ПУТИН И УКРАИНА

С 1991 по 2014 год, несмотря на неудачные попытки освободиться от своего советского прошлого, такие как “оранжевая” революция 2004 года, формально независимая Украина оставалась во власти российского КГБ, который, не колеблясь, применял насилие и убийства (включая отравление бывшего президента Виктора Ющенко)для того, чтобы навязать свою волю своему сателлиту и сохранить свой контроль над экономикой, армией и секретными службами Украины (не говоря уже о ее ядерном оружии, которое было передано России в 1994 году). “Оранжевая” революция обещала освободить Украину от этой тископодобной хватки и переориентировать ее торговлю и внешнюю политику на Запад, а не на Восток. Это, несомненно, отражало волю большинства украинцев. “Толпы людей наводнили улицы Киева в ноябре и декабре 2004 года на волне президентской кампании сомнительной легитимности и преуспели в требовании действительно свободных новых выборов. Это привело к успеху проевропейского кандидата Виктора Ющенко. Для Путина «оранжевая революция» была двойным поражением. Его кандидат не только проиграл (несмотря на то, что президент России лично ездил в Украину для проведения предвыборной кампании от его имени), но и демократический процесс в Украине усилил антироссийские настроения в двух других государствах, переживших «цветные революции»: Грузии и Кыргызстане. Путин был особенно чувствителен к народным движениям, которые могли спровоцировать широкомасштабные уличные демонстрации. (Он служил агентом КГБ в Восточной Германии, когда аналогичные протесты дестабилизировали просоветское руководство страны в 1989 году.) И поскольку он отказывался признать, что Украина действительно вышла из-под его контроля, он рассматривал уличные демонстрации как неотделимые от протестов против его власти внутри России. В его глазах все они были одним и тем же: прямыми угрозами стабильности его режима.

Тем не менее администрация Буша пришла к выводу, что настал момент настаивать на дальнейшем расширении НАТО, включении в него Грузии и Украины. Время было выбрано ужасное, как стало ясно в ретроспективе. Соединенные Штаты упустили две более ранние возможности обеспечить безопасность Украины с меньшими затратами: они могли бы предоставить Киеву гарантии, которых он добивался в рамках Будапештского меморандума 1994 года, или они могли бы отдать приоритет более инклюзивному партнерству во имя мира, а не НАТО. Вместо этого администрация Буша настаивала на расширении НАТО как раз в тот момент, когда постимперская Россия была готова к насильственным действиям. Администрация хотела, чтобы саммит НАТО 2008 года в Бухаресте санкционировал начало процедур вступления Грузии и Украины. Но после вмешательств в последнюю минуту, особенно со стороны французских и немецких политиков, саммит вместо этого просто объявил, что Грузия и Украина «станут членами НАТО», сохранив обещание о членстве в силе, но дверь в альянс закрыта. И все же ущерб был нанесен. “Вскоре после этого Путин решил вторгнуться в Грузию…”, наказав грузин за их революцию в пользу Запада и аннексировав Абхазию и Южную Осетию.

“Более того, — пишет Армандо Маркес Гуэдес, — российская администрация дала понять, что готовится к своего рода повторному выступлению. Ближе к концу декабря 2008 года Кремль объявил об обновлении и неожиданной крупномасштабной реструктуризации своих Вооруженных сил, а также об изменении своей военной доктрины. Все это, как позже объяснил министр обороны России, было предпринято для того, чтобы ее Вооруженные силы были готовы сражаться «на трех фронтах одновременно в локальных и региональных конфликтах, таких как грузинский». После этого он определил «постсоветское пространство» как предпочтительное место для таких вмешательств, которые, по его мнению, должны были состояться «в течение 2009 года»…»

На самом деле это произошло несколько лет спустя, в 2014 году, с аннексией Крыма, военной интервенцией в Донбасс и созданием Донецкой и Луганской “народных республик”. Однако перед этим, во время “визита в Украину в 2013 году, Путин отпраздновал 1025-ю годовщину обращения славянского великого князя Владимира в православие. В… Печерском монастыре в Киеве Путин заявил: «Мы все являемся духовными наследниками того, что здесь произошло… и в этом смысле мы, без сомнения, один народ».»

Это были хитрые слова. Конечно, связи между Украиной и Россией были многочисленными и разнообразными: этническими, религиозными, историческими, экономическими и политическими. Многие граждане Украины, особенно на востоке, считали себя русскими, или были женаты на русских, или принадлежали к Русской церкви. Если бы у них были просоветские симпатии, то они, вероятно, чувствовали бы себя ближе к просоветскому режиму Путина, чем ко все более антисоветскому режиму в Киеве, который принял законы, запрещающие советскую и нацистскую символику. Но чувство отдельной украинской государственности развивалось и укреплялось с середины девятнадцатого века, как бы сильно русские ни презирали саму возможность этого; а ряд трагических событий советского периода усилил стремление к отделению: голодомор, или искусственный голод, созданный Сталиным на Украине в 1932-33 годах, Большой террор, Вторая мировая война, в которой украинцы страдали как от советских русских, так и от нацистов… Когда в 1991 году появилась возможность проголосовать за независимость, украинцы ухватились за нее обеими руками, даже в пророссийских регионах на востоке. В начале XXI века все указывало на то, что большинство украинцев, не желая разрывать отношения с Россией, были полны решимости сохранить свою независимость, которая была гарантирована международным правом и Будапештским меморандумом, и возмущались очевидными попытками Путина подорвать ее.

Чувства русских были совершенно иными. Для тех, для кого советские времена были близкими и дорогими, и кто помнил тесный союз русских и украинцев, вплоть до того, что даже несколько советских лидеров – Хрущев, Брежнев, Черненко, Горбачев – были украинцами или наполовину украинцами, разрыв с “Малороссией” был немыслим, был “расколом в душе”, глубокой психологическая раной и ударом в спину, как бы сильно они ни издевались над украинцами в своих снисходительных шутках. По несколько иным причинам это стало ударом и по антисоветски настроенным россиянам, которые помнили, что Украина была неотъемлемой — и, в целом, не против воли – частью Царской Российской империи. Для православных россиян это было еще большим ударом, поскольку Русская Церковь никогда не принимала украинскую автокефалию и рассматривала создание независимых украинских церквей в 1920-х, 1940-х и снова в 1990-х годах как грехи против единства Церкви, расколы в духовном и каноническом, а также психологическом плане.

Однако 4 марта 2014 года президент России ответил на вопрос о нарушении Будапештского меморандума, охарактеризовав нынешнюю украинскую ситуацию как революцию, когда «возникает новое государство”. Но “с этим государством и в отношении этого государства мы не подписывали никаких обязательных документов». Россия заявила, что она никогда не была обязана «принуждать какую-либо часть гражданского населения Украины оставаться в Украине против ее воли». Россия предположила, что США нарушили Будапештский меморандум, охарактеризовав Евромайдан как «спровоцированный США государственный переворот».

В ноябре Путин заявил, что он не допустит военного поражения пророссийской стороны в гражданской войне на Донбассе, и заявил, что те западные правительства, которые поддерживают Киев, поддерживают русофобов. Затем, в марте 2014 года, последовало в основном бескровное вторжение и завоевание Украины “маленькими зелеными человечками” (то есть переодетыми российскими солдатами). 4 декабря Путин заявил, что аннексия Крыма в марте 2014 года была «историческим событием», которое не будет отменено, потому что Крым является «духовной основой России».

Как действия Путина на Украине, так и квазидуховное оправдание, данное им, сильно напоминают действия Милошевича в бывшей Югославии. В обоих случаях стратегия заключается в восстановлении рухнувшей коммунистической империи-государства путем разжигания этнических конфликтов в соседних государствах, которые отделились от империи. Затем вводятся войска под предлогом “освобождения” соплеменников от их якобы “фашистских” угнетателей. Однако наиболее поразительной параллелью действиям Путина на Украине является по-настоящему фашистское государство нацистская Германия в 1938 году, когда Гитлер разделил Чехословакию под предлогом спасения судетских немцев от их чешских угнетателей. И это не единственное сходство между режимами Путина и Гитлера… Эти сходства являются результатом не только общего близкого сходства между “тоталитаризмами-близнецами” коммунизма и фашизма, но и того факта, что Россия никогда не подвергалась программе “декоммунизации” в 1991 году, сравнимой с той, которой подверглась Германия в 1945 году.

На самом деле, сейчас она сама активно “рекоммунизируется”; как на оккупированных Россией территориях Украины, так и в самой России наблюдался расцвет советской “культуры”. Таким образом, изображения Сталина и жития проклятого вождя стали обычным явлением. Статуи Ленина и Сталина были восстановлены, а серп и молот и другие коммунистические символы снова появились во многих местах (даже в сочетании с Крестом Христа!).

Украина, напротив, с огромной скоростью сносит статуи Ленина по всей стране; были проведены подлинные выборы; и совсем недавно, что немаловажно, президент Порошенко и украинский парламент приняли закон, целью которого является окончательная декоммунизация Украины.

Законодательство состоит из четырех законопроектов. В первом приводится длинный список движений и организаций, которые боролись за независимость Украины от Советов. “Табу” на эти организации теперь снято, и их деяния могут открыто и свободно анализироваться историками и другими лицами, не опасаясь репрессий. Второй законопроект открывает архивы спецслужб, тем самым делая возможной беспристрастную историографию и судебное преследование коммунистических преступников. В третьем законопроекте говорится, что Вторая мировая война началась в 1939 году с пакта Молотова-Риббентропа, а не в 1941 году с нацистского вторжения в Советский Союз. Четвертый законопроект запрещает “пропаганду коммунистического и/или национал-социалистического тоталитарных режимов” в Украине.

“В дополнение, — пишет Александр Мотыль, — к пропаганде сноса коммунистических памятников и общественных символов и переименованию улиц и городов законопроект пытается провести различие между материалами, пропагандирующими коммунистический и нацистский режимы, что запрещено, и теми, которые выражают прорежимные взгляды, что не будет считаться незаконным… Предположение, лежащее в основе [четырех] законопроектов, заключается в том, что, поскольку коммунизм и нацизм были одинаково злыми идеологиями, осуждение одной обязательно влечет за собой, как логически, так и морально, осуждение другой. Если денацификация имеет решающее значение, то и декоммунизация тоже имеет решающее значение”.

Конечно, законодательство — это одно, а его полное выполнение — совсем другое; и следует признать, что до путинского вторжения в 2022 году влияние неосоветских баронов-разбойников все еще сильно ощущалось на Украине, и не только на оккупированных территориях. В частности, есть свидетельства того, что российский КГБ все еще имел сильное влияние в украинских вооруженных силах. Тем не менее, эти законопроекты, датированные 2015 годом, были именно тем законодательством, которое служит доказательством того, что страна серьезно относится к декоммунизации самой себя. Естественно, это представляет собой крайнюю идеологическую угрозу для таких, как Путин и его “совки”, которые не намерены подвергаться декоммунизации. Как пишет Сергей Екельчик: «Украинская революция 2014 года угрожает идеологии путинского режима. Она ставит под сомнение идентичность России. Она бросает вызов плану России по восстановлению своего влияния в регионе. Она также показывает, что путинский режим может быть уничтожен народной революцией. Неудивительно, что Россия отозвала своего посла из Украины и отказывается признавать новое правительство страны…»

Патриарх Московский Кирилл полностью поддерживает украинскую политику Путина, даже несмотря на то, что она еще более губительна для его церкви, чем для государства, поскольку делит его паству пополам. Существует реальная возможность того, что значительная часть украинской части МП, в настоящее время крупнейшей православной юрисдикции в стране, может покинуть МП и присоединиться к другим юрисдикциям (таким как Киевский патриархат) или провозгласить свою собственную автономию. Это было бы сокрушительным ударом по МП, поскольку она ведет борьбу не только с тем, что она называет украинскими раскольниками, но и с Вселенским Патриархом Варфоломеем, который их поддерживает. Украинские епископы, похоже, лояльно поддерживают новое правительство в Киеве (даже если симпатии некоторых, вероятно, на стороне Москвы; отсюда и бесцеремонное отношение украинского правительства к ним); они умоляли Путина не вторгаться на суверенную территорию Украины и благословили украинских солдат защищать свою родину от вторжения. Патриарх Кирилл, напротив, на 150% поддержал путинскую “священную войну”, заявив, что он надеется, что украинцы не будут сопротивляться российской армии! Более того, по данным российских СМИ, пресс-служба МП заявила, что “русский народ — это нация, разделенная на своей собственной исторической территории; он имеет право воссоединить ее в единый государственный организм”. Что это может означать, если не то, что вся Украина должна быть поглощена Российской Федерацией? Но это то, чего даже Путин (или “Путлер”, как его сейчас часто называют в российском Интернете) не осмелился утверждать – хотя он не возражает против того, чтобы его приспешники, такие как Жириновский и Дугин, публично высказывали эту идею… Но если Украина выйдет из состава Российской Федерации и создаст свою сферу влияния, то возникает дополнительная опасность того, что сепаратистские движения вспыхнут внутри самой Российской Федерации. Это может начаться среди крымских татар, а затем распространиться на другие регионы, такие как Северный Кавказ и Татарстан. Тогда Турция, возможно, решит встать на сторону российских мусульман-суннитов…

Это, в свою очередь, создает дальнейшую опасность того, что Путин заключит союз с иранскими шиитами и объявит священную войну суннитскому исламу, начав с кавказских племен на своей южной границе, продолжив поглощением уже наполовину завоеванной Грузии, а затем перейдя к раздираемой войной Сирии, Турции, Саудовской Аравии. Аравия (которую он поклялся “уничтожить” в августе 2013 года) и Израиль… Действительно, путинский пропагандист Александр Дугин, который считает, что Путин — это буквально “все”, вероятно, выступал в роли голоса своего хозяина, когда сказал 4 января 2016 года: “Культура ожидания солидарности с шиитами, общая борьба вместе с ними против нашего общего врага — базирующегося в Америке ультрарадикального псевдоисламизма в Сирии, Ираке, Йемене, Бахрейне, повсюду — это наш долг как россиян. Российско-шиитский союз — это не только геополитическая необходимость, он основан на глубоких духовных корнях. Один аятолла в Куме во время беседы со мной назвал это Культурой ожидания. Мы действительно ожидаем прихода Лучшего мира и окончательного явления нашего божественного Наставника. США, НАТО и их ближневосточные ставленники и марионетки (Саудовская Аравия или Катар, а также Израиль) являются препятствиями на пути ко Второму пришествию. Они обречены. Саудовский режим должен умереть первым. Они всего лишь узурпаторы и лжецы. Это своего рода евразийская фетва. Слава шейху Нимру ан-Нимру [шиитскому лидеру, казненному саудовскими властями в 2016 году]”.

Однако недавнее (2023 год) примирение, организованное лидером китайских коммунистов между Ираном и Саудовской Аравией, должно приостановить любые подобные планы – по крайней мере, на некоторое время…*

Что касается Украины, то Путин очень “творчески” смешивает Бога и Маммону. Его “духовные” пропагандисты рассуждают в таком ключе: “Малороссия” веками была частью Русского православного государства, и поэтому восстановление Украины в составе России – и особенно Крыма, где русское православие началось с крещения святым Владимиром в Херсоне в 988 году, – это просто историческая справедливость. Эта справедливость подкрепляется многочисленными языковыми, кровными и религиозными узами, которые объединяют две страны; Украина является неотъемлемой частью “русского мира”.

Что касается Донбасса, то это восстановление бывшего советского государства, основанного в этом регионе в 1919 году. Таким образом, 12 февраля 2018 года «Донецкая Народная Республика» будет отмечать 97-ю годовщину основания Донецко-Кировоградской республики, основанной большевиками в 1919 году. Ничто так ясно не иллюстрирует коммунистическую природу и преемственность этих республик, созданных Путиным на Востоке Украины.

Ибо Путинская Российская Федерация претендует на то, чтобы быть законной преемницей как Российской империи, так и Киевской Руси, восходящей к Святому Владимиру (отсюда претензии на Крым), и Советского государства, восходящего к Ленину (отсюда претензии на Донбасс). Однако на самом деле ни Россия, ни Украина не могут претендовать на то, чтобы быть правопреемниками Российской империи на своей территории. Ибо ни одно из государств не является истинно православным; оба борются – на данный момент Украина более успешно, чем Россия, – за освобождение от своего советского наследия, на пути к восстановлению, как мы надеемся, той истинно православной государственности, которую они оба предали во время русской революции… “Духовные” пропагандисты утверждают, что, поскольку Украина веками была частью России, Путин имеет право и обязанность “вернуть” ее и даже силой вернуть в состав исторической Российской империи. Так, православный публицист Михаил Назаров пишет: “Украина (Малороссия), как историческая колыбель Руси, есть часть тысячелетней России, которая нам дорога, и для нас она не чужое государство, а часть нашего народа, искусственно и незаконно отрезанная от нас врагами против своей воли”. “Против своей воли”? Конечно, нет. Нравится ли кому – то решение украинцев остаться отдельно от Российской Федерации или нет, не может быть никаких сомнений в том, что это то, что они выбрали- и свободно. В 1991 году, когда Советский Союз начал разваливаться, украинцы решительно проголосовали за независимость.

Михаил Назаров

Стоит вспомнить данные опроса, чтобы понять, насколько решительным было это решение в каждой части Украины, включая русскоязычные регионы Крыма и Донбасса. Таким образом, за независимость проголосовали 92,3% населения в целом. В русскоязычных областях Луганской и Донецкой большинство составляли 83% и 77% соответственно, в то время как в Крыму большинство составляло 54%…

Защита Назаровым вторжения была сделана в контексте яркого диалога о войне на Украине между ним и настоятельницей (ныне игуменьей) Евфросинией (Молчановой) из Леснинского монастыря во Франции. По сути, его позиция состоит в том, что, поскольку современная Россия, несмотря на все ее бесспорные пороки, остается Третьим Римом и, следовательно, последним оплотом истинного христианства — потенциально, если не фактически — против реальной и величайшей угрозы цивилизации в современном мире, еврейско-американского антихриста, ее следует поддержать против Украины, сатрапа Америки. Давайте рассмотрим его аргумент более подробно.

В каком-то смысле антиамериканизм Назарова напоминает полемику Александра Дугина, который также играет с концепцией “Москва – Третий Рим” и выражает ненависть к Америке настолько сильную, что демонстрирует, что, хотя он, возможно, и отказался от идеологии советской эпохи, он ни в коем случае не был изгнан из ее правящего духа: «Тревожная и зловещая страна по ту сторону океана. Без истории, без предания, без корней. Искусственная, агрессивная, навязчивая реальность, начисто лишенная духа, сосредоточенная лишь на материальном мире и технической эффективности, холодная, безразличная, сияющая неоном реклам, бессмысленной роскошью; оттененная патологической нищетой, генетическим вырождением, разрывом всех и всяческих связей между людьми, вещами, природой и культурой. Результат чистого эксперимента европейских рационалистических утопистов».

Александр Дугин и Сбигнев Бжезинский

«Она утверждает сегодня свое планетарное господство, триумф своего образа жизни, своей цивилизационной модели надо всеми народами земли. Над нами. В себе и только в себе видит она “прогресс” и “нормы цивилизованности”, отказывая всем остальным в праве на собственный путь, на собственную культуру, на собственную систему ценностей».«Как удивительно точно напоминает все это пророчества о приходе в мир антихриста…»

«Закрыть Америку-наш религиозный долг…»

Назаров не говорит о “закрытии” Америки (тем более о превращении ее в “ядерный пепел”, как это делает другой путинистский пропагандист Дмитрий Киселев). Но он принимает путинистскую теорию о том, что в русско-украинской войне именно Америка воюет с Россией под украинским флагом, и что Америка-Антихрист. И только по этой причине, по его мнению, правильно – действительно, жизненно важно и долг каждого православного христианина — поддерживать российскую сторону.

Игуменья Леснинского женского монастыря Евфросинья Молчанова

И это при том, что, как справедливо отмечает Молчанова, страдают и умирают именно русские и украинцы, а не американцы. Ибо “Я могу согласиться с вашим пониманием того, что должно быть, — пишет он Молчановой, — но не в вашем понимании того, что действительно происходит и могло бы быть в современной России”.

И поэтому он начинает свой аргумент так: «Богу было угодно, для раскрытия человечеству духовного смысла истории, чтобы наиболее антихристианский народ, готовящий царство своего мошиаха-антихриста, оказался на территории наиболее христианского, Третьего Рима, и вступил в апокалиптический конфликт с ним. Для сокрушения православного Царства были мобилизованы все внешние и внутренние антирусские силы. Множились и отступнические грехи российской верхушки, что стало внутренней причиной крушения. Но оно было попущено Господом как последнее средство нашего вразумления «от обратного».

Такое вразумление еще не произошло на государственном уровне и, может быть, так и не произойдет. Но есть ли в мiре другой народ с таким опытом противостояния силам антихриста и с таким знанием смысла истории, как образумившаяся часть русского народа, хотя и очень малая (упомянутые три процента)? Где же в мiре в наше время имеются более благоприятные условия для создания Стана и Града?»

Пока можно согласиться с Назаровым. Русский народ действительно имел уникальный опыт противостояния власти Антихриста в форме советской власти, и поэтому разумно предположить – и вполне в согласии с пророчествами святых – что Россия в будущем должна стать последним прибежищем Истинного христианства во время царствования личного Антихриста. Проблема в том, что число “образумившихся” гораздо меньше тех трех процентов, о которых он упоминает, а советский антихрист все еще находится у власти в своей путинистской мутации, за которой следует подавляющее большинство русского народа. Поэтому в данный момент они находятся не в Стане и Граде Святых, а в лагере и городе Гога и Магога – Антихриста. Подразумевается, что путинский режим должен быть уничтожен, прежде чем Святая Русь может быть воскрешена…

Он продолжает: “Давайте, однако, разберемся в сущности нынешнего постсоветского режима РФ. Вы пишете: «современная власть и советская – одно и то же… Путинский режим всегда и везде исповедует себя прямым наследником советского режима, который по словам Архиеп. Нафанаила (Львова) «оправдывает, обеляет, и восхваляет величайшие жестокости, обманы, насилия и вообще попрание всех Божеских и человеческих законов, наибольшие преступления, когда-либо бывшие в человеческой истории» «.

«Ваше неприятие и советского режима, и недостойных правителей РФ я разделяю, но вижу их сущность в другом. Чтобы сэкономить себе время (устал уже писать), приведу отрывок из заключительной 25-й главы «Миссии русской эмиграции» (2014), которую тут следовало бы подсократить, но не удается. Этот анализ я считаю важным для понимания и сущности всей нынешней мiровой расстановки сил, и для правильного отношения к этому духовенства, «воспитанного с младенчества в РПЦЗ, живущего на Западе, но всегда считавшего себя русскими».

«Нынешний режим в РФ, конечно, противоречит русской национальной традиции, исторической правде, попирает духовные ценности и разлагает народ. Повсеместно бережно сохраняется советская топонимика, символика и памятники палачам-богоборцам, вандалам-разрушителям России (а их разрушение называется «вандализмом»), по-прежнему празднуются или лукаво перелицовываются коммунистические праздники. Это не что иное, как продолжающееся богопротивление, которое лишает нашу страну Божией помощи».

Верно, тоже верно. И тогда естественно возникает вопрос: если Бог лишает это проклятое государство помощи, почему какой-то русский должен его поддерживать? Разве сторонники путинского режима не противостоят таким образом Богу? Как может быть добро из поддержки такого явного зла, которое Бог — по собственному признанию Назарова — отказывается поддерживать?

«Однако всё же называть этот режим «советским и чекистским» неточно. Это богопротивление другой разновидности, ближе к западной».

«Еще в годы Холодной войны Запада и СССР видные идеологи РПЦЗ архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев) предвидели это перерождение советского режима (см. в главе 24) и уже тогда отмечали: «Богоборческий марксо-коммунизм, или большевизм, борьбу с которым ставят себе главной задачей все национально-настроенные русские люди-патриоты, является всего лишь одним из детищ, злым порождением этого «мiрового зла». Бороться только с ним это значит – рубить ветви, не замечая ствола и корня, их породившего и их питающего» [Аверкий (Таушев) архиеп. Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь // Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Джорданвиль. 1975. Т. II. С. 514-515]. С тех пор режим тем более изменился в направлении того основного «ствола», от которого вырос. Вот лишь несколько основных различий прежнего и нынешнего режима».

В современном мире преобладают три великие лживые идеологии – идеология индивидуальных прав человека, или либерализм, идеология индивидуальных национальных прав, или национализм, и идеология коллективных прав человека, или коммунизм. Они подобны трем нечистым духам, видимым Богом-провидцем: “…и видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам…” (Откровение 16.13). Хотя все они имеют корни, уходящие в глубь человеческой истории, все они вышли на открытое пространство вместе примерно в одно и то же время и в одном и том же месте – во Франции во время Французской революции.

В этом смысле все они-дети одного и того же мирового зла, и совершенно верно, что для того, чтобы бороться со злом в корне, необходимо осознавать все три ветви зла».

Назаров продолжает: «1. Коммунистическая идеология сейчас в РФ не является государственной. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (ст. 13 конституции РФ), – хотя на практике это выливается в государственную «демократическую» идеологию подражательства западным либеральным принципам легализации греха. В РФ из-за консервативности нашего народа еще не дошло до насаждения однополых браков, инцеста, эвтаназии и т.п. – это в глазах отчаявшихся нормальных европейцев даже делает РФ оплотом «христианских ценностей»».

Путин попытался включить все избирательные округа в свою доктрину “суверенной демократии”. Эта доктрина фактически означает, что Россия — “демократия”, а Путин-ее суверен. Таким образом, как пишет Роджер Бутл, “Вместо уставшей и прогнившей системы ценностей коммунизма главной ценностью и целью современного российского государства является просто pro bono Putino…” Но и это тоже является квинтэссенцией коммунизма, ибо в конечном счете Ленин и Сталин правили не в интересах кого-либо, кроме самих себя, как абсолютные диктаторы, готовые убить кого угодно, чтобы остаться у власти.…

Конечно, путинский режим не марксистско-ленинский. Однако дух коммунизма все еще ощутим, и возрождение советской символики, и почитание коммунистических героев, в том числе и Сталина, вряд ли дает основание полагать, что коммунизм старого образца мертв. Прежде всего, сохранение мавзолея Ленина с его гниющим трупом-явный признак того, что прошлое только и ждет, чтобы прыгнуть назад, как зомби, в настоящее…

«2. Экономическая система РФ не социалистическая, а полная ей противоположность – т.н. капиталистическая в ее худшем варианте: криминально-олигархическая. Народное достояние после крушения СССР прихватизировано номенклатурой КПСС и ее доверенными лицами, причем государственный сектор экономики в РФ во многих доходных отраслях даже меньше, чем, например, в Германии или скандинавских странах – в РФ всё самое ценное (вопреки государственной пользе) сразу было отдано на откуп приближенным к власти новосозданным миллиардерам, которых государство даже подпитывает из госбюджета в кризисные моменты».

Итак, российская экономика формально не является социалистической; она была отдана на откуп путинским дружкам, “олигархам”. Но Путин может вернуть себе любой из этих активов в любое время, когда захочет. Посмотрите, как он захватил активы Ходорковского, а потом бросил его в тюрьму. Возможно, это не социалистическая экономика. Но это, безусловно, мафиозная экономика, экономика, захваченная ворами, а затем разделенная между ворами, с Путиным в качестве главного вора, контролирующего распределение.

«3. В отличие от СССР, свобода слова в РФ не под тотальным запретом с угрозой репрессий за любую инакомыслящую бумажку, а осуществляется на западный манер: это полный контроль за главными СМИ («чего нет в СМИ – того не существует») при допущении «свободы писка» в малотиражных изданиях и интернет-блогах. Хотя и эта частная область свободы постоянно сокращается, список запрещенной литературы растет, ст. 282 УК РФ непрерывно работает, однако всё же у каждого думающего человека при желании есть возможность найти и прочесть правдивую информацию в интернете. Даже на центральных телеканалах, которые заполонены советскими и неосоветскими фильмами (например, о гражданской войне), иногда прорываются и правдивые версии, как и документальные фильмы о дореволюционной России, революции, коллективизации, ГУЛаге. Правда, в основном «антисоветизм» подается в западнической трактовке, и в теледискуссиях о советском периоде участвуют обычно западники и коммунисты (например, Сванидзе vs Кургинян), а русская православная оценка не допускается, ибо она показала бы ложь тех и других».

«Несомненна общая «совпатриотическая» тенденция нынешней власти с сохранением своей преемственности от СССР как в символике, так и в системе школьного образования и во внешней политике. Однако называть это «восстановлением советского режима» всё же неверно. Цель Путина и его правящего слоя, вышедшего из КПСС и КГБ, иная: отмыть и облагородить ушедший советский строй как собственное прошлое и как легитимную преемственную основу своей власти, выпятив его научно-технические, военные, спортивные и прочие достижения, и особенно – победу в ВОВ, которая превращена в некий истерически-религиозный ритуал. Эта неосоветская мифология, с явным ущербом для престижа нашей страны в глазах восточноевропейских соседей, насаждается не в идеологических, а в прагматических целях из нежелания личного покаяния нынешних правителей за их соучастие в укреплении богоборческого марксистского режима и за служение ему. Поэтому продолжается оболванивание народа, поощряется его «совковость» и духовная малограмотность вкупе с западным либеральным развратом через ТВ – ибо таким народом проще управлять посредством дозируемых материальных благ. Но ведь это основной принцип западной демократии, а не коммунистического строя с его «Моральным кодексом». (Кстати, примерно так же, без всякого покаяния, США посредством Голливуда «облагородили» и отмыли свой расистский геноцид индейцев, а французы – богоборческую Французскую революцию.)»

Здесь Назаров очень красноречиво высказывается против Путина. Как после всего этого можно утверждать, что его режим, претендующий на то, чтобы быть, а по существу и по духу, преемником советского режима, должен быть поддержан в братоубийственной войне против нации, которая борется за освобождение от своего советского прошлого? Напомним себе некоторые факты, которые Назаров, кажется, забыл.

Русская Православная Церковь столкнулась с вопросом о том, правильно ли было повиноваться и поддерживать Советское государство очень скоро после революции, и пришла к однозначному ответу: Советское государство проклято Богом, и ни один исповедующий православие христианин не может его признать. Уже 11 ноября 1917 года на Поместном Соборе Российской Церкви в Москве было объявлено, что Советская власть “произошла от антихриста и одержима атеизмом”: “Открытая борьба ведется против христианской веры, против всего святого, высокомерно унижая все, что носит имя Божие (II Фессалоникийцам 2.4) … Но ни одно земное царство, основанное на безбожии, не может уцелеть: оно погибнет от внутренних распрей и партийных раздоров. Таким образом, из-за своего исступленного атеизма государство Россия падет… Для тех, кто использует единственную основу своей власти в принуждении всего народа одним классом, не существует ни родины, ни святого места. Они стали предателями Родины и спровоцировали чудовищное предательство России и ее истинных союзников. Но, к нашему огорчению, до сих пор не возникло правительства, достаточно единого с народом, чтобы заслужить благословение Православной Церкви. И таких не будет на русской земле, пока мы не обратимся с мучительной молитвой и слезами покаяния к Тому, без Кого мы тщетно трудимся, чтобы заложить основы…”

Эта позиция была подтверждена и скреплена Святейшим Патриархом Тихоном в его знаменитой анафеме против большевиков 18 января / 1 февраля 1918 года, которая через несколько дней была с энтузиазмом одобрена всем Собором. Святейший патриарх, принявший мученическую смерть за Веру в 1925 году, призывал верующих “не иметь никаких дел” с “этими извергами рода человеческого”, большевиками. Некоторые утверждали, что эта анафема была адресована только отдельным большевикам, которые совершали акты святотатства против Церкви и верующих. Однако в 1923 году патриарх подтвердил, что предал анафеме именно “советское государство”. Причем анафема пала не только на большевиков, но и на всех, кто с ними сотрудничал.

Патриарх Тихон (Беллавин) патриарх Московский и всея России

Анафема на государство беспрецедентна в православной истории. Единственная возможная параллель-это фактическое объявление войны Юлиану Отступнику Василием Великим и Григорием Богословом. Истинно Православная Церковь и Советское государство были и остаются непримиримыми врагами…

Назаров продолжает: «5. Эта «неосоветизация» основана также на психологической народной ностальгии по государственному порядку в СССР, более устойчивому уровню жизни, меньшей преступности и большему социальному равенству, а также – на ностальгии по утраченной «имперской» государственной мощи (военной, геополитической)».

«6. Такую ностальгию подпитывает и нынешняя нагло антироссийская политика США и их европейских вассалов, с циничной ложью «двойных стандартов» и науськиванием на РФ всех ее противников. В отпоре такой западной русофобии правители РФ привычно прибегают к инерции недавней Холодной войны, «патриотически» обеляя и оправдывая советскую внешнюю политику уже в оборонных, а не былых, агрессивных целях (отсюда и восстановление прагматичных союзов с коммунистическими и левыми режимами). Но это в свою очередь подпитывает западные утверждения, что РФ продолжает советскую агрессивную политику».

Что, конечно, так и есть! На самом деле не может быть никаких сомнений в том, что после вторжения в Грузию в 2008 году режим Путина стал не менее агрессивным, чем был Советский Союз, хотя и с более слабой силовой базой. Главное отличие, на самом деле, заключается в реакции Запада, которая была гораздо более нерешительной и разделенной, чем в прошлом, во многом из-за успешной пропагандистской войны, которую вели пропагандисты Путина по всему миру.

«7. Более всего правящему слою РФ хотелось бы быть принятыми в западной «общечеловеческой семье» с ее апостасийным курсом. В конституции РФ 1993 г. статья 15 п. 4 уже закрепляет примат международного права над российскими законами. Правители РФ мечтают даже войти в состав мiровой закулисы (прощая ей все ее преступления против исторической России), – как это откровенно признал генеральный директор информационно-аналитического агентства при управлении делами президента Путина А.А. Игнатов:

«Ключевым фактором, влияющим на современные глобализационные процессы, является деятельность Мiрового правительства. Не вдаваясь в душераздирающие подробности, рисуемые нам многочисленными теориями заговора, следует признать, что эта надгосударственная структура вполне эффективно исполняет роль штаба «Нового мiрового порядка». Однако в своей работе эта организация ориентируется на интересы малочисленной элиты, объединенной этническим родством и инициацией в ложах деструктивной направленности. Данное обстоятельство – узурпация власти в Мiровом правительстве хасидско-парамасонской группой – требует скорейшего исправления… Российская элита должна войти в Мiровое правительство и его структуры… иметь возможность влиять на решения, принимаемые тайными международными структурами власти» [Игнатов А. Стратегия «глобализационного лидерства» для России // Независимая газета. 2000. 7 сент.].

Однако сейчас эта новость наверняка устарела. В 1990-х и начале 2000-х годов КГБ, безусловно, имело смысл внедрить российских лидеров в мировую элиту, поскольку российские лидеры активно участвовали в глобализации ради максимизации своих неправедных и преступных доходов. И нет никаких сомнений в том, что мировая элита, вероятно, действительно дала бы русским “место на доске” — до тех пор, пока они играли по их правилам (надо помнить, что Ельцин стал масоном в 1992 году.) Но когда они вторглись в Украину в 2014 году, они нарушили эти правила. И вот группа ведущих экономик «Большой восьмерки» изгнала Россию — теперь это «Большая семерка» – и последовали санкции. Теперь у России есть выбор: играть по правилам Запада или принудить его выполнять волю России принудительными средствами…

«8. Поэтому нынешняя «неосоветизация» Путина – всего лишь симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») – копия, не имеющая оригинала в реальности. Своим обращением к советской символике (как и паразитированием на дореволюционной истории, и «перезахоронением» наследия русской эмиграции) нынешняя власть лишь пытается замаскировать свою разрушительную суть и получить легитимацию в глазах собственного народа. И обличать нынешних правителей РФ нужно именно в этом главном – в богопротивлении западно-олигархического, компрадорского типа (еще хуже с этим на Украине), без «истинно антикоммунистического» драмирования. Нынешнее «демократическое» разложение народа даже опаснее, чем был грубый и лживый советский диктат. Тогдашнюю ложь «коммунизма» по ее партийной тупости было легче распознать, чем нынешнюю ложь, когда она имеет сотни новых масок «добра» и новых проявлений, в которых истина просто топится в океане новой лжи, а не грубо запрещается прежними методами. И, к сожалению, всё это конформистски покрывается церковным руководством, которое и само заинтересовано в «отмывании» советского режима, чтобы не каяться в служении ему».

Назаров здесь спорит сам с собой. Если при Путине советская ложь была заменена еще более тонкой и опасной, то конечно, его режим должен быть еще более решительно отвергнут! Однако Назаров указывает здесь на худшую ложь из всех, происхождение которой отнюдь не Западное, а Восточное: что его режим именует себя “православным”. Архимандрит Константин (Зайцев) Джорданвилльский однажды сказал, что величайшим преступлением Советского государства было создание Советской церкви, МП. Путинский неосоветский режим превзошел старый, заявив, что сам является православным. Это самая большая ложь из всех – и до сих пор чрезвычайно успешная.

«9. Однако слишком часто критика нынешней власти «истинными антикоммунистами» не отличает симулякра от сути власти, а ее интересов от национально-исторических прав нашего народа – отсюда такое поразительное явление, как поддержка «истинными антикоммунистами» укроамериканской революции на Украине и ее карательной войны против восставшей Новороссии («Боже, даруй украинцам и русским победу над чекистской РФ»). То есть эта слепая кичливая «истинность» превращается в ту же русофобию, мало отличимую от западной, и реализация их призывов фактически может привести только к замене одних олигархов другими (что и произошло на Украине в 2014 г.)».

Надо восхищаться изобретательностью Назарова, поддержавшего преданный анафеме чекистский режим Путина, даже приводя массу превосходных доводов, почему он уничтожает русский народ! Он считает, что свержение Путина и его олигархов приведет лишь к появлению еще одной банды преступников. Возможно – хотя трудно представить, что могло бы быть хуже, чем сейчас. Ясно одно: если Путин останется у власти и завоюет Украину (с помощью «неистинных антикоммунистов» вроде Назарова), то уже достигнутый прогресс в декоммунизации страны будет обращен вспять-ценой, вероятно, сотен тысяч российских и украинских жизней. Более того, почти наверняка Запад вмешается еще до того, как будет завоевана вся Украина, что непременно приведет к величайшей и самой разрушительной войне в истории.

«10. В такой ситуации, вспоминая опыт русской эмиграции и помня о «хрупкости России», нравственно оправдан не выбор одной из сторон в этой конфронтации между планами мiровой закулисы и планами Путина, а позиция русской православной «третьей силы» в отстаивании исторических прав и традиции нашего народа в уповании на Божию помощь… (…)»

На первый взгляд этот неожиданный поворот в рассуждениях Назарова привлекателен. Почему бы нам не отвергнуть и путинскую “суверенную демократию”, и украинскую “западную демократию” в этой войне, заняв нейтральную позицию за спиной этой ортодоксальной “третьей силы”? Беда в том, что кроме того, что нейтралитет невозможен, а сам Назаров отнюдь не нейтрален, непонятно, что это за “третья сила”. Это не может быть насквозь советизированный и еретический МП (Московский Патриархат прим. ред.). Это не может быть РПЦЗ-А (которая изгнала Назарова!). Имеет ли он в виду будущего Истинного православного Царя, о котором говорится в нескольких пророчествах? Если так, то почему он не упоминает о нем открыто?

Правда в том, что русский народ сегодня подобен израильтянам в Египте, но без Моисея. Задача Назарова, по-видимому, состоит в том, чтобы примирить их с правлением фараона, не упоминая о возможности Моисея. Как будто он говорит: “Да, фараон злой и деспотичный, но мы должны повиноваться ему и поддерживать его во всех его злых войнах, потому что на самом деле существует еще большая угроза нашей вере и государственности, исходящая из-за Тигра и Евфрата…”

Но как бы ни была велика угроза, исходящая от западной цивилизации, непосредственной и гораздо большей угрозой спасению (как в личном, так и в национальном смысле) русского народа должна быть угроза, исходящая изнутри России, от неосоветского государства Путина и неосоветской (и экуменистской) церкви Гундяева. Бог не ожидает, что русский народ спасет (или уничтожит) Запад прежде, чем он спасет себя; милосердие начинается дома, как и сопротивление злу (Давид сказал: “Уклоняйся от зла”, а затем “делай добро»). Русская революция была создана в основном русскими, 80% из которых проголосовали за социалистические партии в 1917 году без какого-либо значительного поощрения со стороны Запада. Теперь их задача-полностью раскаяться в этом и выбросить из своей жизни последние остатки гнилой закваски русской революции. Тогда, и только тогда, настанет подходящий момент обратиться к более широкому миру и избавить его от Евросодома и других связанных с ним зол, если это задача, которую им дает Бог.

«В данной полемике, досточтимая мать Евфросиния, основной водораздел мне видится в следующем. Старшие наставники в эмиграции учили меня, поначалу «просто антисоветчика», проводить различие между антинародными правителями и народом с его историческими законными интересами. В традиции РПЦЗ и всей русской православной эмиграции всегда было принято отделять русский народ с его историческими правами от преступного правительства. Именно так поступали отцы РПЦЗ, порицая западную русофобию, «Закон о порабощенных нациях», сепаратистскую политику Радио «Свобода». РПЦЗ всегда защищала территориальную целостность русского народа и исторической России даже при коммунистической богоборческой власти, уничтожившей десятки миллионов людей. Заявление против агрессии НАТО в защиту Сербии также было выпущено Синодом РПЦЗ несмотря на тогдашнего правителя-коммуниста Милошевича. И разве сегодня настоящая историческая РПЦЗ могла бы стать на сторону карателей «АТО», защитников ленинско-хрущевских границ никогда не существовавшего самостоятельного государства «Украина», укронацистов «Правого сектора» и их западных покровителей?»

Назарову следует быть осторожным: язык “прав”, будь то человеческий или национальный, — это западный язык, заимствованный из французской революции: ему нет места в рассуждениях о Божьих суждениях о народах. “Земля принадлежит Господу и вся полнота ее”, и Он дает ее тому, кому пожелает – временно и на доверии. Если мы верующие, то мы знаем, что Бог изменяет границы народов в соответствии со Своей справедливостью и ради спасения народов – всех народов, – живущих в них, а не из-за каких-то мнимых “прав”. Имеют ли евреи право править современным Израилем? Нет, не имеют! Даже Царь Израильский, Господь Иисус Христос, не уступил им прямо перед смертью, отдав “Кесарю Кесарево”; еще меньше Он дал им сразу после того, как они убили Его и рассеял их в изгнании по лицу земли. Имеют ли теперь русские право на всю бывшую Российскую империю? Ни в коем случае! “Хозяином земли Русской” при Боге был царь Николай II. Но русские убили законного владельца земли и захватили ее для себя. В результате часть русского народа была сослана, как евреи в древности, а остальные подверглись пыткам в самой России, теперь отданной новым хозяевам и под новым именем.

В 1994 году россияне подписали Будапештский меморандум, в котором Российская Федерация торжественно гарантировала целостность границ украинского государства. После этого русские постоянно вмешивались в дела Украины, в которых она по-прежнему имела немалую долю, вплоть до отравления ее демократически избранного лидера в 2004 году и вторжения в нее в 2014 году, заявив, что проявленная воля большинства украинского народа оставаться гражданами суверенного государства была иллюзией, созданной интригами ЦРУ. Давайте предположим, что Украина-такое же злое государство, как считают Путин и его приспешники, и что ее желание вступить в Европейский союз ошибочно (в чем я уверен). Дает ли это Российской Федерации, мафиозному государству, объявившему себя правопреемником анафематизированного Советского Союза, право нарушать свои международные соглашения и вторгаться в Украину? Ни в коем случае – даже если бы это был Третий Рим, которого, как доказал сам Назаров, уж точно нет!

Не прав и Назаров, утверждая, что отцы РПЦЗ проводили строгое различие между “плохими” правителями СССР и “хорошими” людьми. Наоборот: и архиепископ Аверкий, и святитель Иоанн Максимович заявили, что весь русский народ виновен в грехах клятвопреступления и цареубийства, тем самым подвергнув себя не только анафеме 1918 года на тех, кто сотрудничал с советской властью, но и проклятию Собора 1613 года на тех, кто предаст династию Романовых. Конечно, истинное покаяние уничтожает все грехи; и Святые новомученики, вместе с лучшими христианами Катакомб и Заграницы, своим исповеданием и делами доказали, что они уже не находятся под проклятием. Но ни в коем случае не весь народ…

В первый день Великого поста Церковь читает следующие слова Пророка Исаии: “Вся голова в язвах, и все сердце исчахло; от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места” (1,5-6). И если нам возразят, что вожди хуже последователей, мы можем согласиться – с этим важным условием: “если слепые следуют за слепыми, то оба падают в яму” (Матфея 15.14). Ибо, как снова говорит Исаия: “ Старец и знатный, — это голова; а пророк -лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво” (9.15-17).

Поэтому давайте отбросим все разговоры о “правах”. Народ, который согрешил, как согрешил православный русский народ, не имеет никаких прав! Он может только просить милости у Праведного Бога, понимая, что “все согрешили и лишились славы Божией” (Римлянам 3.22). Действительно, именно за те привилегии, которые Бог дал им в прошлом – быть подданными истинно православного царя, иметь доступ к истинной вере и истинным таинствам, – они были наказаны более сурово, чем любой другой народ, и лишены всех своих прежних прав и привилегий, будучи более виновными, чем окружающие народы (даже американцы!). Ибо “ кому дано много, много и потребуется ” (Лк.12:48).

Назаров продолжает: «Однако никакой другой народ в мiре уже не имеет даже в такой минимальной степени (пусть это всего 3 % сознательно воцерковленных, как утверждают атеистические эксперты) того понимания смысла истории, какой сохранился в православном учении… Даже у духовно неграмотных русских патриотов и политиков это обнаруживается пусть в наивных, утопических, хилиастических верованиях и надеждах на особую «мессианскую» роль России в человеческой истории… Нам остается, несмотря ни на что, сохранять и распространять верное православное понимание русскости и верную оценку происходящего в надежде на Божию помощь достойным. Этот скрытый потенциал русского народа, могущий раскрыться при его верном духовном водительстве, весьма безпокоит мiровую закулису как неуничтожимый русский архетип, не совместимый с Новым мiровым порядком, поэтому мiровая система зла и продолжает сегодня превентивную войну против России независимо от ее режима».

Здесь мы подходим к сути путинистской веры Назарова. Русский народ, по его мнению, обладает особым “историософским” пониманием истории и особой продолжающейся ролью в ней. То есть Россия по-прежнему остается Третьим Римом, единственной силой, способной противостоять еврейско-американскому антихристу; она есть или будет “Градом и Станом Святых”. Однако он воздерживается говорить об этом открыто, потому что не хочет отождествляться с “духовно неграмотными русскими патриотами и политиками” и их “наивными, утопическими, хилиастическими убеждениями и надеждами на особую «мессианскую» роль России в истории человечества”. Но, конечно, он должен быть честнее: как показали его писания, он сам имеет определенные убеждения и надежды в мессианской роли России, хотя его надежды и убеждения, конечно, не являются “туземными, утопическими, хилиастическими”? Дело в том, что вполне можно верить в особую мессианскую роль России, полностью отвергая путинский режим и все его дела, как внутри страны, так и за ее пределами. Действительно, полное отрицание русской революции во всех ее воплощениях, в том числе и в настоящем, есть безусловное условие воскресения России как истинно православного государства. Ибо никак иначе нельзя снять с русского народа проклятие 1613 года и анафему 1918 года.

* Отношение Путина к украинцам колеблется между двумя крайностями: признанием того, что они и русские, по сути, являются одним народом, и неприятием украинцев как несуществующего народа, а, следовательно, недостойного иметь отдельную государственность. В челюстях этой шизоидно-щелкающей пасти сотни тысяч невинных людей с обеих сторон забиваются насмерть. Единственное решение состоит в том, чтобы превзойти уровень светской нации, которая относится к низшей категории души (dusha), и подняться к высшей категории духа (dukh) – то есть к супер-нации Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, внутри которой национальные различия имеют второстепенное значение. Однако в этом и заключается трагедия: за редким исключением, и русские, и украинцы, и все их политические и духовные лидеры не принадлежат к этой сверхнациональности, а остаются в недуховной сфере. Ибо “это чувственные люди, которые вызывают разделения, не имея Духа” (Иуда 19).

9/22 мая 2023 года.

Святой Николай Мирликийский.