Путин, Наполеон и религия — ЧАСТЬ 2
3. Наполеон: Конституционная церковь
Первой задачей Наполеона в религиозной сфере стало устранение разрыва между Конституционной церковью, которая приняла революцию, и «не-присяжными заседателями», которые ее отвергли. Папа римский признавал только лиц, не являющихся присяжными заседателями, поэтому необходимо было достичь соглашения с Римом. Наконец, 15 июля 1801 года был подписан Конкордат.
«Этот документ, — пишет Кронин, — открывается преамбулой, в которой римский католицизм описывается как «религия подавляющего большинства французского народа» и религия, исповедуемая консулами. Богослужение должно было быть свободным и публичным. Папа, по согласованию с правительством, должен был изменить карту епархий таким образом, чтобы сократить их число более чем наполовину — до шестидесяти. Владельцы епископств должны были уйти в отставку, а если они отказывались это сделать, то должны были быть заменены Папой. Первый консул должен был назначить новых епископов, Папа должен был посвятить их в сан. Правительство должно было предоставить в распоряжение епископов все ненационализированные церкви, необходимые для богослужений, и выплачивать епископам и священнослужителям соответствующую зарплату.
«Конкордат» представлял собой обновленную версию старого Конкордата, который регулировал церковную жизнь во Франции на протяжении почти 300 лет. Но он был менее галликанским, то есть предоставлял французской иерархии меньшую автономию. Наполеон уступил Папе Римскому не только власть назначать епископов, которой он всегда пользовался, но и право при определенных обстоятельствах низлагать их, что было чем-то новым. Наполеон сделал это для того, чтобы иметь возможность произвести зачистку епископов.
«Наполеон не обсуждал Конкордат заранее со своим Государственным советом. Когда он показал его им, они раскритиковали его как недостаточно галликанский. Собрания, по их мнению, никогда не примут его в качестве закона, если в него не будут внесены некоторые дополнения. В итоге было составлено семьдесят «органических статей», которые были добавлены к Конкордату [без согласования с Папой]. Например, все буллы из Рима должны были подчиняться правительственным постановлениям, одно из которых утверждало, что Папа должен подчиняться решениям Вселенского собора…»
В апреле 1802 года Наполеон вновь открыл церкви во Франции, что оказалось одной из самых популярных его мер (по его словам, «именно став католиком, я прекратил войны в Вандее»), и это позволило ему привлечь Церковь к поддержке своего правительства, как и конечно, его коронация Папой. Более того, отмечает Джонсон, «заключив мир с церковью, он подготовил почву для примирения со старыми землевладельцами и аристократами, которые были изгнаны революцией и которых он хотел вернуть, чтобы обеспечить дальнейшую легитимность своего режима».
Однако группа французских и бельгийских католиков, насчитывавшая в свое время до 100 000 человек, отвергла Конкордат, образовав так называемую Малую церковь (Petite Eglise).
«Даже заручившись поддержкой Церкви, — пишет Кронин, — Наполеон твердо придерживался принципа, что мирское и духовное — это два отдельных царства, и во Франции они должны быть разделены. Он легко мог бы использовать свой растущий авторитет для подчинения Церкви государству, но, хотя иногда у него возникало искушение сделать это, он быстро отступал… В равной степени Наполеон воздерживался от подчинения государства Церкви. Когда епископы призвали его закрыть все магазины и кабаре по воскресеньям, чтобы не отвлекать верующих от мессы, Наполеон ответил: «Исцеление начинается с увещеваний с кафедры и с исповеди, а полицейские шпионы и тюрьмы — плохой способ восстановить религиозную практику».
Однако, хотя Наполеон и хотел, чтобы церковь процветала, она могла сделать это только под общим контролем государства. Это стало очевидным во время его коронации в 1804 году, когда вместо того, чтобы позволить Папе короновать его, он взял корону из его рук и короновал себя! «Для целей Папы, — сказал он кардиналу Фешу, — я Карл Великий… Поэтому я ожидаю, что Папа приведет свое поведение в соответствие с моими требованиями. Если он будет вести себя хорошо, я не буду делать никаких внешних изменений, а если нет, я низведу его до статуса епископа Рима…»
Не зря Наполеон сказал: «Если бы я был не я, я хотел бы быть Григорием VII». Григорий секуляризовал папство, превратив его в светское королевство, перед которым все остальные короли должны были преклонить колено в покорности. Наполеон сделал то же самое с противоположной стороны…
Однако Папа продолжал оказывать сопротивление. «В рамках своей войны с Англией Наполеон хотел, чтобы Папа подчинился обязательствам континентальной блокады: запрету на торговлю с Англией и ее союзниками. Папа отказался, и ситуация ухудшилась. В 1808 году Рим был оккупирован французскими войсками. В мае 1809 года папские государства воссоединились с Французской империей. Папа отлучил узурпаторов от церкви. 6 июля Папа был помещен под домашний арест в Савоне (близ Генуи) до марта 1812 года. Булла об отлучении была опубликована во Франции, несмотря на полицию. Затем Пий VII отказался посвящать епископов, назначенных Наполеоном, и вскоре в семнадцати епархиях не осталось ни одного епископа. Чтобы жениться на Марии Терезии Австрийской, Наполеон добился аннулирования своего брака с Жозефиной от религиозных властей Парижа, которые были настроены на сотрудничество. Римские кардиналы, находившиеся в Париже, отказались присутствовать на свадьбе, которая состоялась в 1810 году.
«Чтобы выйти из тупика, вызванного отсутствием епархий без епископов, Наполеон созвал в 1811 году в Париже национальный совет. Епископы подтвердили свою верность Папе, но не желая навлечь на себя недовольство императора, предприняли попытку склонить на свою сторону Пия VII. Однако тот не уступил. В июне 1812 года Наполеон доставил его в Фонтенблю. Подвергнувшись силовому воздействию, Папа пошел на некоторые уступки (Фонтенблейский конкордат), от которых очень быстро отказался. Военные катастрофы заставили императора отправить Папу в Рим, куда он совершил триумфальный въезд 24 мая 1814 года».
Таким образом, во французской, как и в английской революции, устоявшаяся церковь пережила революцию. Восстановление единоличного правления при Наполеоне сопровождалось восстановлением если не независимости церкви, то во всяком случае, ее большего влияния, чем в 1790-е годы, и тем более ее настоящей «симфонии» с государством. Однако в долгосрочной перспективе авторитет и влияние католической церкви продолжали падать…
4.Путин: сергианская церковь.
На первый взгляд, в России действительно произошел удивительный переход от ненависти к богобоязненности. «В период с 1991 по 2008 год число людей, называющих себя «православными», выросло с 31 до 72 %, а регулярное посещение церквей — с 2 до 7 %». В таких условиях нельзя недооценивать потенциальную силу, которую придают христианские атрибуты». Церкви и монастыри множатся, включая недавний собор для вооруженных сил, в котором даже есть иконы Сталина… (Одно из поразительных различий между Россией и Украиной заключается в том, что в то время как Украина запретила всю коммунистическую и нацистскую пропаганду и символику, Россия множит свою советскую символику, осуждая украинцев как «неонацистов»)!
Большевики очень сознательно пытались следовать примеру французских революционеров в отношении религии. Так, после нескольких лет жесточайших гонений, в ходе которых были убиты миллионы православных христиан, и видя, что это только усиливает рвение оставшихся в живых верующих, они прибегли к более тонкой тактике создания своей собственной «конституционной церкви». Однако их первая попытка, «обновленческая» или «Живая церковь» 1922 года, была отвергнута верующими. Тогда они попробовали второй, более тонкий вариант той же тактики. В 1927 году, посадив в тюрьму или убив большинство наиболее уважаемых иерархов, они убедили исполняющего обязанности главы Церкви митрополита Нижегородского Сергия выпустить декларацию, восхваляющую революцию и утверждающую, что ее радости — это радости Церкви, а ее горести — это горести Церкви. Эта «сергианская декларация» расколола Церковь надвое: многие приняли ее, но многие отвергли и были либо убиты, либо заключены в тюрьму, либо ушли в подполье, образовав так называемую «катакомбную» или «истинно-православную» Церковь (аналог Petite Eglise наполеоновских времен), раздробленные остатки которой дожили до наших дней.
К православным, ставшим «сергианами», относились лучше, чем к истинным православным, но незначительно. Так, во время сталинского Большого террора 1937-38 годов православные обоих видов ужасно пострадали. И гонения продолжались даже после сталинского Соглашения с митрополитом (ныне патриархом) Сергием в 1943 году, которое давало официальной церкви определенный, очень ограниченный юридический статус. Фактически гонения самые страшные в истории христианства продолжались на протяжении всего советского периода. Как пишет В. Мосс: «За девятнадцать лет, предшествовавших Большому террору 1937-38 годов, советская власть убила: 128 епископов; 26 777 священнослужителей; 7 500 профессоров; около 9 000 врачей; 94 800 офицеров; 1 000 000 солдат; 200 000 милиционеров; 45 000 учителей; 2 200 000 рабочих и крестьян. Кроме того, 16 миллионов православных русских умерли от голода и три миллиона от принудительного труда в лагерях. Что касается годов Большого террора, то по данным российского правительства, только в 1937 году было арестовано 136 900 священнослужителей, из которых 106 800 были убиты (до революции в России было 180 000 священнослужителей). Опять же, в период с 1917 по 1980 год 200 000 священнослужителей были казнены, а 500 000 — заключены в тюрьмы или отправлены в лагеря».
С конца 1980-х годов произошла серьезная смена тактики: из воинствующего антихриста российское правительство стало, якобы, христианским, и это изменение поддержал Путин, сохраняя жесткий контроль над официальной церковью и следя за тем, чтобы епископы Московского патриархата одобряли даже самые вопиющие его действия, такие как вторжение в Украину… Здесь есть поразительное сходство с Наполеоном. Ведь Наполеон, как и Путин, сначала был безбожным революционером, а затем стал «христианским» императором, коронованным в церкви при участии Папы, а затем попытался огнем и мечом распространить свою империю по всей Европе…
5. Путин и традиционные христианские ценности.
За некоторыми заметными исключениями, такими как Иван Грозный и цари XVIII века, православные великие князья и цари исповедовали православную веру и православную мораль. Путин утверждает, что является преемником царей, поэтому он поступает так же. По догматическим вопросам он говорит мало, несомненно потому что помимо незнания догматического христианства ему приходится угождать лидерам трех других официальных конфессий России: иудаизма, ислама и буддизма. Однако он менее сдержан в утверждениях о сохранении традиционных христианских ценностей, используя это как ценный пропагандистский инструмент против Запада и его якобы большей коррупции. (Что касается его собственного далеко не образцового морального поведения, он может положиться на послушную церковь и социальные сети, чтобы скрыть это.)
Подобно царям, Путин утверждает, что является защитником официальной православной церкви Московского патриархата (МП). Но у него есть много других причин для пристального интереса к делам церкви. Во-первых, иерархи МП — его партнеры по организованной преступности и соратники по КГБ. Об этом свидетельствует деятельность «табачного митрополита», ныне патриарха Кирилла Гундяева, агента КГБ «Михайлова», который, как недавно пожаловался болгарский премьер-министр, беспошлинно ввозит табак и алкоголь и является миллиардером. Гундяев, хотя и монах, имеет зарегистрированную жену и детей. (Однако для епископа МП более привычно быть гомосексуалистом, так что Кирилл может считаться выше моральной нормы для епископов МП). Другой пример иерархической коррупции — митрополит Воронежский Сергий (Фомин). Он является офицером КГБ с 1969 года и замешан в криминале, отмывании денег, наркотиках и мошенничестве. Он владеет более чем 150 миллионами долларов, которые размещены в основном на оффшорных счетах. И снова признан убийцей митрополит Иркутский Владимир. Митрополит Истринский Георгий (оффшорный капитал — более 100 миллионов долларов) связан с мафией и торговлей детьми. То же самое касается и митрополита Новгородского Льва.
Огромный имущественный портфель МП начинает вызывать недоброжелательные отзывы в стране.
Однако Путин пока не готов бросить своих духовных коллег на съедение волкам. Кроме того, их как аморальных лицемеров, легко шантажировать…
Более того, они полезны ему в других важных отношениях. Таким образом, патриарх Кирилл полезен, во-первых, как дипломат, обслуживающий интересы Путина. Он проводит значительный объем внешней дипломатии, в основном среди церковных лидеров, как православных, так и инославных, но также и с государственными лидерами. Например, он всегда поддерживал теплые отношения с Фиделем Кастро, а в 2016 году решил встретиться с ним и Папой Римским на Кубе! Один француз так прокомментировал эту встречу: «Куба — это одновременно и католическая, и коммунистическая страна. Поэтому ни у одной из сторон не было ощущения, что они едут в Коммуну». Действительно, в этом и заключается суть дела. Патриарх Кирилл приехал на встречу не как представитель православия, а как представитель Путина. Это была встреча государств, а не Церквей. Московский патриархат стал государственным ведомством в 1943 году, и его отношения с современной Российской Федерацией также взаимозависимы.
Еще более важна роль Кирилла как болельщика за путинизм. Хотя пребывание у власти еретического и глубоко коррумпированного парламентария вызывает глубокую скорбь у всех истинно православных христиан, тем не менее нельзя отрицать, что с 1991 года в России наблюдается резкий рост православной религиозности. Миллионы искренних, хотя и заблуждающихся людей готовы следовать за своим лидером, патриархом, куда бы он ни указывал — будь то осуждение украинских раскольников, отвергающих авторитет (раскольнической и еретической) МП, или клеймение украинцев как «неонацистов», или лицемерное осуждение Запада за отсутствие у него христианских ценностей, или восхваление «священных войн» в Грузии, Украине и Сирии.
Преданность Путина «традиционным христианским ценностям» кажется искренней. Как пишет Стив Терли, «в России с конца коммунизма было восстановлено более 15 000 церквей. Статья 148 российского уголовного кодекса, которую Владимир Путин подписал в июне 2013 года, грозит тюремным заключением сроком до трех лет за «оскорбление чувств верующих христиан». И в тот же день, когда был принят этот закон, был принят закон, запрещающий так называемую «пропаганду гомосексуализма». И, конечно законы против оскорбления церкви были использованы для заключения панк-рок группы Pussy Riot, когда они осквернили две церкви непристойным и неподобающим поведением. Путин запретил рекламу абортов и подписал закон, запрещающий аборты после 12 недель беременности, в то время как Русская православная церковь призывает к полному запрету абортов».
Но если мы посмотрим внимательнее, то увидим множество причин усомниться в том, что мотивация Путина и его приближенных действительно христианская. Возьмем, к примеру, проблему абортов. Хотя количество абортов в России снизилось (как и в других частях православной Восточной Европы, например, в Грузии), есть некоторые аномалии. Так, 22 января 2012 года патриарх выступил в Госдуме с интересным предложением: увеличить плату, которую врачи берут за аборты. Это будет иметь приятные последствия: богатые (не очень богатые, как он сам, а средний класс) будут ущемлены, а число абортов уменьшится, что замедлит катастрофическое падение численности населения России (что, похоже, больше всего волнует Путина). Какая мораль! Однако эта забота о финансовом благоразумии и демографии нации! Ни слова о том, что с точки зрения православных христиан любой аборт, сделанный за любую цену или без нее, является убийством, обрекающим абортирующего на вечное адское пламя! Ни слова о том, что Россия занимает первое место в мире по количеству абортов на душу населения.
И ни слова о том, что (как своими глазами видел настоящий автор) плакаты у церквей рекламируют покупку у священников МП за кругленькую сумму отпущения греха аборта.
И без того шокирующая статистика России по широкому спектру социальных показателей – социальному равенству, коррупции, алкоголизму, употреблению наркотиков, детской смертности, самоубийствам ухудшилась, что делает ее сравнимой только с некоторыми из беднейших и наиболее коррумпированных стран третьего мира. Статистика Организации Объединенных Наций показывает, что Россия находится очень близко к вершине мировой таблицы по уровню преступности, воровства, коррупции и убийств, и это не в последнюю очередь потому, что само правительство взяло на себя ведущую роль в этих вопросах, превратив Россию в мафиозное государство, управляемое небольшой кликой фантастически богатых преступников. Таким образом, общая картина представляет собой крайнюю моральную деградацию.
Путин возлагает вину за это не на атеизм советского периода, как можно было бы ожидать, а исключительно на ельцинский период (потому что он был таким западническим и либеральным). До Ельцина, как он утверждал в 2012 году в речи перед Федеральным собранием, советское общество отличалось «милосердием, состраданием и сочувствием» (!!!). «Сегодня же, — заявил он в 2013 году, — российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп, дефицит всего того, что делало нас во все времена сильнее, мощнее, чем мы всегда гордились, то есть таких явлений, как милосердие, сострадание, сочувствие… Сложившаяся ситуация — следствие того, что лет 15-20 назад [то есть, во времена Ельцина] были отброшены «идеологические штампы прежней [советской] эпохи»… К сожалению, тогда же были утрачены многие нравственные ориентиры…».
Ведь «многие евроатлантические страны де-факто пошли по пути отказа от… христианских ценностей. Моральные принципы отрицаются… Что может быть большим свидетельством морального кризиса человеческого социума, чем утрата способности к самовоспроизводству. Но сегодня практически все развитые страны уже не могут воспроизводить себя. Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без сформированных тысячелетиями норм этики и морали, люди неизбежно теряют свое человеческое достоинство».
Совершенно верно. Но самое странное в этом заявлении то, что Путин, похоже, совершенно не осознает того факта, что в отношении «христианских ценностей», про которые он здесь говорит, «самовоспроизводства» — Россия демонстрирует худшие показатели, чем любая западная страна. Так, даже с учетом миграции, в двадцати восьми странах Европейского союза естественный прирост населения в два раза выше, чем в России!
Но если он имеет в виду не баланс между рождаемостью и смертностью, а гомосексуальность как фактор, по определению препятствующий воспроизводству населения, то в России ситуация немногим лучше, чем на Западе. Ведь, несмотря на многообещающий запрет Путина на прогейскую пропаганду среди несовершеннолетних, гомосексуальность остается легальной среди взрослых. Возможно, это связано с тем, что многие в окружении Путина гомосексуальны. Во всяком случае, западные журналисты во время зимней Олимпиады обнаружили, что в Сочи есть два открытых гей-бара, а в Москве был зарегистрирован брак между двумя женщинами.
Гомосексуальность процветает даже там, откуда, казалось бы, она должна была быть изгнана в первую очередь.
Так, среди трехсот епископов Московского Патриархата, нравственных лидеров нации, гомосексуалистов, по одним оценкам, 50 (о. Андрей Кураев), по другим — 250 (о. Глеб Якунин). Утверждается даже, что продвижение по иерархической лестнице МП возможно только через удовлетворение сексуальных потребностей епископа, стоящего выше по служебной лестнице… Если даже епископы страны — гомосексуалисты, то вряд ли миряне все до единого отвратятся от того, что называют «грехом Никодима» в честь знаменитого ленинградского митрополита Никодима их 1970-х годов. (Никодим, помимо того, что был генерал-майором КГБ и гомосексуалистом, был также тайным римско-католическим епископом, который внезапно умер у ног Папы Иоанна Павла I в 1978 году).
«Россия использует этот вопрос [гомосексуальность], чтобы создать свой электорат в мусульманских и африканских странах», — говорит Марк Гевиссер, сотрудник «Открытого общества», который пишет книгу о глобальных дебатах по правам геев. «Эта марка идеологического морального консерватизма была первоначально отчеканена в США. Очень иронично, что эти страны ведут антизападный крестовый поход, используя западный инструмент». Москва наиболее эффективно играет на противодействии правам геев ближе к дому. В ноябре прошлого года, когда казалось, что украинский президент Виктор Янукович близок к подписанию соглашения об ассоциации с Европейским союзом, по всей стране появились рекламные щиты, предупреждающие, что «ЕС означает законодательное закрепление однополых браков» [«EURO=HOMO»]. Кампания была оплачена «Выбором Украины», группой, связанной со связанным с Кремлем политиком и бизнесменом Виктором Медведчуком».
Несмотря на видимое рвение к «традиционным христианским ценностям», ни Путин, ни Гундяев не отказываются от богоборческого, сталинского прошлого. Гундяев считает, что славный подвиг (атеистической) Красной армии в 1945 году (когда было изнасиловано 1,4 миллиона немецких женщин) стирает грехи 1930-х годов при Сталине! А Путин яростно защищает достижения Сталина, например, в пакте Молотова-Риббентропа.
ПУТИН, НАПОЛЕОН И РЕЛИГИЯ — ЧАСТЬ 3
Заключение: Ватерлоо Путина.
При всем своем военном и административном гении, широчайших культурных симпатиях и умении привлекать широкий круг избирателей Наполеон встретил свое Ватерлоо. Путин обладает схожим набором навыков (если исключить военный гений). Ведь его режим пользуется поддержкой пьянящей смеси противоречивых электоратов: националистов и демократов, коммунистов и монархистов, православных (включая старообрядцев, но не истинных православных) и язычников-мистиков, мафиози-бандитов и славянофилов, закоренелых атеистов, западников и капиталистов. Путин стремится найти место в своем всеохватывающем сердце для всех Россий прошлого века и даже всех предыдущих веков, начиная с тысячелетия крещения Руси святым Владимиром в 988 г. Так, во время визита на Украину в 2013 г. он отметил 1025-ю годовщину крещения Руси в православие в 988 году.
И все же именно обилие его политических и религиозных симпатий может оказаться его конечной гибелью. Ведь невозможно угодить всем и всегда. Даже высокоразвитый аппарат репрессий против диссидентов может оказаться недостаточным, чтобы спасти его от народного гнева против его вторжения в Украину.
На этот счет в мнимом единодушии страны начинают появляться трещины, причем не только в нерусских регионах, таких как Дагестан, но и в самой Москве. Так, Петр Сауэр пишет в сегодняшней «Манчестер Гардиан», что Борису Надеждину, «неожиданно набравшему силу антивоенному кандидату, российские избирательные органы запретили участвовать в тщательно спланированных президентских выборах в марте против Владимира Путина».
Центральная избирательная комиссия заявила, что обнаружила «нарушения» в более чем 9000 из более чем 100 000 подписей в поддержку Бориса Надеждина. Эта цифра в три раза превысила допустимый уровень погрешности в 5% и дала комиссии основания для его дисквалификации.
Комментируя это решение, Кремль заявил, что ему «нечего добавить» и что комиссия следовала всем установленным правилам.
«Решение, принятое в среду, был очень ожидаемым и пришло после того, как в понедельник рабочая группа избирательной комиссии заявила, что 15% подписей сторонников, которые он представил, были признаны недействительными…
«Надеждин, политик-ветеран, связанный с кремлевскими инсайдерами и оппозицией Путину, в последнюю минуту провел кампанию за включение в избирательный бюллетень, и тысячи россиян часами стояли на морозе, чтобы поставить свою подпись в его поддержку.
В своем предвыборном манифесте Надеждин заявил, что Путин совершил «фатальную ошибку, начав специальную военную операцию» на Украине — так Кремль предпочитает называть свое вторжение. Путин видит мир из прошлого и тянет Россию в прошлое», — сказал он».
Прошлое, в которое Путин тянет Россию, это сталинское прошлое — ложь, пытки, смерти и вечное проклятие, которое русская революция обрушила на миллионы русских людей с 1917 года и миллионы других соотечественников по всему миру… «Надеждин» может потерпеть неудачу, как потерпели неудачу все предыдущие оппозиционные движения Путину, начиная с Болотной площади в 2011-12 годах. И все же реальность войны — не только ужасные страдания, которые она причиняет и русским, и украинцам, но и страшный моральный позор продолжается, и будет продолжаться до тех пор, пока совесть россиян не будет вытравлена из жизни.
Не бомбы Запада или Востока спасут Россию от нестерпимого Божьего суда. Ибо «если суд начинается в доме Божием» (I Петра 4,17), то, конечно же, спасение не начнется ни в каком другом месте. Русский народ должен сбросить с себя дремоту или кошмар и, отвергнув своих иерархов КГБ и наполеоновских псевдоцарей, призвав молитвы Святых Новомучеников и Исповедников Российских, возвестить всю правду о своем позоре, исповедав свои грехи, чтобы живым или мертвым, войти в Царство Божие очищенным Кровью Агнца Божия, Который берет на Себя грехи всего мира, сказав: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.» (Откр. 3.9).
26 января / 8 февраля 2024 года.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.