Содержание
I. Светлое первобытное состояние
II. Состояние грехопадения
III. Обожение

Макарий Великий родился в 300-ом году и умер в 390-ом. Таким образом, жизнь его вся протекла в IV-ом веке, этом исключительном и замечательном периоде истории Церкви. В самом его начале заканчивается трехвековое гонение на христиан, и зарождается великая Византийская культура, давшая всему миру на все времена величайшие духовные ценности, заключенные в Православии.

Империя в лице равноапостального кесаря получает крещение; Церковь выходит из катакомб, из своего вынужденного затвора, и принимает под свои священные своды взыскующий античный мир. Но мир приносит сюда свои тревоги, сомнения, соблазны. Приносит мир и великую тоску, приносит и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна утолить, эту гордыню смирить. В смуте и борениях перерождается и воцерковляется древний мир. Духовное пробуждение охватывает всё общество.

В эпоху гонений каждый христианин должен был быть готовым в любой момент к подвигу исповедничества и мученичества. Такое состояние могло быть уделом лишь немногих избранных. Теперь религия становится достоянием масс, и прежний высокий духовный уровень неизбежно снижается. В миру становится трудно жить по христиански. Новая эпоха требует нового способа стяжания «небесных венцов». Чтобы достигнуть бесстрастия, надо пройти долгий путь борьбы со страстями. Мученический подвиг сменяется добровольным мученичеством: самоотречением и аскезой, жизнью в пустыне среди труда и лишений. Начинается великий исход в пустыню. Зарождается эпоха монашества.

Чудное и поразительное зрелище представляет изумительное распространение монашества при самом его начале. Египет, в котором язычество имело себе главную опору, где суеверие и идолопоклонство достигло высшей степени, теперь объединил такой сонм иноков, что в пустыне было не меньше жителей, чем в городах.

Как быстрый, сильный поток, доселе сдерживаемый в своем течении, разрывает преграду и стремится наводнить всю страну, как оплодотворял всё вокруг себя некогда обожествляемый Нил, так ныне монашество разлилось по всему Египту и дало плодоносие не земных, но небесных плодов.

То был неземной мир среди этого мира, изумляющий величием своего духа, дающий разуметь, какую чудную силу являет природа человеческая, какая власть и могущество заключены в ней, когда человек весь проникается силой благодати Христовой.

«Видел я в Египте отцев, – свидетельствует Руфин, – живущих на земле, но проводящих жизнь небесную… новых пророков, о достоинстве которых свидетельствует дар знамений и чудес. Все они не заботятся о пище или об одежде, ибо знают, что всех бо сих языци ищут (Мф. 6:32). Они ищут правды и царствия Божия, и всё сие по обещанию Спасителя прилагается им (ср.: Мф.6:33). Их вера такова, что может горы переставлять. Посему некоторые молитвами останавливали стремление волн реки, готовых затопить соседние селения, как по суху переходили по воде, укрощали лютых зверей и совершали бесчисленные чудеса, так что нет сомнения, что их добродетелями стоит мир».

Друг и наперсник Христов, апостол Иоанн заповедует: «Не любите мира, ни того, что в мире… ибо всё, что в мире – похоть плотская, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:15,16). Иночество стремится подавить похоть плоти обетом целомудрия, похоть очей обетом нестяжательности и гордость житейскую обетом послушания. Созерцая славу горнего Иерусалима, апостол Иоанн видел и особую честь, возданную девству: «И взглянул я, и се, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Он слышал песнь, которую они пели перед престолом; и никто не мог научиться песне той, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен; они идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел; они куплены от людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. (Откр.14:1,3–5).

«Не столь светло небо, испещрённое сонмом звезд, – говорит Златоуст, – как пустыня Египетская, являющая повсюду иноческия кущи… Она лучше рая, там видим в образе человеческом бесчисленные лики ангелов, сонмы мучеников, собрания дев; увидим, что всё тиранство диавольское ниспровергнуто, и царство Христово сияет».

Основоположником монашества был великий Антоний. Учеником и продолжателем его дела был великий Макарий.

Пр. Макарий родился в египетском селении Птинапор расположенном недалеко от Нитрийской пустыни. Меланхоличность и торжественность местности, вечно ясное небо, величественные пирамиды строгих очертаний, развалины гигантских храмов и зданий, всё это земное величие в своем прахе невольно вызывало мысль о бренности всего земного. Кроме того, эти места были овеяны воспоминаниями великих ветхозаветных событий, совершавшихся здесь: всё это располагало к созерцательной жизни и к самоуглублению.

Родители Макария, пресвитер Авраам и Сарра, были праведной жизни и, подобно одноименным ветхозаветным праотцам, дожили до старости, не имея детей. Рождение пр. Макария предвозвещено было его отцу явившимся во сне патриархом Авраамом, а затем и ангелом. Также во сне болящему пресвитеру Аврааму предстал ангел, исцелил его и, предрекая рождение сына, сказал: «Он будет обиталищем Святого Духа и многих приведет к Богу». Родившемуся сыну дали имя Макарий, что значит «блаженный».

Этот «сосуд избранный» отличался необыкновенно чуткой совестью. Сам преподобный расказывал об одном случае из своего детства. Его сверстники в чужом саду нарвали смокв. Убегая оттуда, они уронили одну. Макарий поднял ее и съел. Всю жизнь скорбел он о своем поступке и не мог о нём вспомнить без слез.

Когда Макарий возрос, то, повинуясь воле родителей, против своего желания вступил в брак, но, притворившись больным, уклонился от брачной жизни. Вскоре жена его умерла, а через некоторое время отошли ко Господу и его престарелые родители.

Усердно молился Макарий, чтобы Господь послал ему мудрого наставника в духовной жизни. По внушению Божию в храм пришел подвижник благообразной наружности, с длинными волосами и бородой, с изможденным подвигами телом. Там его и встретил Макарий. Проведя в душеспасительной беседе весь день в келье отшельника, утомленный Макарий с наступлением ночи заснул, старец же стал на молитву, и ему было пророческое видение: вдруг явились сонмы иноков в белых одеждах и с крыльями и стали ходить вокруг спящего Макария, призывая его на служение, указанное ему Богом. Старец советовал Макарию не откладывать свое намерение всецело посвятить себя иноческой жизни. Внял совету Макарий. Раздав всё свое имение, он вернулся к отшельнику, который, приняв его с любовью, обучил его монашескому деланию и плетению корзин. Поселил он его недалеко от себя в отдельной келье, где Макарий и предался усердно аскетическим подвигам, быстро преуспевая в духовной жизни.

Макарий стяжал любовь и уважение жителей соседнего, родного ему, селения Птинапор, и они упросили посетившего их епископа поставить им клириком церкви Макария, несмотря на то, что он был еще очень молод. Это было против желания Макария. Через несколько дней после поставления он ушел и поселился вблизи другого селения.

Здесь постигло его тяжкое испытание, которое он перенес с необыкновенным благодушием, что свидетельствовало о высокой уже степени его духовности. В этом селении одна девица, будучи непраздной, по внушению злого духа оклеветала Макария, сказав, что он виновник её греха. Разъяренные родители вместе с односельчанами подвергли его биению и истязаниям. Оставив его еле живым, они обязали его доставлять девице пропитание. Кротко и безропотно перенес всё это пр. Макарий и начал усиленно работать, говоря себе: «Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, а поэтому тебе надо работать день и ночь, чтобы доставить им пропитание». Когда девице пришло время рождать, ее постиг праведный суд Божий: несколько дней находилась она в страшных муках и не могла разрешиться от бремени. Тогда она поняла, что это ей наказание за оклеветание невинного. Она созналась во всём и указала истинного виновника. Услышав это, все весьма испугались, опасаясь наказания Божия за оскорбление праведника и, мучимые совестью, решили отправиться к Макарию, чтобы испросить себе прощение. Друг Макария в радости предупредил его об этом. Но Макарий, охотно принявший безчестие, не хотел принять почестей и славы. Ночью он тайно удалился в Нитрийскую пустыню. Там он жил и подвизался в пещере некоторое время, а затем отправился к пр. Антонию в пустыню Фарранскую. Давно уже жаждал Макарий видеть великого пустынника, слава о подвигах и святости которого тогда распространилась уже повсюду. Авва Антоний, испытывая терпение пр. Макария, не сразу его допустил в свою келью. Потом, отворив дверь, он приветствовал его, сказав: «Я давно желал видеть тебя, Макарий!» – и с любовью принял его, утешал и успокаивал.

Долгое время оставался Макарий при Антонии его учеником. Когда Макарий уже совершенно созрел для самостоятельной отшельнической жизни, пр. Антоний велел ему отправиться в пустыню Скитскую. В то время Нитрийская гора и лежащая непосредственно за ней пустыня Келлий были уже заселены монахами, жительству которых, с благословения аввы Антония, положил начало пр. Аммоний. Пустыня Скит еще на целые сутки пути лежала далее пустыни Келлий. То была дикая песчаная пустыня, где только изредка попадались ключи с едва пригодной для питья водой. Сюда не было проложенной дороги, и путь направляли по солнцу и звездам. В этой безлюдной и мрачной местности и поселился пр. Макарий, предаваясь аскетическим подвигам, непрестанной молитве и богосозерцанию.

Пр. Макарий, как и его авва Антоний, стал подвергаться здесь бесовским нападениям. С бесами ему пришлось бороться день и ночь. Иногда они яростно устремлялись на него в виде разнообразных страшилищ, иногда в образе разъяренных воинов с диким шумом и криком устремлялись на него, как бы желая его умертвить, иногда же хитростью стремились его поколебать. Так однажды ночью бесы, приняв вид ангелов, окружив его и разбудив, говорили ему: «Встань, Макарий, и пой с нами и не спи!» Он же, уразумев бесовское наваждение, не подымаясь со своего ложа, ответил им: «Идите от мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный отцу вашему диаволу и вам!» (ср.: Мф.25:41) Бесы продолжали звать его на молитву, но, не успев в этом, стали избивать его. Святый же возопил ко Господу: «Помози мне, Христе Боже Мой, и избави мя от обышедших мя, яко обыдоша мя пси мнози и отверзоша на мя уста своя!» (ср.: Пс.21:13,14,17, 117:11) И всё множество бесов внезапно исчезло с великим шумом.

Когда пр. Макарий собирал в пустыне пальмовые ветви, его встретил демон и сказал ему: «Я терплю великую скорбь, что не могу победить тебя; всё, что ты делаешь, делаю и я: ты постишься, вовсе ничего не ем и я; ты бодрствуешь, и я никогда не сплю. В одном только ты превосходишь меня, это – смирением».

Вскоре после того, как пр. Макарий поселился в скиту, к нему стали собираться ученики. Чем страшнее была пустыня Скитская, тем более требовалось мужества, чтобы поселиться в ней. И таких только и принимал к себе пр. Макарий. И все его ученики превосходили других монахов, как своей ревностью к подвигам, так и совершенством жизни.

Пр. Макарию было всего лишь 30 лет, когда он удалился в пустыню, и тогда уже называли его «отроком-старцем» за его духовную опытность и мудрость. Сорока лет пр. Макарий был рукоположен во пресвитеры. В это время он имел уже дар пророчества и чудотворений. Он отличался всегда исключительной худобой тела, независимо от того, постился ли он, или нет. Спрошенный о причине этого, преподобный ответил: «Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда ко Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне геенском, – этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости».

Когда число братий значительно умножилось, пр. Макарий воздвиг 4 храма. При каждом храме был свой пресвитер. Монахи жили в кельях отдельно друг от друга. Сам Макарий жил тоже отдельно в глубокой пустыне и имел при себе только двух учеников. Из своей кельи преподобный прокопал подземный ход длиной полстадии и в конце его небольшую пещеру. Когда он хотел укрыться от многочисленных посетителей, он удалялся в пещеру, и никто не знал, где он.

Пр. Макарий продолжал часто посещать своего учителя, авву Антония, и сподобился присутствовать при его блаженной кончине. Он получил посох пр. Антония. Этот дар он принял, как драгоценную святыню, а с ним воспринял сугубо и дух великого Антония, как некогда пророк Елисей дух пророка Илии.

Сократ, жизнеописатель пр. Макария, говорит о нём, что он творил множество чудес и столь многих освободил от злых духов, что для описания всего нужна целая книга. Передадим некоторые из них.

Один человек воспылал страстью к замужней женщине, но она его отвергала. Тогда он обратился за помощью к чародею. Для того, чтобы муж прогнал жену, волхв бесовскими чарами навел на нее наваждение такое, что она всем стала казаться лошадью. Муж догадался, в чём дело, и привел ее к пр. Макарию. Окружающие принимали ее за лошадь и препятствовали ему войти в монастырь. Преподобный же Макарий сказал им: «Вы сами подобны животным, так как глаза ваши видят скотский образ, она же, как создана женщиной, так и остается ею, и лишь кажется животным вашим глазам, обольщенным волшебными чарами». Освятив воду он вылил ее на женщину, и она сразу приняла свой естественный вид. А женщине сказал, что это искушение ей было попущено за то, что она 5 недель уже не причащалась Божественных Таин.

Дар чудотворения у пр. Макария был так велик, что он мог воскрешать мертвых. Так однажды еретик Иераклит, учивший, что воскресения мертвых не будет, явился в пустыню и стал смущать умы отшельников. Пришел он и в Скит и в присутствии Макария и многочисленной братии стал развивать свое учение, издеваясь над простотой речи преподобного. Видя, что братия начинает колебаться, Макарий предложил всем отправиться на кладбище и помолившись обратился к могиле недавно умершего инока и громко позвал его по имени. Тот ответил из под земли. Братия поспешно откопали его и вывели живым из могилы. Пораженный ужасом, еретик бросился бежать и, преследуемый братией, покинул их пределы.

О втором случае воскрешения мертвого пр. Макарием передает авва Сисой, как очевидец. Как-то авва Макарий с семью братьями нанялись для жатвы. Одна женщина собирала за ними колосья и горько плакала. Хозяин поля поведал, что муж её получил на хранение золото и умер внезапно, не успев сообщить жене, куда он спрятал сокровище, и теперь его жене и детям за долг предстоит идти в рабство. Пр. Макарий, отправившись на могилу умершего и помолившись, спросил его, где золото. Мертвый отвечал из могилы, указав место. «Почивай опять, – сказал ему авва, – до дня всеобщего воскресения». Братия от страха упали к ногам преподобного, старец же сказал: «Все это произошло не ради меня, ибо я ничто, но ради вдовицы сея и детей её сотворил Бог чудо сие. Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает».

О третьем случае воскрешения сообщает пресвитер Руфин. К пр. Макарию прибежал один человек, спасаясь от преследователей, обвинявших его в убийстве. Пр. Макарий отправился со всеми к могиле убитого и сказал ему: «Верою Иисуса Христа Сына Божия повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда?». Мертвец ответил отрицательно. На просьбу же присутствовавших узнать у мертвого истинного убийцу, пр. Макарий ответил отказом.

Множество больных и паломников стекалось к пр. Макарию. Для них в монастыре была устроена гостиница. Преподобный имел обычай каждый день исцелять, помазуя елеем, лишь одного больного с мудрой целью, чтобы больные, пребывая дольше в монастыре, получали духовную пользу.

Однажды пришел пресвитер с головой, пораженной гангреной, со сквозными ранами на шее. Пр. Макарий объяснил причину этого: пресвитер дерзал литургисать после совершенного им греха прелюбодеяния. Пресвитер обещал никогда больше не служить, и пр. Макарий исцелил его.

О необыкновенной силе молитвы преподобного и о его прозорливости говорит следующий случай: его молодой ученик продавал в городе корзины и рогожи. Здесь он подвергся опасности падения, так как одна блудница, уязвленная красотой юноши, хитростью, под предлогом покупки, завлекла его к себе. Когда она стала склонять его ко греху, послушник воззвал ко Господу: «Христе и Царю, избавивый отрока Своего из чрева китова, избавь и меня от сего греха!» И мгновенно был он восхищен и очутился в своей келье в пустыне, где он увидел пр. Макария, который видел духовными очами своего ученика в опасности и молился о нём Богу.

Однажды сам пр. Макарий нес корзины из скита в город. Весьма утомившись, он сел отдохнуть и при этом сказал: «Боже, Ты ведаешь, что я изнемог!» и тотчас был восхищен на воздух и перенесен через большое пространство на то место, куда он шел.

Авва Макарий постоянно внушал, что основа всего есть смирение:

«Если увидим, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает душу свою бесчестной и уничиженной, а себя нищим по духу и мерзким, окрадывается он злобой и сам не знает того». Это чувство смирения при изобилии благодатных даров пр. Макарий объясняет прекрасным сравнением:

«Если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищего, то приявший на сохранение не считает сие сокровище своей собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища, потому что всегда разсуждает сам с собой: это сокровище не только у меня чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня. Так имеющие благодать Божию должны о себе думать. Если они превознесутся, и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет от них благодать Свою, и останутся они такими, какими были до приятия ея». «Если кто говорит: я достаточен и обилен, то он в обольщении и лжец».

Пр. Макарий рассказывал о том, как однажды ему было откровение, что он не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в городе. Тогда он тотчас отправился в дальний путь из пустыни в город, разыскал их, и они по его просьбе поведали ему о себе следующее: «Мы вышли замуж за двух братьев и прожили вместе в одном доме 15 лет. За это время мы не произнесли ни одного злобного или дурного слова и жили всегда в мире и согласии. Мы хотели оставить своих мужей и уйти в монастырь, но, несмотря на наши просьбы со многими слезами, мужья нас не отпустили. Тогда мы заключили завет с Богом и между собой – не произносить ни одного мирского слова до самой нашей смерти». Преподобный же сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого желающего спастись».

«Я еще не монах, но видел монахов», – говорил авва Макарий нитрийской братии и рассказал, как однажды по внушению свыше он отправился во внутреннюю пустыню и, подойдя к громадному болоту, увидел диких зверей, пришедших напиться воды. Среди них находились два нагих человека. Они поведали преподобному, что живут здесь уже 30 лет и питаются пищей бессловесных. Господь дал им такие тела, что они ни зимой не страдали от мороза, ни летом от зноя. «Что должен я делать, чтобы быть монахом?» – спросил их Макарий. Они сказали: «Если не можешь отречься от мира, как мы, то иди в свою келью и оплакивай свои грехи».

О совершенной нестяжательности пр. Макария свидетельствует следующий случай: когда преподобный жил еще в Египте, он однажды застал в своей келье вора, выносившего оттуда вещи; преподобный не только не воспрепятствовал этому, но еще помог вору укладывать краденое на осла, не подавая виду, что он хозяин, и отпустил его с миром.

Дар любви у пр. Макария достиг высшей степени. Любовь к ближнему особенно обнаруживалась в снисходительности к немощам других. По свидетельству скитских старцев он был как бы «бог земный»: подобно тому, говорили они, как Бог, хотя видит весь мир, но не карает грешников, так и Макарий покрывал немощи человеческия, которые он видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал.

«Христиане, – говорил он, – не должны никого осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, но взирать на всех с простодушием и чистым оком. В том и состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников и немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным».

С кротостью и мягкостью управлял Макарий своей братией, внушая им прежде всего любовь друг к другу. Он говорил: «Если ты, делая кому-либо выговор, приходишь в раздражение, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом, не спасая других, причиняешь вред и себе».

Получив власть над злыми духами, пр. Макарий мог их видеть своими духовными очами и вступать в разговор с ними. Однажды увидел он идущего беса, как бы увешанного тыквенными сосудами. Спросив его, преподобный узнал, что он идет в соседний монастырь искушать братию. В сосудах были приготовлены различные искушения, как бы некие снеди. Узнав от беса, что один монах по имени Феопемпт поддается искушениям, авва Макарий поспешил в тот монастырь. Вся братия с пальмовыми ветвями вышла навстречу великому и знаменитому авве. Каждый надеялся, что он остановится в его келье, но преподобный направился к Феопемпту. Последний был весьма обрадован и утешен этим. В беседе с Макарием этот брат стыдился исповедать свои нечистые помыслы, и даже отрицал, что они его искушают. Когда Макарий сказал: «Вот сколько лет я подвизаюсь, а меня старика беспокоит дух блуда». Феопемпт же отвечал: «Поверь, авва, и меня также беспокоит». Старец говорил и о других помыслах, будто его искушают, и, таким образом, доводил его до полного сознания. Затем, преподав наставление о борьбе с помыслами и о посте, оставил его. И с того времени брат подвизался более других.

Любовью и смирением пр. Макарий обратил ко Христу одного жреца. Его встретил сперва ученик преподобного и обозвал демоном. Возмущенный жрец избил монаха до полусмерти. Когда же Макарий вслед за этим встретил его и обошелся с ним ласково, то это так подействовало на жреца, что он, ухватившись за ноги Макария, сказал: «Ты человек Божий, не отпущу тебя до тех пор, пока не сделаешь меня монахом». За жрецом обратились ко Христу и многие язычники. Вспоминая этот случай, старец говорил: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

Один юноша, желавший стать монахом, спросил пр. Макария: «Как мне спастись?» Последний послал его на кладбище сначала бранить, а потом восхвалять мертвых, а затем спросил его, что они ему отвечали? «Они были безмолвны и к похвале, и к порицанию», – ответил юноша. «Так и ты, – сказал старец, – если хочешь спастись, будь мертв подобно мертвым: не думай ни об обидах от людей, ни о славе людской».

Приведем некоторые поучения пр. Макария:

Если для тебя поношения, как похвала, бедность, как богатство, недостаток, как изобилие, то ты не умрешь».

«Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, в нас ослабеет памятование о Боге; если же будем помнить о зле наносимом демонами, будем безопасны от стрел их».

Спрошенный, как молиться, он отвечал: «Довольно, если вы будете часто повторять от всего сердца: Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй меня. Если же найдет искушение: Господи, помоги! Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость».

Если говорим о Великом Макарии, то надо упомянуть о современном ему Макарии Александрийском. Он был пресвитером в монастыре в соседней со Скитом пустыне Келлий и был другом и сотаинником Макария Великого или Египетского. Как и последний, он был учеником Антония Великого и также был высокой духовной жизни. Оба Макария часто встречались для собеседования и молитвы.

Во время господства ариан в царствование императора Валента /364–378/ было сильное гонение на православных. После смерти Афанасия Великого его кафедрой в Александрии силой завладел арианин Луций, изгнав законного преемника, святителя Петра. Египетские пустынники были ревностными защитниками Никейского символа. Луций пытался жестокостью и мучениями принудить их к арианству, но не успел в этом. Тогда он начал ссылать святых пустынников в заточение. В числе первых были схвачены Макарий Великий и Макарий Александрийский. Они вместе с некоторыми братиями были ночью посажены воинами на корабль и отправлены на остров, где жили только язычники. Но и здесь Господь прославил верных рабов Своих. Дочь местного жреца была одержима злым духом. Почуяв приближение святых, она выбежала к ним навстречу, взывая громким голосом: «Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище!» Преподобные изгнали из нее беса. Тогда отец исцеленной, а за ним и все жители острова, крестились. Когда весть об этом дошла до Александрии, Луций из опасения народного возстания вынужден был вернуть изгнанников в их пустыню.

Необыкновенное и неотразимое впечатление производил святой Макарий на всех с ним соприкасавшихся. Божественная благодать преображала всё его существо. Она сказывалась и в его взоре, и в его речи, и в той необыкновенной любви, которая изливалась на всех окружающих. Слово его, даже самое простое, было всегда со властью. Оно творило и созидало. Оно, исполненное божественной мудрости и силы, проникало до самых глубин человеческого духа. Даже не знавшие пр. Макария сразу узнавали его среди других монахов по необыкновенной его наружности.

Незадолго перед кончиной Макария пустынники горы Нитрийской обратились к нему с просьбой: «Отче, чтобы не утруждать всё множество братий пришествием к тебе, ты сам, прежде нежели отойдешь ко Господу, приди к нам». Когда преподобный пришел к ним, все в великой радости вышли ему навстречу. Старцы просили дать всем им наставление, и преп. Макарий сказал: «Восплачем, братия: очи наши да проливают слезы прежде, нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши». Все зарыдали, пали на лица свои и просили: «Отче, помолись о нас!»

У пр. Макария был благодатный дар слез. Он часто проливал их и говорил: «Видения дивных и блаженных образов горнего Иерусалима ты не иначе сподобишься, как разве день и ночь будешь проливать слезы по примеру сказавшего: «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6:7). Слеза, проливаемая от великой скорби и сердечной тесноты, есть пища души, подаваемая от небесного хлеба».

60 лет прожил пр. Макарий в своей пустыне Скит и девяноста лет отошел ко Господу. Незадолго перед смертью ему явились из горнего мира его авва Антоний Великий, начальник пустынножителей, и Пахомий Великий, основатель общежительных монастырей в Египте. Они сказали: «Радуйся, Макарий, нас послал Господь Иисус Христос возвестить тебе твою радостную кончину. В девятый день после нынешнего ты отойдешь в вечную жизнь. В тот день мы снова придем к тебе и с радостью возьмем тебя с собой, чтобы вместе с нами предстать тебе перед Владычним престолом и насладиться бессмертной жизнью». Пр. Макарий призвал братию. Он наставлял ее строго сохранять отеческие уставы и предания иноков, поставил более опытных и преуспевших братий наставниками вместо себя, благословил всех, простился с ними и в уединении стал готовиться к отходу.

В день кончины предстал ему херувим со множеством ангелов и сказал: «Восстань, последователь Господень, и приди вместе с нами в вечную жизнь». Херувим указал ему на сонмы святых, вышедших навстречу преподобному: «Взгляни, вот собор апостольский, вот сонм пророков, вот множество мучеников, вот лик святителей, постников, преподобных и праведников. Предай мне теперь душу свою, которую мне повелено было Богом охранять во время её земной жизни». Со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» пр. Макарий отошел ко Господу.

Составитель его жития, Серапион еп. Тмуитский, передает, что он слышал от пр. Пафнутия, ученика пр. Макария, как некоторые из отцов мысленными очами видели восхождение души святого, как видели они и стоящие в отдалении бесовские полки, которые вопили: «Избежал ты наших рук, Макарий, избежал!» Только достигнув врат райских, Макарий ответил: «Да, ограждаемый силой Христа моего, я избежал ваших козней!»

Антоний Великий в своих Богодухновенных прозрениях дает направление монашеству на все времена, как своими наставлениями и правилами для начинающих и находящихся на различных степенях духовного развития, так и своим руководством для совершенных. Последующим поколениям остается только раскрывать и развивать те возможности, которые дал им великий Антоний.

Макарий Великий, ученик и сотаинник пр. Антония, достигнув меры своего великого аввы, не только усвоил его учение, но в своих творениях передает и собственные созерцания и прозрения. Его «Беседы» основаны на личном опыте, а потому язык их ясен выразителем и обладает необычайной образностью и силою. Его учение, это – запись небожителя, небесного человека. Ему, как достигшему совершенства, открыт духовный мир и его законы. Он созерцает душу и видит все, что в ней происходит. Он указывает ей путь к совершенству. Он весь в Богосозерцании и восхищении. Ему открыты великия тайны горнего мира. Его творения говорят нам, главным образом, об обожении. Он развивает философию богообщения, хотя и не строит философской системы. «Подлинная философия есть аскетическое делание, стяжание Духа Премудрости и Разума. Духоносный созерцатель или тайновидец есть истинный мудрец или любомудр (философ)». Он говорит о стяжании Святого Духа. Внешние подвиги, – пост, бдение, молитва только средства к этому и не являются сами по себе целью. Это учение о стяжании Святого Духа проходит сквозь века до самого нашего великого Серафима. В знаменитой беседе с Мотовиловым пр. Серафим Саровский раскрывает всему современному нам миру это древнее, но уже забытое учение.

Как драгоценное наследие духовной мудрости Макария, остались нам 50 его «Бесед» и 7 «Подвижнических слов». Вот вкратце их содержание:

I. Светлое первобытное состояние
1. Близость к Богу. Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой.

Он вложил в нее разумение, волю и владычественный ум. И воцарил в ней и иную великую утонченность, соделал ее удобоподвижной, легкокрылой, неутомимой… даровал ей мыслью служить Ему, когда хочет дух. Создал ее такой, чтобы соделаться ей невестой и сообщницей Его, чтобы и Ему быть в единении с ней, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: «Прилепляяйся же Господеви единый дух есть с Господом» (1Кор. 6:17).

2. Царственность. «Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов, ибо об архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: «Сотворим по образу и подобию Нашему», но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу!»

Ум первоначально чистый, пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего; и Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал, покрываемый божественной славой.

3. Слава и власть. Итак, в раю Адама осиявала изначальная слава подобно лицу Моисея. Образ Моисея с покрывалом – излюбленный образ св. Макария.

Адам был наделен по преимуществу властью, в том числе и над стихиями и зверями. Обманув Адама, «враг лишил его власти и сам провозгласил себя князем этого мира; тогда как от начала, по установлению Господню, князем этого мира и владыкой видимых вещей был человек: его и огонь не одолевал, и вода не потопляла, и зверь не вредил ему, и яд на него не действовал».

4. Свобода воли. Кроме власти, другой особый величайший дар это – свобода. Эта свобода выбора, свобода воли, «самовластие», дарованная человеку, и есть его неотъемлемое свойство. Благодать только побуждает, но не принуждает. Она также, как и грех, никогда не может окончательно угасить свободу: «Видимая тварь связана каким-то неподвижным естеством», она не имеет воли и не может выйти из своего состояния: «а ты создан по образу и подобию Божию, потому что, как Бог свободен и творит, что хочет, так свободен и ты. И если захочешь погибнуть, то природа твоя удобопреклоняема. Если захочешь изрыгнуть хулу, составить отраву, или убить кого, никто тебе не противится и не возбраняет».

II. Состояние грехопадения
1. Власть тьмы. Подлинная жизнь человека только в Боге. Отпав от Бога в грехопадении, человек стал жить мнимой жизнью – «жизнью смерти».

Змей становится при душе как бы «второй душой», оскверняет ее «греховным словом»; он вливает в душу некую темную сокровенную силу тьмы и опутывает «порфирой тьмы», пурпуром мглы. «Сатанинская тьма» это не только символ или сравнение, образ, метафора, но она так же реальна, как и Божественный свет, и есть некий вещественный покров, мгла и туман.

Зло, проникая в душу сквозь сердце, течет там, как вода в трубе, проникая во всё человеческое естество.

Овладев душой, сатана опустошает ее и кладет на нее свою печать и, наконец, возседает в уме, сердце и теле, как на престоле. И такое состояние есть одержимость, изъязвленность.

2. Залог спасения в свободе. Но несмотря на это, человеческая природа не обращается в нечто злое, зло не смешивается с душой, оно остается ей внешним и чуждым, и человек никогда до конца не лишается своей свободы.

Итак, свобода не утеряна после грехопадения: «Осталась в человеке свобода, какую Бог дал ему вначале». Хотя в нас действует зло со всей силой и ощутительностью, внушая все нечистые пожелания, однако же оно срастворено с нами не так, как иные говорят сие о смешении вина с водой, но как на одном поле растут и пшеница сама по себе и плевелы сами по себе или как в одном доме находится особо разбойник и особо владелец дома». «Так и грех примешался к душе, но и у греха и у души своя особая природа».

Отсюда возможность возрождения: как бы ни пал человек. Но лишь одними своими силами душа освободиться от власти диавола и смерти не может.

3. Домостроительство. И для этого Христос нисходит на землю, чтобы освободить душу человека от этой власти. Господь приходит к смерти, нисходит во ад, повелевает смерти изрыгнуть души из ада и возвратить Ему для оживления. «И лукавые силы в трепете отдают заключенного Адама»… «Мертвое Тело победило живого змия». Господь однажды нисшел во ад, но Он постоянно нисходит на подобие этого в «темные глубины каждого сердца» и возделывает его древом креста и исторгает плевелы.

Власть сатаны сокрушена, но вход в душу ему не закрыт: предстоит борьба с ним, но борцу споборает Христос, «Помощник и Покровитель».

Господь приходил, чтобы вновь начертать в человеческом сердце Небесный Образ и вернуть душе крылья духа, чтобы сделать нас причастниками божественного естества, «соделать верующих в Него новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым духовным языком, и сделать людей новыми мехами, чтобы влить в них новое вино – Дух Свой».

4. Начало возрождения. Для этого надо, чтобы человек сперва понял и затем возлюбил и стремился волей. «Если кто по собственной воле от всего произволения не приступит ко Господу и не будет просить Его с полной верой, тот не получит исцеления». «И если кто не устремлен к Нему непрестанно и не презрел всё прочее, не пишет в том Господь «Образа Своего Светом Своим». Итак, «сердце подвижника являет зрелище: там лукавый дух борется с душой, а Бог и ангелы взирают на подвиг».

5. Решимость и упование. В душе должна образоваться решимость всё претерпевать и среди тысячи искушений говорить: если и умру, не оставлю Его (Господа в угоду греху и врагу). «Должно также христианину иметь упование и радость будущего царства и избавления и говорить: если не избавлен я сегодня, буду избавлен на утро»…

6. Смирение должно быть положено в основу всего, и великая опасность почувствовать себя преуспевшим.

7. Непрерывность брани. Козни врага. Подвиг должен быть непрерывным и никогда не прекращаться. Иначе душа снова впадет во власть сатаны. Начинается с того, что, потеряв бдительность, душа привязывается к земным заботам и впечатлениям. Это влечет за собою рассечение духа, а, благодаря этому притупляется зоркость, и душа перестает видеть свои язвы и тайные страсти, становится неосмотрительной и забывает, что должна вести «битву и брань». А сатана начинает с того, что внушает добрые помыслы и вовлекает в предприятия «тонкие и благовидные», и душа незаметно для себя попадает «в сети гибели диавольские».

8. Постепенность духовного роста. Духовная жизнь есть органический процесс, подобный физическому росту и созреванию. В период возрастания, когда уже действует благодать, еще сопутствует и грех. «И не думай, что озарилась вся душа: внутри её еще остается большая пажить порока, и требуется еще великий труд и усилие, согласующиеся с действующей на душу благодатью».

9. Исполнение всех заповедей Господних. И должно напрягать усилия на приобретение всех добродетелей, а не ограничиваться какой-либо одной. Если, например, кто-либо не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних и не заботится, не прилагает труда и усилия преуспевать в них, то по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная. Но остается он таким, каким был прежде: не имеет он кротости, потому что не взыскал ее, не имеет смиренномудрия, не имеет любви ко всем, потому что прося молитвы, не позаботился о сём и не приложил труда. Но скоро утрачивает и благодать молитвы, потому что не предал себя от всего произволения исполнению и других заповедей Господних. Если кто не предастся всецело исканию любви Христовой и не сосредоточит всех своих усилий на этой единой цели, для того невозможно стяжание Духа. Для этого нужно самоотречение. Надо возненавидеть самого себя, отречься от своей души, противиться своим желаниям, препираться с помыслами, бороться с самим собой.

10. Трезвение. Надо прекратить доступ лукавым помыслам, не столько противлением, как противопоставлением добрых помышлений, воспитанием в себе бесстрастия, равнодушия к грехам. Это и есть умирание для плотской жизни. При этом нужно волевое усилие, чтобы не слушаться порока и не услаждаться помыслами.

11. Господня печать любви. Надо укрепляться в добре твердостью и постоянством в подвиге всецелой преданности Богу и любви к ближнему, т. к. «невозможно спастись иначе, как только через ближнего». Такая любовь привлекает Божие благоволение и претворяется в таинственную богообразную любовь, в которой переплавляется естество души. Тогда душа воспламеняется «божественной любовью ко Христу» и соединяется с Ним таинственным соединением. Кто не рожден от царственного Духа, тот не усыновлен Богу и тот не получит «знамения и печати Господней» и не имеет упования. В день последний Господь узнает Своих по Своей печати, и если душа еще в этом мире не примет святыни Духа и не сорастворится благодати, негодна она для небесного царства.

III. Обожение
1. Божественный огонь. Божественный огонь в меру подвига озаряет и освящает души. Христиане, подобно светильникам, горящим одним и тем же огнем, воспламеняются и светят Божественным огнем Сына Божия.

Невещественный и Божественный огонь освещает и искушает души. Сей огонь действовал в апостолах, когда возглаголали огненными языками. Сей огонь облистал Павла гласом и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения, ибо не без плоти видел он силу оного света. Сей огонь видел Моисей в купине; сей огонь в виде колесницы восхитил Илию от земли… Сей огонь прогоняет бесов, истребляет грех; он есть сила воскресения, действительность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил».

2. Явления Бога. «Беспредельный и недоступный Бог по неизреченной благости Своей и снисхождению является разумной твари в свете и огне для того, чтобы войти в общение с ней, то есть ангелами и душами святых». Бог умаляет Себя в неприступной славе и, преображаясь, «плототворит» Себя, чтобы соединиться с ними и стать одним духом, чтобы душа, достойная Бога, могла ощутить бессмертную жизнь и стать причастницей нетленной славы. «И когда хочет бывает Он огнем, и когда хочет – неизреченным и несказанным упокоением… ибо всё, что ни захочет, бывает удобно Ему.

3. Усыновление и обожение. Человек должен стремиться к обожению, иными словами, нынешнее униженное естество свое изменить в естество иное, божественное. И становится тогда человек сыном Божиим, становится «большим себя» и выше меры первого Адама, так как не только возвращается к первоначальной чистоте своей, но становится обоженным, хотя в безграничном удалении от Бога остается он, и нет и не может быть ничего общего в естестве человеческом с естеством Божиим. «И только по бесконечной, неизреченной и недомыслимой любви Своей и по благоутробию благоволит Он (Творец) вселиться в этом создании, в этой разумной твари».

4. Действие Божественного огня. Благодать постепенно разгорается в душе: сначала иссушает и пожигает естественные и лукавые пожелания. От этого божественного огня демоны тают как воск. Затем воспламеняется и сама душа, и она горит, насквозь пронизанная небесным огнем. Огонь возгорается в меру подвига и преданности и упования на Господа. Благодатное состояние совершенных весьма различно: «Иногда бывают они возвеселены, как бы на вечери царской, и радуются радостью и весельем неизреченным. Иногда бывают они, как невеста в божественном покое, упокоеваемая с женихом своим. Иногда еще, будучи в теле, точно ангелы Божии чувствуют такую же окрыленность и легкость. Иногда же бывают как бы в упоении питием, возвеселяемые и упокоеваемые Духом, в упоении божественными тайнами. Но иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом, молясь за целого Адама, проливают слезы и плачут, воспламеняемые духовной любовью к человечеству. Иногда такой радостью и любовью разжигает их Дух, что если бы было возможно, вместили бы всякого человека в сердце своем, доброго и злого…»

И получает рожденный от царственного Духа «знамение и печать Господню. И узнает Господь Своих по Своей печати» в день последний. Если душа еще в этом мире не причастится святыни Духа, непригодна она для небесного Царства. В мире и радости открывается благодать в сердце и мудростью в разуме, и открываются сокровенные тайны.

И в духовном свете открывается человеку природа его собственной души, и видит он образ души, как глазами видит солнце, и этот образ ангелоподобен… Самопознание рождает прозорливость. Духовный человек о каждом знает, а о нём никто судить и знать не может. И получает он власть руководства. Взор его проникает в горний мир, и становится он пророком небесных тайн, «восходит на небо и с несомненной уверенностью наслаждается тамошними чудесами». И распознает и видит он внутренними очами своего «истинного друга, сладчайшего и многовожделенного Жениха – Господа». И восторгается ум в восхищении… «и ветер Божественного Духа проникает всю сущность души». Полноты восхищения на земле достигают немногие и то только на мгновения.

Полнота же преображения будет достигнута лишь в день воскресения. Тогда сокровенная слава Духа просияет в телах праведников. Они облекутся Духом и восхитятся на небеса, чтобы и «самому телу царствовать вместе с душой». «Тот небесный огонь Божества, который христиане уже ныне, в веке сём, приемлют внутрь себя, в сердце, где он и действует: этот огонь тогда, когда разрушится тело, будет действовать и вовне, и снова сопряжет члены и совершит воскрешение разрушенных тел…. Небесный огонь воспроизведет и обновит и воскресит истлевшие тела». «Прообраз этого воскресения уже явлен на Фаворском Преображении».

Макарием Великим составлены некоторые молитвы, вошедшие в церковное употребление. Из молитв «На сон грядущим»:

Молитва 1-ая: «Боже Вечный…»

4-я: «Что Ти принесу…»

Из молитв «утренних»:

1-я: «Боже, очисти мя…»

2-я: «От сна восстав…»

3-я: «К Тебе, Владыко…»

4-я: «Господи, иже многой Твоей благостью…», а по греческим рукописям и 9-я: Ангелу Хранителю: «Святый Ангеле…»

Мощи пр. Макария Великого почивают в Италии в городе Амальфи на берегу Салернского залива (недалеко от Неаполя).

Источник: Концевич И.М. Преподобный Макарий Великий (Египетский) // Православный путь (Церковно-богословско-философский Ежегодник. Приложение к журналу «Православная Русь»). 1965. С. 33-50.