(фрагмент интервью)

В начале февраля в нашем городе впервые за 66 лет открыто собрались на празднование Дня Святых Новомучеников представители Свободной Русской Православной Церкви и катакомбной Церкви, запрещенных в нашей стране с 1927 г.

Управляющий приходами Свободной Русской Православной Церкви на территории СССР епископ Тамбовский и Моршанский Лазарь дал интервью нашему корреспонденту.

— Вы считаете, настало время выходить из подполья?

— В мае прошлого года Поместный Собор Русской Православной Церкви заграницей принял решение о приеме общин в СССР под омофор Архиерейского Синода РПЦЗ. Это был ответ на многочисленные письма верующих из России… Я сам видел горы этих писем… Однако говорить о полной легализации нам еще рано.

— Общины, над которыми Вы поставлены управляющим, подчиняются заграничному Синоду. Многих это настораживает.

— Я — русский человек. Всю жизнь прожил в России. С 1945 года в Катакомбной церкви. В 1950 году нашего епископа арестовали и приговорили к расстрелу. В тот же день в разных городах страны арестовали еще 130 человек, принадлежащих к Катакомбной Церкви, в том числе и меня. Дали 10 лет. Отсидел пять. Выпустили в связи с событиями, которые начались после смерти Сталина. Катакомбная Церковь до последнего времени жестоко преследовалась. А за что? Мы никогда не призывали ни к каким насильственным действиям. Мы ни с кем не хотим бороться. Мы просто хотим сохранить православную веру в чистоте, какой была она в Киевской Руси, поэтому не можем иметь ничего общего с атеистической властью. Мы просто отгородились от нее – вот и все… С Зарубежной Церковью у нас никаких разногласий. И как только стало возможно, мы наладили контакты.

— Вы приехали в Ленинград на празднование Дня Святых Новомучеников. Но такого праздника нет в церковных календарях, которые теперь в изобилии продаются в магазинах и киосках.

— Первая в Петрограде община Зарубежной Церкви (мы еще ее называем «Свободной»), созданная несколько месяцев назад и проводит впервые этот праздник. А еще раньше он отмечался, как День памяти митрополита Киевского Владимира, убиенного безбожниками в 1918 году. В 1981 году Зарубежная Церковь причислила к лику святых всех, кто пострадал за веру от коммунистического режима, начиная от Царя и его семьи и кончая патриархом Тихоном. Московская патриархия не празднует этот день, потому что это противоречило бы декларации, подписанной в самый разгар репрессий против Церкви. Торжественное богослужение проходило в необычных условиях: в подвальном помещении, в тесноте, но я остался доволен. Собралось много народу, особенно молодых людей. Я чувствовал, что их молитвы идут от сердца.

— В нашей газете были публикации о трудном положении первой в городе общины Свободной Церкви, газета выступала в ее защиту…

— Мы хотим верить в добрые намерения нынешнего Советского правительства, что перемены проходят всерьез и навсегда, но беззаконие продолжается… Идет волокита с документами. Община молится в подвале, а над головами у них гудят тяжелые станки…

— На президиуме Ленсовета, где рассматривался вопрос о передаче церкви общине, А.А. Собчак объяснил, что на храм претендует еще и Ленинградская епархия Московской патриархии, а та последняя в свою очередь является правопреемницей дореволюционной Православной Церкви, поэтому все храмы должны принадлежать ей…

— Мы с этим не согласны, так как и Катакомбная и Свободная Зарубежная Церкви являются частями Поместной Российской Православной Церкви и наиболее полно сохранили ее традиции. Прихожане этих Церквей такие же русские люди, чьи деды и прадеды строили храмы на Руси… Тот, кто думает, что от нас можно просто отмахнуться, как от чего-то незначительного, — ошибается. В последнее время ряды наши растут буквально с каждым днем. Люди тянутся к правде. Когда-то нас выгнали из храмов, лишили Родины, заставили уйти в подполье — неужели все это повторится? Сколько же страдать русским людям, которых разбросали, рассеяли, натравили друг на друга?

— Владыко, что же нужно, чтобы на русской земле существовало не три, а как раньше, одна Православная Церковь? Возможно ли примирение?

— Покаяние, вот что нужно… Болгарская и Румынская Православные Церкви уже повинились в том, что сотрудничали с богоборческим режимом. Московская патриархия должна сделать то же. Тогда соберется Русский Поместный Собор, где без страха каждый сможет говорить то, что считает нужным, вот тогда будет примирение…

Светлана Яковлева

15/28 февраля 1991 г. св. ап. от 70-ти Онисима
В государственном арбитраже было рассмотрено дело по иску Главного управления по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры к ВНИИэлектромаш о передаче здания Казанской церкви. В вынесенном определении институту было еще раз указано на необходимость неукоснительного выполнения решения Ленгорисполкома № 884 от 22.10.90. Староста А.Л. Никитин был приглашен к председателю Ленгорисполкома А.А. Щелканову для обсуждения ситуации. В разговоре приняли участие депутат Ленсовета Н.Е. Фирсова и сотрудник пресс-центра Ленсовета О.П. Мироненко

Сопредседатель общества «Радонеж» В.С. Родионов передал в дар церкви Свв. Новомучеников и Исповедников Российских комплект из трех колоколов (32, 16, 8 кг).

20 февраля/5 марта 1991 г.
Определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви (заграницей) Преосвященный Лазарь, епископ Тамбовский и Моршанский «за усердное служение Церкви Христовой в особенно трудных обстоятельствах церковной жизни» возведен в сан архиепископа.

28 февраля/13 марта 1991 г., св. прп. Василия Исп.
Принятие Центром реставрации и использования памятников истории и культуры Главного управления имуществ Ленгорисполкома (бывшее ГлавУОП) на свой баланс здания Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря при участии председателя исполкома Московского Л.А. Косткиной и церковного старосты А.Л. Никитина, без участия в том представителей ВНИИэлектромаш.

Источник:https://onikitina3.livejournal.com/