У Путина нет идеологии. Он вор, бандит, военачальник, убийца, миллиардер-мафиози, “босс боссов”, и у таких людей нет идеологии в обычном смысле этого слова. Если у них и есть что-то одно, то это: “Сила — это право” или “Ешьте, пейте и веселитесь, ибо завтра мы умрем”. Однако Путин также является главой очень важного и могущественного государства (и не только из-за его ядерного оружия), а почти у всех глав государств есть идеология, хотя бы как способ объединения и мотивации своих народов, стоящих за ними. Итак, Путин делает вид, что у него есть идеология. Если кто-то возразит, что у Путина действительно есть идеология и он искренне ее придерживается, я не буду здесь это оспаривать. Моя главная цель в этой статье не в том, чтобы вникать в искренность или неискренность провозглашаемых им убеждений, а в том, чтобы выяснить, каковы эти убеждения, независимо от того, искренни они или нет. Путин изначально был коммунистом, и в отличие, например, от Бориса Ельцина, он никогда официально не отказывался от коммунизма. Он говорит, что бросил свой партийный билет в верхний ящик своего стола и оставил его там, подразумевая своего рода безразличие к партии, но не прямое неприятие ее. Как мы увидим, он по-прежнему придерживается определенных коммунистических убеждений, но утверждает, что они совместимы с христианством (что на самом деле не так). Он лоялен исторической коммунистической России, особенно периоду военного правления Сталина, и считает, что несмотря на определенные “ошибки” в ее управлении, распад Советского Союза в 1991 году был величайшей геополитической трагедией двадцатого века.

В 1990-х годах у Путина была возможность принять участие в некоторых теневых капиталистических сделках, и он почувствовал вкус к своего рода капитализму, “анархо-капитализму”, как его называли. Действительно, каким бы удивительным это ни казалось, капитализм, вероятно, является наиболее искренне поддерживаемой частью его структуры убеждений. Причина проста: это окупается. И для Путина и его банды воров — это абсолютно первоочередная задача. Вот почему одним из высших приоритетов Путина является беспрепятственный доступ России к мировым рынкам и всем механизмам глобальной капиталистической системы.

Однако вторжение Путина в Украину и исключительно жесткие санкции Запада в ответ, вероятно, разрушили ее шансы стать “нормальной” капиталистической страной – по крайней мере, в обозримом будущем. К счастью для него (но не для кого-либо другого), у него все еще есть огромные минеральные ресурсы. Так что до тех пор, пока он контролирует эти запасы газа и нефти, он вряд ли станет совсем нищим.

Является ли Путин демократом? Он, конечно, притворяется таковым, и он проводит выборы, которые ввели в заблуждение достаточное количество людей, заставив их думать, что он действительно заботится о том, чтобы воля народа восторжествовала. Но он утверждает, что его система — это не демократия tout court (просто как институт прим. ред.), а «суверенная демократия» — существенное отличие, означающее, что он выступает за демократию, пока она производит только одного последовательного победителя — его самого. Он, а не народ, является сувереном. Он манипулирует выборами и избирательными процессами таким образом, чтобы свести шансы на нет всех кандидатов, кроме одного. Опасно популярных кандидатов, таких как Немцов или Навальный, он либо убивает, либо отравляет, либо сажает в тюрьму. Что касается конституции, он чувствует себя свободным манипулировать ею, чтобы удержать себя или своего ставленника Медведева на посту президента. В 2020 году он потребовал демократического мандата на изменение конституции, чтобы позволить ему оставаться президентом на неопределенный срок, но он добился этого, смешав вопрос президентства с другими вопросами, такими как однополые браки, где он мог быть более уверен, что люди согласятся с ним.

”Суверенная демократия“ также означает, что он претендует на то, чтобы быть реальным сувереном всей территории бывшего Советского Союза, ”русского мира», включая его нерусские части. Отсюда его настойчивые попытки исказить украинские выборы, прибегнув к силе в начале 2000-х, когда они выявили не того победителя. В случае с Крымом он сначала вторгся, а затем устроил выборы. В случае с Грузией он просто вторгся. В 2020 году он выдвинул новую конституцию для голосования на референдуме. Это более или менее гарантировало, что он сможет остаться президентом России на всю жизнь, как и его “вечный друг” президент Китая Си Цзиньпин.

Что касается либерализма, то проблема яснее ясного: Путин открыто презирает либерализм и права человека. Он категорически против свободы слова. И хотя он не уничтожил его полностью, его контроль над средствами массовой информации (кроме Интернета) более или менее полный.

Он националист? Он, конечно, утверждает, что так оно и есть, хотя в такой многонациональной стране, как Россия, ему приходится быть осторожным в своих высказываниях о других национальностях. Он, безусловно, восхищается успехами России, будь то в спорте, культуре, науке или на поле боя. Он не расист в манере Гитлера и не проявляет явного антисемитизма; но сходства между ним и гитлеровским режимом многочисленны; отсюда его прозвище “Путлер”.

Вероятно, самым трудным, но потенциально самым лучшим актом является жонглирование, которое пытается осуществить Путин, чтобы быть преемником не только российских демократов 1990-х годов и советских коммунистов периода 1917-91 годов, но и дореволюционных православных русских царей. Конечно, это невозможный подвиг, идеологические противоречия между этими тремя слишком велики. Но это не мешает Путину пытаться таким образом стать наследником “всея Руси”, понимаемой как во временном, так и в пространственном отношении.

Что привлекает Путина в православном царизме, так это его авторитаризм, его неприятие концепции прав человека (в отличие от ценностей Евангелия) и его привлекательность для растущего числа русских православных патриотов. Есть и другие, менее очевидные, но не маловажные преимущества. Таким образом, Путин, который ничего так не любит, как теснее прижимать к себе своих старейших и беднейших подданных, ведя образ жизни миллиардера, может утверждать, что следует учению и примеру своего коллеги-агента КГБ, Московского Патриарха Кирилла Гундяева, который призывает своих преимущественно бедных православных прихожан не стремиться к богатству и быть довольным их участью, в соответствии с Евангелием, при этом сам предаваясь весьма заметному потреблению.

Путин в целом хорошо сыграл роль православного христианина. Он утверждает, что был крещен в детстве, и послушно ходит в церковь по большим праздникам, тушит свечи и крестится. Он даже утверждает, что у него есть православный духовный отец – амбициозный и талантливый митрополит Псковский Тихон (Шевкунов).

Но в действиях Путина по отношению к православию и православной автократии есть недостатки, некоторые из них важные. Остальная часть этой статьи посвящена их анализу…

Прежде всего, это религиозный экуменизм Путина.

В Российской Федерации существует четыре официальные религии. Среди них православие явно пользуется наибольшим уважением, но не в том смысле, который исповедовали цари, то есть как единственно истинная вера. Действительно, Путин изо всех сил старается, как дома, так и за рубежом, продемонстрировать свое огромное уважение к другим религиям, особенно исламу и иудаизму. Горячо защищая Россию и российскую политическую систему от всех соперников, он не делает того же в отношении традиционной религии России, православного христианства.

Конечно, в этом отношении он следует последовательной практике всех политических и церковных лидеров России с 1960-х годов, включая патриарха Кирилла. Однако экуменизм — это преимущественно западная доктрина, которая с начала двадцатого века особенно пропагандировалась англосаксонскими нациями как часть их либеральной программы в области прав человека. Поэтому это было отвергнуто как форма западной капиталистической пропаганды Сталиным, который в 1948 году организовал Всеправославную конференцию в Москве, чтобы противостоять и осудить первую Генеральную ассамблею Всемирного совета церквей, которая проходила в то же время в Амстердаме. В 1961 году КГБ изменил курс и направил генерал-майора КГБ Никодима Ротова, митрополита Ленинградского (агент “Святослав”), который также оказался тайным католическим епископом, на Генеральную ассамблею ВСЦ в Нью-Дели, чтобы шпионить за западными церковниками и пропагандировать советский взгляд на мир. (Никодима сопровождал митрополит Сурожский Антоний (Блум), базирующийся в Лондоне, которого многие подозревали в одновременной работе на КГБ и МИ-5.) Оба патриарха постсоветского периода, Алексий II (агент “Дроздов”) и нынешний Кирилл (агент “Михайлов), были ученики Никодима и продолжали его экуменистскую политику. В 2016 году Кирилл даже провел “саммит” с Кастро и Папой Римским Франциском I в Гаване…

Но Путин, конечно, настроен антизападно.

Путинский режим претендует на то, чтобы быть преемником не только РСФСР и СССР, но и дореволюционной Русской православной империи. Его можно охарактеризовать как неосоветский и неофашистский, без аппарата традиционного марксизма, но с “коммунистическим христианством”, получающий поддержку от пьянящей смеси конфликтующих сторонников: националистов, демократов и монархистов, православных христиан и языческих мистиков, закоренелых атеистов, жителей Запада и капиталистов, бандитов-мафиози и патриотов-славянофилов. Путин стремится найти место в своем всеобъемлющем сердце для всей России прошлого века и всех ее вероисповеданий, восходящих к десятому веку.

Одной из таких вероисповеданий является коммунизм, и Путин явно не отказался от него. Как он сказал в 2016 году Общероссийскому народному фронту: «Вы знаете, что, как и миллионы советских граждан, более 20 миллионов, я был членом КПСС (Коммунистической партии Советского Союза), и не просто рядовым членом: почти 20 лет я работал в организации под названием Комитет государственной безопасности Советского Союза [КГБ]. Эта организация происходит от ЧК [Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем], которая тогда называлась вооруженной единицей партии. Если по какой-то причине человек выходил из Коммунистической партии, его немедленно увольняли из КГБ. Я вступил в партию не просто потому, что должен был, хотя не могу сказать, что был таким уж преданным коммунистом, но относился к этому с большой осторожностью. В отличие от многочисленных партийных функционеров, я не был одним из них; я был рядовым членом. В отличие от многих функционеров, я не выбросил свой членский билет, я не сжег его. Я бы не хотел сейчас никого критиковать – у людей были разные мотивы, и это их личное дело. Коммунистическая партия Советского Союза распалась, моя членская карточка все еще где-то там».

“Мне всегда нравились коммунистические и социалистические идеи. Если мы рассмотрим Кодекс строителя коммунизма, который был широко опубликован в Советском Союзе, то он сильно напоминает Библию. Это не шутка, на самом деле это был отрывок из Библии. В нем говорилось о хороших вещах: равенстве, братстве, счастье. Однако практическая реализация этих идеалов в этой стране имела мало общего с тем, о чем говорили социалисты-утописты Сен-Симон или Оуэн. Эта страна мало походила на их Город Солнца.”

Андрей Мельников пишет: “Слова Владимира Путина о том, что коммунистическая идеология «очень близка» христианству, были произнесены в документальном фильме «Валаам», который был показан 14 января этого года [2018] на телеканале ‘Россия 1’. Он вызвал бурную реакцию даже несмотря на то, что российский президент ранее высказывал аналогичные взгляды. Мысль главы правительства, вероятно, прозвучала особенно четко сейчас, в связи с началом президентской кампании. Давайте не будем забывать, что создателем фильма был журналист Андрей Кондрашов, который недавно был назначен главой предвыборного штаба Путина. Президент посетил Валаамский монастырь в июне 2017 года, и он бывал там раньше.

«Вера, — сказал Путин с телеэкрана, — всегда сопровождала нас. Она стала сильнее, когда наша страна особенно сильно страдала в богоборческие годы, когда убивали священников и разрушали храмы. Но в то же время, вы знаете, они создали новую религию, коммунистическую идеологию, которая «очень похожа на христианство». «Свобода, братство, равенство, справедливость — обо всем этом говорится в Священном Писании, все это есть. А что же «Уложение строителя коммунизма»? Это была сублимация, примитивная выдержка из Библии, ничего нового там не придумали».

«Напомним, что подобные вещи также ранее говорил президент. Например, во время своего выступления в 2016 году перед активистами Общероссийского народного фронта — структуры, сыгравшей роль локомотива в предшествующей избирательной кампании действующего президента. «Мне очень нравятся и до сих пор нравятся коммунистические и социалистические идеи», — сказал тогда Путин. «Если мы посмотрим на «Судебник строителя коммунизма», который массово издавался в Советском Союзе, мы увидим, что он очень напоминает Библию. Это не шутка, это на самом деле выписка из Библии». «Но практические воплощения этих замечательных идей в нашей стране были далеки от того, что излагали социалистические утописты. Наша страна не была похожа на Город Солнца», — объяснил глава российского государства активистам НПФ.

Однако на этот раз Путин добавил еще одну животрепещущую тему — судьбу тела Ленина в Мавзолее.

Прошедший год ознаменовался, в связи со 100-летием революции, обострением дискуссии по поводу захоронения лидера мировой революции. Одним из тех, кто высказался за «нормальное» захоронение Ленина, был глава Чечни Рамзан Кадыров, после чего у него произошла небольшая ссора с председателем Коммунистической партии Российской Федерации Геннадием Зюгановым.

«Смотрите, — сказал Путин, — тело Ленина в Мавзолей положили. Чем оно отличается от мощей святого? Для православных или просто для христиан? Когда мне говорят: в христианском мире нет такой традиции, как так? Съезди на Афон и посмотри. Там у них святые реликвии. Да и у них (на Валааме) тоже есть святые мощи, Сергия и Германа». «В сущности, ничего нового власти в то время не придумали. Они просто адаптировали то, что человечество уже давно изобрело, под свою идеологию», — пояснил глава государства.

«Эти слова о «мощах» вызвали бурную реакцию депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая в течение прошлого года в унисон с Кадыровым высказывалась за погребение Ленина. «На мой взгляд, было бы некорректным и заведомо корыстным искажением, по политическим или иным мотивам использовать и интерпретировать «на свой лад» слова президента о некой параллели между трупом Ульянова в Мавзолее, на совести которого миллионы расстрелянных людей, и святыми мощами в монастырях и церквях. Мнение, которое он озвучил, не об этом, а о государственных режимах и попытке создать лжерелигию на определенном этапе истории», — написала Поклонская в своем аккаунте в Facebook. «Однако слова о Мавзолее были восприняты с восторгом коммунистами во главе с Геннадием Зюгановым. С одной стороны, это понятно: Зюганов сам высказывал аналогичную мысль о сходстве нравственных императивов коммунизма и христианства». Если взять Нравственный «Судебник строителя коммунизма» и Нагорную проповедь Иисуса Христа и поставить их рядом, то вы удивитесь: тексты полностью совпадают», — заявил лидер Коммунистической партии РФ в 2012 г. в интервью тому же каналу «Россия 1». С другой стороны, компромиссная риторика в адрес старшего поколения, неравнодушного к воспоминаниям о советском прошлом, способствует росту популярности Павла Грудинина, кандидат в президенты от КПРФ.

«Если все это понятно коммунистическому электорату, остается вопрос: насколько мысли президента согласуются с точкой зрения церкви? Если принять мнение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за официальную позицию РПЦ, то мы не можем не констатировать поразительное созвучие между его проповедями и речами Путина по рассматриваемому вопросу, за исключением, быть может, его слов о Ленине. 6 апреля 2011 года в Киеве глава РПЦ заявил: «Даже годы жизни в условиях безверия не искоренили в нас той самой программы, которая была заложена как некий Кодекс развития наших православных народов. И в этом смысле неверующие советского периода были в зачаточном состоянии православными христианами – они оставались в той же системе ценностей… В то время атеистическая идеология хотела реформировать систему ценностей, но не покушалась на нравственность. Возьмите тот же «Судебник строителя коммунизма» — он был продиктован Библией. Без Бога, но та же мораль». Однако по поводу захоронения Ленина представители Церкви в 2017 году не раз говорили, что с этим нужно повременить.

«От нас скрыты настоящие представления Путина о христианских ценностях, — считает руководитель Центра изучения проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Президент не говорил ни о выполнении евангельских заповедей, ни о своей приходской жизни», «Для Путина на публике важны формальности — его крещение в детстве, православие как элемент, консолидирующий общество, принципиальное посещение простой церковной службы в Рождество, а более официально — на Пасху», — сказал религиовед.

«Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин указал на то, что «в своем интервью Путин не сказал, что это христианская традиция в чистом виде, что было бы странно: он говорил о копировании традиции и стремлении антихристианской по своей сути партии что-то позаимствовать. «Таким образом, каждая аудитория может читать то, что ей хочется», — пояснил политолог. «Главная аудитория — ностальгирующие русские — могут прочитать здесь главное, против чего выступает Путин, — чтобы Ленина вынесли из Мавзолея, во всяком случае сейчас. В то же время для людей иных взглядов, в первую очередь верующих, есть еще один вариант: кто, с точки зрения верующих, будет копировать Иисуса Христа? Его будет копировать антихрист, который попытается выдать себя за Иисуса, который на самом деле является его злейшим врагом». «Для христиан может быть такое толкование: раз президент признает, что коммунисты могут копировать определенные христианские традиции, значит, все так и есть на самом деле – враги пытаются копировать Христа, одновременно искажая», — сказал Макаркин.

*

Эта статья в значительной степени отвечает на вопрос, который мучил и разделял русских истинно-православных христиан: является ли режим Путина реинкарнацией антихристианского советского режима (в фашистском, националистическом виде) или чем-то новым? Если первое, то он лежит под той же анафемой Московского Собора 1918 года, которая пала на заведомо антихристианскую советскую власть и всех, кто с ней сотрудничал. Если второе, то мы должны учитывать возможность того, что режим Путина на самом деле хуже советского режима, будучи антихристианским в другом, более тонком и более глубоком смысле.

Слово «антихрист» имеет двоякое значение. Предлог «анти» в греческом языке может означать как «против», так и «вместо». Советская власть была явно «против» Христа — убивала миллионы христиан, преследовала веру словом и делом. Однако она не претендовала «занять место» Христа или Бога. Ибо как она могла занять место существа, которого, по мнению коммунистов, не существует?

Но советскому режиму пришел конец в 1991 году, а вместе с ним и открытое преследование христиан. В России не осталось никого, кто был бы открыто «анти», в смысле «против» Христа. Было еще очень много атеистов и еретиков, но «богоборцев» уже не было, все уцелевшие бывшие богоборцы жили на свои пенсии, «богоборчество» больше не было законным или каким-либо образом одобренным.

Но в 2000 году к власти пришел Путин. Он совсем недавно был директором ФСБ (КГБ), так сказать, исполнительной ветвью власти в войне советского правительства против Бога. Поэтому то, что такой человек стал президентом, стало глубоким потрясением и суровым предупреждением для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Это было так, как если бы глава инквизиции стал главой Всемирного совета церквей, или Гиммлер – президентом Германии после войны. В России к этому относились терпимо, во-первых, потому, что, как показали опросы, большинство россиян по-прежнему считали Советский Союз своей родной страной, а Ленина и Сталина — героями; а во-вторых, потому что Запад цеплялся за глупую веру в то, что за семьдесят лет самого страшного кровопролития в истории, гораздо более длительного и гораздо более радикального, чем двенадцать лет пребывания Гитлера у власти, он может быть уничтожен и обращен вспять без какой-либо декоммунизации с тем, чтобы никто не предстал перед судом за убийство невинных людей во имя “коллективного антихриста” советской власти. Трагический фарс достиг такой стадии, что КГБ стал героем русской литературы и кинематографии, со своей собственной церковью посреди своей главной тюрьмы, Лубянки в Москве, не для того, как можно было бы подумать, чтобы почтить память мучеников, которые так ужасно страдали в ее стенах, а для того, чтобы почтить память палачей! Запад согласился с этим грязным обелением; официальная православная церковь (сама управляемая агентами КГБ) согласилась; массы российского народа согласились, неоднократно голосуя за Путина, пришедшего к власти.

А затем произошло «возрождение»: нисколько не раскаявшись в своем коммунистическом прошлом, постепенно вновь вводя все новые и новые советские традиции, и символы, Путин претерпел обращение ко Христу! Вернее, из-за тела советского антихриста, который был «анти», то есть «против» Христа, он теперь проповедует форму коммунистического христианства, которое, по выражению Макаркина, «копирует» Иисуса Христа, ставит свои идеи «на место» идей Христа и выдает их за Его. А если «копия» убогая, так как смердящее тело Ленина — очень убогое подражание благоухающим мощам святых, а убийственный «Судебник строителя коммунизма»-очень убогое подражание Нагорной проповеди, то это не имеет значения, лишь бы массы были ими увлечены или если не увлечены, то хотя бы убеждены, что Христос и антихристианское государство теперь на одной стороне…

Так русская революция видоизменилась из одного антихристианства в другое, от ленинского антихристианства, которое было открыто против Христа, к путинскому антихристианству, которое делает вид, что не против Христа, а копирует Его и занимает Его место… Не может быть сомнения, что этот новый более изощренный вид опаснее первого – и ближе к тому, который будет практиковать сам «личный Антихрист» в конце времен. Ибо об этом Антихристе Господь сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и вы не верите Мне, а если иной придет во имя свое, тому поверите» (Иоанна 5.43). Другими словами, вы отвергли настоящего Христа, и в результате вы примете самозванца богочеловека, за настоящего Богочеловека.

Но мы не должны обманываться, помня слова Путина: “Раз чекист — всегда чекист…”

23 ноября / 6 декабря 2022 года.

Святой Александр Невский.