«Хронология событий, описанных в 13 главе Откровения св. ап. Иоанна Богослова, как и многое другое в этой книге, не очевидна, поэтому для уяснения ее мы руководствуемся толкованиями святых отцов, которые имели сердце, очищенное от страстей и ум, просвещенный благодатью Духа Святаго, что позволяло им видеть во множестве представленных в Апокалипсисе образов и видений стройный порядок».

  «Настало время поговорить о пособнике антихриста или правой его руке. А именно: о лжепророке (Ин. Откр.16:13; 19:20), основная функция которого будет заключаться в том, чтобы обольщать людей великими знамениями и чудесами, заставлять их покланяться Антихристу (Ин.13:12) и запечатлевать печатью».

  «Свщм. Викторин Петавийский полагает, что лжепророк будет иметь «вид как бы праведного человека». Но под этой маской, личиной будет скрываться «звериная» натура (Откр.13:11), ибо лжепророк будет говорить, «как дракон» (Откр.13:11), и точно так же действовать. Прп. Андрей Кесарийский сравнивает лжепророка Откровения с волком в овечьей шкуре. Ибо он (лжепророк) получит «подобные агнчим два рога, чтобы кожей овцы прикрыть убийственность сокрытого волка и потому, что вначале постарается иметь образ благочестия»».

  «Подобно Симону-волхву и Вариисусу, лжепророк Откровения, согласно пророчеству евангелиста Матфея (Матф.24:24), будет творить «великие знамения», так что и огонь низведет «с неба на землю перед людьми» (Откр.13:13). Подобные великие знамения (среди которых будет и ложное чудо воскрешения) понадобятся лжепророку Откровения для того, чтобы убедить людей в пришествии Христа, хотя под маской Христа явится Антихрист.

  Понятно, что все знамения и чудеса лжепророк Откровения сотворит не силой Божией, но силой дракона (сатаны). Священное Писание знает много таких ложных чудес. Например, в Книге Исход говорится о том, как египетские волхвы и чародеи превращали свои жезлы в змей на глазах у фараона и Моисея (Исх.7:11). А в первой Книге Царств повествуется о том, как Аэндорская волшебница вызвала «дух» пророка Самуила (1Цар.28:12)».

  Свщм. Ириней Лионский называет лжепророка Откровения «оруженосцем» Антихриста. И даже больше: его, Антихриста, «предтечей». Святой пишет: «Ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовил ему погибельный путь». Точно так же мыслит преподобный Андрей Кесарийский. Этот святой отец называет лжепророка Откровения «предтечей отступника».

  Иначе говоря, дракон повторит (спародирует) все то, что происходило две с лишним тысячи лет назад: и пришествие Иоанна Предтечи (в виде лжепророка), и воскрешение Христа (вместо которого будет Антихрист), но только обернет все это для создания новой, антихристианской религии».

  «СВЯТИТЕЛЬ АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ предупреждал, что еще «предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, попытается наложить всем начертание пагубного имени отступника и обольстителя», и что «бодрствующим и трезвомыслящим» время и испытание откроют в точности то, что написано о мерзком имени антихриста, числе имени его и обо всем остальном (Ἀνδρέα Καισαρείας, «Ἐρμηνεία εἰς τήν Ἀποκάλυψιν Ἰωάννου τοῦ Θεολόγου», P.G. 106, 340, κεφ. ΛΗ΄)».

 «Св. Андрей Кессарийский, Толкование на Апокалипсис, «о лжепророке» Слово 13, гл. 31:

 Откр.13:11. «И видех инаго зверя, восходящаго от земли, и имеяше рога два, подобна агнчым, и глаголаше яко змий».

  Одни говорят, что этот зверь есть антихрист, другим казалось, что это сатана, и два рога его означают антихриста и лжепророка. поелику же соглашаются, что и лжепророк придет в собственном лице, то мы не считаем неуместным принять змия за сатану, зверя, выходящего из моря, – за антихриста, а настоящего, согласно с мнением Блаженного Иринея (Против ересей кн. 5, гл. 18:2), – за лжепророка. Выходит же он из земли, т.е. из жизни земной и перстной, имеет же рога, подобно Агнчим, потому что в коже овцы скрывается убийственность сокровенного волка, и потому что в начале будет иметь вид благочестия. О чем Ириней говорит буквально так: об оруженосце, которого называет и лжепророком, говорим, что он говорил как змий. Ему сказано, дана власть знамений и чудес, чтобы предшествуя антихристу, устроить ему путь погибели. Исцеление же язвы зверя, говорим, есть по-видимому скоро происшедшее соединение разделенного царства, или восстановление антихристом на малое время разрушенного господства сатаны, или мнимое воскрешение кого-нибудь умершего из близких к нему. Как змий же, сказано, говорит он, ибо и делать и говорить будет то, что свойственно виновнику зла диаволу.

Откр.13:12–13. «И власть первого зверя всю творяше пред ним, и творяше землю и вся живущыя на ней поклонитися первому зверю, ему же исцелена бысть язва смертная. И сотвори чудеса велика, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки».

  Все же волшебством будет совершать предтеча отступника – лжехриста к обольщению людей, чтобы за Бога сочли антихриста, как получившего свидетельство от делателя таковых чудес, и принявшего несомненную славу, по подражанию того, как Креститель приводил к Спасителю верующих. Ибо ложь для обольщения людей старается подражать истине. Не удивительно же для очей обольщенных будет виден огонь, сходящий с неба, потому что и в истории Иова знаем что, по Божию попущению и по действу сатаны, сошел огонь с неба и поел стада его (Иов. 1:16).

Откр.13:14. «И льстит живущыя на земли, ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити».

  Обольщает тех, которые в земле имеют постоянное пребывание сердца, ибо приобретших жительство на небеси не обольстит чувство, – так тщательно утверждены они предсказанием о его пришествии.

Откр.13:14–17. «Глаголя живущым на земли, сотворити образ зверю, иже имать язву оружную и жив бысть. И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут. И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челех их. Да никтоже возможет ни купите ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, иля число имене его»,

  Да проглаголет икона зверина. Повествуют, что демоны часто говорили по волшебству, посредством изображений и статуй, и деревьев и вод, через Аполлонову статую и других, может быть и через мертвые тела, как Симон волхв, в присутствии великого Петра, показал римлянам мертвого движущимся, хотя Апостол и обличил обман, показав, как восстают мертвые, через тех, коих воскресил сам. Потому нет ничего несообразного, что и оруженосец антихриста, действуя через демонов, сделает изображение зверя и обманом покажет его говорящим, и расположит к тому, чтобы убиваемы были все, не покланяющиеся ему. Постарается он, чтобы на всех наложено было начертание пагубного имени отступника и прелестника, частью на правой руке, чтобы отсечь делание правых и благих дел, частью же на челе, чтобы научить обольщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но не примут сего запечатлевшие лица свои Божественным светом. И будет стараться печать (имя) зверя распространять повсюду, в купле и продаже, чтобы не принимающим ее последовала насильственная смерть от недостатка необходимого.

Глава 38. О скверном имени антихриста

  Откр.13:18. «Зде мудрость есть. Иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческое есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть».

  Тщательное познание печати, как и прочего написанного о нем, откроет бодрственным опыт и время. Ибо если бы нужно было ясно знать сие имя, то, как сказали некоторые учители, открыл бы его видевший. Но благодати Божией не угодно было, чтобы имя растлителя написано было в Божественной книге. Упражняясь в слове много, по блаженному Ипполиту и другим, можно найти имен, имеющих в себе это число, и нарицательных и собственных. Собственные, например, Лампетис (λαμπετις), Титан (τειταν) от τεινω тяну, по Ипполиту, равно (через двоегласную написанное Венедикт (βενεδεικτος), что означает – благословляемый или благословенный, может быть, по подражанию Истинно Благословенному Христу, Богу нашему. Нарицательные же: худой руководитель (κακός οδηγος), древний завистник (πκλαιβάσ­κανος), истинно вредный (αληθώς, βλαβερός), неправедный агнец (αγνός άδικος). Так противостоящие обольщению именуют его, который поставляет славу свою в стыде».

«СВЯТИТЕЛЬ АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ говорит, что начертание будет дано как «ψῆφον ἐντριβῆ καί ἐγνωσμένην ἀνθρώποις» — «нечто втертое, испытанное и известное для людей» (ρέθα Καισαρείας, «Ἐξήγησις τῆς Ἰεράς Ἀποκαλύψεως», P.G. 106, 681A).

  Он пишет, что начертание или имя зверя можно понимать двояко: либо как собственное имя зверя, либо как что-то, связанное с исчислением (διὰ ψήφου). Почему c исчислением? Слово ψήφος первоначально обозначало плоский камешек, на котором писалось имя кандидата при голосовании. Здесь можно было бы увидеть предсказание о пластиковых карточках, которые сейчас широко используются, и на этом остановиться.

  Но у него есть еще другие значения. Оно также может быть переведено как просто «число» само по себе. Патрология Миня (Patrologia Graeca) облегчает понимание древнегреческого текста тем, что содержит параллельный латинский перевод. Из него видно, что слово ψήφος используется в значении «вычисления, (под)счета», так как в данном месте на латыни ему соответствует слово calculus. И апостол Иоанн Богослов предлагает имеющему ум «рассчитать» (ψηφισάτω) число зверя. Таким образом, его надо понимать как число, получаемое в результате вычисления. Говорит свт. Арефа об этом «счете» имени зверя как о предмете, повсеместно распространенном для купли-продажи, не имеющие которого на руке или лбу будут погибать от нужды. Подробностей о том, как технически будет осуществляться ношение числа, в писаниях мы не находим.

  Ψήφος — это вдобавок еще и камешек, используемый в ручных счетах. Важен не сам предмет, а то, что он содержит, то есть способ вычисления, говоря современным языком, кодировку.

  Из дальнейшего текста толкования становится понятно, что святитель имеет ввиду изопсефию в греческом языке (или гематрию в еврейском), так как это был самый известный в то время способ представления имени в виде числа. Но нет никаких оснований утверждать, что именно об этом методе нам поведал в Откровении тайнозритель апостол Иоанн.

  Далее он объясняет, почему наносимое число имени зверя названо числом человеческим. Потому что будет оно не чем-то невиданным ранее и тщательно сокрытым, но «счетом» известным и употребимым до «потертости» среди людей. Наше время нам показывает, что таковыми сейчас являются в торговых операциях как устройства-чипы, производящие счет, так и принятая во всем мире универсальная система кодирования для идентификации товаров, животных и людей стандарта EAN-13.

  Отсюда видно, что апокалиптическое начертание — это вещь, которая будет в обиходе людском прежде, чем придет антихрист.

  ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН свидетельствует, что «когда он придет, чтобы обмануть весь мир, все будут носить его печать» (Ὅσιος ἘφραὶμΣύρος, «Λόγος εἰς τὴν παρουσίαν τοῦ Κυρίου, καὶ περὶ συντελείας τοῦ κόσμου, καὶ εἰς τὴν παρουσίαν τοῦ Ἀντιχρίστου», Έργα, Τόμος Δ΄, 116-117).

  В «Слове на пришествие Господне» прп. Ефрем пишет: «Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить печать зверя, когда во время свое, то есть при исполнении времен, придет он обольстить всех знамениями» (Прп. Ефрем Сирин, Творения 1994, т. 3, С.136).

  Почему нужно понимать это так, что печать должны будут носить раньше прихода антихриста? Потому что ложные знамения и чудеса он произведет для того, чтобы все уверовали в него и поклонились ему. Только после этого он сможет стать всемирным правителем.

  Но преподобный Ефрем далее говорит, что если кто не будет запечатлен печатью зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями (там же, стр.137). Стало быть, действие печати на человека таково, что принявший ее становится подвержен дьявольским внушениям.

  В этом и заключается одно из главных направлений подготовки пришествия антихриста, чтобы запечатлеть как можно большее количество людей печатью к его приходу и прельстить «аще возможно и избранных» (Мф. 24, 24)».

Источники :

https://ruskline.ru,

Толкование на Апокалипсис, святитель Андрей Кессарийский, слово 13.

https://zen.yandex.ru/media/hristoforplus/ljeprorok-otkroveniia-budet-kak-polkovnik-moran-5ee6fdff5991a234c2b357e9