Экуменизм можно определить, как процесс духовной глобализации, работающий параллельно с процессами политической и экономической глобализации. Он ускорился в 1990-94 годах.
С начала 1920-х годов православие раскололось на два лагеря: “Мировые православные”, присоединившиеся к экуменическому движению, и “Истинные православные”, отвергшие экуменизм (и другие важные проблемы, такие как сергианство). В 1948 году грекоязычные Церкви и те Поместные Церкви, которые находились в орбите Константинополя, присоединились к Всемирному совету Церквей. Сначала Московский Патриархат и Восточноевропейские Церкви, входящие в его орбиту, отвергли это, но с 1961 года они тоже присоединились к ВСЦ. В 1980-х годах, и особенно в 1990-94 годах, на экуменических ассамблеях Канберры, Шамбези и Баламанда все Поместные Церкви Мирового Православия, за исключением Иерусалима, были активными участниками экуменического движения, как межхристианского, так и межрелигиозного экуменизма.
Помимо Всемирного совета Церквей, одним из главных органов движения была Всемирная ассоциация конституции и парламента (WCPA), которая была основана в 1959 году. Хотя ее цели были политическими и экономическими, их реализация явно имела последствия для религиозных организаций. Ибо, как ясно сказано в докладе 1992 года: «Ее членами, в свою очередь, являются представители таких организаций, как, например: Организация Объединенных Наций, Всемирный совет Церквей, Зеленый Мир, Всемирный мусульманский конгресс, Совет по международным отношениям, Всемирный Суд, а также послы и министры многих стран. Эта структура уже организовала несколько заседаний Временного Всемирного парламента и приняла одиннадцать законов Всемирного кодекса законов. Интересно, что WCPA разделила весь мир на десять королевств, используя именно этот термин на английском языке: «королевства». Предлагается, чтобы новая мировая финансовая система была введена сразу же после того, как первые десять стран утвердят Мировую Конституцию, поскольку остальные страны будут вынуждены принять эту конституцию по экономическим причинам. В настоящее время WCPA пытается созвать Конституционную ассамблею, чтобы заменить Конституцию США Конституцией Мира. В 1990 году WCPA направила всем главам правительств письмо, в котором объявила о формировании Мирового правительства, и после этого многие лидеры государств открыто начали говорить о Новом мировом порядке».
В сентябре 1990 года межхристианский экуменизм сделал важный шаг вперед в Шамбези, Швейцария, где была согласована Декларация между Совместной комиссией православных и монофизитов (в документах называемой “Восточными православными”), православные и монофизиты были названы двумя “семьями церквей” (фраза, неизвестная православной экклезиологии).
В четвертом параграфе Декларации говорилось: “Обе семьи согласны, что оба естества [Христа] с их энергиями и волями объединены ипостасно и естественно неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно и что они различаются лишь в умозрении» (?? ?????? ????).”
Это уже было совершенно неприемлемо для православных и представляло собой еретическую, монофизитскую формулировку. Две природы и две воли Христа различимы не только «в умозрении», но и в действительности. В седьмом параграфе также говорилось о том, что две природы различимы «в умозрении», что подразумевало, как указывает Людмила Перепёлкина, “отсутствие этого различия в реальности”.
В Пятом параграфе говорилось: “Обе семьи согласны, что Тот, Кто волит и действует, есть всегда одна Ипостась воплощенного Логоса”. Однако, как еще раз верно указывает Перепёлкина, согласно учению преподобного Максима Исповедника, “понятие энергии (деятельности) природы относится только к природе в целом, а не к ипостаси. Это учение было подтверждено на Шестом Вселенском Соборе. В Декларации Шамбези, как видно из Пятого параграфа, природная воля и энергия в Иисусе Христе приписываются Его Ипостаси. Другими словами, этот абзац является чисто монофелитской формулой”.
В восьмом параграфе говорилось: “Обе семьи принимают три первых Вселенских Собора, которые составляют наше общее наследие. В отношении же четырех последних Соборов Восточной Православной Церкви Восточные православные утверждают, что вышеприведенные пункты 1-7 являются учением четырех последних Соборов Восточной Православной Церкви, в то время как Ориентальные православные считают это утверждение Восточных православных их личным толкованием. С этой точки зрения Ориентальные православные относятся к этому положительно”. Неясное утверждение, в котором, однако, ясно одно: монофизиты не обязались принимать Четвертый, Пятый, Шестой и Седьмой Вселенские Соборы так, как это делали Православные, а только “положительно отреагировали на их утверждение”, что ничего не значит в догматическом плане.
В девятом параграфе говорилось: “В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения”.
Это было в явном противоречии с 1500-летней православной традицией. В этот период все Святые Отцы недвусмысленно утверждали, что монофизиты не “сохраняли верно одну и ту же подлинную православную христологическую веру”, а фактически были еретиками. Но современные экуменисты утверждали, что все шестьсот тридцать святых Отцов Четвертого Вселенского Собора, а также все Отцы всех последующих Соборов, которые осудили монофизитство, были неправы, и весь спор был просто основан на некоторых лингвистических недоразумениях!
В десятом параграфе Декларации говорилось: “Обе стороны согласны, что анафемы и осуждения прошлого, которые ныне разделяют нас, должны быть сняты церквами, чтобы последнее препятствие к нашему полному единению и общению было устранено благодатью и силой Божией. Обе семьи единодушны в том, что снятие анафем и осуждений осуществится на основании согласия в том, что прежде анафематствованные и осужденные Соборы и Отцы не являются еретиками”.
Таким образом, Семь Вселенских Соборов должны быть изменены, сказали эти “богословы”, и анафемы против всех монофизитских соборов и отцов, включая печально известных ересиархов Диоскора, Тимофея и Севера, сняты! Это было явное отрицание Веры Вселенских Соборов! Конечно, Автокефальные Православные Церкви (за исключением Иерусалима) уже безоговорочно отвергли Соборы и Отцов, общаясь в молитве и таинствах со всевозможными еретиками и даже язычниками, самым крайним примером чего, пожалуй, была Генеральная Ассамблея ВСЦ в Канберре в 1991 году. Тем не менее, это был еще один и важный этап, чтобы прямо сказать, что Вселенские Соборы, высший авторитет в Православии, были неправы, что монофизитов не следовало осуждать, что они были православными все эти века, хотя Святые Отцы и все святые Православной Церкви считали их еретиками. Это было не просто неспособностью соответствовать стандартам Вселенских Соборов: это был отказ от самих стандартов.
Хотя уния в Шамбези официально не была ратифицирована Московским Патриархатом, это было сделано по совершенно небогословским причинам, и МП продолжал действовать так, как будто уния была действительной и истинной. Поэтому с полным основанием Священный Синод Истинной Православной Церкви Греции под руководством архиепископа Хризостома (Киусиса) в июле 1991 года издал заявление, в котором:
“В Шамбези православные и монофизиты согласились, что «обе семьи (то есть Православные и монофизиты) всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания…»
«… Как можно считать правильным то, что сейчас понимают двадцать один представитель Патриархатов и Автокефальных Церквей, то есть то, что в течение полутора тысяч лет православные и монофизиты имели одну и ту же Христологическую Веру, когда это факт, что четыре Вселенских Собора осудили последних, как еретиков? Возможно ли, что Святые Отцы, принимавшие в них участие, ошибались и были несправедливы к монофизитам? Разве нельзя было найти хотя бы одного из 630 Отцов Четвертого Вселенского Собора, из 165 Отцов Пятого, из 227 отцов Шестого или из 367 отцов Седьмого, который бы понял то же, что теперь поняли православные экуменисты из Шамбези, то есть что монофизиты не еретики? Итак, получается, что 1389 Святых Отцов ошибаются, а двадцать один представитель модернистской Православной Церкви правы? Должны ли мы верить, что Святой Дух не просвещал Святых Отцов? Должны ли мы отрицать божественное вдохновение Святых Соборов? Еретики и богохульники! Еще более смело мы должны утверждать, что святая Евфимия, которая чудесным образом запечатала Определение веры Четвертого Вселенского Собора, неправильно поняла «Православие» монофизитов, потому что она не понимала языка? Страшная вещь!»
«Православные и монофизиты согласны с тем, что «обе семьи принимают три первых Вселенских Собора…», [Но] Православная Церковь принимает семь Вселенских Соборов. В Шамбези, по требованию монофизитов, православные делегаты приняли признание первых трех, остальные отложены в сторону и считаются делом только для халкидонских православных. Монофизитам, осужденных ими как еретичествующими и преданными анафеме, уместно противопоставить эти четыре других Вселенских Собора. Но позволительно ли людям, какими бы модернистами они ни были, называющими себя православными и объявляющими себя иерархами и богословами, ограничивать Вселенские Соборы тремя? Как они посмели? Как они подписали такое предательское соглашение? По крайней мере, те, кто подписал фальшивую Ферраро-Флорентийскую унию [с Римом], когда они вернулись в столицу и раскаялись, заявили: «Пусть нам отрубят руки» и отреклись от ложного союза…»
«Можно только ужаснуться предательству тех, кто подписал соглашение в Шамбези. Те, кто был низложен и предан анафеме как еретики четырьмя Вселенскими соборами, теперь признаны «святыми» и «Отцами» модернистской церковью… Кто они такие? Есть Диоскор, которого Четвертый Вселенский собор предал анафеме как единомышленника еретика Евтихия… и остальные, против которых Православная Церковь выкрикивает Анафему, которая читается вслух всем в Неделю Торжества Православия. Теперь православные модернисты будут чтить их в своих церквях, делать из них иконы и зажигать им свечи, прося прощения за то, что наши Святые Отцы несправедливо осудили их как еретиков…»
«Пусть все, кто подписал соглашение в Шамбези, знают, что они перестали быть православными, поскольку они являются причастниками ереси монофизитов».
«Те, кто подписал соглашение в Шамбези, не подписывали его как частные лица. Главным образом, они подписались как представители своих Церквей, и их Церкви приняли соглашение в Шамбези…»
«Поэтому мы осуждаем этот новый ложный союз, который был подписан в Шамбези представителями Автокефальных Церквей и Патриархатов, которые спустя 1500 лет впали в ересь монофизитства … и … новостильной государственной церкви, за все, что было заявлено, и впредь объявляем его еретическим. Мы призываем каждого верующего православного человека, следующему изменническому соглашению в Шамбези, сделать выбор между православием и монофизитством. Тот, кто хочет оставаться православным, кто хочет оставаться членом Тела Церкви Христовой, должен немедленно прекратить всякие отношения и общение с еретическими и монофизитствующими пастырями Церквей, которые подписали и приняли соглашение Шамбези».
«Все, кто остаются равнодушными или молчаливыми и присоединяются к сторонникам соглашения Шамбези, просто приняли монофизитство и его неверно мыслящих «Отцов» Диоскора, Севера, Тимофея и других еретиков. Такие люди несут на своих головах анафемы Вселенских Соборов. Они находятся вне Церкви, вне спасения, и их доля равна доле всех еретиков».
«Мы уже говорили. Пусть каждый православный верующий возьмет на себя ответственность перед Богом и людьми. «Давайте стоять прямо, давайте стоять со страхом»».
*
Вскоре Шамбези принес и другие конкретные плоды. Так, в 1991 году за ним последовала Седьмая Генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, на которой православные делегаты были в числе приглашенных аборигенами-язычниками пройти через “очищающее облако дыма”, объединяющее аборигенов с христианской духовностью (!). Несмотря на это, глава отдела внешних связей МП митрополит Кирилл (Гундяев) заявил, что ВСЦ — “наш общий дом, и мы хотим, чтобы он был колыбелью единой церкви”.
Однако в 1992 году российская парламентская комиссия выявила, что Гундяев, нынешний патриарх, и почти все его иерархические коллеги были агентами КГБ. Недавно это было подтверждено в Болгарии: «Софийский районный суд признал соответствующим действительности заявление бывшего вице-премьера Болгарии Валерия Симеонова о том, что патриарх Кирилл (Гундяев) был «агентом» КГБ. Как сообщают 14 апреля «Новости Болгарии», речь идет о решении № 20069484 по делу № 18199/2018 по заявлению Эмила Миланова.
Другой иск подобного рода подавал отставной генерал и лидер пророссийской организации «Международная славянская община — Перун 2000», секретарь движения «Русофилы» и председатель партии «Возрождение Болгарии» Эмил Миланов.
Валерий Симеонов смог доказать в суде, что распространённые им сведения о сотрудничестве Кирилла с КГБ под оперативным псевдонимом соответствуют действительности. «Доказано, патриарх РПЦ Кирилл — второсортный советский агент КГБ. Тот самый, который сказал, что права человека — это новая ересь. И он ещё осмелился вершить правосудие над болгарским президентом», — заявил Валерий Симеонов».
22 июля 1991 года Синод Антиохийского патриархата (в который входил известный происламский митрополит Георгий Ходре) осуществил ряд мер, направленных на достижение полного союза с монофизитской Сирийской церковью. Они включали запрет на прозелитизм среди монофизитов и полное евхаристическое общение. Затем, 12 ноября 1991 года, Патриарх Антиохийский Игнатий IV издал “Официальное заявление Антиохийской Православной Церкви об отношениях между Восточной Православной и Сирийской Православной Церквями Антиохии”, в котором было провозглашено единство между его Церковью и Сирийскими монофизитами (именуемыми здесь “Сирийскими православными церквями”) следующим образом:
«1. Мы подтверждаем полное и взаимное уважение духовности, наследия и Святых Отцов обеих Церквей. Целостность как византийской, так и сирийской литургий должна быть сохранена».
«2. Наследие Отцов обеих Церквей и их традиции в целом должны быть интегрированы в учебные программы христианского образования и богословские исследования. Необходимо расширить обмен преподавателями и студентами».
«3. Обе Церкви должны воздерживаться от принятия любого верующего из одной Церкви в члены другой, независимо от всех мотивов или причин».
«4. Встречи между двумя Церквями на уровне их Синодов, в соответствии с волей обеих Церквей, будут проводиться всякий раз, когда возникнет необходимость».
«5. Каждая Церковь будет оставаться ориентиром и авторитетом для своих верующих в вопросах личного статуса (брак, развод, усыновление и т.д.)».
«6. Если епископы двух Церквей участвуют в святом крещении или заупокойной службе, председательствовать будет тот, кто принадлежит к Церкви крещеного или умершего. В случае священного брачного служения председательствовать будет епископ Церкви жениха».
«7. Сказанное выше не относится к сослужению в Божественной Литургии».
«8. То, что относится к епископам, в равной степени относится и к священникам обеих Церквей».
«9. В местах, где есть только один священник из любой Церкви, он будет совершать богослужения для верующих обеих Церквей, включая Божественную Литургию, пастырские обязанности и святое супружество. Он будет вести независимый учет для каждой Церкви и передавать информацию о братской Церкви ее властям».
«10. Если два священника двух Церквей оказываются в местности, где есть только одна Церковь, они по очереди пользуются ее удобствами».
«11. Если епископ из одной Церкви и священник из Церкви-сестры будут сослужить службу, епископ будет председательствовать, даже если это приход священника».
«12. Рукоположения в священные саны совершаются властями каждой Церкви для ее собственных членов. Было бы целесообразно пригласить верующих Церкви-сестры принять участие в этом мероприятии».
«13. Крестные отцы, крестные матери (в крещении) и свидетели в святом браке могут быть выбраны из членов братской Церкви».
«14. Обе Церкви будут обмениваться визитами и сотрудничать в различных областях социальной, культурной и образовательной работы».
«Мы просим Божьей помощи продолжать укреплять наши отношения с сестринской Церковью и с другими Церквями, чтобы мы все стали одной общиной под одним Пастырем».
На момент написания этой статьи православные и монофизиты в Сирии действительно являются “одной общиной”, даже если у них еще нет одного пастыря, в то время как лидеры других патриархатов часто сослужат им…
Что касается Константинополя, то в ноябре 2009 года Вселенский Патриарх Варфоломей, почетный президент масонской организации “XAN”, заявил перед Дипломатическим корпусом ООН следующее: “Богословский диалог между нашими двумя христианскими семьями – Православной Церковью и Древними Восточными Церквями-формально положил конец недоразумениям прошлого. Нас разделяет не теология…»
*
Единственным исключением из этой “сверхэкуменической” тенденции среди Поместных Церквей Мирового Православия был Патриарх Иерусалимский Диодор, который покинул экуменическое движение 22 мая 1989 года, заявив вместе со своим Синодом: “Православная Церковь твердо верит, что Она обладает полной, совершенной истиной и что Она является Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью, хранилищем Божественной Благодати и Истины. Она одна является ковчегом безопасности, в котором можно найти незапятнанные учения и священную Традицию Веры, а также полноту их спасительного характера и выражения. Дальнейшее участие православных в диалогах сейчас становится вредным, разрушительным и, по сути, опасным. Инославные пользуются этими богословскими диалогами и используют эти контакты против Православной Церкви. Здесь, на Святой Земле, особенно сейчас говорят: «Вместе с православными мы пытаемся найти истину». Таким образом, день ото дня они все более преуспевают в своем прозелитизме и привлекают православных верующих в свои ряды. Инославные также показывают нашему народу фотографии и видеофильмы, в которых наши представители появляются, обнимая инославных, и говорят нашим верующим: «Союз церквей пришел; приходите в наши церкви для совместных молитв». К таким актам следует также добавить их заманчивые предложения жилья (а жилье является насущной проблемой для большинства арабского населения), предложения работы и финансовой помощи, если православные только присоединятся к их религии. Это истощение или, скорее, обескровливание нашей православной паствы, но прежде всего наше основное желание и обязанность сохранить чистоту православной веры и Традиции от опасной деятельности инославных вынудило нас положить конец диалогам не только с англиканами, которые уже некоторое время посвящают женщин, но и с римокатоликами, лютеранами, а также с теми протестантскими конфессиями, с которыми Иерусалимская Церковь только недавно провела богословские диалоги”.
Патриарх Диодор показал, что он был серьезен, отказавшись подписать соглашение Шамбези с монофизитами в 1990 году. Он резко критиковал официальное общение между Антиохийским и Александрийским патриархатами и монофизитами, а в марте 1992 года на встрече глав Православных Церквей в Константинополе он решительно выступал за разрыв всякого диалога с Ватиканом.
Однако, будучи более “консервативным”, чем другие Церкви Мирового Православия, Иерусалимский Патриархат никогда не нарушал общения с Мировым Православием и решительно не порывал с основными организациями экуменического движения. Он относительно охраняется от отношений с другими конфессиям только потому, что ему приходится защищать Святые Места от притязаний католиков, армян, коптов и других. В подтверждение этого мы можем привести следующее совместное заявление Иерусалимского Патриархата, Антиохийского Патриархата и монофизитов, папистов и протестантов на Седьмой Ассамблее Совета Церквей Ближнего Востока в 1999 году: «Божья любовь была излита в наши сердца через Святого Духа, который был дан нам… Восточные православные [монофизиты], православные, католики и евангелисты… Мы вновь подтверждаем наше обязательство стремиться быть Единой Святой Кафолической и Апостольской Церковью, согласно воле Господа Иисуса, «чтобы они были едины» (Иоанна 17:11) … открывая наши сердца и умы руководству Святого Духа, чтобы мы встречались друг с другом сообща, с уважением и добротой. В Нем мы едины».
Константинопольский собор выпустил коммюнике, в котором более или менее отрекся от миссионерской работы среди западных еретиков. Осудив деятельность католических униатов и протестантских фундаменталистов в православных странах, они продолжали “напоминать всем, что любая форма прозелитизма, в отличие от евангелизации и миссии, абсолютно осуждается православными. Прозелитизм, практикуемый в странах, уже христианских, а во многих случаях даже православных, иногда через материальное обольщение, а иногда с помощью различных форм насилия, отравляет отношения между христианами и разрушает путь к их единству. Миссия, напротив, осуществляемая в нехристианских странах и среди нехристианских народов, составляет священный долг Церкви, достойный всяческой помощи” (пункт 4).
Здесь предлагалась безчестная сделка: если вы воздержитесь от прозелитизма в православных странах, мы не будем принимать новообращенных в западных странах. Конечно, этот отказ от прозелитизма среди западных еретиков подразумевался в заявлениях Вселенского Патриархата с энциклики 1920 года и во всех действиях православных лидеров на вселенских форумах с 1960-х годов. Но все равно было шоком видеть, как “Православная Церковь” отказывается от надежды на обращение и, следовательно, спасение сотен миллионов жителей Запада. Здесь мировые “православные” отреклись от первой заповеди Господа Своей Церкви после Воскресения: “ Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…” (Матфея 28.19-20). Патриарх Варфоломей подтвердил свой отказ от прозелитизма 30 ноября 1998 года, когда, обращаясь к представителям Папы Римского, он сказал: “Ввиду того, что одна Церковь признает другую Церковь местом благодати, прозелитизация членов из одной Церкви в другую исключена”.
В коммюнике 1992 года также содержались угрозы в адрес “раскольнических групп, конкурирующих с канонической структурой Православной Церкви” (пункт 3), то есть Истинно православных. Эта угроза стала яснее, когда в мае делегация Вселенского Патриархата вместе с отрядом Афонской полиции изгнала русско-американских монахов скита Пророка Илии на Афоне, которые не поминали не патриарха, а РПЦЗ.
Не только межхристианский экуменизм, но и “супер -“, то есть межрелигиозный экуменизм делал в этот период гигантские успехи.
Так, 13 ноября 1991 года Патриарх Московский Алексий обратился к раввинам Нью-Йорка со следующими словами: “Дорогие братья, шалом вам во имя Бога любви и мира!… Мы все братья, ибо все мы дети Ветхого Завета на горе Синай, которая, как мы, христиане, верим, была обновлена Христом… Ваш закон-наш закон, ваши пророки-наши пророки”.
Это было глубокое заблуждение, которое было полностью разоблачено и предано анафеме святым апостолом Павлом в его послании к Галатам и осуждено 29-м правилом Лаодикийского Собора: «Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа.”.
Есть смысл, в котором ветхозаветный закон и пророки не были уничтожены, но исполнены Христом (Матфея 5.17) – то есть в том смысле, что Он открыл их внутренний смысл. Но “закон был нашим учителем, чтобы привести нас ко Христу” (Галатам 3.24) и, найдя Христа, мы следуем не закону Ветхого Завета, а закону Нового Завета.
Некоторые части старого закона все еще обязательны для христиан – например, Десять Заповедей. Но даже там необходимо внести коррективы: заповедь “свято соблюдать субботу”, например, теперь применяется к воскресеньям и церковным праздникам, а не к субботам. И заповеди против убийства и прелюбодеяния теперь углублены, чтобы стать заповедями против гнева и похоти. Что касается обрезания, жертвоприношений животных и поклонения в Храме на горе Мориа, то теперь это определенно исключено, заменено поклонением и таинствами Церкви. Так что закон евреев — это не наш закон. Они также не находятся в отношениях равенства чести с христианами. Что касается пророков, то они пророчествовали о Христе; и именно христиане, а не иудеи, поняли пророчества и обратили на них внимание.
Патриарх продолжил: “Иудаизм и христианство объединены духовной и естественной близостью и позитивными религиозными интересами. Мы едины с евреями, не отрекаясь от христианства. Ибо это не противоречит христианству, но во имя и ради христианства. И евреи объединяются с нами также во имя и ради подлинного иудаизма”.
Поразительно! Тогда почему главными гонителями православного христианства за последние две тысячи лет были евреи? И почему в “священной” книге евреев, Талмуде, говорятся такие ужасные вещи о Христе, Божьей Матери и христианах вообще? Нет: быть единым с иудеями означает именно отречься от христианства; это значит быть единым с Анной, Каиафой и Иудой и быть отделенным от Христа и святых Апостолов.
“Мы отделены от евреев, потому что мы не полностью христиане, а евреи отделены от нас, потому что они не полностью евреи. Потому что полное христианство охватывает иудаизм, а полный иудаизм-это христианство”.
Патриарх искренне говорит о себе, когда говорит, что он “не совсем христианин”. Точнее, он вообще не христианин. Ибо ни один христианин, “полный” или нет, не может принять иудаизм, который является противоположностью христианству. Ибо иудеи отвергают каждую статью Никейского символа веры, за исключением, возможно, первой, о Боге Отце. И все же даже здесь нельзя сказать, что евреи знают Бога-Отца. Ибо “кто лжец, как не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос? Он-антихрист, отрицающий Отца и Сына. Кто отрицает Сына, тот не имеет Отца” (I Иоанна 2.22-23).
“Иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждают все и всяческие проявления антисемитизма, вражды и погромов против евреев”.
Православная Церковь отвергает антисемитизм, то есть отвержение евреев по признаку их расы. Она также отвергает погромы, потому что погромы-это убийство. Но Церковь есть и никогда не перестанет быть антииудейской, потому что талмудический иудаизм-это ложь, худшая из всех.
Во время печально известного процесса над Бейлисом протоиерей Александр Глаголев, профессор Киевской духовной академии, и Иван Троицкий, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, твердо защищали Бейлиса и решительно отвергали обвинения в ритуальных убийствах, якобы практикуемых евреями. Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковкский) много сделал для защиты евреев от антисемитских нападок крайне праворадикальных организаций. Было также много других иерархов и богословов нашей Церкви, которые мужественно защищали евреев от вражды и клеветнических обвинений со стороны антисемитских кругов: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серафим (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)”.
Многое можно было бы сказать о процессе Бейлиса, который действительно был “печально известен” – главным образом из-за крайнего давления, оказываемого на свидетелей евреями и их сторонниками, и крайней неэффективности работы полиции. Бейлис действительно был оправдан, но суд также установил, что жертва, Андрей Ющинский, был жертвой ритуального убийства. Патриарх также проигнорировал тот факт, что Православная Церковь официально прославила по крайней мере одну жертву еврейского ритуального убийства – Ребенка-мученика Гавриила, которому митрополит Антоний Храповицкий написал службу.
«Мы также должны упомянуть, что многие наши богословы и выдающиеся религиозные мыслители, такие как Владимир Соловьев, Николай Бердяев и отец Сергий Булгаков, вступились за евреев. Владимир Соловьев считал защиту евреев с христианской точки зрения одной из главных задач своей жизни. Для него главный вопрос заключался не в том, были ли евреи хорошими или плохими, а в том, были ли мы, христиане, хорошими или плохими. Многое было сделано для налаживания христианского диалога нашими известными религиозными мыслителями еврейского происхождения Семеном Франком и Львом Шестовым».
“В этом трудном, но священном для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество – демократическое, свободное, открытое и справедливое. Это будет общество, которое никто не захочет покидать, и в котором евреи будут жить уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства между детьми нашего общего Бога – Отца всех, Бога ваших и наших отцов…”
Во время визита Алексия II в США в 1993 году главный раввин Нью-Йорка Шнайер вручил ему премию “Зов совести”. И в 1991, и в 1993 году патриарх был гостем одноименной сионистской организации, посещал синагоги и встречался с еврейскими религиозными лидерами… В 1992 году президент Союза православных братств Сергей Поляков заявил, что речь патриарха перед нью-йоркскими раввинами была “явно еретической”. В Тверской епархии “почти 60% епархиального духовенства” отказывались поминать патриарха.
МП смог противостоять своим диссидентам. На соборе в декабре 1994 года участие патриархата в ВСЦ было недвусмысленно одобрено как вдохновленное “в первую очередь соображениями о том, что это принесет пользу Церкви”. Затем началась чистка антиэкуменических братств. Было принято решение разрешить совместные молитвы с еретиками с благословения местного епископа! А со смертью в 1995 году единственного антиэкумениста в иерархии, митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева), победа экуменистов, казалось, была предрешена. Мерзость запустения, которая впервые была установлена в храмах МП в 1927 году, с возведением на престол богоборческого атеизма в центре церковной администрации, теперь, через четыре года после падения коммунизма, была надежно восстановлена там в теистической форме…
Доктор Владимир Мосс.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.