оставшуюся жизнь. Что бы сказали они сейчас, когда нажатием всего нескольких кнопок перед человеком открывается весь апостасийный мир в его падшем состоянии.

Что можно предпринять в том случае, если все же произошло втягивание в деструктивную полемику, или стало ясно, что после долгих просмотров ложной видеопроповеди, в душе, духе и разуме ощущается сильное присутствие приобретенного агента, вспоминается его лицо, голос, аргументация, доводы, рекомендации и это не дает остаться с самим собой? Очень хорошо помогает откровение помыслов духовно крепкому, устоявшемуся в вере священному лицу или собрату, а так же длительное чтение Священной Псалтири. Святые и благодатные слова которой, их смысл, звучание, их Дух, исправляют в душе, разуме и духе человека все духовные деформации и сам засев лукавого в виде нейролингвистической програмы.

Каждому истинно православному христианину и каждой истинно православной христианке следует хорошо понимать, что территория интернета и территория социальных коммуникаций, виртуальных групп и сообществ, не предполагает присутствия там Благодати Божией, но суть область падших душевных состояний.

Господь сказал нам, что Царствие Небесное внутри нас есть, поэтому нужно помнить об этом, особенно тогда, когда обыдут человека соблазны этого мира и лукавого времени. Взращивание жемчужины личной духовной жизни возможно только через стяжание Благодати Пресвятаго Духа, твердой Веры и навыка молитвы, преодоление и личный опыт прохождения мысленной брани и приобретение духовного рассуждения, это требует каждодневной работы над собой каждого православного христианина.

В Священной Книге Апокалипсис Иоанна Богослова Господь и Богъ наш Иисус Христос сказал: Обидяй да обидит еще, и скверный да сквернится еще, и праведный праваду да творит еще, и святый да святится еще. Се гряду скоро, и мзда моя со мною, воздати комуждо по делом его. И нужно понимать, что судя по всему: по знамениям времени, по стремительно развивающимся событиям, приблизилось время Второго Славного и Страшного Пришествия Христова.

Богу нашему слава, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

+ схиигуменъ Иоаннъ (Ивановъ)

1/14 октября 2017 года

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Лариса Лаппо: Мы посланы не для словопрения

Дата размещения на сайте: 04.03.2023

Автор: Лариса Лаппо

Стремительное развитие компьютерных технологий поставило современных православных христиан перед новым вызовом: насколько безопасно соприкосновение с миром виртуальным.

Интернет — «всемирная сеть, паутина». Это название отражает не только его фрагментарную структуру, но и суть: в сети легко запутаться среди миллионов виртуальных площадок, на которые выбрасываются терабайты самой разной информации. С одной стороны, там можно отыскать полезные сведения, скачать богослужебную литературу и святоотеческие книги, с этой целью и выходят в интернет многие сегодняшние христиане. С другой – враг спасения человеческого не мог не воспользоваться таким мощным ресурсом влияния на ум и душу человека (если не сказать: не мог, попущением Божием, не посодействовать в создании человеком всей электронной системы). А потому больший объем киберпространства занимает оцифрованный соблазн, который, как и в реальной жизни, бывает грубым и явным, и потому легко узнаваемым, или тонким и одетым в одежды благочестия, что делает таковой наиболее опасным.

Интернет появился в результате усовершенствования сети «Arpanet», которая была разработана по заданию министерства обороны США. Созданием надёжной системы связи, способной выдержать ядерную атаку, занимался ряд американских университетов. Эскизный проект появился в 1966 году. Практически в то же время над той же задачей работали в СССР. И уже в 1964 году (на два года раньше, чем в США) в стране была готова проектная документация. Однако если на советский проект тут же посыпались негативные отзывы, то в Америке он был реализован даже без обсуждения. Успех операции вдохновил американскую разведку на следующий шаг: в 1969 году в СССР было практически до конца уничтожено успешно поставленное производство электронно-вычислительных машин.

Важно отметить: как провал проекта сети, так и разрушение отрасли производства ЭВМ были произведены с помощью социальных технологий. С 1970-х годов именно эти технологии доказали свою стратегическую значимость, сравнившись по эффективности с ядерным оружием. С тех пор человечество узнало о множестве ранее не известных социальных явлений: ювенальной юстиции, педофилии, движениях за свободу абортов и содомитов, произошли судьбоносные для стран и народов события, реализованные с помощью социальных технологий, в том числе, и так называемые «цветные революции». Тот, кто выходит в социальные сети, должен понимать, с технологиями какого уровня там предстоит иметь дело и «кто в доме хозяин».

Первая социальная сеть – Facebook – была создана в США студентом престижного университета для детей американской элиты как средство общения между двумя вузами. Но очень скоро потенциал «дорогой игрушки» оценили за пределами кампуса. Первые 500 тысяч долларов внёс член Бильдербергского клуба Питер Тиль, и уже через четыре месяца сеть отчиталась о своем миллионном пользователе. Ещё два миллиона долларов на развитие Facebook подарил Билл Гейтс. Но прежде чем покорить мир, Facebook пополнился ещё 13 миллионами долларов. Одним из организаторов этих инвестиций был исполнительный директор фонда американского разведывательного сообщества Гилман Луи. Вкладывая миллионы, инвесторы делали верную ставку: загнанное в одну виртуальную тюрьму, человечество не только принесёт колоссальную прибыль, главное – станет контролируемым и управляемым.

В связи с отставанием в развитии сферы компьютерных технологий службы безопасности РФ в социальные сети вошли позже, однако вскоре в них тоже освоились. И уже сегодня каждый день за неосторожное движение мышкой на скамью подсудимых попадают от одного до нескольких человек. Большинство из них в роковой момент были активными участниками социальных сетей. Согласно Российским законам, организаторы распространения информации, в числе которых – Яндекс, ВКонтакте, Рамблер, Мейл.ру, на законных основаниях хранят текстовые сообщения пользователей сети «интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео, другие электронные сообщения и обязаны предоставлять спецслужбам эти данные в случае проведения теми оперативно-розыскной деятельности. Причём, попасть в список неблагонадёжных и стать объектом внимания служб можно не только за явные преступления. В разработке реально оказаться, к примеру, за неосторожное слово или излишне эмоциональный комментарий в церковной полемике – как разжигателю религиозной, национальной розни или оскорбителю чувств верующих. Есть примеры, когда люди страдали за фотографию скатерти из музея или за то, что кто-то оставил комментарий, к которому оказалась прикреплённой картинка с запрещённой символикой. Более того, на законных основаниях прослушивание и просматривание может применяться к тому, кто может располагать сведениями о преступлениях. Эта формулировка, по сути, возводит «колючую проволоку» вокруг всего киберпространства, делая любое взаимодействие пользователей в сети потенциально опасным.

Сегодня социальные сети – это самый контролируемый сегмент интернета. Имея в своей структуре дискуссионные площадки (поля для комментирования), соцсети предоставляют любому участнику возможность свободно высказываться по той или иной теме. Но мало кто знает, что все комментарии остаются в файле даже после их удаления со страницы или закрытия самой страницы. Все текстовые, графические изображения сохраняются. Все аудио и видео файлы записываются и преображаются в текст. Осуществляется это с помощью автоматической системы-робота, которому не требуется разрешение судебных органов. Так же автоматически из миллиардов текстов робот может выбрать целевую группу пользователей по ключевым словам.

Социальные сети являются также сгустком уловок, расставленных мошенниками. Через них идет вербовка в наемники. Через них легко найти нужную аудиторию, прежде чем совершить на неё атаку. Преступники всех уровней ищут способы, как узнать больше о своих потенциальных жертвах, и социальные сети идеально концентрируют эту информацию. К примеру, размещая фотографию в социальной сети, не стоит удивляться, что система распознавания лиц идентифицирует изображение с камеры, висящей, скажем, в крупном магазине, и в ответ на запрос поисковой системы предоставит не только имя и фамилию пользователя, но и его адрес, род занятий, круг друзей, интересов и так далее – все, что сам пользователь о себе сообщил. Даже если он сделал это в закрытой группе под вымышленным именем. Последний приём – не более чем самообман: при регистрации на любом интернет ресурсе администрация требует номер телефона абонента, сим-карта которого привязана к его паспортным данным. Найти пользователя по его автоматически определяемому IP-адресу никакой сложности также не представляет.

Однако не те мошенники, которые преследуют свои корыстные интересы, наиболее опасны. В настоящее время активно ведётся сбор электронного досье на каждого человека. Ко времени, когда откроется человек греха и погибели, личные дела должны быть максимально полными. Именно для этой цели осуществляется наблюдаемый нами стремительный переход всех служб и ведомств с бумажного документооборота на электронный. То, что ещё недавно многие считали апокалипсическими предрассудками, сегодня реализуется в виде государственных законов. В стране поэтапно осуществляется программа перехода к электронному правительству. В нынешнем году министерству финансов дано задание создать единый электронный реестр граждан, в котором будут собраны все данные о каждом человеке. Объемлются все сферы жизни: образование, медицина, социальная защита, правоохранительная система и так далее. Но для полного контроля и управления человеком им нужно знать состояние его души и мировоззрение. Эта задача как раз и решается через социальные сети, в которых пользователи как на духу распахивают и мысли, и сердце посредством общения и полемики. И чем активнее взаимодействие человека в виртуальной реальности, тем полнее досье, которое на него собирается.

Конечно, мы не должны опасаться гонений, безбоязненно исповедуя себя христианами даже до смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10:28)». Именно духовная составляющая является ориентиром в исследовании проблемы опасности участия в полемике в социальных сетях. Может показаться, что на этот новый вызов мы не найдём прямого ответа в Православном вероучении. Однако и Священное Писание, и святые отцы ясно указали путь спасения христиан на все времена и для всех народов – вне зависимости от так называемого технического прогресса или других временных условий.

Несмотря на кажущийся живой диалог, общение в соцсетях по своей форме – это не доверительная беседа с глазу на глаз, а выкрики в толпу на городской площади. Кричать может любой, даже люди в масках, а потому словесные баталии порой достигают высокого накала неконтролируемых страстей. И именно на этих виртуальных площадках, как на многолюдной площади, в последнее время всё чаще разворачивается полемика по религиозным и церковным вопросам. Причём, православные не только отвечают на вызовы, но нередко сами предлагают повод для обсуждения. И когда оппонент подвергает сомнению, отрицает, высмеивает их утверждение, автор или его единомышленники соблазняются необходимостью защитить оклеветанную Веру, Церковь или её служителей, тем самым провоцируя новый виток возражений, как правило, более категоричных и эмоциональных. Чем дальше продолжается полемика, тем более озлобляются участники. Всё заканчивается либо лишением хозяином площадки кого-то из участников права голоса (так называемый бан), либо добровольным выходом из спора той или иной стороны. Зачастую кто-то из участников прибегает к услуге «пожаловаться», чем инициирует проверку в отношении оппонента.

Помимо единомышленников, публика, присутствующая на виртуальной площади, состоит из внешних или внутренних оппонентов (атеистов, представителей других религий, московского патриархата или бывших братий), а также агентов влияния, маскирующихся под тех или иных с целью провокации и дискредитации. Используя искажение фактов, смещение акцентов, выставление второстепенного основным и наоборот, откровенную ложь, играя на страстях (неудовлетворённом тщеславии, обиде, гордости ума), агенты способствуют выносу проблемы из виртуальной плоскости в реальную. Кто-то отшатывается от Веры и Церкви либо уходит или коснеет в расколе или ереси. Это цель и итог многих дискуссий и публичных споров в сети.

Могут оказаться в этой толпе и искренне ищущие Истину. Однако за выкриками и безсмысленной перепалкой они, как правило, слово Истины расслышать не могут. В результате первоначальное благое намерение миссионерствовать в большинстве случаев разбивается о подводные рифы казавшегося для этого привлекательным интернет пространства, работающего по своим безчеловечным правилам. В русском языке существует особенное слово – поведать. Поведать – значит, рассказать доверительно, поделиться от сердца к сердцу, с глазу на глаз, сродни исповедать. С появлением интернета вопросы веры, молитвы, всего того, что свято, стали выноситься на всеобщее обсуждение – на это шумное и безцеремонное позорище виртуальных площадей. И победителем во всех виртуальных спорах чаще выходит враг рода христианского.

Сегодняшнее человечество всё дальше удаляется от Христа. Буйным цветом расцветают язычество, оккультизм, ложная духовность. В России поднимает отсечённую голову «красный дракон». Поместные церкви так называемого «мирового православия» утонули в трясине экуменической ереси, прямо заявляя о своём чаемом воссоединении с еретиками, под прямым руководством которых происходит подготовка мира к пришествию антихриста. Мир, зная о Христе, сегодня делает свой осознанный шаг навстречу антихристу. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).

В этих условиях последнего искушения Господь вменил нам в обязанность явиться исповедниками Веры Истинной. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Но Он же призвал Своих последователей к рассудительности, предостерегая от ревности не по разуму. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Провоцируя православных на полемику, враги спасения лукаво подстрекают, что в споре рождается Истина. Напротив, заявляет Церковь, в споре Истина не рождается, в споре она попирается, осмеивается, над ней издеваются, её злохулят и одевают в терновый венец. Православие Истину не ищет, оно ею обладает и щедро дарует её тем, кто в ней нуждается. Православие не ищет ответов на вопросы. Оно их знает. Провоцируя или поддерживая полемику, каким бы праведным ни казался нам её повод, мы не столько защищаем Православие и служителей его, поставленных в строгом соответствии канонам Церкви отвечать на выпады врага, сколько, вопреки святоотеческому наставлению, не отвергаемся речей богохульных, не заграждаем, а открываем уста нечестивые, преумножая грех.

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. Необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».

Человечество во всём своём большинстве будет обольщено, и забвение Бога – самое великое за всю историю – уже происходит, и сыну погибели надлежит открыться. Но, как и во времена апостолов, так и сегодня, кто ищет Истину, тот её услышит и покорится вере. Кто её не ищет, того не убедить никакими самыми горячими доводами. «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10-11). Для решения же внутренних проблем существует один принятый церковным правом путь: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18:15-17). Церкви, а не миру, что так активно происходит в последнее время. Именно в этом, а не в вытаскивании жизни Церкви на публичное позорище – её соборность.

Проблемы путём публичной полемики не решаются. Путём публичной полемики тешится враг, усугубляются непонимания и обиды, соблазняются неокрепшие души. Соблазнам должно прийти, но горе нам, православным, если мы окажемся тому виной. Те, кто пытался, свидетельствуют: ни убедить, ни обратить посредством площадного миссионерства нельзя. Сам Господь перед лицом синедриона был безгласен – не потому, что не мог бы одним словом Своим закрыть уста нечестивые, но потому, что Он «наперед сказал всё» (Мк. 13:23), но они не приняли. «Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18:37).

Первая Церковь, будучи Святой и Соборной, была не публичной, но катакомбной. На площадях же, перед многотысячной толпой еретиков и язычников, громогласно не столько словом, сколько ценою собственной жизни, христиане исповедовали Веру Христову лишь в одном случае – если были приводимы туда держать ответ. «Верую, Господи, и исповедую!», — и были убиваемы за имя Его во свидетельство Истины. Была ли полемика? Было ли иное убеждение кроме крови, за Него пролитой? Были ли межрелигиозные саммиты и дипломатические дискуссии, столь популярные в «мировом православии», с их безсмыссленным многоглаголанием? А потому чем дольше христианин пребывает в сети с «исповеднической миссией», тем более он запутывается в ней, не имея уже ни времени, ни сил на собственное спасение и помощь ближним. «Спасая» тысячи в социальных сетях, не забываем ли мы о той душе рядом, которой необходимо наше тихое, от сердца к сердцу, участие?

Блаженный Феофилакт Болгарский, обращаясь к нам, сказал: «И Дух говорит: отделите Мне Павла и Варнаву (Деян. 13:2), и: дается Духом слово мудрости (1 Кор. 12:8). Убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. Покорять вере. Мы посланы, говорит /апостол/, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но покорять вере, чтобы научаемые слушали, веруя без всякого противоречия».

Вот святоотеческий ответ на вопрос о допустимости словопрений по вероучительным и церковным вопросам на виртуальных площадях. А потому убережёмся не только от участия, но и от внимания той хуле, которую через своих служителей враг рода человеческого изрыгает в виртуальном пространстве. Поостережёмся и входить в публичные позорища, как бежим от посещения языческих капищ и еретических собраний. Ибо: «Блажен муж иже не иде совет нечестивых» (Пс.1).

«Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:16)