«Советская Церковь». Несказанная человеческая трагедия таится за этими зловещими словами. Её сознательно мы не касаемся. Тайной покрыто внутреннее содержание этого жуткого, безпримерного в истории человечества, явления. Только очи Божии проникают во всё её для нас недоведомое, сатанинской мглой окутанное, многообразие. Зато полным голосом говорим мы о той духовно-однозначной внешней стороне, которой единственно к нам обращена «Советская Церковь», — как ОРУДИЕ САТАНЫ. Вовне обнаруживает себя «Советская Церковь» только так. И это та Церковь, которая являла себя миру, как соратница Православных Царей! Там, где ранее выступали Православные Русские Цари, как Помазанники Божии, служившие Церкви — она, эта же по своей видимости, Церковь выступает ныне, как соратница и слуга Сатанинской власти. Это ли не контраст, способный потрясти всякое духовно-зрячее сознание!
Этот контраст снимается еп. Иоанном Шаховским*. Всё обыденно-просто под его пером. Ничего существенно нового не произошло в мире с воцарением на Руси Советской власти. Это лишь очередное изменение, на фоне бесконечно многих ранее бывших, — в той ткани Истории, которая являет нам постоянно меняющиеся взаимоотношения «церкви» (вообще!) и «власти» (вообще!). Зло с добром в этой ткани переплетаются неразличимо. И всё же движется История. Принципиально двусмысленным путём идёт человечество к чему-то, не имеющему конца, но благополучному … при всех условиях.
Подобные рассуждения не являют ничего необычного в составе религиозной публицистики, находящей себе место на столбцах далёкого от Церкви «Нового Русского Слова». Но, как декларация православного «князя» Церкви, две обширные статьи еп. Иоанна, появившиеся 20-го и 21-го июня в этой газете, получают значение некоего события, не могущего быть не отмеченным.
Ничего церковного не найдём мы в высказываниях православного архиерея. Церковной проблематики — как не бывало. Христос и Велиар? Мирно «сосуществуют» они в Истории. Мученичество? То, что оно должно быть «законным», чтобы ублажаться Церковью, об этом и речи нет. Знак равенства поставлен между мученичеством исповедников Христовой Истины, не отрекавшихся от Неё пред лицом сатанинской власти, и теми страданиями, которым подвергались служители Церкви, сдавшиеся этой власти, но ей не угодившие. Больше того, печать «мученичества» возложена и на то душевное состояние, не могущее, конечно, быть лёгким, которое испытывается служителями Церкви во время исполнения ими работы духовного разложения, осуществляемого по поручению сатанинской власти.
Анафема, провозглашённая Церковью сатанинской власти, и та кровь, которая омыла Русскую Землю, эту власть не принимавшую? То — болезнь роста, на которую можно смотреть ныне с жалостливой улыбкой снисхождения. Не понимали люди серьёзности положения! Но вот выдвинула жизнь людей трезвых и мудрых, которые оказались на высоте исторического задания времени — и, естественно, стали именно они хозяевами положения. Жизнь их нелегка. Но будущее за ними. И не надо им мешать. Именно они ведут Церковь к благополучию. Существенный этап их дальнейшего пути предвидит еп. Иоанн и как бы подсказывает его: это канонизация Советской Церковью о. Иоанна Кронштадтского …
Не скрою: когда я дочитал статью еп. Иоанна до этого места — у меня дыхание остановилось. Тяжко было читать общие рассуждения автора, в своей переливчатости рождавшие мысль о змеиной чешуе в лучах какого-то мрачного света. Но это кощунство своей конкретностью ошеломило меня. Но и дальше не лучше.
Церковь говорит нам о времени, когда самые кровожадные звери будут мирно пастись рядом с ягнятами. Знаем мы, что эти звери лизали руки святым мученикам, отказываясь выполнять то назначение, для которого их выпускали. Но знаем мы и то, что мученики, отвечая на ласку зверей, продолжали обличать тех, кто этих зверей против них выпускали. Для еп. Иоанна нет различия между бессловесными дикими зверями, орудиями мучителей, покоряемыми Христовой Правдой, и самими мучителями, стремящимися эту Правду вырвать с корнем. «Любовь» еп. Иоанна обнимает и тех и других. Уверению упраздняет еп. Иоанн отсутствие общности между Христом и Велиаром. И это уже полным голосом говорит сейчас он.
Беспощаден еп. Иоанн. Не только к себе, но и к своим единомышленникам. Нет ли основания ныне к ним отнести всех православных людей, принадлежащих к так называемой Леонтьевской церкви?** Все ведь точки публично поставлены над i. Духовно еп. Иоанн принадлежит к Советской церкви. И об этом громогласно заявляет. Для инакомыслящих остаются у него ирония, насмешки — в лучшем случае снисходительная улыбка, пусть даже и потоками крови засвидетельствована была ими верность Церкви.
Всякая ясность имеет свои преимущества. В этом полезная сторона и выступления еп. Иоанна.
Полная ясность внесена в личность самого еп. Иоанна. Смысл её можно определить его же словами, сказанными о «злом пастырстве» в то время, когда иным был еп. Иоанн. «Пробравшись на священную кафедру, враг может произвести в стаде большее опустошение, чем воинствуя в стане воинствующих безбожников или чрез декреты безбожного правительства. Развалить внутри — его цель… И вот он подбирается не только к спящим, но и к дремлющим пастырям и овладевает их чувствами, словами и действиями, даёт им свой дух, дух, от которого духовно погибают люди, переставая верить в святое. Вот отчего св. Иоанн Златоуст писал: «Никого я так не боюсь, как Епископов, исключая немногих» (Из письма к Св. Олимпиаде)».
Ясность внесена в проблему будущего. Для единомышленников еп. Иоанна отпадает вопрос свержения Советской власти, раз она сама на путях спасительной эволюции, в общении с Советской Церковью, открывает нам достойное будущее.
Ясность внесена в оценку прошлого. Соглашательство спасло Россию — не что иное: как жалкая жертва своего неведения сброшена должна быть со счетов Катакомбная Церковь.
Ясность внесена и в «церковное» сознание. Страшный Суд устранён из проблематики церковной, раз упразднён конфликт между последователями Христа и «миром», во зле лежащим: трезвая правда истинного христианства уступает место слащавому идеалу «экуменического» благополучия человечества.
Беспощаден и к себе, и к своим единомышленникам, еп. Иоанн. Тем самым, как никогда раньше, встаёт вопрос о солидарности с ним. Это ведь вопрос спасения душ — не больше, не меньше. Пусть каким-то обречённым выступает уже еп. Иоанн — быть может, даже и не чувствуя объективного значения своих слов и действий. Быть может, утрачивают эту способность и те, кто продолжают быть и сейчас под обаянием его личности или прошли путь, аналогичный его пути — которому страшно даже подыскивать достойное его имя. Но как думает «нейтральная среда»? Способна она и впредь оставаться «нейтральной», тем самым обрекая себя на общую судьбу с еп. Иоанном? В этом плане сугубую значительность приобретает в церковной «икономии» современности личность еп. Иоанна — тем более зловещую, чем выше его оценивать в прошлом.
Душегубительным «ясностям» еп. Иоанна противопоставим душеспасительные очевидности церковные:
Нет человечеству исторического будущего вне низвержения Советской власти.
Исторический урок революционного прошлого свидетельствует о роковой губительности церковного соглашательства («сергианства»), отдавшего «легализованную» Церковь на поток и разграбление большевикам и утвердившего их господство над Россией.
Страх Божий перед лицом близящегося конца мира, соблазнённого лжехристами и лжепророками, вот где единственное спасение современных христиан. А спасая свои души, христиане идут тем единственным путём, который открывает возможность дальнейшего исторического бытия мира, если не окончательно вымирающим племенем являются христиане.
Способен ли современный человек, пусть и увлечённый стихиями мира, испугаться явления еп. Иоанна Шаховского, ныне уже вполне раскрывшегося. Или, напротив, окажется он успокоенным его льстивыми речами? Этот вопрос, значение которого определяется только что сказанным, поставлен новейшим выступлением еп. Иоанна во весь рост. Неужели настолько уже притуплено церковное сознание «нейтральной» массы, что она и не заметит этого выступления? Мы не исключаем и этой возможности, тем более считая себя вынужденными поднять свой предостерегающий голос. Ведь — повторим опять слова, некогда сказанные еп. Иоанном в те времена, когда он был иным: «… царство ‘второй смерти’ (т.е. духовной — Откр 20.14) так же прозелитирует, как и Царство Жизни — даже гораздо более настойчиво, поскольку грубо и дерзко. Вторая смерть имеет множество слуг в мире, сознательных и бессознательных».
Архимандрит КОНСТАНТИН
Православная Русь, №13, 1956г.
* Иоанн (Шаховской) — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в Православной церкви в Америке, принявший сторону советской церкви.
** Православная Церковь в Америке (ПЦА, Orthodox Church in America — OCA) — создана как альтернатива РПЦЗ, ныне в единстве с Московской патриархией.
Источник: http://internetsobor.org/
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.