Недавно на сайте https://www.orthodoxtraditionalist.com в блоге некоего иподиакона Нектария Харрисона из МА (Массачусетс), было опубликовано интервью (приводится ниже), озаглавленное: «Интервью со старостильным епископом Этнским Авксентием об отце Серафиме Роузе и РПЦЗ», в котором повествуется о «жизненном опыте епископа Авксентия из Греческой старостильной церкви, его взаимоотношениях и опыте взаимодействия с Русской Православной Церковью Заграницей в 1970-2007 годах, в период их общения друг с другом, и немного об отце Серафиме Роузе.»

Как относиться к епискому Авксентию? Ниже приводится статья доктора Владимира Мосса, православного публициста и чтеца прихода св. Архистратига Михаила в Гилфорде (Великобритания).

Епископ Авксентий – Троянский конь ИПЦ Греции.

“Бойтесь греков (данайцев), дары приносящих”, — сказал Вергилий о знаменитой истории из Гомеровской “Илиады”, когда город Троя пал, приняв в подарок гигантского деревянного коня. Как только конь был ввезен в ворота Трои, воины, прятавшиеся внутри коня, выскочили из него ночью и захватили город… ИПЦ Греции можно сравнить с городом Троей, а ее соединение с греческим старостильным синодом киприанитов с троянским конем — подарком, который ИПЦ Греции с радостью приняла как дар Божий, но который может стать весьма разрушительной ловушкой.

Эта ловушка обнаружилась через киприанитского епископа Авксентия Этны и Портленда, который при помощи своего духовного отца, ушедшего на покой митрополита Хризостома, (заслуженного профессора, о чем нам вновь напомнено), опубликовал заявление, утверждающее то, что очень многим уже давно известно, но что ИПЦ Греции усердно старалась скрыть: оба эти епископа, во всяком случае, ни покаялись в их киприанизме, ни намерены это скрывать. (1)

Это заявление написано в характерном киприанитском стиле — чрезмерно длиное, витиеватое и самодовольное. Но мы для краткости пропустим все детали ссоры епископа Авксентия с анонимным греческим критиком, и выделим следующие предложения:

  1. “Чуть больше года назад две основные канонические группы старостильников в Греции и в этой стране объединились…”.

Это ложное заявление. Одна из этих групп, Синод ИПЦ Греции была канонической группой, другая, киприаниты – нет. В 1984 году киприаниты отделились от ИПЦ Греции, обвинив ее в том, что она имеет неправильную экклезиологию. В 1986 году ИПЦ Греции лишила сана митрополита Киприана по обвинению в расколе и другим вопросам. В такой ситуации невозможно, чтобы обе эти группы могли быть называться каноническими и они, безусловно, не считали друг друга таковыми.

  1. Что касается хиротонии митрополита Киприана старшего Оропосского и Филийского, то никогда не вставало никаких вопросов о ее действительности (законности). Для подтверждения достаточно только одного того факта, что митрополит Киприан был одним из сослужителей при рукоположении Его Блаженства архиепископа Каллиника, нынешнего первоиерарха Церкви Истинно-Православных христиан Греции».

Неправда. С 20 по 23 февраля 1979 года митрополит Каллистос Коринфский и митрополит Антоний Мегарский рукоположили восемь архимандритов во епископы в следующем порядке: Киприана (Кутсумбаса) Филийского и Оропосского, Максима (Цыцыбакоса) Магнезийского, Каллиникоса (Сарантопулоса) Ахайского, Матфея (Лангиса) Инойского, Германа (Афанасиу) Эолийсского, Каллиопиоса (Янакупулоса) Пентапольского, Меркурия (Калоскамиса) Кносского и Каллиникоса (Карафилакиса) Додеканесского.

Во время богослужений поминался архиепископ Авксентий; но ему об этом не сообщили! Только 27 февраля они позвонили ему и попросили его одобрения. “Каллистовцы” заявляли, что это было только “временное и поправимое отклонение от канонического порядка” с целью очистить Церковь от моральных пороков, особенно содомии, так как «в священный сан возводились люди недостойные и неспособные”. (2)

27 февраля архиепископ Авксентий, митрополит Геронтий и те, кто были с ними, встретились “для того, чтобы разработать положение в отношении крамолы (заговора) Каллистоса Коринфского и Антония Мегарского, которые незаконно отсекли себя от тела (Св. Синода) и своевольно взялись рукополагать епископов. При обсуждении этого вопроса на основании святых канонов Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (Св. Синод) единодушно постановил и наложил на этих двух митрополитов наказание в виде лишения сана, как и требуют того святые каноны”.

Спустя несколько дней Авксентьевский Синод, дополненный не менее чем десятью новыми епископами, собрался для того, чтобы подтвердить незаконность Каллистовских хиротоний и разоблачить каллистовцев как “заговорщиков, группировшиков, создателей незаконных сборищ и раскольников”. РПЦЗ отказалась подтвердить каноничность обеих сторон, в то время как независимые митрополиты Хризостом (Киусис) Фессалоникийский и Акакий Диавлийский осудили обе стороны. Так что утверждение, что “никогда не было вопроса по поводу законности” хиротонии митрополита Киприана, явно не соответствует действительности (неправда).

  1. Дело не в том, что одна из сторон подчинилась другой”.

Но мы знаем как факт, что три архиерея – Киприан младший, Амвросий и Климис приняли некоторого рода прощение (отпущение) грехов от ИПЦ Греции. Так что, они подчинились… Подробности, к сожалению, не были опубликованы. Однако, настойчивый отказ епископа Авксентия и его старца поступить подобным образом, не делает им чести.

  1. Что касаестя “ереси киприанизма” — экклезиология Синода Противостоящих не была изобретением митрополита Киприана, но основывалась на Синодальном толковании Соборных, Патристических и исторических заповедей Православной Церкви – толковании, выраженном во многих трудах отца старостильного движения, митрополита Хризостома Флоринского”.

Митрополит Хризостом сделал некоторые ошибки. Киприан воспользовался ошибками и выстроил из них целую экклезиологию. Хризостом покаялся в своих ошибках. Киприан никогда не каялся. Митрополит Хризостом никогда не создавал раскола на основании своих ошибок. Киприан создал. Митрополит Хризостом никогда не был осужден официальными каноническим судом. Киприан был осужден. Разница большая…

  1. Никаких молитв никогда не было прочитано ни над одним из нас, не было нам предложено каким-либо образом покаяться в принадлежности к ереси. И мы никогда бы не приняли подобных условий. Я думаю, что этот факт говорит сам за себя”.

Так и есть на самом деле. Он показывает, что как бы мы ни назвали киприанизм — ересью, “крипто-экуменизмом” либо “оправданием раскола”, то лжеучение, которое он несомненно собой представляет, о чем засвидетельствовано во многих заявлениях канонической ИПЦ Греции до унии 2014 года – епископ Авксентий в нем не раскаялся. Более того, он даже кажется бахвалится своим упрямым отсутствием покаяния.

Все это представляет очень серьезную проблему для Синода ИПЦ Греции. В предыдущей статье я указал, что епископу Авксентию, несмотря на его демонстративный отказ от покаяния, предоставлен колоссальный объем власти — фактически вся “Северо-американская” епархия, что является грубым нарушением территориального принципа церковного администрирования.

И я заключаю, что такой порядок (механизм) создает “де факто” расширение границ влияния киприанитской экклезиологии (представленной епископом Авксентием). Ибо если епископ Авксентий является истинным последователем своего “аввы” митрополита Хризостома, а считать по-другому нет причин – тогда мы можем ожидать не только того, что киприанизм упрочится в сердцах и умах самих киприанитов, но также, что он начнет заражать те области, которые раньше были под истинно-православными архиереями, а сейчас в киприанитской всей “Северо-американской, Гавайской и Аляскинской” епархии. Рак распространяет метастазы…

Если Синод ИПЦ Греции сохранит свой авторитет, как поборника Истинной Веры, он должен действовать против епископа Авксентия. Если Синод этого не сделает, тогда рак распространится, и если в унии останутся истинно-православные, они отделятся от него для того, чтобы спасти свою душу. Ведь перед нами ужасающий пример падения РПЦЗ, предостерегающий нас.

В 1983 году РПЦЗ при Св. Филарете анафематствовала экуменизм и киприанизм. И тем не менее, всего через 11 лет после кончины Св. Филарета киприанизм был объявлен официальной экклезиологией РПЦЗ. И это несмотря на множество протестующих и сомневающихся… Сегодня протестующие растаяли, среди прежних ревнителей ИПЦ Греции царит зловещее молчание. РПЦЗ имело Гектора при Св. Филарете. ИПЦ Греции сегодня, как явствует, не имеет Гектора, который бы противостоял Ахиллесу и киприанизм остается, как и раньше его ахиллесовой пятой… Мы заключаем, что их бахвальство своей глубоко ущербной унией напрасно, т.к. «нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор.5:6).

July 10/23, 2015.

Источники: https://www.orthodoxchristianbooks.com/articles/688/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF-%D0%90%D0%B2%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9-%E2%80%93-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8C-%D0%98%D0%9F%D0%A6-%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8/

https://www.orthodoxtraditionalist.com/post/interview-with-bishop-auxentios-of-etna-old-calendarist-father-seraphim-rose-rocor