Это было еще в Харбине. Там мной собирался — иногда — довольно многочисленный — собирался кружок молодежи. Такого безобразия, как сейчас, тогда еще не было, но оно — начиналось. Уже проявления некоторые были… Поэтому я членам своего кружка молодежи и раздал вот такую «Памятку православного христианина», которую сначала вам прочитаю, а потом — остановлюсь, вкратце, на некоторых ея пунктах.

ПАМЯТКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

Помни: ты сын (дочь) Православной Церкви. Это не пустые слова. Помни к чему это тебя обязывает.

Второе. Жизнь земная скоротечна. Не заметишь, как она промелькнет. Но ею определится вечная участь твоей души. Не забывай этого ни на минуту.

Третье. Старайся жить благочестиво. Молись Богу во храме, молись Богу дома: благоговейно, с верой, с преданностью воле Господней. Исполняй святые и спасительные правила Церкви, ея уставы и заповеди. Вне Церкви, вне послушания ей — спасения нет.

Четвертое. Дар слова — великий Божий дар. Он облагораживает человека, он неизмеримо подымает его над всеми другими земными творениями. Но как злоупотребляет этим даром теперь развратившееся человечество. Береги этот высокий дар и умей пользоваться словом по-христиански. Не осуждай, не празднословь. Как огня бойся сквернословия и соблазнительных речей. Не забывай слов Господа Спасителя: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься…»******* не допускай Лжи. Священное Писание грозно предупреждает: «Погубит Господь вся, глаголющия лжу…»********

Пятый пункт. Люби ближнего своего, как самого себя по заповеди Господней*********. Без любви нет христианства. Помни: христианская любовь самоотверженна, а не эгоистична. Не пропускай случая сделать дело любви и милосердия.

Шестое. Будь скромен, чист и целомудрен в делах, словах и мыслях. Не подражай развращенным. Не бери с них примера, уклоняйся от близости с ними. Без нужды не имей дело с неверующим: неверие заразительно. Соблюдай скромность и приличие всегда и везде, не заражайся безстыдными обычаями наших дней.

Тщеславия и гордости бойся и избегай. Гордость свергнула с небес высшего и могущественнейшего из ангелов. Ты помни: земля еси и в землю отыдеши… Глубоко смири себя.

Последний, восьмой пункт. Основная задача жизни — спасти душу для вечности. Это да будет главной задачей и заботой твоей жизни. Горе погубившим свою душу нерадением и безпечностью.

Господь да благословит тебя и поможет тебе.

Твой духовный отец.

По поводу этой «Памятки» хочу вам сказать несколько слов. Там говорится: помни, что ты сын (или дочь) Православной Церкви. Это значит, что христианин в труде, в отдыхе, в скромных, допустимых развлечениях — где угодно, должен всегда помнить, что он — член Православной Церкви. То есть, всегда давать себе отчет: православному христианину, послушному сыну Православной Церкви что — можно и чего — нельзя. Оценивать с этой точки зрения все, а не с точки зрения земной выгоды или невыгоды. Можно думать, что выгодно и что — невыгодно! но, предварительно — оценивать все, именно, с точки зрения верности своей вере и Церкви. И — началам христианской нравственности.

Сказано дальше здесь: жизнь земная скоротечна; не заметишь, как она промелькнет. Я помню, молодежь, ваши годы — тогда и мне казалось: ну, впереди еще целая жизнь! Какая она будет длинная, сколько еще будет пережито, наверное, интересного скоро! Сколько придется встретить всего впереди! А теперь, на семьдесят первом году я и повторяю вам: не заметишь, как она промелькнет…

Но тут дальше сказано, что ею определится вечная участь твоей души. Есть поговорка: «Что посеешь — то и пожнешь». Так вот, помните: в этой жизни происходит посев, а в вечности будет расти то, что посеяно здесь, а не что другое. Каким человек туда придет, с каким устроением своей души — с таким он придет туда, в вечный загробный мiр. Там только будет раскрываться и разрастаться то, чем он запасся здесь.

Тут сказано: старайся жить благочестиво, Молись Богу во храме, молись Богу дома. -Да, к сожалению, далеко не о всех, даже считающих себя православными христианами, можно с уверенностью сказать, что они, действительно молятся Богу и в церкви и дома. Увы! Домашнюю молитву так многие забросили! Иной — просто перекрестится, ложась спать или вставая утром, а иной — и этого не делает! Человек, который не привык благоговейно, внимательно Богу молиться дома — он и в церкви не сумеет молиться как следует. Бывает: человек придет в церковь, в ней — побывал, постоял, а ни разу не сосредоточился в молитве…

Не все из вас, может быть помнят поразительный пример из жизни царя Иоанна Грозного, когда на какой-то очень большой праздник, кажется — Рождества Христова или какой-то другой Великий праздник царь Иоанн выходил из церкви, окруженный свитой и народом. Служил тогда святой митрополит Филипп. А среди богомольцев — был один блаженный Христа ради юродивый, тоже — угодник Божий, кажется — Василий Блаженный.

И вот — царь выходит из церкви. С ним идет свита, следует множество народа. Юродивый подбегает к царю и говорит:
— Здравствуй, здравствуй Иванушка… А почему ты в церкви не был?
Тот говорит:
— Что ты говоришь? Я — откуда иду?
— Нет, нет, государь! В церкви — не было никого!
— Да что ты говоришь! И я — в церкви был. Вот — народ идет. Все они — из церкви идут!
— Нет, государь! В церкви были только владыка митрополит, да я, грешный. А ты, государь — ты был на Воробьевых горах!

Ошеломленный Иоанн так и остановился: он вспомнил, что, действительно, все главнейшие моменты божественной службы он думал о том, какой дворец у него строится на Воробьевых горах… (это- около Москвы). А святой прозорливый угодник Божий своим духовным взором проник в душу царя. И — увидал, что он Богу совсем не молился: телом присутствовал, а его мысль и сердце — были совсем в другом месте. Но — так не с одним Иоанном Грозным бывает…

Исполняй святые и спасительные правила Церкви, ея уставы и заповеди… Вот вам и пример один: устав Церкви о посте. Церковь призывает нас соблюдать посты. А как на это смотрят многие теперь? — Многие просто об этом не думают, отмахиваются от этого, а иные — еще смеются, говорят: «Ну, так это- пережиток! В наше культурное, образованное время только выжившие из ума старики да старухи могут о таких предметах думать. Зачем это? Совсем нелепость — не все ли равно Богу, что я буду есть: рыбу или мясо?»

Замечательно «мудрое» рассуждение, правда? -Что «Богу все равно, что я буду есть». Это все равно, что сказать: «Я не буду лекарство принимать, потому что доктору-то все равно, буду я принимать лекарство или не буду». Конечно, оно доктору не нужно, но оно нужно больному! Человек болен грехом. Церковь пост предлагает человеку как одно из средств духовного врачевания. А он говорит: «Богу то все равно». Да, Богу — конечно, не нужно, но это — тебе надо. Пост есть, во-первых, воздержание, обуздание человеком своих прихотей и — подвиг послушания Церкви. И в этом — его огромное духовное и нравственное значение.

Может быть некоторые из вас от меня уже слышали — я всегда это повторяю — как к преподобному Серафиму пришла одна верующая женщина, которая хлопотала о своей дочери — молодой девушке, чтоб выдать ее замуж за хорошего жениха. Пришла к великому старцу Серафиму посоветоваться, так сказать, на эту тему… Ясно, что для нея этот вопрос первостепенный, как и для ея дочери, потому что — нужно начинать новую семью! Тогда ведь не было безобразного теперешнего взгляда на брак! — Тогда это было — дело серьезнейшее в жизни! И вот она пришла с старцем Серафимом посоветоваться. А старец ей говорит: «Когда ты и твоя дочь будете выбирать подходящего человека, то прежде всего спросите, соблюдает ли он посты. И- помните (так преподобный и сказал): кто не соблюдает постов — тот не христианин, кем бы он себя не считал.» Ну-ка к этой мерке подгоните теперешнее человечество! — много мы христиан найдем? А ведь преподобный Серафим понимал христианство лучше всех нас. И вот, он так и сказал.

Я часто еще говорю (когда мне приходилось проповедь о посте говорить, в храме), я говорю: «Вот хорошо, много…, вероятно и тут есть такие, среди молящихся, которые — тоже говорят:
— Ну, что это посты — это не важно! Это не так важно!»
— А вот, — я говорю, — посмотрите на лики святых, которыми заполнен храм. Это были истинные христиане, правда? Покажите мне хоть на одного, который посты не соблюдал!

А вот люди так смотрят на это легкомысленно и сами себя лишают этого духовного врачевания. Причем досада, и смех и досада берет, оттого, что когда врач пропишет диету — так он будет старательно исполнять… Когда доктор скажет: вот тебе это вредно, так вот ты этого не кушай — послушается… А когда — Церковь говорит?

Дар слова — великий Божий дар. Береги этот дар, умей пользоваться словом по-христиански. Слово сказанное или слово печатное может для человека быть или — благодеянием, а может — человека морально убить. С одной стороны, Сам Господь, Сын Божий, Второе Лицо святой Троицы именуется также — Слово Божие. И, слово Божие, как учение Его, проповедуется Церковью. Это — наивысшая форма слова. А что такое — наинизшая? — Прочитайте журнальчики, которые издаются в Америке, да и где угодно — какой только грязи вы там не найдете! Я когда-то хотел получить представление о том, что печатают в этих «знаменитых», так называемых, порнографических журналах. От них — стошнить может!

Припомните не так давно читавшуюся в один из воскресных дней притчу Спасителя о богатом и Лазаре**********. Там говорится, что проживший эгоистически, для себя богач попал в адские мучения. Страшные мучения были во аде. Не написано в Евангелии, что бы он кого-то задушил, кого-то ограбил — этого нет! У него были большие средства, и он ими пользовался в свое удовольствие. И вот, умер — и попал в адские мучения. И вот там, когда он увидел Авраама и Лазаря на лоне его, то, как говорит святая притча, он просил Авраама, чтобы он послал Лазаря. Изнемогая от этих мучений в адском пламени, он просит, чтоб Лазарь хотя бы конец пальца обмочил в воде и прохладил его язык, потому что он страждет в этом пламени. Почему именно язык? — Вероятно, потому что, не совершая, может быть, никаких особых, страшных, как говорят, «смертных» грехов, но языком он болтал, болтал, да и наболтал… Так, что теперь, в адском пламени в особенности страждет, мучается, пламенеет его язык…

Вот и нужно нам помнить, как велик, драгоценен и как страшен дар слова. Как берегли этот дар, как к нему относились святые угодники Божии! Я вам приведу несколько примеров.

Вот один великий наставник иноков — преподобный Пимен Великий беседует с своими духовными детьми — молодыми иноками. Прочел им место из Евангелия, где Господь говорит: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься…«******* — вот то, что здесь, как раз. Преподобный Пимен посмотрел на учеников и говорит: «Чада мои! Где уж нам — оправдаться от наших слов… Будем, по крайней мере, стараться молчать» — Не говорить лишнее.

Другой великий угодник Божий, преподобный Арсений Великий говорит своему келейнику уже незадолго до своей кончины: «Сын мой! Как часто я жалел, что я не удержался и сказал что-то и — ни разу не пожалел, когда я промолчал…»

Еще один, тоже — великий угодник Божий, преподобный Сысой Великий, достигший такой святыни, что воскрешал мертвых своим словом, силой своей могучей веры. Так он, тоже — своему ученику, келейнику говорит: «Сын мой! Вот уж двадцать лет Господу молюсь: Господи Иисусе, защити меня от моего языка, я ничего с ним сделать не могу!» А ведь это говорил великий подвижник… А преподобный Агафон Великий, который и без того старался лишнего не говорить, не грешить языком — и то, был собой настолько в этом смысле недоволен, что три года проносил камень во рту. Три года подряд, вынимая его только тогда, когда ему надо было что-нибудь скушать или выпить. Три года подряд… И камень ему всегда напоминал: сказать — или, лучше — промолчать…

Смотрите, как они берегли этот дар! Как они к нему относились! И как легкомысленно мы относимся к нему ныне. От слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься…

Люби ближнего своего, как самого себя по заповеди Господней*********. Без любви нет христианства. Помни: христианская любовь самоотверженна, а не эгоистична. Не пропускай случая сделать дело любви и милости…

Святитель Иоанн Златоуст как-то о делах милосердия говорил:
— Господь, который сказал: «Блажены милостивые, яко тии помилованы будут»*********** — Он знает, что различен милования образ (это по- славянски) и широка заповедь сия.
То есть, способ оказать милость — различен. Самыми различными способами может человек оказать милость, благодеяние, помощь своему ближнему, и эта заповедь, действительно, широка, потому что она охватывает буквально всю жизнь. А если человек еще и старается творить ближнему добро и — творит, то Господь навстречу его доброму желанию посылает все больше и больше случаев таких, где он может ближнему помочь. А вы сами знаете, вероятно, как Господь высоко ценит добродетель милосердия. Настолько, что говорит, что кто помог нуждающемуся брату, тот помог Ему Самому.

Шестой пункт. Я вам читал уже: «Будь скромен, чист и целомудрен в делах, словах и мыслях. Не подражай развращенным. Не бери с них примера, уклоняйся от близости с ними. Соблюдай скромность и приличие всегда и везде, не заражайся безстыдными обычаями наших дней.» Между прочим, когда я тогда — помню — вот эту последнюю фразу писал: «не заражайся безстыдными обычаями наших дней», то перед глазами и в мыслях у меня были так называемые «пляжные панорамы», которые и тогда уже были. Которые стали обычным делом…

На пляжах гуляют и купаются вместе все. В каком виде — вы знаете. И все это считается нормою. И — все, кто угодно, казалось бы — самая скромная молодежь, взрослые — все. А в действительности, с точки зрения христианской чистоты и нравственности, это — безобразное бесстыдство! Соблазнительное, грязное и развращающее. И каким бы оно не сделалось теперь обычным — все равно, с точки зрения христианской нравственности — это будет так. Вы сами, наверное, с ужасом подумаете или скажете: «Вот это здорово! » если появится кто-нибудь из монашествующих на пляже… А почему им — нельзя? Правила нравственности для всех — одинаковы! Если им это нехорошо, то и всем — нехорошо! В христианстве нет двух моралей: одной — для монахов, другой — для мiрян. Закон чистоты и скромности для всех — один! И, повторяю, каким бы ни сделалось это явление теперь обычным, и кто бы в нем участия ни принимал — я всегда буду твердить одно и то же: что это — бесстыдство, безобразие совершенно недопустимое в христианском обществе.

Помню нашу молодость, мои годы… Мы — тоже пользовались летом, наслаждались летом. И рекой, и водой, и — купались. Но мы — никогда голыми не ходили! Никогда! Если бы мои сестры посмели бы показаться где-либо, даже — дома в таком виде, в котором теперь ходят девушки, даже — русские, то отец бы выгнал их из дома! А теперь — это можно!

Это вот как раз и призывает к тому, чтобы человек не подражал развращенным, а был скромен и приличен всегда, везде и во всем. Нам тогда, в наше время — совсем не нужно было раздеваться — и без того было хорошо летом.

Тщеславия и гордости бойся и избегай. Глубоко смири себя. Помните, как любили святые Отцы говорить: в человеке — два начала. Одно — это божественное, высокое, бессмертный дух. Потому что сказано, при творении человека************, что — Сам Господь вдохнул в человека дыхание жизни «и стал человек душею живою». Но с другой стороны, другая половина человека сделана, сотворена «из праха земнаго». И об этом не должен никогда забывать человек и глубоко себя смирить, ибо Господь как раз, когда человек впервые согрешил, грозно определил: «земля еси и в землю отыдеши»-«прах ты и в прах возвратишься»*************. Бывают исключения со святыми угодниками Божиими, святым мощам которых Господь дарует нетление. Вот они уже не возвращаются в прах и в пепел, а их тела остаются нетленными и в таком виде ждут всеобщего воскресения. Но это — святые исключения, а закон — для всех общий: «земля еси и в землю отыдеши» — «прах ты и в прах возвратишься»*************. Это должен человек всякий раз помнить, когда его обуревают гордые мысли.

Нам, духовникам, часто говорят на исповеди и в беседах: «Как бороться с гордыми мыслями? — иногда вот приходит в голову, что я хорош (или — хороша)…» А я всегда на это говорю: «Тут (я говорю) — ответ очень прост: а ты себе просто скажи, что тот, кто хорош, никогда о себе этого не подумает». Это как говорят часто, как говорят — «парадокс» духовный. Духовный парадокс — что тот, кто хорош — видит себя плохим. И только тот, кто плох может подумать о себе, что он хорош. Но это- так.

Каждый человек грешен, но душа святого человека похожа на белоснежную скатерть. На ней каждое пятнышко — режет глаз. И — совесть их, чуткая и строгая, их обличает за каждый, за самый малейший грех и неправду. А совесть человека грешного, погрузившегося в суету, она похожа не на белоснежную скатерть, а на грязную тряпку, на которой целые комья грязи — незаметны. Этот человек этого не разбирает — ему кажется, что он не так уж и плох. Когда мы с вами читаем молитвы, особенно — молитвы перед святым причащением. Мы все время читаем, что там, в молитве говорится, что я не достоин того, чтобы на небо возвести свои глаза. Я весь во грехах — только Господу молюсь, чтобы Господь удостоил меня, окаянного грешника причаститься Святых Таин. А авторы этой молитвы — кто были? — Василий Великий, Иоанн Златоуст и им подобные… И вот они так о себе думали. Так что же после этого нам о себе нужно думать? — А нам все кажется, что мы не так плохи…

И вот, наконец, эта памятка заканчивается последним пунктом: основная задача жизни — спасти душу для вечности. Это да будет главной задачей и заботой твоей жизни. Горе погубившим свою душу нерадением и безпечностью.

Человек, который исключительно употребляет свои усилия на то, чтобы упрочить свое земное благополучие — делает это изобретательно, настойчиво, может быть, очень успешно… Добивается, действительно, этого полного земного благополучия, но, полагая весь интерес сваей души и своего сердца только в нем, он похож на человека, который сидит в лонг шезе на палубе парохода. А пароход — уже тонет. Пароход тонет, а он, вместо того, чтобы подумать о том, как ему спастись — будет поудобнее садиться. — То же самое! Потому что мелькнет эта земная жизнь, промелькнет, как я вам сказал тут, коротко, а дальше — что? Чем ты запасся для вечности? — Или, как говорил великий святитель московский, который носил то же имя, что я — митрополит Филарет Московский: «Думающий только о благах земных и забывший о благах небесных похож на человека, которому нужно проглотить каплю, а потом — пить без конца целый океан. И он — не будет об океане думать нисколько, а только будет думать о капле, чтоб она была повкуснее.» — Тоже самое.

Вот об этом мне и хотелось вам сегодня сказать. Такая пустая стала жизнь! Такими кошмарами, грязью, злобой — лжи, бесстыдства она исполнена, что, действительно, трудно сейчас сохраниться от этого. Потому что сидим — прямо как в грязном болоте… А ведь если человек в грязь заберется — в грязное болото попадет или — шлепнется прямо в грязную лужу — как не остерегайся — запачкаешься… Как трудно, действительно — особенно — молодежи, которой хотелось бы сохранить свою чистоту -быть, действительно, верным сыном или дочерью Православной Церкви… Как трудно сохраниться, когда достаточно выйти за порог своего дома или за порог святого храма и — с этой грязью всяческой столкнуться на первых же шагах — всюду, везде и во всем.

И вот потому-то и нужно сейчас, в особенности, заботиться о том, чтобы быть верным Церкви. Только Церковь, только ея благодать может дать человеку стойкость, силу на то, чтобы сопротивляться всей этой грязи. А до чего люди изолгались сейчас! Всюду, везде — ложь! Печать теперешняя врет, лжет во всем, всюду. То же самое, вы знаете — разве можно верить той же периодической печати, газетам? И эта ложь — пропитала решительно все. Как когда-то говорил остроумный человек у нас, еще в Харбине, тогда, когда Харбин тоже залился красной волною, и там появилась современная тоже эта, «советская печать» и «литература». И как один человек горько, с горькой иронией говорил:
— Да, в чем наша жизнь сейчас заключается: в том, что мы врем и нам — врут. И мы знаем, что они врут, и они знают, что мы врем, никто друг другу правды не говорит. А делаем вид, что все в порядке.
Вот такова теперешняя жизнь.

О, если бы Господь, действительно помог, чтобы как-то человек теперешний смог бы выбраться из этого болота грязного или, во всяком случае — как-то себя обезопасить — так, чтобы эта грязь не пропитала его, а оставалась для него только чем-то внешним. Убежать от нее, кажется, сейчас никуда невозможно, но, во всяком случае, душа христианская, а особенно — молодая — всячески этой грязи, лжи и злобы берегись и храни себя для вечной жизни, которая неминуемо последует после жизни земной.

Вот, что я хотел вам сказать.

Источник: http://watchinexile.infinityfreeapp.com/propov1_18.htm