Предисловие

Помните наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”, — говорит святой апостол Павел в своем Послании к Евреям (13:7).

Бесчисленными были испытания, которым подверглась Истинная вера после введения григорианского календаря в Православной церкви Румынии.

Под руководством иеромонаха Гликерия (Тэнасе) иеромонахи монастыря Неаман выступили против этого папского нововведения в Церкви, избрав вместо этого путь изгнания. Преследуемые врагом, они находили минуты передышки в том, чтобы учить людей стоять в благочестии, придерживаясь учения святых отцов.

Слова и поступки митрополита Гликерия в защите Истинной веры постоянно свидетельствуют нам о его энергичном религиозном сознании и мученической силе его убеждений.

В своей борьбе за защиту истинного православия он пробуждает в нас осознание того, что он боролся за целостность православия в целом, а не только за румынское православие. Он отправился на Святую гору Афон и в Иерусалим, чтобы укрепиться и благословиться, чтобы продолжать свою борьбу до конца за это святое дело.

Его мужественные поступки и упорная борьба с папистами за сохранение святости учения Святых Отцов и решений Семи Вселенских Соборов ярко запечатлелись в сознании верующих.

Таким образом, его святость была очевидна даже при его жизни. После своей кончины он явился нескольким людям, достойно прося прославить его в лике святых. Священный Синод тщательно расследовал все обстоятельства его жизни и собрал всю необходимую документацию, чтобы причислить блаженного митрополита Гликерия (Тэнасе) к лику святых исповедников Истинной веры.

И так как этот избранник Господень боролся за целостность православия в целом, то Бог предопределил, чтобы Томос, или Акт прославления, должен был быть ратифицирован на торжественном заседании Священного Синода 10 июня 1997 года (по старому стилю) с участием представителей наших Церквей-сестер.

После того, как все было подготовлено к этому святому делу, 15 июня 1997 года (по старому стилю) в храме монастыря Слатиоара состоялся чин прославления этого великого исповедника румынского православия. Было решено, что дата 15 июня (по старому стилю) будет установлена как День памяти святого иерарха Гликерия, который должен быть внесен в Синаксарь и Церковный календарь для почитания всей нашей Церковью.

Чтобы об этих святых деяниях стало известно, и чтобы пример этого святого Исповедника Истинного Православия продолжал сиять подобно неугасающему факелу, распространяя безграничный свет святости среди верующих, мы собрали эти документы вместе для публикации, во славу Божию и для укрепления церкви о нашей Истинной вере.

Ваш доброжелатель и ходатай перед Господом,

† Власий, архиепископ и митрополит Истинно Православной церкви Румынии

† Власий,

милостью Божией, архиепископ и митрополит Истинно Православной (старостильной) церкви Румынии

Досточтимому духовенству и правоверной пастве нашей Церкви – благодать и милосердие от Бога, Отца нашего Небесного, а от нас — Архиерейские благословения:

“Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих”, — говорит псалмопевец (Псалом 144:14, Септуагинта).

“Начало слов Твоих — истина, и все суды праведности Твоей пребывают вовеки” (Псалом 118:160).

Все те, кто был гоним за праведность, надеялись на праведность Божью; и все те, кто возлюбил истину, надеялись на Его святое избавление.

“Господь возвышает кротких, а грешников смиряет до земли” (Псалом 146:6; ср. Св. Матфея 23:12; Св. Луки 18:14). И снова, с непобедимой силой Своей святой праведности, Господь воздвиг для Своего народа свидетелей истинности Его слов и Его любви, которая никогда не подводит.

Подобно огненным столпам на затемненных путях скитаний по пустыне, эти свидетели всегда были источниками света и исцеления для человеческой расы. От одного конца земли до другого Слово Божье было открыто Его избранными — и не только в прошлые времена. Это откровение неоднократно подтверждалось мученической смертью тех, кого даже смерть не смогла разлучить с Богом.

“Множество мучеников и исповедников освятило нашу землю”, — говорит святой Василий Великий; “Их сердца были алтарями поклонения, благосклонно принятыми пред престолом Божиим”, — добавляет святой Григорий Богослов. “Они распяли мирские заботы своих сердец и сами были распяты за человечество, выпивая из чаши Христовой,” -говорит святой Иоанн Дамаскин, -“за Него и за всех нас”.

За силу, с которой они исповедовали Христа, и за их громоподобный уход из этой жизни им повсюду воздвигались алтари —эти вечные доказательства благочестия отзываются в сердцах всех верующих. Даже когда их Святые Мощи не могли быть найдены, Господь послал Свое Слово, открыв их могилы, вынеся их и поставив посреди Церкви, как будто более живыми, чем прежде; ибо через свою смерть они родились для жизни вне смерти.

Поскольку они являются свидетелями истины Веры и хранителями наших душ, полными ревности о нашем спасении, всегда соблюдалось почитание исповедников и мучеников как Святых, и их прославление было как никогда многочисленным.

К хору ранних мучеников постоянно добавлялись новые; Православная Церковь претерпевала бедствия от рук язычников, древних ересиархов, средневековых еретиков, а в наше время коммунистов и их пособников — все они пытались уничтожить Церковь Христову.

Течение времени не уберегло Церковь от непрекращающихся невзгод. После того, как Запад отделился от Востока, Истинная вера Востока была испытана всеми средствами.

В наше время на Православную церковь было оказано давление путем введения григорианского календаря; там, где принуждение и деньги были неэффективны, применялась сила и проливалась невинная кровь. Для тех людей и духовенства, которые осмелились выступить против кровавого календаря, это было великим испытанием, повлекшим за собой множество мученических смертей, даже от рук людей, смело называющих себя православными.

Но те, кто понял, что Господь призвал не одних Своих Святых Учеников и Апостолов быть свидетелями до краев земли, но всех слуг и верных Церкви в любое время (Св. Матфея 10:32), никогда не сомневались в том, что они должны следовать святому призыву Спасителя.

Обладая миром и силой, даруемыми Истинной верой, и ценой своих жизней, они противостояли всем, кто стремился разрушить Истинную Веру, и оставались непоколебимыми в своем свидетельстве до самой смерти.

Сила их убеждений и убеждений Пастырей Истинно Православной Церкви черпает неоценимую поддержку в убеждении, что Церковь принадлежит исключительно Господу и народу; что в Ее лоне духовенство и верующие составляют неразрывное единство. Наша Церковь также пользовалась поддержкой тех православных патриархатов, которые отвергли календарную новацию папистов. Другие церкви — например, в Греции и Болгарии — боролись изнутри, точно так же, как старостильная православная церковь Румынии.

Давайте здесь обозначим те Церкви, которые придерживались Церковного календаря: Патриархат России, Патриархат Сербии, Иерусалимский патриархат, Святая гора Афон и Церковь горы Синай.

Со Христом в сердце и с любовью единоверцев Верующие и Пастыри той части Православной Церкви, которая сохраняла неизменным Церковный Календарь, должны были выдержать бурю искушений и гонений, запечатывая страдания Исповедников и кровь мучеников истинностью той Веры, которая, живя отцами и предками нашими, принесла им спасение. Из числа этих Исповедников и мучеников благочестие верующих и Десница Божия воздвигли в это время и с честью, равной его деяниям, блаженного митрополита Гликерия (Тэнасе), который был пастырем Истинно Православной Церкви Румынии с 1924 года до своей смерти 15 июня 1985 года (По старому стилю) и который пострадал как от рук коммунистов-атеистов, так и от последователей Нового календаря.

Священный Синод нашей Церкви, собравшийся 15/28 июня 1997 года и изучивший его жизнь и испытания, постановил прославить его как Исповедника и мученика.

Поэтому, согласно традиции, применимой в данном случае, было предпринято хорошо задокументированное исследование его жизни и страданий. Несомненно, было доказано, что он блистал своим безупречным и непрестанным исповеданием Православной веры и бесстрашной защитой ее вплоть до жертвы своей жизни. Признавая ту стойкость, которая есть создание Мучеников; то благоговение, которым окружили его правоверные православные Молдавии и всей нашей страны; зная его как истинного исповедника и мученика, тело его до самой смерти носило одну из многих нанесенных ему ран; и призывая силу Всевышнего в помощь нам: кажется благоугодно Святому Духу и нам повелеть, чтобы впредь Отец наш и Святитель Гликерий, претерпевший мученические испытания и осуждённый умереть за свидетельство об Истинной Вере, победившего своими добродетелями и страданиями врагов Истинного Православия, быть причисленным к лику святых и почитаемым вместе со святыми исповедниками нашей Церковью во всей Ее полноте.

Днем памяти святителя и исповедника Православия отцов Гликерия Синод назначает дату 15 июня (по старому стилю) и постановляет внести его имя в Синаксарь и Церковный календарь.

Также постановляем, чтобы Житие, Служба и Иконы Святителя, подготовленные и утвержденные нашим Священным Синодом, были напечатаны и приняты со всем благочестием всеми благочестивыми православными.

Далее постановлено, что отныне иконы этого Святого должны размещаться в соответствующих местах вместе с иконами других Святых во всех приходах нашей Церкви, которые еще предстоит насписать.

Более того, для того, чтобы увеличить святость наших святых мест поклонения, взывая к заступничеству этого нового Святого, мы постановляем, что отныне церкви, которые того пожелают, могут считать святейшего иерарха Гликерия своим Покровителем. Между тем, к первому празднику Слатиоарского монастыря Преображению Господня прибавляется также второй праздник, Свято-Исповедника Гликерия, празднуемый 15 июня (по старому стилю).

В знак признания того, что было постановлено канонически и синодально, мы составили и скрепили своими подписями настоящий Акт прославления, поместив вышеупомянутых в чины святых; и во славу Божию также доводим это воззвание до сведения всех правоверных православных и тех пастырей Румынской Православной Церкви, которые соблюдали Церковный Календарь. Члены Священного Синода:

† Епископ Нямецкий Демосфен

† Епископ Геннадий Бакенский

† Епископ Вранчский Пахомий

† Епископ Сучавский Софроний

† Епископ Брашовский Феодосий

ИКОНА БЛАЖЕННОГО ГЛИКЕРИЯ РУМЫНСКОГО

Аполитикион, глас 8

Исповедник Истинной Веры, Добрый Пастырь Церкви Христовой, Просветитель Народа Божия, Блаженный Иерарх Гликерий, ты достойно принявший венец Вечной жизни, молись Христу Богу нашему спастися душам нашим.

13/26 — 15/28 июня 1999 г. в монастыре Слатиора состоялось прославление митрополита Гликерия, Предстоятеля Румынской Православной Старостильной Церкви. В эти дни десятки тысяч православных румын прибыли в монастырь, чтобы почтить память дорогого архипастыря. Возглавил торжество предстоятель Румынской старостильной Церкви Митрополит Власий. В этом светлом и волнующем празднике участвовали также иерархи и клирики греческой и болгарской старостильной Церкви. Присутствовали также паломники из Св. Земли, Италии, Австрии, Швеции, Грузии, Австралии, Африки. Из Северной Америки прибыла паломническая группа из духовных чад РПЦЗ.

Высшего духовного напряжения торжество прославления достигло во время литии, когда явленные народу Божию мощи свят. Гликерия и его икона были вынесены с крестным ходом. Служение всенощного бдения, из-за большого стечения клира и верных, совершалось на открытом пространстве, на площади за монастырем. На следующий день также за монастырем, была совершена божественная литургия. Маленькая церковь служила алтарем для всех архиереев. Служили 15 архиереев, 92 священника, 26 диаконов. Поразительна сосредоточенность: то дивное, неутомимое благочестие, царившее в громадной массе молящихся — 20 тыс. человек!

По окончании богослужения после проповедей архиереев, по-румынски, по-гречески, по-болгарски святые мощи иерарха-исповедника были перенесены крестным ходом для поклонения всех верных в великолепную раку из резного дерева в большую монастырскую церковь. После богослужения была устроена трапеза, во время коей Митрополит Власий и другие архипастыри подчеркивали важность прославления святого иерарха Гликерия-Исповедника. Как для Румынии местное — так и вселенское для всего Православия.

Жизнь св. Гликерия поучительна для православных христиан. В начале своего жизненного пути он сделал выбор – отверг, памятуя анафему великого Собора 1583 г., переход на новый стиль, который совершила официальная Румынская Православная церковь. Отверг – и остался один, как некогда Св. Марк Эфесский. Но Господь пребывал с ним – и создал на нем одном, как на краеугольном камне, целую Церковь. Ниже рассказано о том, что может один человек, если с ним Бог.

Святитель Гликерий (Тэнасе) родился 9 февраля 1892 г. на Буковине, в селе Миховени, недалеко от города Сучава (Молдавия) в бедной крестьянской семье. Родителей его звали Николай и Рахила. Мальчик был крещен с именем Георгий в честь святого великомученика Георгия. Он рано остался сиротой и был взят в дом деда Иллариона Тэнасе, который воспитал его в христианском благочестии.

В 1916 г., в возрасте 25 лет Георгий вступил в монастырь Четэцуйя, вблизи Ясс и вскоре принял монашеский постриг с именем Гликерия. Затем он был рукоположен во иереи и направлен настоятелем в небольшой скит Прокров (Покров)

В помощь Гликерию был прислан из монастыря Нямц иеродиакон Давид (Бидаску). Гликерия и Давида связала искренняя и глубокая дружба, которую они пронесли через всю жизнь. Вместе они переносили гонения, тюрьмы и лишения.

Когда в 1924 г. Румынская Православная Церковь перешла на новый календарь, Гликерий, Давид и все остальные насельники скита Покров (а их было двенадцать) отказались подчиниться указу Синода и продолжали служить по старому календарю. Настоятель лавры Нямц, новостильный епископ Никодим (Мунтяну), будущий румынский патриарх, пригласил к себе Гликерия, советовал быть сговорчивее, принять новый календарь, обещая в этом случае передать под его начало еще один скит, но Гликерий решительно отказался и вместе с диаконам Давидом Бидаску покинул скит Покров.

В уединенном месте под названием Ущелье Короя (недалеко от скита Сихла) они устроили себе землянку, и там проводили суровую жизнь в трудах и непрестанной молитве. Часто подходили к их землянке дикие звери, но не трогали их.

Поначалу святого Гликерия осаждали сомнения «Как же так, — думал он, — вся страна, все иерархи, иереи, богословы и люди высокого ума перешли на новый стиль; а я один иду против течения. Может быть, это ошибка, и я грешу перед Господом?». Однажды ночью у него было видение. Две тучи двигались друг другу навстречу: одна — с Запада, страшная, черная, с черными крестами, другая — с Востока; светлая, с золотыми крестами, а над ней собор архиереев в светлых шитых золотом ризах. Облака столкнулись; первое провалилось и превратилось в море, затопившее весь мiр. В этом море плавал Гликерий, совершенно один, тщетно борясь с волнами. Чувствуя, что утопает, он горько заплакал. И увидел, что к нему по волнам идет человек в монашеских одеяниях, с обликом Иисуса Христа. Приблизившись, Он подал Гликерию руку и сказал: «Ты видел все это. Теперь иди и говори всем, что конец мiра близок». Это видение укрепило Гликерия в его исповедничестве.

Через некоторое время к святому Гликерию присоединились иеромонах Памво и два его брата-монаха, покинувшие монастырь Сихэстрия из-за несогласия с календарной реформой. Они устроили себе келлии неподалеку от землянки Гликерия, и так образовался маленький лесной скит. Святой Гликерий и Давид совершили паломничество на Афон. Там старостильный игумен — румын Иоасаф облек их обоих в великую схиму.

Прошло три года. Два пастуха из соседнего села Вынэторь-Нямц случайно наткнулись на Тайный скит и стали просить святого Гликерия, чтобы он духовно окормлял их. Гликерий устроил в доме одного из этих крестьян часовню, и многие жители села стали посещать там службы и вернулись на старый стиль.

Узнав об этом, новостильный иерей того села донес жандармам, и о. Гликерий был арестован. Он провел в заключении три месяца. Каждую ночь пьяные жандармы приводили его в подвал и жестоко избивали: когда уставал бить один, бил другой. После освобождения Гликерию запретили жить в лесной землянке, и он поселился скрыто у верных в городе Тыргу-Нямц,

Богослужения и требы он совершал по домам тайно.

Жандармы искали его повсюду. Однажды явились его арестовать, но святой успел выйти задним ходом. Босой и полуодетый, он бежал по снегу и скрылся в соседнем доме. В другой раз жандармы нагрянули, когда он в одном из домов совершал водосвятие. Но верные были на страже, и, по условному сигналу колокола, Гликерий скрылся. Наконец Гликерия и Давида схватили, но вскоре им удалось бежать из тюрьмы.

В 1930 г. святой Гликерий совершил паломничество в Святую Землю. Там он встретил румынских иереев-новостильников, которые предложили ему совершить вместе с ними богослужение, но Гликерий сказал, что он не служит с теми, кто придерживается нового календаря. На Пасху он сослужил в русском монастыре архиепископу Анастасию (Грибановскому), будущему Первоиерарху РПЦЗ.

На обратную дорогу денег у него не было, но некий архиерей, которому он исповедовался во время Великого Поста, дал ему деньги, продукты и даже проводил до порта Яффо.

По возвращению в Румынию святой Гликерий начал строительство старостильных церквей. За год было построено семь сельских храмов. В то же время Гликерий добыл небольшой типографский станок, и отпечатал церковный старостильный календарь и несколько брошюр против новокалендарного обновленчества, распространяя их в народе. К нему присоединились три афонских иеромонаха: Зосима, Варух и Гимнасий.

Однажды на престольный праздник святой Гликерий служил в храме села Рэдэшени. Местный иерей-новостильник донес жандармам, и жандармы явились его арестовать. Св. Гликерий пытался бежать, но жандармы схватили его, били ногами и прикладами, и протащили его под забором из колючей проволоки. Подоспевшие крестьяне-старостильники, вооружившись вилами, отбили о. Гликерия у жандармов. Он был весь изранен, на ноге была большая рана (от этой раны он страдал до конца жизни). В Румынской Старостильной Церкви не хватало священников и не было архиерея. В связи с этим в 1935 г. святой Гликерий вместе с о. Гимнасием и неким афонским монахом-румыном прибыл в Афины. Св. Гликерий просил старостильных греческих епископов, чтобы они рукоположили во архиереи о. Гимнасия или же афонского монаха, но епископы ничего не могли сделать без благословения их предстоятеля, митрополита Хризостома Флоринского, которого — по настоянию новостильного афинского митрополита — английские власти удерживали в Палестине (в то время Греческая Старостильная Церковь также переживала гонения).

Святой Гликерий двинулся в Югославию. Деньги у него кончились, и он сильно бедствовал. Он посетил храм Русской Зарубежной Церкви в Белграде, где служит митрополит Анастасий. К тому времени о. Гликерий уже два дня ничего не ел и сильно ослабел. Некая женщина, бывшая в храме, сжалилась над ним и приютила в своем доме.

Митрополит Анастасий дал святому о. Гликерию совет обратиться к епископу Русской Зарубежной Церкви Серафиму (Ляде) и просить его поехать в Румынию для рукоположения старостильных иереев. Епископ Серафим в то время был в Вене. Св. Гликерий отправился туда, но Владыка Серафим ехать в Румынию не решился, зная насколько это опасно.

Между тем в Молдавии все больше и больше людей возвращались на старый стиль. Строились новые старостильные храмы и монастыри.

1 сентября 1936 г. святой Гликерий выехал на освящение церкви в село Бухальница-Нямц. Его сопровождали 4000 крестьян на 500 подводах. Когда обоз проходил через город Пьятра Нямц, им преградили дорогу жандармы и солдаты с пулеметами, Св. Гликерий и многие другие монахи и мiряне были арестованы. Св. Гликерия жестоко били по голове резиновыми дубинками. Давида Бидаску били прикладами; от полученных ран Давид страдал до конца своих дней.

По приказу новостильного румынского патриарха Мирона (Кристи), который был в то время также и премьер-министром, арестованные иноки были заключены в монастыре Езеру, а все старостильные храмы — их было тогда около сорока, — и монастыри были разрушены до основания. Святой Гликерий провел в тюрьме два года, и затем вновь был арестован по ложному доносу иерея-новостильника, что он якобы связан с террористической организацией Железная Гвардия и был отправлен в лагерь для железногвардейцев Мяркуря Кючъ. В ноябре 1939 г. в лагерь пришел приказ: всех заключенных расстрелять. Первую партию расстреляли в четыре утра. Вторая должна была быть расстреляна в шесть. Св. Гликерий оказался во второй партии. Со слезами, на коленях он молился Божией Матери и услышал дивный голос, который сказал, что ему и всем оставшимся будет сохранена жизнь. И, в самом деле, в эту ночь Совет Министров принял решение отменить расстрел, и все бывшие в лагере вышли на свободу.

Не дожидаясь нового ареста, святой Гликерий вместе с диаконом Давидом Бидаску укрылись в лесах. Там они устроили себе землянку, и так прожили всю войну. Преданные им старостильники, жители ближайшего села Слэтиоара снабжали их всем необходимым, и делали все возможное, чтобы скрыть их от жандармов и лесников. Дорога к землянке была долгой — 20 километров — и трудной, так как двигаться можно было только ночью, чтобы остаться незамеченными. Для того чтобы ввести гонителей в заблуждение, навещавшие пустынников крестьяне, надевали валенки задом-наперед.

После окончания войны святой Гликерий вновь появился среди народа, и началось восстановление старостильных храмов и монастырей, разрушенных в 1936 году. Был построен новый монастырь в селе Слэтиоара с храмом в честь Преображения Господня. О. Давид Бидаску стал первым его настоятелем. Но Старостильную Румынскую Церковь недолго оставляли в покое. В 1950 г. начались новые гонения.

Недалеко от монастыря Слэтиоара находилась лесопильная фабрика. Директор фабрики обратился к органам коммунистической партии с предложением закрыть монастырь, так как звон колоколов якобы мешает ночному отдыху фабричных рабочих. Святой Гликерий повелел всей братии монастыря в течение трех дней держать сухой пост и совершать бдения службы Пресвятой Богородице. Через три дня на фабрике лопнул паровой котел, и фабрику перенесли в другое место.

В 1952 г. к монастырю Слэтиоара подъехали грузовики с милиционерами. Арестовали почти всех насельников, в их числе святого Гликерия и о. Давида Бидаску. Иноки были отправлены на “Канал Смерти” Дунай — Чёрное море и иные лагеря, где несколько иноков погибло.

После освобождения святой Гликерий послал депутацию в Бухарест к известному противнику календарной реформы митрополиту Галактиону (Кордун) с просьбой возглавить Румынскую Традиционную (Старостильную) Церковь. Митрополит Галактион согласился. 21 мая 1955 г. торжественно, под звон колоколов он прибыл в Слатиору, которая стала его резиденцией. В день прибытия он возвел о. Гликерия в сан архимандрита.

О своем решении вернуться на старый стиль митрополит Галактион официально сообщил Румынской Патриархии, а также патриархам Алексию Московскому и Кириллу Болгарскому с которыми он вместе учился в Петербургской Духовной Академии. По тому времени это был акт великой смелости. Карательные меры последовали незамедлительно. Митрополит Галактион и святой Гликерий были арестованы органами Госбезопасности. Гликерий был сослан в село Рэкитоаса (ссыльная зона Бэрэган), а митрополит находился под домашним арестом в новостильном монастыре Черника, позднее в Кэлвдэрушани. Несмотря на это, он тайно совершал рукоположения архиереев и иереев, В день св. Григория Неокесарийского, 16/29 ноября 1956 г. он вместе с другими архиереями тайно рукоположил во епископы архимандрита Гликерия.

Митрополит Галактион (Кордун) скончался в 1959 г., и был погребен возле церкви монастыря Слатиора. после его смерти предстоятелем старокалендарной Православной Церкви Румынии был избран св. Гликерий.

Здесь надо сказать, что рана, которую святой Гликерий некогда получил от жандармов, никогда не заживала и причиняла ему непрестанную боль. В последний год жизни рана открылась, боли резко усилились. Он все более слабел.

В это время наступил престольный праздник монастыря Слэтиоара, день Преображения Господня, на который обычно съезжается много верующих — до пяти и более тысяч человек. Святитель Гликерий сделал большое усилие, чтобы принять участие в праздничной службе, помазуя мvром и благословляя народ

Через некоторое время он слег в постель и более уже не мог посещать церковные службы, которые он так любил. Но зато он удостоился видеть, как служат Божественную Литургию ангелы. Ему являлся также в образе воина св. великомученик Георгий, которого он особо почитал, ибо от рождения носил его имя; каждый день он читал св. Георгию акафист.

За три дня до кончины святитель призвал к себе братию монастыря и верных из села Слатиора и с ними простился. 15/28 июня 1985г. в возрасте 93 лет последовала его блаженная кончина. Он был погребен в церкви монастыря Слэтиора.

Так закончилась земная жизнь Митрополита Гликерия. Его подвиг был подобен подвигу св. Максима Исповедника. Святитель Гликерий не пожелал “идти в ногу со временем” и не устрашился остаться с меньшинством. За святые каноны он претерпел побои, раны и тюрьмы. Жертва его не была напрасной. Своим примером и своей проповедью он пробудил совесть народа и вернул к истинному Православию многие тысячи людей. И так из маленькой горстки его сторонников, воспротивившихся новому (папистскому) календарю, в Румынии выросло широкое старокалендарное движение. В настоящее время Старостильная Румынская Церковь, насчитывает несколько епископов, 150 иереев, 110 приходских храмов и несколько монастырей.

Через некоторое время после кончины святитель Гликерий стал являться разным лицам, повелевая им передать иерархам, что пришло время вскрытия его мощей. Тогда братией монастыря Слатиора была изготовлена прекрасная резная рака. 12 июня 1997 г. его гробница была вскрыта, и были обретены благоухающие святые мощи.

Решением Синода Румынской Старостильной Православной Церкви митрополит Гликерий был причислен к лику святых. Торжество прославления состоялось в монастыре Слатиора при огромном стечении народа 15/28 июня 1999г.

В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ Святитель Гликерий, Исповедник Румынский внесен в святцы Русской Зарубежной Церкви.

Печатается по книге: “Служба, акафист и житие святого иepapxа Гликерия Исповедника”.

Святитель Гликерий Румынский

Святитель Гликерий родился 9 февраля 1891 г. на Буковине, возле старинного замка Сучава в молдавском селе Миховене в бедной крестьянской семье Николая и Рахили Танасе. В Крещении он был наречен Георгием, в честь святого покровителя землепашцев. Его отец умер, когда Георгий был младенцем, матери он лишился на седьмом году жизни. Воспитывал его дядя, Иларион Танасе, работавший на железной дороге в Яссах. Иларион Танасе был благочестивым христианином, усердно хранившим веру в Бога. Каждое воскресенье и на праздники он посещал церковь в селе Комешти в семи милях от его дома и водил туда племянника.

Так мальчик Георгий приобщался к вековым традициям церковных праздников. Он был тих нравом и набожен, и ему однажды поручили исполнить роль священника в рождественской пьесе. На другой год он играл царя. Эти роли как бы стали предзнаменованием его судьбы — священство, монашество и в будущем высший архиерейский чин; а верующие считали его — и сейчас считают — великим и избранным духовным светильником своей страны.

В 19 лет Георгий стал работать в оранжереях вокзала железной дороги в Чурея, позже он работал на мясоперерабатывающем заводе. Так прошло шесть лет. Однажды он пошел помолиться в монастырь Четыцуя около Ясс. В монастыре проживало 30 насельников; их игумен иеромонах Феофил, муж духовный, гостеприимно принимал паломников. Он увидел набожность Георгия и его стремление к монашеской жизни, и принял его послушником. Новый послушник был исполнен всяческого усердия — был кроток, богомолен, послушен игумену и братьям, — и все решили, что он достоин остаться в монастыре. Через восемь месяцев, 24 декабря (ст. ст.) 1916 г., в Сочельник (канун Рождества Господа нашего Иисуса Христа), брат Георгий был пострижен в малую схиму с именем Гликерий, что в переводе в греческого означает «сладкий». И воистину имя это соответствовало его высоким духовным качествам: поведение его было благожелательно и речи его были приятны; все знавшие его удивлялись сладости его нрава.

Брат Георгий пришел в монастырь во время Первой мiровой войны. 15 августа 1916 года Румыния вступила в войну. Когда брат Георгий постригался, австро-венгерские войска оккупировали юг Румынии и Бухарест. Много жителей были вынуждено бежать из Влахии и Добруджи в Молдавию. Местное население испытывало многие лишения, монастырю также приходилось трудно. Гликерий исполнял послушание на монастырской кухне, помогал готовить монастырскую трапезу. Он вставал рано утром, готовил овощи, разжигал огонь или ездил в город за припасами. В то же время он старался не пропускать утренние акафисты и прочие службы в течение дня.

В 1917 г. война пришла на землю Молдавии, принеся с собой болезни (тиф, тифозную лихорадку), от которых погибали многие. Почти все братия монастыря переболели, но брат Гликерий, ухаживавший за больными, остался здоров. В монастыре была организована временная больница для раненых и больных воинов.

Новый игумен монастыря протосингел Даниил (Чуботариу) (позже он стал наместником Великой лавры в Нямце) обратил внимание на усердие и набожность отца Гликерия, и предложил митрополиту возвести его в священный сан. 11 января (ст. ст.) 1918 г. Гликерий был рукоположен в иеродиаконы. При поставлении архиепископ Антим (Петреску) дал ему две книги: Патерик и «Кармильский Отшельник», которые стали своего рода духовным напутствием на молитвенную жизнь.

Отец Гликерий стал исполнять послушание иеродиакона в церкви, но не в самом Четыцуя, а в окрестных монастырях: Фрумоаза, св. Василия и св. Николая. Он продолжал также исполнять послушание на кухне в своем монастыре, потому что братия очень ценили его кулинарные способности.

В 1920 г., после войны, отец Трифон (Стурза) стал старцем в Четыцуя. Он дал о. Гликерию послушание благочинного. Отец Гликерий показал большое усердие в исполнении этого послушания. Тот же старец предложил рукоположить его в иеромонаха, что и совершилось 29 января (ст. ст.) 1920 г., на праздник св. Апостолов.

По благословению старца отец Гликерий перешел в Великую лавру монастыря Нямец, где настоятелем стал протосингел Даниил (Чуботариу). Игумен был очень рад Гликерию и оставил его в лавре на год.

Новый игумен монастыря Четыцуя Геласий (Стамати), переведенный туда из Нямца, настоял на возвращении о. Гликерия в монастырь, а через четыре месяца, в октябре 1923 г., иеромонах Гликерий был назначен игуменом Покровского скита Великой лавры Нямца. Его помощником стал иеромонах Давид (Бидашку) из Нямца. Он был весьма благороден, усерден, искренен и самоотвержен. Отцы Гликерий и Давид подвизались как духовные братья, вместе молились и работали, вместе радовались и страдали, никогда не отделяясь друг от друга. Их братство было благословенно, ибо оно прошло через многие испытания и бури; они мужественно трудились, в непрестанной молитве, долгих и трудных постах, с полной верой в Божественное Провидение.

Когда они пришли в Покровский скит, там оказалось лишь три старых монаха и один послушник. Строения скита пришли в ветхость, а монашеский порядок был разрушен. Братия начали ремонтировать кельи, возводить новые стены, восстанавливать церковную жизнь на общежительных началах. Типикон св. Саввы был возобновлен, и монашеская жизнь в скиту получила новый импульс.

Во время войны отец Гликерий имел видение о будущем ее исходе. После войны, когда он осознал, что виденное сбылось, он рассказал о видении отцу Даниилу и другим близким людям. В январе 1916 г., в канун Богоявления, представилась ему карта Центральной Европы и народы этих стран. Некоторые стояли на коленях, другие (как, например, в России) в отличие от остальных были в лохмотьях. Представители Румынии и Сербии стояли в своих границах, в новых красивых одеждах и были чрезвычайно счастливы. Два дня спустя отец Гликерий имел другое видение, в котором видел румынского воина, марширующего с румынским знаменем в сторону Прута, границы с Россией. С другой стороны показался русский воин с русским знаменем, он поклонился румынскому воину и передал ему знамя.

В 1924 г. начались трудности и испытания для отцов Гликерия и Давида. В тот год Румынская церковь ввела григорианский календарь, уже принятый светской властью, сохранив лишь празднование Пасхи по юлианскому календарю. Днем введения нового календаря было назначено 1 октября, которое сразу становилось 14 октября — праздником св. Параскевы, особенно почитаемой в Молдавии.

В Покровский скит пришел указ о новом календаре вместе с инструкцией праздновать «выпавшие» дни памяти святых последовательно в течение 13 дней вместе с днями памяти святых, которые приходятся на свои обычные дни. В Покровском скиту уже подвизалось 12 монахов, и все они в один голос заявили, что, может быть, эта реформа и хороша для астрономов, но нехороша для Православной Церкви. Было решено, что один из отцов займется исследованием вопроса по церковным книгам, а также посоветуется с церковными учеными, специалистами по церковному каноническому праву. Так продолжалась жизнь монастыря до конца 1925 г. В 1926 г. был издан новый указ — праздновать Пасху согласно католическому календарю.

Между тем, отцы Покровского скита получили письмо иеромонаха Арсения (Котеа) со Св. Горы Афон, в котором всем благочестиво верующим Румынской Церкви заповедовалось следовать обычаю Восточной Церкви и бежать нового календаря. Вскоре отец Арсений посетил Румынию и заехал в Покровский скит. Впоследствии он опубликовал книгу, в которой осуждал реформу нового стиля, а также еще две книги, которые касались календарной реформы.

Когда Св. Синод распорядился переменить в 1926 г. празднование Пасхи, отцы Гликерий и Давид решили покинуть скит, чтобы отделиться от всякого церковного сообщества, согласившегося праздновать Пасху по григорианскому стилю.

Они ходили в Нямец, которому принадлежал скит, разговаривали с владыкой Никодимом (Мунтяну), бывшим кишиневским архиепископом и игуменом лавры, который посоветовал принять реформу. Он обещал поставить отца Гликерия, в этом случае, игуменом скита вблизи лавры (Покровский скит был очень отдален от нее), но отцы отвергли соблазны земной славы и высокого сана. Многие же другие поддались искушению и приняли перемену календаря. Братия, решив, что будут соблазном для тех, кто решил принять новый стиль, ушли из скита в горы, и 8 ноября (ст. ст.) 1925 г. достигли места Корой Равин, около скита Сихла. Это место было достаточно отдалено от властей. С большим трудом они построили здесь келью, в которой прожили зиму. Летом 1926 г. они построили другую келью, больше первой, с тремя помещениями, одно из которых предназначалось для часовни.

Вскоре к ним пришли еще три монаха из скита Сихастриа: иеромонах Памва и два его брата — Вениамин и Галактион. Так возникла новая обитель.

Отцы испытывали большие трудности, подобно древним отшельникам, но имели одно желание, подобное тем же отшельникам — не навредить никому, но оставить других жить в мире, согласно их убеждениям, особенно в отношении празднования Пасхи. Отец Гликерий ходил за грибами и время от времени спускался в Нямец, где обменивал их на хлеб. Монахи нашли источник чистой воды, который отец Давид обнес красиво вырезанной деревянной оградой. Хотя в тех местах было много диких зверей, они ни разу не причинили отцам вреда.

Тут уместно вспомнить два случая, бывших в Нямецкой лавре. В канун Успения перед самой службой, когда благочинный зажигал лампады в церкви, вдруг с неба, на котором не было ни облачка, сверкнула молния и ударила сквозь купол перед иконой Божией Матери. От удара раскололся камень. Монахи увидели в том Божественный знак.

В другой раз отцу Гликерию было видение. Однажды, в Корой Равине, постигло отца духовное безпокойство. После продолжительной молитвы напали на него тяжелые мысли: «Как возможно, — рассуждал он, — чтобы в стране, где много священников с богословским образованием, множество ученых людей, оставили старый календарь, который был завещан святыми отцами Православной Церкви? Не означает ли это, что нужно оставить старый календарь и присоединиться к прочим? Не грешит ли перед Богом тот, кто с этим не соглашается?» После этого в ночи ему явилось чудное видение: с запада появилось темное облако, которое покрыло всю землю и яростно двигалось на восток и ревело, как чудовище. Перед облаком возникла сильная буря и черная как уголь цепь, на которой висел черный Крест. Все народы были побеждены этой бурей. Но когда отец Гликерий поглядел на восток, он увидел блестевшее как золото снежное облако, перед которым находилась золотая цепь, на которой висел золотой Крест. Появился сонм архиереев, облаченный в золотые одежды, который ворвался в черное облако. Оба облака сблизились, и темное облако пало, а на его месте появилось море, которое поглотило землю. На море Гликерий увидел себя, борющегося с огромными волнами. Его объяло отчаяние, и он начал горько плакать. Тогда ему явился Некто, по виду монах. Он шел по волнам и был похож на Господа нашего Иисуса Христа. Лицо Его горело как солнце. Когда Он приблизился, Гликерий стал целовать Его ноги. “Монах” наклонился, схватил Гликерия за руку и сказал: «Когда увидишь все это, поди и скажи свету, что конец его близок». И внезапно исчез вместе с морем. Отец Давид услышал, как отец Гликерий всхлипывает во сне, и разбудил его. Но тот был так потрясен видением, что даже не мог сразу передать духовному брату, что он видел.

Отцы прожили в Корой Равине почти два года, до 14 ноября 1927 г. Тогда они посоветовались и решили, что им полезно будет посетить Св. Гору Афон для поклонения ее святыням. Так как у них не было денег, они продали часть свей одежды и все лето работали на поле скита Сихла. На Афоне они обошли все греческие, русские, сербские, болгарские и румынские монастыри, посетили кельи афонских отшельников. Огромная радость наполнила их души, когда они увидели благочестие отцов, непрестанные их молитвы и службы. На Святой Горе отцы провели год в глубоком молчании, в непрестанной молитве о своих грехах и спасении души. Здесь они чувствовали себя защищенными от искушений жизни, предав себя единственно Господу. В продолжении года они назидались чудной афонской монашеской жизнью, соединявшей труд и умную молитву. В румынском скиту Продром они были пострижены в великую схиму.

14 сентября (ст. ст.) 1928 г. братия покинули Афон.

В тот же год, осенью, кельи отцов были обнаружены местными пастухами, братьями Иоанном и Михаилом Урзица из села Ванатори. Вскоре монахи и пастухи подружились. 6 января (ст. ст.) 1929 г. отцы спустились в село отслужить молебен. Местный ново-стильный священник отец Барлиба узнал об этом и донес полиции. Монахов забрали в участок и пешком отправили в Тыргу-Нямец, а затем в Пьятр-Нямец для проверки документов. С этого времени начались гонения.

На суде отцов спросили, почему они скрываются в горах. Отцы смело заявили о несогласии с реформой нового стиля, в частности с переменой празднования Пасхи. Судья не увидел ничего противозаконного в поведении монахов, и их отпустили.

В тот год во время Великого Поста отец Гликерий освятил в доме Иоанна Урзица часовню для Богослужений. Много верующих и даже некоторые монахи посещали ту часовню.

Когда отец Барлиба увидел, что паства его поредела, а доходы уменьшились, он опять донес полиции, объявив на этот раз отцов врагами правительства. Под предлогом «защиты национальных интересов» полиция опять арестовала отца Гликерия. Отца Давида в то время не было в Корой Равине, и он избежал ареста. Также полицией были взяты церковная утварь и богослужебные книги отцов. Вместе с братьями Урзица отец Гликерий был отправлен в Пьятра-Нямец.

Отец Гликерий пробыл под арестом три месяца, ожидая суда, на котором Барлиба ложно свидетельствовал, будто отец Гликерий сослужил со священником-самозванцем, который не был канонично рукоположен. Несколько монахов из монастыря Нямец опровергли это лжесвидетельство, и отец Гликерий был отпущен, ему даже вернули утварь и книги.

Во время своего трехмесячного заключения отец Гликерий много пострадал от полиции: пьяные полицейские били его, пока сами не уставали, так что стены камеры нередко покрывались его кровью.

Некоторое время после освобождения отец Гликерий жил в доме лесника В. Гарляну в Тыргу-Нямце. Там он получил две книги отца Арсения-афонита. Кто-то доложил об этом полиции, и монаха обвинили во враждебной пропаганде и агитации среди местного населения против реформы. Чтобы избежать нового ареста, отец Гликерий был вынужден скрыться. Полиция арестовала лесника и его жену.

На следующий год, на праздник Богоявления, отцы Памва, Давид и Гликерий служили в селе. О. Гликерий был предупрежден о приближении полиции условным знаком, и полицейские застали на месте Богослужения только сосуды с водой. На вопрос «где священник?» хозяин ответил мудро: «Еще не пришел. Вот, мы все приготовили, и ждем его».

В 1929 г. григорианская Пасха пришлась на Вторую Неделю Великого Поста. Несколько известных румынских писателей и богословов публично объявили Св. Синод раскольничьим. Тогда власти разрешили отмечать Пасху по старому и по новому стилю, ибо, действительно, было чрезвычайно большое сопротивление празднованию Пасхи по григорианскому календарю. Премьер-министр, который был лидером Национальной крестьянской партии и униатом, объявил, что все, включая клир, свободны праздновать Пасху, как они хотят, а для государственных служащих, учебных заведений и армии для этого отводился специальный день.

Осенью 1930 г. отец Гликерий отправился в Иерусалим, где оставался шесть месяцев, до Пасхи. Он посетил святые места, служил на праздник Рождества по старому стилю, как было принято на Святой Горе и в России. В Иерусалиме отец Гликерий служил на Гробе Господнем с русским и греческим священниками и священником из Иерусалимского Патриархата. Во второй день Пасхи, когда, по обычаю, все приходят поздравлять Патриарха, оказался тут один румынский священник, который также был приглашен участвовать в службе; но отец Гликерий отказался служить с кем бы то ни было, кто следует григорианскому календарю.

На Святую Пасху отец Гликерий служил вместе с Владыкой Анастасием, последним русским архиереем Кишиневской епархии (Высокопреосвященнейший Анастасий /Грибановский/, Архиепископ Кишиневский, в те годы возглавлял Русскую Духовную Миссию в Святой Земле. После кончины Митрополита Антония /Храповицкого/ он стал Первоиерархом РПЦЗ – прим. ред.). На обратном пути отец Гликерий посетил Константинополь.

В 1931 г. в Радашени была заложена первая церковь православных старостильников, которую освятили на следующий год. В тот же год было построено еще шесть старостильных церквей.

На праздник св. Апостолов отец Гликерий служил в Радашени, где его опять пыталась арестовать полиция. Отец Гликерий бежал от них через задний двор, но был застигнут и тяжко избит разъяренными полицейскими, на которых во время преследования упала ветхая ограда двора. На шум сбежались жители, которые, защищая священника, напали на полицейских. Крестьяне пожаловались на злоупотребления полиции, и отец Гликерий был отпущен.

В 1933 г. отцом Гликерием были изданы Псалтирь, старостильный церковный календарь и другие книги.

Создавались новые приходы. К отцам Гликерию и Давиду присоединились пришедшие с Афона иеромонахи Зосима и Варух.

В 1934 г. прошел слух, что отца Гликерия и прочих священников опять хотят арестовать. Но народ уже организовывался: одни днем и ночью охраняли церкви, а другие в это время читали Псалтирь.

В 1935 г. румынские подвижники получили известие, что в Греции образовалась Старостильная Церковь с тремя Епископами и многочисленной паствою. В это время отец Гликерий тоже занимался организацией Румынской Старостильной Церкви: все священники были распределены по разным приходам, так что не оставалось прихода без священника.

Столкновения между старостильниками и новостильниками, возникавшие по наущению новостильных священников, продолжались, дело иногда доходило до угрозы кровопролития, когда крестьяне-новостильники пытались силой избавиться от присутствия в их селах старостильных православных. Отец Гликерий всегда призывал свою паству показывать пример мирного христианского поведения, страха Божия.

Отец Гликерий очень страдал от ран, полученных в Радошени от полицейских, но чудесно избавлялся от боли во время совершения таинств.

Осенью 1935 г. отец Гликерий вместе с отцом Гимназием со Св. Горы Афон решили вновь посетить Афон. Путь их лежал через Сербию. Целью отцов было уговорить какого-нибудь старостильного Епископа прибыть в Румынию для рукоположения священников. На Афоне, по приказу властей, за ними следили монахи Ватопедского монастыря — единственного, принявшего новый стиль. Весь Великий Пост они провели на Афоне, а после Пасхи прибыли в Афины, где тогда учреждался Синод Старостильной Греческой Церкви. Отцы надеялись, что греки поставят во Епископы одного из отцов с Афона. Архиепископа Хризостома не было тогда в Афинах, он находился в Иерусалиме. Члены его Синода не могли решать такой вопрос без его одобрения. Между тем официальный афинский архиепископ принял новый стиль, и обратился к английским властям с просьбой задержать старостильного Архиепископа Хризостома в Палестине (тогда она находилась под английским протекторатом) и помешать ему вернуться в Афины. Два месяца отец Гликерий прожил в Афинах, и вынужден был уехать в Белград. Там он встретился с русским Архиепископом Анастасием, который посоветовал ему ехать в Будапешт к русскому Епископу Серафиму, который мог бы отправиться в Румынию для поставления священников. В Будапеште он узнал, что Епископ Серафим отбыл в Вену. Отцам пришлось вернуться в Румынию, не добившись своей цели.

В Румынии продолжали открываться старостильные церкви. Отец Гликерий ездил освящать их. В то время в Румынской церкви возникло сильное волнение, вызванное известием, что папа римский ассигновал два миллиона лей за перемену церковного календаря. Столкновения между полицией и верующими не прекращались. Очень крупное столкновение произошло в Пьятра-Нямце, на мосту, когда полиция преградила путь большому количеству народа, идущему на освящение церкви. Полиция открыла стрельбу, и один человек был убит. Отца Гликерия арестовали и избили резиновыми дубинками так, что буквально все лицо его покрывали бинтовые повязки. Сначала его увезли в неизвестном направлении, и отец Гликерий ожидал расстрела. Но потом его доставили в Бухарест. Весть о событиях в Пьятра-Нямце быстро распространилась.

В это время были арестованы многие старостильные священники. Отец Гликерий находился в заключении шесть месяцев, потом его перевели из Бухареста в другое место, где он находился в течение месяца, потом еще три месяца он провел в другой тюрьме, потом восемь месяцев в Яссах и, наконец, два года в Пьятра-Нямце.

Помимо приверженности старому стилю, отца Гликерия обвинили в принадлежности к партии коммунистов и легионерам (членам фашистской Железной гвардии). Этой клеветой он обязан был новостильным священникам. Их целью было обвинить о. Гликерия в совершении уголовных преступлений, да еще и с политическим оттенком, чтобы тем самым избавиться от него навсегда. В результате отец Гликерий был препровожден в лагерь для легионеров, где оставался до 1939 г.

В лагере находилось 80 легионеров, которых перед расстрелом разделили на две части. Первую часть должны были расстрелять в 4 утра, вторую — в шесть. Отец Гликерий был включен во вторую. В их группе было два священника, которые стояли и курили, и два члена Железной гвардии, которые молились вместе с отцом Гликерием. Отец Гликерий молился Божией Матери и благодарил Бога за то, что Он сподобил его умереть в православной вере. Тут отец Гликерий услышал прекрасный голос, который сказал ему, что ничего с ним и молящимися с ним не случится. И, действительно, совершилось чудо. Наутро правительство решило помиловать легионеров. После девяти месяцев лагеря отец Гликерий вернулся в Тыргу-Нямец. Через 2 месяца к власти пришло фашистское правительство Антонеску, и многие новостильные священники стали членами легионерской партии.

Отец Гликерий жил в келье вместе с отцом Давидом около Великой лавры. Когда полиция опять стала его донимать, он отошел выше в горы, где его не могли найти.

Но полиция в конце концов обнаружила их новую келью и разрушила ее. Отцы ушли еще выше в горы. Условия жизни в горах были очень суровы. На их счастье, они повстречали человека из села Слатиоара, в области Сучава, где сейчас расположен монастырь Преображения. Имя этого человека было Феодор Флореа, он много помогал старцам.

Было отцу Гликерию видение. Видел он прекрасную церковь, в которой он повстречал митрополита Галактиона (Кордуна), сказавшего о. Гликерию, что он станет первым архиереем Старостильной Церкви Румынии, и будет погребен в монастыре Слатиоара. Владыка Галактион держал крест и икону. Всем верующим он давал целовать икону, а отцу Гликерию дал крест. Потом отец увидел другую прекрасную церковь, на ней было написано «1982». Через некоторое время глас возвестил: «В тот год приблизится пришествие Антихриста».

Отцы оставались в горах в продолжении всей Второй мiровой войны. Почти никто не знал о них.

По окончании войны отец Гликерий начал восстанавливать церкви, разрушенные во время гонений 1935—36 гг. В то время начал образовываться Слатиоарский монастырь. Положение старостильников облегчалось тем, что новая власть считала Церковь «законным юридическим лицом», поэтому было несложно получать нужные документы для строительства.

В 1947 г. началось строительство монастыря, и установились первые контакты с митрополитом Галактионом (Кордун). Отцы просили его стать духовным вождем «Православной Восточной Церкви Румынии» (Biseruca Ortodoxa de Rasarit din Romania — официальное название Старостильной Православной Церкви Румынии). По взаимному согласию, решили отложить присоединение митрополита Галактиона до 1955 г., когда предполагалось завершить строительство монастыря, где старостильники могли бы создать подходящие условия для жизни и служения митрополита. Первой монастырской постройкой стала небольшая часовня. Она сохранялась до 1978 г., когда старые кельи были разрушены и на их месте построены новые.

В 1950 г., с приходом к власти коммунистов, начались преследования старостильников. Против Слатиоарского монастыря, который считался главным бастионом старостильников, и который их враги желали видеть разрушенным, были воздвигнуты особые гонения.

Между тем, случилась одна забавная история. В Буде, в трех километрах от Слатиоары, находился склад. Сторож этого склада донес властям, что монастырский колокол, собиравший братию ночью на службу, мешает работникам склада отдыхать. Блаженный Гликерий, предвидя эту опасность, прибег к единственному оружию христианина — посту и молитве. Он держал трехдневный полный пост и служил молебны Пресвятой Богородице. Через три дня котел в котельной склада взорвался, и его не могли починить. Тогда начальство решило перенести склад в другое отдаленное место. Блаженный Гликерий всегда рассказывал эту историю со смехом.

Однажды в монастырь пришли полицейские и арестовали всех его насельников, которые были осуждены на два года. После отбытия срока они вернулись в монастырь. По возвращении отец Гликерий напомнил о необходимости водворения в монастыре владыки Галактиона. В Бухарест отправилась делегация. 21 мая (ст. ст.) 1955 г. при звоне колоколов первый Епископ Румынской Старостильной Церкви прибыл в Слатиоару. Епископ Галактион получил титул Архиепископа и Митрополита Православной Восточной Церкви. После этого известия преследования со стороны официальной Румынской патриархии начались с новой силой.

Через несколько дней после присоединения владыки Галактиона в Слатиоару приехал архиепископ Румынского патриархата, представлявший министерство культуры, который предложил Митрополиту Галактиону и отцу Гликерию съездить в Бухарест, чтобы получить документ о легализации их Церкви. Когда архиепископ увидел, что старостильники ему не поверили, он упал на колени, стал целовать им руки и клясться, что говорит правду. Это представление не убедило никого, но Митрополит все же решил ехать в Бухарест. Когда об этом узнали старостильники, вся территория монастыря наполнилась народом, все умоляли владыку не верить коммунистическому служителю. Вместе с Митрополитом в Бухарест поехали отец Гликерий и некоторые другие клирики.

Их привезли в министерство госбезопасности. Митрополит Галактион был отправлен под домашний арест в Чернику, где находился до 1956 г., после чего он вновь был арестован на шесть месяцев. Блаженного Гликерия отправили в село Рачитоаса, где он поселился вместе с остальными задержанными в землянке.

Все контакты с Митрополитом Галактионом были нарушены, но изредка, под предлогом необходимости посетить врача, ему удавалось приезжать в Бухарест для рукоположения священников. Осенью 1956 г. он поставил двух Епископов — Евлогия (Оца) и Мефодия (Мариначе). Было решено, что отец Гликерий тоже будет поставлен в Епископы. По милости Божией, дни его наречения и хиротонии были назначены на 16/29 и 17/30 ноября 1956 г., когда отмечается память св. архиепископа Григория Неокесарийского. Блаженный Гликерий был рукоположен Митрополитом Галактионом и другими Епископами Румынской Старостильной Церкви. На следующий день новый Епископ прибыл в Слатиоару. Преосвященный Гликерий никогда не покидал монастыря и преставился там 15/28 июня 1985 г.

Владыка жил по строгому распорядку, которому усердно следовал. Ночью он всегда был на утрени, утром читал Акафист Пресвятой Богородице, часы и служил Божественную Литургию. Очень часто он присутствовал на панихидах. Летом, после Литургии, работал на огороде, к чему у него сохранилась любовь с молодости, когда он еще начинал монашествовать в Четыцуя. Затем он исправлял монашеское правило в келье, до девятого часа дня. Потом отправлялся в церковь служить Бдение, а после — в трапезную. После трапезы он немного спал, а потом завершал, если было нужно, работу на огороде. К этому еще присоединялась ночная молитва, после окончания которой владыка уединялся в келии до утренней службы.

В 1960 г. в монастырь приехал представитель министерства культуры в сопровождении трех офицеров Секуритате. Они приказали удалиться из монастыря всем монахам, но братия отказались покинуть монастырь. Видя их решимость, монахов оставили в покое.

После смерти Митрополита Галактиона владыка Гликерий стал Первоиерархом Старостильной Церкви. 18 сентября/1 октября 1968 г., в день архиерейской хиротонии архимандрита Сильвестра (Онофрей) (будущий Митрополит Сильвестр, скончавшийся в 1992 г.), блаженный Гликерий был возведен в сан Архиепископа и Митрополита Старостильной Православной Церкви Румынии.

Митрополит Гликерий заботливо и умело руководил Церковью, но многочисленные сложности возникали из-за частых арестов священников и монахов. Это приводило к острой нехватке священников на приходах, и Митрополит посылал священников из монастыря на приходы. В 1963—64 гг. все священники были освобождены из заключения.

К 1981 г., вместе с владыкой Гликерием, Румынская Старостильная Церковь насчитывала пять Епископов, что обезпечивало силу и стабильность церковной жизни.

Различные проблемы церковной жизни и особенно пожар в монастыре Слатиоара в 1984 г. подорвали здоровье престарелого Митрополита Гликерия. В 1985 г., во время Великого Поста, владыка Гликерий потерял аппетит и заметно ослаб, что приковало его к постели. Тогда он удостоился знаменательного видения. Ангелы служили Святую Литургию, и владыка видел св. Георгия, которого всегда особенно почитал, в виде воина. Это видение было записано учеником старца отцом Максимом. За три дня до смерти владыка Гликерий созвал всю обитель, благословил всех, простил всех, как истинный отец.

Тогда Епископ Демосфен обратился к Митрополиту Гликерию с мольбой благословить после смерти своей кандидатов во священники и диаконы, а особенно во Епископы, дабы все они избраны были из лиц достойных, то есть тех, кто хранит любовь к Церкви и старается не создавать раскола. Владыка согласился. Тогда было извлечено его завещание, написанное десятью годами раньше, и доверено Епископу Демосфену. Это завещание до сих пор можно видеть в архиве монастыря.

В пятницу, 15/28 июня 1985 г., перед обедом, монастырский управляющий отец Власий, видя, что Митрополит Гликерий слабеет, предложил ему принять Святых Таин, на что владыка согласился. После принятия Святых Таин он тяжело задышал. Он подозвал двух Епископов — Сильвестра и Демосфена, которые оставались с ним до тех пор, пока в 17,40 пополудни блаженный митрополит Гликерий предал душу в руки Божии.

Такой мирной и блаженной была кончина жизни великого исповедника и мученика, который пострадал не от рук неверных, но от рук тех, кто сами себя называют православными христианами. Пострадал подобно св. Иоанну Златоусту, которого преследовали беззаконники и любители нововведений и легкой жизни. Тут рассказано лишь о малой доле тех испытаний, которые претерпел блаженный Гликерий со своим сподвижником, с которым он был вместе в течение сорока лет.

К тому времени, когда Митрополит Гликерий преставился в селения праведных, иеромонах Давид уже давно почил. Всякий раз, когда владыка вспоминал своего доброго друга, на глазах его выступали слезы. То была истинная духовная дружба, достойная святых людей, мало разнящаяся от дружбы, связывавшей св. Василия Великого и св. Григория Богослова.

Ничто их не разлучило: на затвор, ни трудности. После постройки Слатиоары Митрополит Гликерий назначил отца Давида игуменом. С возрастом отец Давид стал сильно болеть. Однажды вечером, 21 мая (ст. ст.) 1961 г., за трапезой ему (к удивлению всех) поднесли вторую чашу вина, что было воспринято как знак скорой кончины. Два дня спустя, 23 мая, он отошел в вечность на 76-м году жизни.

После его смерти, в знак уважения, Митрополит Гликерий не назначил никого игуменом, оставив этот пост за собой и избрав себе помощника в управлении братством.

Митрополит Гликерий оставил после себя единую Старостильную Церковь Румынии. Его страдания не были напрасными — Бог милостиво вознаградил и благословил его труд новыми шестьюдесятью церквями и монастырями; против прежних 45 священников их уже стало 105. Все это возникло в течение последних 13 лет жизни святителя. Общее количество приходов увеличилось от 45 до 110.

Его Высокопреосвященство являлся после смерти разным людям, прося открыть его мощи (он был погребен в Слатиоарском монастыре). После обсуждения этого вопроса, изучения документов и консультаций со Святыми Синодами ИПЦ Греции, Болгарии и РПЦЗ, владыка Гликерий был причтен к лику святых, после чего началась подготовка к обретению его мощей. Когда все было готово, в течение трех дней служились панихиды, после чего открыли гроб святителя. Благоуханные мощи его были подняты, омыты в вине, по традиции, высушены и помазаны святым елеем, и подготовлены, таким образом, ко дню прославления, 15/28 июня 1999 г.

Пусть жизнь ревностного борца за Истинное Православие служит примером самоотречения и жертвенности за Православную Церковь наших предков. Господь да подаст, по молитвам святителя Гликерия, всем его последователям настоящую любовь и пламенную самоотверженность, которые показал нам блаженный Гликерий, чтобы и мы наследовали вечное Царство Господа нашего, Которому подобает всякая честь, любовь и слава. Аминь.

Источники:

1.ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ И ИСПОВЕДНИКА РУМЫНИИ ГЛИКЕРИЯ, митрополит Власий Председатель Священного Синода Истинно-Православной Церкви Румынии. ЦЕНТР ТРАДИЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Этна, Калифорния 96027 1999 г.

2. http://catacomb.org.ua/