Биография В. Н. Митрохина

«Василий Никитович Митрохин в беседе с Кристофером Эндрю не назвал своего точного места происхождения. Он сообщил лишь, что родился в 1922 г. в Европейской части России и поступил в органы госбезопасности в 1948 г. офицером разведки. В 1952 г. Митрохин был послан в зарубежную командировку с целью слежки за корреспондентом «Правды» в Париже Юрием Александровичем Жуковым (1908–1991).

В 1956 г. Митрохин был отозван из-за границы и направлен для работы в архив Первого Главного Управления (разведка) КГБ, где занимался перепиской между центральным аппаратом и местными управлениями. В 1968 г. Митрохин вместе с другими сотрудниками внутреннего аппарата ПГУ находился в Восточной Германии с целью усиления на случай войны с НАТО из-за Чехословакии. Митрохин участвовал в историческом совещании на советской военной базе в Карлсхорсте, которое проводил Председатель КГБ Ю. В. Андропов. В 1972 г. штаб-квартира ПГУ перебазировалась из главного здания на Лубянке в новую резиденцию в Ясенево. Митрохин получил доступ к наиболее ценным документам советской политической разведки: в течение 12 лет он проверил и перевез 300 000 архивных дел. Обычные офицеры разведки не могли свободно просматривать секретный архив: выдавались только справки или дела, непосредственно относящиеся к специализации разведчиков. Наиболее важные дела Управления С (нелегалы) оставались на Лубянке на протяжении последующих 10 лет.

В 1972 г. у Митрохина по внутренним мотивам возникло решение сделать выписки из секретных дел и сохранить их в тайнике. В архиве на Лубянке Митрохин большое внимание уделил личным делам нелегалов. Вначале он просто запоминал фамилии, имена, отчества, кодовые имена и ключевые факты из секретных папок, а потом дома записывал в тетрадь. Затем во время работы над архивированием агентурных дел он делал выписки на бумажки и выбрасывал их в урну, а в конце рабочего дня клал в карманы и выходил. Сотрудники охраны главного здания КГБ проверяли лишь портфели и папки сотрудников. Дома он зашивал записки в матрас. Митрохин понимал, что за ним может периодически проводиться профилактическая слежка, поэтому избегал мест, посещаемых иностранными туристами. По воскресеньям он ездил на дачу, где печатал выписки на печатной машинке и прятал под половицу в молочном бидоне. Когда очередной бидон переполнялся, он закапывал его в землю. Летом во время отпуска он уезжал в Пензенскую область, где купил дом под дачу и работал, стараясь не привлекать внимания местных селян.

В 1984 г. Митрохин вышел на пенсию в звании майора и продолжил систематизировать свои записи. Он непрерывно думал о том, каким образом их можно вывезти на Запад. В 1987 г. после полета Матиаса Руста на Красную Площадь Митрохин подумывал о том, чтобы записаться в аэроклуб и во время учебного полета улететь в Финляндию.

После падения СССР в марте 1992 г. Митрохин выехал в Ригу с хозяйственной сумкой на колесиках. Вначале он обратился в американское посольство, где его приняли за любителя истории и не проявили интереса к его записям. Затем он пришел в посольство Великобритании, где предъявил паспорт, партийный билет, пенсионное удостоверение КГБ и показал несколько машинописных страничек. Британская разведка по содержанию записей сразу оценила высокую ценность материала и договорилась о вывозе Митрохина, его семьи и архива на Запад. 7 ноября 1992 г. Митрохин приехал в Латвию со всей семьей и вскоре оказался в Лондоне.

Митрохин не вынес из секретного архива ни одного физического документа или фотокопии. Его собрание состоит из рукописных выписок и машинописных подборок. Несмотря на непрезентабельность подобных документов, они были приняты к рассмотрению в качестве доказательств в западных судах и парламентских комиссиях, расследовавших деятельность советской разведки на Западе в период «Холодной войны».

Книга «Щит и меч»

В 1996 г. Иностранный секретарь Великобритании Малколм Рифкинд дал разрешение проф. Эндрю на написании исторического исследования, основанного на материалах архива Митрохина. До выхода в свет книги в 1999 г. о существовании перебежчика Митрохина и его собрания знало лишь небольшое число лиц из разведывательного сообщества.

11 сентября 1999 г. вышел анонс книги «Щит и меч» Митрохина–Эндрю в газете «Таймс». После этого несколько мало известных на Западе журналистов высказали предположение, что бегство на Запад майора Митрохина было организовано консервативной фракцией в СВР, стремившейся поддержать напряженность между Западом и Россией. Как полагает Эндрю, публикации такого рода были типичным активным мероприятием СВР.

Вышедшая в конце 1999 г. книга имела несколько изданий в США и Великобритании, и стала бестселлером по версии газеты «Нью-Йорк Таймс». Книга увлекает читателя с самых первых страниц, и непонятно/понятно, почему до сих пор нет версии на русском языке. Для большей читаемости текста издатели выделяют кодовые имена агентов и объектов разработки ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, как это и было принято в самих первоисточниках.»

Операции против религиозных диссидентов в СССР

«Действиями против религиозных диссидентов руководило Пятое управление КГБ. Согласно решению коллегии КГБ в начале 1970-х годов было увеличено проникновение в религиозные организации СССР.

Объектом разработки (=преследования) стал диссидентский Христианский комитет по защите прав верующих состоявший всего из 4 человек (Якунин, Капитанчук, Гайнов, Хайбуллин). Объектом первоначального воздействия был избран иеродиакон Варсонофий Хайбуллин (р. 1937 г.), служивший на одном из московских приходов. С помощью агента ГАЛКИНА (неидентифицированный агент внутри РПЦ) Хайбуллину был устроен перевод в храм во Владимире, чьим настоятелем был опытный агент с большим стажем ВОЛЖСКИЙ. Из-за потери контакта с Якуниным и Капитанчуком отец Варсонофий физически отошел от участия в Христианском комитете. Согласно делу Варсонофия, агент ВОЛЖСКИЙ познакомил его с психиатром агентом БУЛКИНЫМ, убедившем его в предрасположенности к психическим заболеваниям. После бесед с доктором-агентом Хайбуллин пришел к выводу, что участие в диссидентском движении может пагубно отразиться на его здоровье. В дальнейшем ЦЕНТР через своих агентов направил его на путь научной работы, и открыл ему материалы по истории Православия в областном архиве. Во время научной работы находившийся рядом сотрудник архива агент СПИРАНСКИЙ вдохновил Хайбуллина отказаться от роли защитника прав верующих в Советском Союзе. В конце концов, иеродиакон Варсонофий послал священноначалию письмо с покаянием в своей диссидентской деятельности. Данная операция рассматривалась ЦЕНТРОМ как вполне успешная.

В мае 1979 г. в Христианский комитет по защите прав верующих на место выбывшего Хайбуллина вступил священник Василий Фонченков (1932–2006), завербованный в 1970 г. под кодовым именем ДРУГ. Во время кампании преследований диссидентов в 1979–80 гг. для ДРУГА была организована операция прикрытия: его вызывали на допрос в КГБ и распространялись слухи, что ему угрожают арестом. В 1980 г. на суде над священником Глебом Якуниным (р. 1934) присутствовала только его жена. Для прикрытия Фонченкова его демонстративно не допустили на процесс. Показания против Якунина дали несколько агентов КГБ, в т.ч. ЕСАУЛЕНКО (Иосиф Пустоутов), в результате отец Глеб получил пятилетний срок заключения.

Следующим объектом разработки стал священник Дмитрий Дудко (1922–2004), проповеди которого публиковались за рубежом. 15 января 1980 г. отец Дмитрий был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. После многочисленных допросов следователь Владимир Сергеевич Сорокин склонил его к сотрудничеству со следствием. Во время Московской Олимпиады состоялось «покаянное» выступление по телевидению отца Дмитрия, после которого другие диссиденты от него отвернулись. Следователь Сорокин был удостоен награды за разработку Дудко.»

«1. Митрохинский архив разоблачает

«Друг» — это агентурный псевдоним протоиерея Василия Фонченкова, священника Русской Зарубежной Церкви. В семидесятые годы он помогал КГБ сажать в тюрьмы священников-антикоммунистов. Теперь это не мешает ему пребывать в клире Зарубежной Церкви. КГБ чувствует себя в ней настолько уверенно, что не считает нужным скрывать свою агентуру. Служит «Друг» в Зальцбурге.

Не верите? Отсылаю вас к книге «Архив Митрохина», написанной в соавторстве с профессором Кристофером Эндрью. Василий Митрохин, начальник архивного отдела КГБ, умудрился вывезти в 1992 году на Запад множество секретных документов. На протяжении десятилетий, рискуя жизнью, он тайно выносил их копии из здания КГБ. Лицо Митрохина мне знакомо, я встречал его в коридорах Лубянки. Он производил впечатление сурового правоверного коммуниста. Видимо, такая кондовая внешность спасла его от подозрений.

Высокий профессионализм Митрохина позволил нам не ограничиваться бездоказательным навешиванием на священника агентурного ярлыка. Вот факты, которые он приводит.

«Христианский Комитет в защиту прав верующих старался защитить себя от проникновения КГБ в том числе и за счет своей малой численности, которая никогда не превышала четырех человек. Однако в мае 1979 года в него вступил о. Василий Фонченков, о котором в Комитете не знали, что за девять лет до этого он был завербован Пятым управлением КГБ в качестве агента под псевдонимом «Друг». Как отмечается в его личном деле, он «использовался в разработке лиц, представляющих оперативный интерес (в Православной Церкви), выполнял задания добросовестно и проявлял инициативу». С 1972 года Фонченков работал преподавателем Духовной академии в Загорске, одновременно занимая должность в отделе международных отношений Московской Патриархии. В 1976-77 годах он был священником церкви св. Сергия в Восточном Берлине и издателем Stime der Orthodoxie («Голос Православия»), журнала Центрально- Европейского экзархата Московской Патриархии. Его связи в иностранных церквах вполне могли рекомендовать агента «Друга» ничего не подозревавшим коллегам в Христианском Комитете.

Кампания борьбы КГБ с открытым диссидентством в православной Церкви достигла пика в 1979-80 годах, ознаменовавшись волной арестов ведущих диссидентов, — главным из которых был о. Глеб Якунин, — которых впоследствии посадили в тюрьму или убедили публично покаяться. Возможно, для того чтобы спасти Фонченкова от расшифровки, он был вызван в КГБ для допроса, после чего выступил с заявлением о том, что ему угрожали арестом, однако обвинение ему никогда не предъявлялось». (Здесь и далее цит. по книге Кристофера Эндрью «Меч и щит. Митрохинский архив и секретная история КГБ.»).

Один только факт работы о. Василия Фонченкова в Отделе внешних церковных сношений Московской Патриархии позволяет говорить о его агентурном сотрудничестве с КГБ. Ведь этот отдел неканонический. Он был создан советским КГБ для использования внешнецерковных контактов в своих целях. Истинные начальники этого отдела сидят вовсе не в Патриархии, а в небольшом розовом здании у метро «Проспект Вернадского». Там находится управление РТ Службы внешней разведки. Эта аббревиатура означает «разведка с территории России». Управление РТ также направляет в шпионские командировки российских ученых, общественных деятелей. Некоторые его офицеры работают под видом мирян в Отделе внешних церковных сношений.

«А может быть, там не все агенты?» — спросите вы. Увы, все. Потому что каждый может стать невольным свидетелем тайных операций разведки и других нарушений конституционного принципа отделения церкви от государства. КГБ может уберечься от огласки, только если накрепко привяжет каждого подпиской о сотрудничестве.

Далее автор «Меча и щита» отмечает, что в 1979 году КГБ удалось склонить к публичному покаянию священника Дмитрия Дудко, однако добиться того же от о. Глеба Якунина не представлялось возможным. Поэтому, пишет он, «только жене Якунина разрешили присутствовать на суде. Остальные члены семьи и друзья, а также западные журналисты, не были туда допущены… Среди получивших отказ был и Фонченков. Возможно, это было сделано для того, чтобы спасти его от расшифровки».

На официальном церковном сайте ortho-rus.ru этот период биографии Фонченкова изложен в другой тональности: «В 1973 г. был рукоположен во священника, в 1976-77 гг. был настоятелем Сергиевского храма в Карлхорсте (Берлин) и редактором журнала «Stimme der Orthodoxie». В 1979 г. вступил в Христианский комитет по защите прав верующих, в настоящее время в юрисдикции Русской православной Церкви За рубежом. Служит в Зальцбурге». Здесь его вступление в Комитет выглядит как некая заслуга, вроде редактирования журнала на немецком языке. У неискушенных людей может сложиться мнение о том, что Фонченков и сейчас пребывает в этом Комитете, мужественно борясь за права верующих. Им и в голову не придет, что он вступил туда, чтобы разрушить его, а участников посадить.

2. Свидетельство о. Глеба Якунина

«А что скажет главный герой описываемых событий, сам Глеб Якунин?» — подумал я и набрал номер его московского телефона.

«Появление о. Василия Фонченкова в нашем Христианском комитете по защите прав верующих я воспринял спокойно, — рассказал о. Глеб. — Ведь мы были знакомы давно, и я знал, что он настроен антисоветски. Меня не смущало то, что он был сыном старого большевика, именем которого в Москве названа одна из улиц. В те годы дети махровых сталинистов нередко становились противниками режима. Правда, сейчас я понимаю, что недооценил той легкости, с которой он общался с нами, дискутировал. Ведь контакты с диссидентами были опасными для советских людей. Однако твердой уверенности в том, что Василий Фонченков агент КГБ, у меня не было, хотя он и преподавал в Духовной академии, находившейся под строжайшим контролем «органов». Отдел КГБ, занимавшийся ею, расположен напротив входа в Лавру, сразу за кинотеатром.

«Я не держу зла на о. Василия и даже благодарен ему за то, что он осторожным намеком предупредил меня о готовящемся аресте, — подчеркнул о. Глеб. — Кроме того, он не свидетельствовал против меня. Его и еще нескольких человек почему-то избавили от допроса, хотя по логике должны были допросить. Так КГБ бережет свою агентуру. После того, как меня посадили, Фонченков занял руководящее положение в Комитете, но на следующий год его деятельность была свернута. Мы узнали, что Политбюро приняло постановление о том, чтобы искоренить все диссидентское движение репрессиями, и решили не рисковать людьми».

«После моего освобождения из тюрьмы я не встречался с о. Василием Фонченковым, но он звонил мне после выхода книги Митрохина. Голос его был встревожен. Он утверждал, что все написанное в ней — дезинформация, и спросил, не хочу ли я выступить с опровержением. Я отказался, объяснив, что считаю книгу Митрохина серьезным источником информации. Он спросил, не я ли был инициатором ее появления в свет. Я отвечал, что нет, и даже поблагодарил о. Василия за то, что он дал мне знать о моем предстоящем аресте. Это ему не понравилось, и он заявил, что ни о чем меня не предупреждал. Между прочим, он звонил мне из Москвы. Ему пришлось вернуться туда после того, как некоторые священники написали возмущенные письма митрополиту Лавру. Но когда небольшой шум стих, Василий Фонченков снова вернулся на Запад», — горько усмехнулся о. Глеб.

3. Два сапога — пара?

«Друг» далеко не одинок. Просто через него Господь посылает нам вразумление. КГБ давно нашпиговал «друзьями» Русскую Зарубежную Церковь. В ней немало священников со схожими биографиями. Вначале все они работали в чекистском Внешне- церковном отделе Патриархии. Затем по непонятным причинам, — скорее всего, по заданию КГБ, — перешли в Зарубежную Церковь, причем этот переход не сопровождался ни покаянием, ни разрывом с Москвой. В чем тогда был его смысл, неясно. А здесь, в Зарубежной Церкви, эти священники открыто работают на Москву. Но никого вокруг это почему-то не удивляет.

Легко представить, что случилось бы с советским разведчиком Штирлицем, героем знаменитого фильма «17 мгновений весны», если бы он ходил по коридорам гестапо и агитировал за Сталина. Но в Русской Зарубежной Церкви это почему-то проходит. Настолько мощны в ней позиции КГБ.

Готовясь к поглощению Русской Зарубежной Церкви, КГБ зорко следит за настроениями в эмигрантской среде. Сейчас его беспокоит, что в ней пошли разговоры о вербовке священников. Поэтому КГБ бросил очередной дезинформационный тезис: «Да, все советские священники, работавшие за рубежом, были агентами КГБ! Ну и что? Время было такое!» Недавно я услышал эту свежую мысль сразу от нескольких русских эмигрантов.

Ее лживость в том, что она отодвигает агентурную работу в прошлое. Дескать рухнула советская власть, кончилась и она. Но ведь КГБ-то не рухнул! А сейчас он прибрал к рукам всю государственную власть.

Все те, кто были агентами в советскую эпоху, остаются ими поныне. Есть только один способ прекратить быть агентом КГБ: отречься публично, в печати, и тогда КГБ сам исключит вас за расшифровку. Такие случаи были, и даже среди священников. Но «Друг» этого не сделал.

Его личного агентурного дела я не видел, но уверен, что в нем есть такая запись: «Использовался по делам, завершавшимся арестом и осуждением объектов оперативной разработки». Это значит, что он — агент боевой, не то, что какой-нибудь сельский батюшка, для отвода глаз сигнализирующий в КГБ о том, что другие священники пьют. «Друг» может использоваться в острых мероприятиях. И в этом смысле совсем не случайно то, что он находится в Австрии.

Ведь эта страна очень важна для российской разведки. В ней мягкий контрразведывательный режим, потому что нейтральная Австрия не представляет интереса для иностранных разведок. Поэтому КГБ давно привык проводить здесь рискованные мероприятия, за которые в других странах могут дать по шапке.

Как правило, это встречи с особо ценными агентами, висящими в своих странах на волоске — генералами, парламентариями, засекреченными учеными.

Вот один из них объявляет товарищам по работе:

—Что-то мне в Австрию захотелось! В древний Зальцбург! Пройтись, знаете ли, по моцартовским местам!..

—Что ж, поезжайте, это дело хорошее! — кивают товарищи. Через пару дней наш герой петляет по старинным улочкам Зальцбурга и в условном месте встречается с российским дипломатом. А вдруг за дипломатом следят? Нет, лучше заглянуть, в живописную русскую церковь! А в конце светской беседы со священником передать ему конверт с фотопленкой. Никакая контрразведка в церковь и сунуться не посмеет: вера — дело святое!

О. Василий Фонченков — правая рука архиепископа Марка. Неужели тот ничего не знает о книге Митрохина? Или, наоборот, упоминание в ней служит для него положительной характеристикой? Ведь и биография самого Марка полна недомолвок, словно у разведчика-нелегала. Неясно, как он, уроженец ГДР и офицер ее армии, перебрался на Запад в шестидесятые годы, ибо легально это было сделать нельзя. В семидесятые будущий архиепископ был задержан в Москве за ввоз антисоветской литературы, но вскоре КГБ тихо отпустил его, хотя по закону это было сделать невозможно. Все эти несообразности я проанализировал в статье «Две тайны архиепископа Марка». Ее можно найти в Интернете.

Там же я прочитал о том, что о. Василию Фонченкову являлся во сне император Николай Второй. Интересно, что он ему сказал? «Почему ты, друг, служишь Чека, убившей меня?».»

Источники:

1.http://internetsobor.org/;

2. К. Преображенский «КГБ в русской эмиграции».