Св. Григорий Великий, Папа Римский, никогда не пытался отменить права Поместных Церквей, тем более провозгласить над ними непогрешимое главенство. Действительно, своим яростным отказом (по примеру своего предшественника Пелагия II) принять титул «вселенского епископа», впервые предложенный императором Маврикием св. Иоанну Постнику, патриарху Константинопольскому, св. Григорий оказал неоценимую помощь-урок всем последующим Папам о пределах их власти и юрисдикции. Ибо он обвинял св. Иоанна в гордыне и писал ему, что, принимая этот титул, он «враждовал с той благодатью, которая дана всем [епископам] сообща». Он напомнил ему, что Четвертый Вселенский Собор предложил Римскому Папе титул «вселенского» в честь святого Петра, но что ни один из Пап не принял его, «так как приняв особое епископское звание, мы должны, казалось бы, отказать в нем всем братьям».

Святитель Григорий писал императору о святом Петре: «Он получил ключи небесного царства; ему была дана власть связывать и разрешать; Ему были поручены забота о всей Церкви и первенство; и все же он не называл себя вселенским Апостолом. Но этот святейший человек, Иоанн, мой брат по священству, охотно принял бы титул вселенского епископа. Я могу только воскликнуть: O времена! О нравы!»

В другом послании патриархам Евлогию Александрийскому и Анастасию Антиохийскому он указывал, что «если патриарх называется вселенским, то это отнимает от всех других титул патриарха».

А Патриарху Константинопольскому Кириаку он писал: «Вы не должны считать это дело маловажным; ибо, если мы терпим это, мы развращаем веру всей Церкви. Вы знаете, сколько не только еретиков, но и ересиархов восстало в Константинопольской Церкви. Не говоря уже об оскорблении, нанесенном вашему достоинству, нельзя отрицать, что если какой-нибудь один епископ будет назван вселенским, то вся Церковь рухнет, если он падет!!

Наконец, в другом письме к императору святитель Григорий писал: «Молю ваше императорское благочестие заметить, что есть некоторые вещи легкомысленные, которые безобидны, но есть и другие, которые очень вредны. Когда антихрист придет и назовет себя Богом, это будет само по себе совершенно легкомысленно, но очень пагубно. Если мы только решим рассмотреть количество слогов в этом слове, мы найдем только два (De-us); но если мы осознаем тяжесть беззакония этого названия, мы найдем его огромным. Я говорю это без малейшего колебания: тот, кто называет себя вселенским епископом или желает этого титула, по своей гордыне является ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ АНТИХРИСТА, потому что он таким образом пытается возвыситься над другими. Заблуждение, в которое он впадает, проистекает из гордыни, равной гордыне Антихриста; ибо как этот нечестивый хотел, чтобы его считали возвышенным над другими людьми, подобно Богу, так и тот, кто хотел бы называться единственным епископом, возвышает себя над другими”.

Источник: Владимир Мосс