СТАРОСТИЛЬНЫЕ СВЯТЫЕ И ЛЖЕСВЯТЫЕ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

По мере того, как интерес к Истинно Православным Христианам Греции (ИПХГ) и нашей Священной Борьбе продолжает расти, особенно среди новых искателей и тех, кто в рамках Всемирного Православия видит насквозь обманчивые повествования экуменистов, вопрос о святых неизменно выходит на первый план. По словам большинства священников ИПХГ, с которыми я часто общаюсь, они постоянно говорят мне, что это основная тема, представляющая интерес для тех, кто рассматривает возможность присоединения к Старокалендарной Церкви.

Многие люди, принадлежащие к мировому православию, познакомились с православием благодаря одному или нескольким неоафонским старцам, канонизированным еретическим Вселенским патриархатом. В результате они часто не понимают, почему Церковь старого календаря не признаёт эти канонизации. Ещё одна тема, которая часто поднимается в связи со святыми, — это обвинение, распространяемое различными псевдоправославными интернет-организациями и связанным с ними духовенством, в том, что у истинно православных христиан Греции нет собственных святых. Эти группы регулярно распространяют пропаганду среди мирян, утверждая, что только у них есть святые, и обвиняя старокалендарную церковь в том, что у неё их нет. Однако это обвинение далеко от истины.

 

Первый вопрос, который мы должны рассмотреть: почему старокалендарники отвергают канонизацию «официальных» церквей? Простой ответ заключается в том, что старокалендарная церковь признаёт, что модернистские юрисдикции — те, которые приняли ересь экуменизма, новый календарь или и то, и другое, — впали в ересь и раскол. Эти юрисдикции отвергли православную веру в том виде, в каком она была передана апостолами, и синодально ввели «другое Евангелие» (Галатам 1:8) своими нововведениями.

 

Не только подавляющее большинство модернистских юрисдикций приняли пан-ересь экуменизма или новый календарь, но и почти все они добровольно присоединились к Всемирному совету церквей. Тем самым они приняли его чуждую и еретическую протестантскую экклезиологию, как того требует их членство в этой организации.

 

Этот первоначальный вопрос приводит к другому основополагающему вопросу: признаём ли мы авторитет еретиков? Чтобы кратко ответить на него, мы можем обратиться к Священному Писанию и учениям святых апостолов. В Послании святого Павла к Галатам он учит нас:

 

⁶ Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию,

⁷ которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие исказить благовествование Христово.

⁸ Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – да будет анафема.

⁹ Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: если кто благовествует вам не то, что вы приняли, – да будет анафема.

Галатам 1:6-9

В канонической традиции Православной Церкви, в частности, в 15-м правиле Первого-Второго Константинопольских соборов 861 года, предусматривается разрыв общения с публичными проповедниками ереси. В каноне говорится:

Что же касается тех лиц, которые по причине какой-либо ереси, осужденной святыми соборами или отцами, отстраняются от общения со своим предстоятелем, который, то есть, публично проповедует эту ересь и нагло учит ей в церкви, такие лица не только не подлежат никакому каноническому наказанию за то, что они отгородились от всякого общения с тем, кто называется епископом, до вынесения какого-либо соборного или синодального вердикта, но, напротив, они должны считаться достойными пользоваться почетом, который подобает им среди православных христиан. Ибо они бросили вызов не епископам, а псевдоепископам и псевдоучителям; и они не разорвали единство Церкви никаким расколом, но, напротив, прилагали все усилия, чтобы спасти Церковь от расколов и разделений [2].

В своей интерпретации этого канона известный сербский священник и непоминающий, Иустин Попович, разъясняет 15-й канон Первого-Второго Константинопольского собора в манере, идентичной самому канону, утверждая:

Что касается этого вопроса, то было постановлено, что если епископ публично исповедует какую-либо ересь, уже осуждённую Святыми Отцами и предыдущими соборами, то тот, кто перестаёт поминать такого епископа ещё до соборного осуждения, не только не подлежит осуждению, но и должен быть похвален за осуждение лжеепископа. Более того, поступая так, он не разделяет Церковь, но борется за единство веры (канон 15). [3].

Продолжая рассматривать вопрос о том, обладают ли публичные проповедники ереси какой-либо властью как священнослужители, мы можем обратиться к Кириакосу Кириазопулосу, православному канонисту и профессору церковного права в юридическом факультете Университета Аристотеля в Салониках, который пишет:

В истории Церкви нередки случаи, когда псевдосиноды приговаривают православное духовенство к низложению, что, однако, является экклезиологически и канонически недействительным, поскольку осуществляется еретическими епископами (например, псевдосинод Иерии в 754 году осудил святого Иоанна Дамаскина, в то время иеромонаха, к низложению и отлучению от церкви; псевдосинод, созванный Константинопольским патриархом Иоанном Калекасом при участии патриархов Антиохии и Иерусалима в 1344 году, осудил святого Григория Паламу, в то время иеромонаха, к низложению и отлучению от церкви).Это означает, что если синод, придерживающийся ереси, осуждает православного священника, который публично исповедует и провозглашает православные догматы, и который занимается богословской критикой ереси, введенной псевдосинодом, или ереси, публично проповедуемой епископом, и прекращает поминовение епископа, потому что последний придерживается еретических решений псевдосинода, или потому что он публично проповедует ересь, то соответствующий священник, приговоренный к экклезиологически и канонически недействительному низложению, продолжает выполнять свои священнические обязанности обычным образом, не дожидаясь отмены своего низложения православным синодом или православным епископом.

В частности, святой Кирилл Александрийский в своём Третьем послании архиепископу Константинопольскому Несторию пишет: «Мы находимся в общении со всеми, кто отделился от вашего благочестия из-за веры или был низложен, будь то миряне или духовенство. Ибо несправедливо позволять тем, кто мыслит правильно, страдать от ваших приговоров, ибо они справедливо противостояли вам, поступая хорошо» (PG 77, 108A).

Точно так же святой Кирилл Александрийский в своём послании к верующим Константинопольской церкви, которые перестали поминать или причащаться вместе со своим архиепископом Несторием, пишет:

«Всегда возрождая эту веру в себе, оставайтесь непорочными и безупречными, не общаясь с упомянутым (имея в виду Нестория) и не внимая ему как учителю, если он остаётся волком, а не пастырем, и продолжает, даже после нашего напоминания, придерживаться своих искажённых убеждений. Что касается духовенства и мирян, которые отделились от него или были низложены им из-за истинной веры, мы находимся в общении с ними, не поддерживая его несправедливый приговор, а восхваляя тех, кто пострадал. Им мы говорим следующее: если вас порицают в Господе, вы благословенны, ибо Дух славы и Бога пребывает на вас». (P.G. 77, 124A) [4].

Как мы видим из краткого изучения Священного Писания, канонов, канонических толкований и трудов отцов Церкви, пребывание в общении с публично проповедующим ересь епископом или синодом не является обязательным. На самом деле, необходимо прекратить евхаристическое общение с этими еретиками. Это также показывает, что еретики не обладают властью епископов, поскольку на самом деле они являются псевдоепископами. Рассматривая еретиков, мы можем взглянуть на их осуждение не только с точки зрения церкви, но и с точки зрения римского права, изложенного императором Феодосием Младшим в его «Римском кодексе», где он обращается к еретикам, заявляя:

Мы желаем, чтобы все народы, находящиеся под властью Нашего милосердия, исповедовали ту религию, которую божественный апостол Пётр передал римлянам, поскольку эта религия, которую он принёс, ясна и по сей день. Очевидно, что именно этой религии придерживаются понтифик Дамасий и Пётр, епископ Александрийский, человек апостольской святости; то есть, согласно апостольской дисциплине и евангельскому учению, мы будем верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, в равновеликое величие Святой Троицы.

Мы повелеваем, чтобы те, кто следует этому правилу, носили имя кафолических христиан. Остальные же, кого Мы считаем безумными и неразумными, будут заклеймены еретическими догмами, их собрания не будут называться церквями, и они будут поражены сначала божественным возмездием, а затем и нашим собственным возмездием, которое Мы обрушим на них в соответствии с божественным судом (28 февраля 380 г.) [5].

Принимая во внимание всё вышесказанное и в свете чёткого учения Православной Церкви о том, что еретики или раскольники «отделились от Церкви из-за раскола, и те, кто отрёкся от Церкви, больше не обладали благодатью Святого Духа, поскольку она перестала передаваться, когда прервалась преемственность. Первые отделившиеся получили рукоположение от отцов и обладали духовным даром через возложение рук. Но те, кто отпал, стали мирянами, и, поскольку они больше не могут наделять благодатью Святого Духа тех, от кого сами отпали, у них нет власти ни крестить, ни рукополагать, не говоря уже о том, чтобы определять, кто прославлен в границах Церкви, от которой они сами отпали [6].

Если мы можем продолжать признавать любую степень еретической, раскольнической или обновленческой власти как авторитетную, можем ли мы, следовательно, теоретически признавать канонизацию ариан, несториан, монофизитов, монофелитов и аполлинаристов, а также современных приверженцев ереси экуменизма, которые размывают экклезиологические границы Православной Церкви? Конечно, ответ однозначный: нет. Мы не можем признавать авторитет тех, кто проповедует другое Евангелие. Поскольку мы не признаём их власть как канонических священнослужителей, мы также не признаём их власть определять святость других людей или официально провозглашать их прославление как святых Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви.

Следующая проблема, которую необходимо решить, — это пропаганда, распространяемая онлайн-организациями, которые утверждают, что Старокалендарная церковь не произвела на свет ни одного святого. Чтобы привести несколько примеров святых и старцев, которые на самом деле были членами Подлинной Православной Церкви Греции и одновременно признаны благодатными «современными старцами» даже новокалендаристами, мы можем сослаться на хорошо известную публикацию «Великий геронтикон добродетельных афонцев двадцатого века», написанную новостильным афонским монахом отцом Моисеем с горы Афон (†2014).

Этот трехтомный труд содержит более 1600 страниц материалов об этих старцах, многие из которых были старокалендарниками, а также зилотами-непоминающими. Среди этих богоносных старцев, принадлежавших к подлинным православным христианам Греции и включенных в «Великий Геронтикон», — старец Евгениос (Лемонис) Пирейский, старец Каллиникос исихаст, старец Аввакум Босоногий и недавно прославленный святой Иероним Агиопавлит Критский.

Среди других святых Старокалендарной церкви — святая великомученица Екатерина Рутис, святой Хризостом Флоринский, исихаст Иероним Эгинский, которого публично прославляют как святого даже деятели Нового календаря, такие как отец Петр Хеерс, исповедующий православный дух, новый иеромонах Иосиф Десфинский, святой Иоанн Новый Милостивый, святая Миртидиотисса Клиссурийская, а также румынский старокалендарный святой Гликерий Румынский, который до сих пор признается святым РПЦЗ-МП.

Святой Иероним Эгинский

Это лишь краткий список уже прославленных святых и «современных старцев» Церкви старого календаря, которые признаются богоносными даже среди новаторов нового календаря. К сожалению, многие из этих исповедников веры — особенно среди афонских старцев — были исторически переосмыслены таким образом, что их принадлежность к юрисдикции намеренно скрывается, и те, кто находится за пределами Греции, ничего не знают об этом. Как мы ясно установили, у Истинно-Православной Церкви Греции действительно есть свои святые, многие из которых даже признаются святыми и богоносными теми же новокалендарниками, которые называют старокалендарную Церковь раскольнической. Теперь мы должны рассмотреть несколько примеров высказываний и действий, приписываемых некоторым новокалендарным святым, которые, естественно, ставят под сомнение их подлинность с точки зрения старокалендарной Церкви.

Одним из известных «современных старцев», получивших широкое признание среди новаторов-новокалендарцев, является отец Паисий Афонский. Этого старца часто хвалят за его антиэкуменическую позицию и строгое следование православной традиции. Однако возникает серьёзная проблема, когда мы учитываем, что отец Паисий не придерживался православной позиции в отношении публичных проповедников ереси, которая требует прекращения литургического и молитвенного общения с такими людьми. Вместо этого он настоял на сохранении общения с патриархом Варфоломеем, убеждённым экуменистом и нераскаявшимся еретиком. Патриарх Варфоломей признан еретиком не только старостильниками, но и многими новостильникам, как грубый нарушитель православных традиций и благочестия.

Ролик из Ютюб, о том, как «старец Паисий» целуется с патриархом Варфоломеем.

На известном сайте сторонников нового календаря приводится цитата отца Паисия о патриархе Варфоломее: «Он настоящий миссионер и пустынник», и «Бог дал нам в эти трудные времена лучшего патриарха» [7]. Вызывает недоумение тот факт, что старец, которого так восхваляли за его православную философию и предполагаемую борьбу с ересью экуменизма, признал самого еретического Вселенского патриарха прошлого века богоданным лидером и «пустынником», подразумевая, что тот был своего рода отцом-аскетом. Более того, в 1992 году на горе Афон отец Паисий зашёл так далеко, что принял благословение патриарха Варфоломея, несмотря на явное участие последнего в ереси экуменизма и предполагаемые убеждения отца Паисия против ереси экуменизма [8].

Мы должны рассмотреть ложное пророчество, приписываемое отцу Паисию, которое он дал греческому военачальнику по имени Грапсас. Этот предполагаемый пророческий разговор звучит следующим образом:

Генерал Грапсас: «Я больше не могу командовать, я ухожу в отставку.

Старец повернулся, посмотрел на него и сказал:

Отец Паисий: «Вы не уйдёте в отставку; вы возглавите штаб обороны нашей страны, когда турки нападут на нас»;

Все смотрели, полные изумления.

Люди: “И когда это произойдет, святой отец?”, — спросили они его;

Отец Паисий: «Когда придёт время для шпината», — сказал он им и сменил тему. С тех пор прошло много лет, старец Паисий «усоп», а офицер остался в армии и продвинулся по службе.

Он был начальником Генерального штаба до четверга, 6 августа, этот господин Грапсас…» Конечно, «время шпината» прошло, и генерал господин Грапсас уже демобилизован. Однако ни турки не напали на нашу страну, ни господин Грапсас больше не является командующим армией. Таким образом, пророчество святого старца Паисия, представленное сторонниками нового календаря, оказалось ложным. [9].

В письме, написанном отцом Паисием о ереси экуменизма, мы сталкиваемся с ещё одним тревожным примером его полного неприятия святоотеческой методологии, основанной на Священном Писании, апостолах, отцах Церкви и канонах. Вместо этого он поставил во главу угла сохранение общения с еретическим патриархатом любой ценой. В своей ошибочной экклезиологии отец Паисий, по-видимому, придавал большее значение сохранению общения с еретиком в «официальной церкви», чем следованию апостольским и святоотеческим заповедям о бегстве от нераскаявшихся проповедников ереси. Преподавая прямо противоположное повелениям Писания и примерам святых Максима Исповедника, Амвросия Миланского, Иоанна Златоуста, русских катакомбных святителей и многих других, отец Паисий пишет:

 

Именно с такой мирской любовью Патриарх ведет нас в Рим. В то время как ему следовало бы проявлять любовь прежде всего к нам, своим детям, и к нашей Матери-Церкви, он, к сожалению, послал свою любовь очень далеко. Результат, правда, порадовал светских детей, которые любят мир,у которых есть эта мирская любовь, но совершенно оскандалил нас, детей Православия, молодых и старых, имеющих страх Божий…

 

С грустью я должен написать, что среди всех «унионистов», которых я встречал, я никогда не видел ни капли духовности. Тем не менее, они умеют говорить о любви и единении, хотя сами не едины с Богом, потому что не любят Его.

 

Я хотел бы с любовью обратиться ко всем нашим братьям-униатам: поскольку вопрос о союзе Церквей — это нечто духовное, а мы нуждаемся в духовной любви, давайте оставим его тем, кто очень любит Бога и является [подлинными] богословами, как Отцы Церкви, не законниками, а теми которые посвятили и продолжают посвящать себя служению Церкви (а не просто покупают большие свечи) и которые были и остаются зажжёнными огнём любви к Богу, а не спичкой церковного свечника…

 

Мы должны признать, что существуют не только естественные, но и духовные законы. Поэтому будущий гнев Божий отвращается не собранием грешников (ибо тогда мы получим двойной гнев), а покаянием и соблюдением заповедей Господа.

 

Также мы должны хорошо знать, что у нашей Православной Церкви нет ни одного недостатка. Единственный очевидный недостаток — это нехватка трезвых Иерархов и Пастырей со святоотеческим основанием. «Избранных мало». Однако это не должно расстраивать. Церковь — это Церковь Христа, и Он управляет Ею. Это не Храм, построенный благочестивыми из камней, песка и строительного раствора, который затем уничтожается огнем варваров; Церковь — это Сам Христос. «И кто бы ни упал на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит» (Мф. 21:44-45)

 

Когда Ему будет угодно, Господь явит Марка Эфесского и Григория Паламу, чтобы собрать всех наших возмущённых братьев, исповедовать православную веру, укрепить Предание и доставить великую радость нашей Матери-Церкви.

 

В прошлом мы видим, что многие верные чада нашей Церкви, монахи и миряне, к сожалению, отделились от Неё из-за униатов. На мой взгляд, отделяться от Церкви каждый раз, когда Патриарх совершает ошибку, — это совсем нехорошо. Каждый член Церкви обязан бороться за неё изнутри, рядом с Матерью-Церковью. Прекратить поминовение Патриарха, отделиться и создать свою собственную Церковь, а также продолжать оскорблять Патриарха — я считаю это бессмысленным [10].

 

Заявления отца Паисия должны обеспокоить любого православного христианина, если тщательно проанализировать содержание его последнего письма. В письме он признаёт, что нынешний патриарший синод и патриарх на самом деле ведут Церковь к объединению с латинскими папистами. Он советует верующим, что это духовный вопрос, который лучше оставить так называемым богословам, намекая на то, что верующим следует воздержаться от участия в таких делах. Этот совет прямо противоречит новозаветным писаниям и учениям святых апостолов. В том же письме он намекает, что Церковь должна ждать Святого-спасителя, который освободит «Мать-Церковь» от этих еретических синодов и патриархатов, вместо того чтобы призывать верующих бежать от еретических патриарших синодов, искать правоверных православных епископов и переходить под их омофор.

В заключительном абзаце он преуменьшает значение ложных учений этих патриарших синодов, представляя их скорее как ошибки, чем как преднамеренные действия или публичные случаи проповеди ереси. Он советует мирянам «бороться своим собственным способом», а не следовать апостольскому призыву «отделяйтесь от всякого брата, который ходит, как бы нехотя, и не по преданию, которое приняли от нас» (2-е послание к Фессалоникийцам 3:6, KJV). Наконец, он пренебрежительно отзывается о тех, кто канонически прекращает поминовение еретического патриархата — практика, которая при его жизни распространилась бы на весь Афон после неканонического снятия анафем 1054 года с латинских папистов. Тем самым он отстаивает позицию, противоречащую Священному Писанию, 15-му канону Первого-Второго Вселенских соборов и жизненным примерам тех самых отцов Церкви, на которых он ссылается и которые сами принимали меры против еретических патриархатов именно так, как он советует не делать, то есть отказываясь от евхаристического и молитвенного общения с ними.

Переходя от отца Паисия Афонского к другому старцу-новокалендарнику, недавно прославленному еретическим Константинопольским патриархатом, — отцу Иакову Эвийскому. По мнению многих новокалендарников, отец Иаков был ещё одним стойким исповедником святого православия, который также боролся с ересью экуменизма и отвергал её. Однако в недавно написанной о нем биографии, «Сад Святого Духа: старец Иаков из Эвии» профессора Стилианоса Г. Пападопулоса, мы находим еще один рассказ о предполагаемом антиэкуменисте, богоносном старце, восхваляющем еретического священнослужителя.

Ересиарх Варфоломей Константинопольский и отец Паисий с горы Афон

В этом случае отец Иаков хвалит отца Варфоломея , будущего Константинопольского патриарха и предсказывает, что однажды тот станет патриархом, и даже благодарит Бога за избрание слуги антихриста. В этом тексте мы читаем:

10 февраля 1989 года [тогдашний митрополит Халкидонский, а ныне Вселенский патриарх Варфоломей] посетил монастырь и отслужил Божественную литургию. Старец был особенно рад и уверенно «предсказал» ему (когда патриарх Димитрий был ещё здоров): «Ты станешь патриархом! Ты будешь пасти Церковь Христову. Я молюсь о том, чтобы ты посетил монастырь Святого Давида в качестве патриарха». Старец подарил ему икону и веточку базилика для патриарха Димитрия с просьбой «молиться за наш монастырь». Два года спустя смиренный Димитрий отошёл в мир иной, и встал вопрос о новом патриархе. В октябре 1991 года один из приезжих священников сообщил старцу, что турецкое правительство рассматривает возможность исключить имена синодальных митрополитов из списка кандидатов. Старец пошёл в церковь, помолился святому Давиду и вернулся к священнику: «Я молился, отче, святому Давиду. «Святой Давид, — сказал я ему, — ты, конечно, уже исполнил все мои просьбы. Теперь я не знаю как, но просто поезжай в Турцию, разберись с турками и их бумагами и проследи, чтобы о. Варфоломей был избран патриархом!» Когда позже он узнал, что Варфоломей действительно избран патриархом, он встал, сияя от радости, перекрестился и трижды повторил: «Слава Тебе, Боже!» [11].

В более позднем и противоречивом случае прославления еретического патриархата речь идёт о «старице» Гавриилии (Паппаяни), которая, как известно, была настолько одиозным экуменистом-синкретистом, даже среди греков, придерживающихся нового календаря, что её прославление было опротестовано Официальной государственной церковью Греции и Пирейской митрополией. Новокалендарная митрополия Пирея, отдел по делам сект и ересей, в публичном заявлении предупреждает верующих о репутации ее сомнительного учения:

Этот случай относится к монахине по имени Гавриилия (Паппаяни), (1897-1992), чья жизнь, якобы апостольская деятельность и учения были опубликованы в объемистой книге (примерно 500 страниц) другой монахини, которая, очевидно, является ее подчиненной, также по имени Гавриилия, озаглавленной «Аскетизм любви». Эта книга была тщательно изучена отцом Василейосом Спелиопулосом, который впоследствии опубликовал хорошо обоснованную и полностью документированную критическую статью под названием «Критические замечания по содержанию книги «Аскетизм любви»», предваренную протоиереем Сарантисом Сарантосом. Духовный ущерб, нанесённый распространением этой книги, неоценим, учитывая, что в настоящее время она переиздаётся в 13-й раз и уже используется во многих приходах в качестве катехизического пособия […] В следующих абзацах мы приведём краткий комментарий к книге, предварительно представив некоторые биографические сведения об упомянутой монахине.

 

Более Конкретно:

Упоминаются «многие нехристианские и неправославные друзья старицы, с которыми она поддерживала отношения на протяжении всей своей жизни, никогда не пытаясь обратить их в свою веру и даже не предпринимая для этого ни малейших усилий. Напротив, она часто считала их святыми (например, стр. 212 и 407) или образцами для подражания христианам (стр. 72) и поэтому беседовала с ними о Боге (но о каком Боге?)» (стр. 4).

Упоминается «тесная связь старицы с квакерской ересью» (стр. 5). Квакеры — члены христианской антитринитарной конфессии, известной как Религиозное общество Друзей, основанное в XVII веке в Англии странствующим проповедником Джорджем Фоксом. По словам автора критики, «их [квакеров] деятельность в Салониках преподносится как значимая, в то время как она [старица] сама занимает должности директора и евангелиста в их школе. Кто бы мог подумать, что если бы её взгляды и толкование Евангелия не полностью совпадали с ересью, ей доверили бы эти две несомненно важные должности в такой антитринитарной секте?» Кроме того, у читателя намеренно создаётся впечатление, что квакеры — это группа православных христиан, которые много работают и занимаются активной деятельностью. Это ошибочное и крайне вводящее в заблуждение впечатление, которое даже можно назвать прозелитическим (стр. 5).

Кроме того, в критикуемой книге (страницы 50-51) проводится сравнение между методами гуруизма и православными взглядами. Старица считает, что в православном монашестве, как и в индуизме, аскеты часто пытаются стать невидимыми для людей, что является чем-то совершенно чуждым и неизвестным в нашей собственной аскетической традиции. На странице 53 индуистское поклонение сравнивается с православным поклонением, при этом «сходства» включают в себя постоянное упоминание имени Бога, которое якобы присутствует в обеих религиях, с той лишь разницей, что в одной из них упоминается имя Бога, а в другой — нет. Конечно, разница гораздо более существенная, и автор тонко намекает, что во всех религиях есть истина, с той лишь разницей, что они по-разному называют Бога (стр. 6).

Кроме того, упоминается почитание мечетей, и утверждается, что это «не противоречит духу книги, потому что мусульмане, индуисты и иудеи все имеют Бога внутри себя и ведомы одним и тем же Божьим духом, как утверждает сама Старица» (стр. 6). В частности, там написано: «Мне часто говорили: почему ты считаешь индуистов своими, или мусульман, или иудеев? Но я вижу в них Самого Христа, которого, возможно, они еще не осознали… И я видела, как многие из них своими поступками совершали то, что велел им делать дух Божий… (стр. 325) [12].

Мы рассматриваем ещё одну недавнюю канонизацию, проведённую еретическим Константинопольским патриархатом: малоизвестного старца-новокалендарника Гервасия (Параскевопулоса) из Патр. В жизнеописании этого старца-новокалендарника он обращается к многочисленным нововведениям, происходящим в их церкви под руководством еретических иерархов. В одном примечательном эпизоде своей жизни старец Гервасий подчиняется этим новаторам, наставляя своих учеников подчиняться тем, кто вносит изменения в церковь и проповедует другое Евангелие. В этой части текста говорится:

Характерен ответ Старца, когда его духовные чада спросили, какую позицию им следует занять после смены календаря. Благоразумный священнослужитель ответил: «То, что было сделано, неправильно, потому что никто не имеет права ничего менять и переделывать, кроме как после созыва общего собора, такого как Вселенские соборы, потому что всё, что отцы постановили на соборах, сошедших с небесного престола, что соблюдалось столько веков и что они хорошо закрепили своей кровью и передали нам, является для каждого православного единственно верным. Тем не менее, будьте осторожны, чтобы они не перешли к другим нововведениям, потому что, на мой взгляд, это первый шаг к папизму. Пока что мы будем подчиняться этим новаторам, оставаясь начеку в ожидании последующих изменений. На нас нападают со всех сторон. Да сохранит Господь своё стадо, да просветит их Бог» [13]

Наконец, ещё одна сомнительная канонизация — это канонизация Марии Скобцовой, которая была канонизирована еретическим Вселенским патриархатом в 2004 году и также почитается как «святая» в Англиканской церкви. Духовным отцом Марии был еретический священник Сергей Булгаков, известный своими софиологическими и идолопоклонническими ересями. Оба были членами Парижского экзархата, возникшего в результате раскола с канонической Русской православной церковью за рубежом.

Мария была известна своей общественной деятельностью и политическими взглядами, на которые повлияла софиология. Она стала православной монахиней при условии, что ей никогда не придётся жить в монастыре, тем самым примкнув к латинской папистской традиции, а не к православной. Во время Второй мировой войны она была убита после ареста нацистским гестапо за помощь гражданам-евреям и предоставление им поддельных документов. Канонизация Марии Скобцовой, по-видимому, была обусловлена скорее политическими соображениями, чем чисто религиозными критериями. Это служит ещё одним примером сомнительных канонизаций, проведённых еретическим патриархатом, и подчёркивает, почему сторонники греческого старого календаря отвергают такие действия. Канонизации должны основываться исключительно на религиозных критериях и православном исповедании веры, а не на политических целях.

Изучая авторитет публичных и нераскаявшихся проповедников ереси, мы видим, что, согласно Священному Писанию, апостольским посланиям, канонам, каноническим толкованиям, церковным отцам и другим авторитетным источникам православного учения, считается, что такие еретики не обладают способностью совершать таинства, не говоря уже о проницательности или авторитете, чтобы прославлять святых для Церкви. Эти старцы-новокалендарники своими словами и поступками продемонстрировали, что они не придерживались святоотеческой методики борьбы с еретиками. Вместо этого они восхваляли еретиков, молились о том, чтобы их назначили на руководящие должности, получали их еретические благословения, произносили ложные пророчества, капитулировали перед ними и «подчинялись этим новаторам», судя по всему, бесконечно.

Более того, в случае со старицей Гавриилой, она сама участвовала в синкретическом экуменизме. Какими бы благими ни были намерения этих людей, они не отстаивали православную веру, а вместо этого призывали других оставаться в евхаристическом общении с нераскаявшимися еретиками, что прямо противоречит апостольским и святоотеческим заповедям бежать от еретиков и защищать верующих от пагубного влияния таких нововведений.

Истинные святые Православной Церкви не поддаются ереси и не призывают своих учеников повиноваться новаторам. Они не ищут благословения у еретических иерархов, которые сознательно служат антихристу, и не остаются в евхаристическом общении с теми, кто проповедует иное Евангелие. Это было бы нарушением библейской заповеди «отделяйтесь от всякого брата, который ведёт себя бесчинно, не по преданию, которое приняли от нас» (2-е послание к Фессалоникийцам 3:6). Напротив, истинно православные святые, такие как святой Иероним Парфенийский, провозглашают: «Мы никогда не откажемся от веры наших отцов, дивных святых; мы никогда не примем ни дополнений, ни изъятий — да будет это известно всем. Всё хорошо установлено святыми; они прекрасно учили и сохраняли это. Ибо тот, кто осмеливается реформировать святые вещи, страдает тяжёлой болезнью, то есть непочтительностью; ибо он любит и принимает непочтительных. Это и есть божественное вмешательство борцов за благочестие нерушимая полнота«« [14].

Сноски

 

[1]. Послание святого Павла к галатам, 1:6-9, ДАЛЕЕ по тексту.

[2], Первый-Второй Соборы, “Семнадцать канонов так называемых Первого и Второго Соборов: Канон XV”, в книге «Руль», пер. Д. Каммингса (Чикаго: Общество православного христианского образования, 1908), 470-471.

[3]. Иустин Попович, “Житие святого Фотия”, в книге «О мистагогии Святого Духа» (Бостон: Издательство «Студион Паблишерс», 1983), 43.

[4]. “Защита православного духовенства и исключение мирян епископами, которые отвергают ересь, являются экклезиологически и канонически неприемлемыми и по сути не существуют в каноническом правовом порядке Православной Церкви”, — говорится в документе, доступ к которому был получен 23 декабря 2024 года., https://apotixisi.blogspot.com/p/blog-page_9.html

[5]. Доктор Эдвард Питерс, «Ересь и власть в средневековой Европе» (Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1980), стр. 45-45.

[6]. Святой Василий Великий, “Послание CLXXXVIII”, Никейские и постникейские отцы, том 8, изд. Филип Шафф и Генри Уэйс (Peabody: Hendrickson Publications, 1999), 225.

[7]. “Редкое видео, на котором запечатлены объятия святого Паисия и Патриарха Варфоломея”, JohnSanidopoulos.com доступ получен 23 декабря 2024 года, https://www.johnsanidopoulos.com/2016/07/a-video-showing-embrace-between-saint.html

[8]. “Святой Паисий и патриарх Варфоломей”, ΓΡΑΦΕΙΟ ΤΥΠΟΥ Κ.Μ. ΕΔΕΣΣΗΣ ΠΕΛΛΗΣ ΚΑΙ ΑΛΜΩΠΙΑΣ, канал YouTube, доступ к которому был получен 23 декабря 2024 года, https://www.youtube.com/watch?v=47kNYpeiCZE

[9]. “(Θευδο) Προφητείας Παίσίου το ανάγνωσμα…”, Церковь РПЦ Америки, дата обращения 23 декабря 2024 года, https://hotca.org/orthodoxy/orthodox-awareness/327-2011-10-22-16-08-38

[10] «Частное письмо блаженного старца Паисия Афонского, касающееся экуменизма», Православный христианский информационный центр, опубликовано 23 декабря 2024 г., https://web.archive.org/web/20080318205235/https://orthodoxinfo.com/ecumenism/elder-paisios-the-athonite-letter-on-ecumenism.aspx

[11]. Профессор Стилианос Г. Пападопулос, «Сад Святого Духа: старец Иаков из Эвии» (Платаниас: Православный свидетель, 2018), стр. 154-155.

[12]. “Мегаполис отделения Пиреус ересей & сект: незаконные духовность Gabrielia Papagianni,” православный традиционалист публикации дата обращения 23 декабря, 2024, https://www.orthodoxtraditionalist.com/post/metropolis-of-piraeus-office-of-heresies-sects-illegitimate-spirituality-of-gabrielia-papagianni ; «Ι.Μ. Πειραιώς: ‘Η νόθη πνευματικότητα και η γερόντισσα Γαβριηλία,'» Βήμα Ορθοδοξίας дата обращения 18 октября 2023,, https://www.vimaorthodoxias.gr/eipan/i-m-peiraios-i-nothi-pnevmatikotita-kai-i-gerontissa-gavriilia/

[13]. “Отрывки из жизни старца Гервасия (Параскевопулоса) из Патр (†1964)”, Православный христианский информационный центр, дата обращения 23 декабря 2024 года, https://web.archive.org/web/20060813110910/https://orthodoxinfo.com/general/eldergervasios.aspx

[14]. “Современные святые РПЦ: новое прославление иеромонаха Иеронима из Парнити!” Православные традиционалистские публикации, дата обращения 23 декабря 2024 г., https://www.orthodoxtraditionalist.com/post/contemporary-saints-of-the-goc-the-new-glorification-of-hieromonk-hieronymos-of-parnithi ; «Декларация о святости святого Иеронима Парнитского», официальный веб-сайт Истинно-православной церкви Греции, доступ к которому был получен 13 июня 2024 года, https://www.ecclesiagoc.gr/index.php/%CE%B5%CE%BD%CE%B7%CE%BC%CE%B5%CF%81%CF%89%CF%83%CE%B7/%CE%BD%CE%AD%CE%B1/2251-diakirixis-agiotitos-agiou-ieronimou-parnitha-2024

Источник: https://www.orthodoxtraditionalist.com/