От редакции: исследование известного церковного историка Виталия Шумило, на наш взгляд, очень актуально: пропагандистские и дезинформационные спецоперации КГБ-ФСБ в религиозной сфере нанесли колоссальный урон, буквально искалечив несколько поколений верующих русских людей. При этом мы не используем такие понятия и термины (статья была подредактирована) в основном, например, такие как «рашизм», но автор, со своей стороны, отмечает, что по сути он рассматривает его как синоним термина «неосоветизм» или неосоветская концепция «русского мира».

Цель данного исследования – проследить историю появления и распространения популярных в среде верных Московского патриархата так называемых «пророчеств / наставлений», приписываемых схиархимандриту Черниговского Троице-Ильинского монастыря Лаврентию (Проскуре; 1868–1950). На основе архивных документов, показать, что о. Лаврентий (Проскура) этих симулякров никогда не произносил, их создание в начале 1990-х гг. было спецоперацией КГБ–ФСБ с целью формирования агрессивной и шовинистической идеологии, которая в государственных и церковных кругах Российской Федерации носит официальное название «Русский мир», а в остальном мире после ее широкомасштабного вторжения в Украину получила название «рашизм» (или «неосоветизм» прим ред.) Симулякрам-пророчествам «старца Лаврентия Черниговского» в этом искусственном конструкте отведена одна из главных ролей.

Люди моего поколения и старше – те, кто родился и вырос в Советском Союзе, учился в советской школе и вузах, – хорошо помнят главный нарратив советской пропаганды, рассчитанный на внутренний «глубинный народ»: капиталистический Запад по своей природе антисоветский, он онтологически враждебен СССР, и, следовательно, главной целью Запада всегда была и будет попытка уничтожить любой ценой самую нравственную, самую справедливую и счастливую страну мира – Советский Союз, хранителя единственного истинного учения – коммунизма. Наиболее отвратительным и одновременно характерным артефактом советской антизападной пропаганды останется книга «ЦРУ против СССР», где собрано невероятное количество лжи и клеветы как на «капиталистический Запад», так и на собственных граждан – диссидентов, боровшихся за права человека в Советском Союзе [1]. Эта и подобные ей книги миллионными тиражами распространялись по стране, были в каждой школьной и сельской библиотеке.

Как человек, принимавший активное участие в антисоветском движении сопротивления и борьбе за свержение советского режима и развал СССР, и в то же время принадлежавший к катакомбной Истинно-Православной Церкви, я имел возможность наблюдать, как пропагандистский нарратив КГБ о «многолетней борьбе Запада против Советского Союза» превратился в «исконную борьбу Запада против православной России». Главный посыл к «глубинному народу» стал таким: Запад по своей природе – антиправославный, поэтому главной целью Запада всегда была и будет попытка любой ценой уничтожить «православную Россию» – самую нравственную, самую справедливую и счастливую страну мира.

Не прошло и года после распада СССР, как появились многочисленные брошюры на эту тему, которые распространялись по приходам Московского патриархата «от Москвы до самых до окраин» бывшего Советского Союза. Такое организованное и массовое появление этой литературы свидетельствует о том, что появилась она не случайно, не сама по себе: это было целенаправленной акцией ФСБ – правопреемницы КГБ.

Можно с уверенностью утверждать, что реваншистское движение в КГБ–ФСБ возникло сразу же после падения советской власти, продолжалось все 1990-е гг., пока вся полнота власти в РФ – правопреемнице СССР – не оказалась в 2000 г. в руках чекистов [2]. Отныне официальной идеологией чекистского режима стало «советское православие» – гибрид советской идеологии с православием Российской империи, суть которой коротко такова: Россия всегда была и является хранительницей единственного истинного учения – православия, даже во времена богоборческого коммунистического режима, а (теперь уже не капиталистический, а еретический, масонский, либеральный и т. д.) «коллективный Запад» – ее исконный враг – столетиями пытается Россию–СССР–РФ уничтожить. Россия со всех сторон окружена врагами, поэтому ее главная миссия в мире – противостоять «отступническому Западу» как «коллективному антихристу» [3].

Этот корпус псевдоправославной пропагандистской литературы нуждается во всестороннем исследовании как феномен, поэтому сделаем в этом направлении первый шаг и рассмотрим симулякр, наиболее повлиявший на распространение на постсоветском пространстве нарративов об «РФ – хранительнице православия» и «триедином русском народе», что, в результате, привело к возникновению человеконенавистнической идеологии и современной войне.

Речь идет о так называемых «поучениях и пророчествах» о «триединой Руси», «матери-Церкви – Московской патриархии» и других, которые приписываются схиархимандриту Черниговского Троице-Ильинского монастыря Лаврентию (Проскуре; 1868–1950), и конкретно о книге [4] «Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского…» под редакцией Херувима Дегтяря, изданной в 1994 г. в Москве издательством «Русский Духовный Центр» тиражом в 30 тыс. экземпляров [5]. Цифра огромная по нынешним временам, что и обусловило широкое распространение книги и ее популярность в среде верующих Московской патриархии и породило подлинный «агиографический бум». В 1995, 1996 и в последующие годы она многократно переиздавалась этим и другими церковными и околоцерковными издательствами [6]; именно она легла в основу официального жития преподобного Лаврентия Черниговского, канонизированного Украинской Православной Церковью Московского патриархата 22 августа 1993 г. 3 февраля 2016 г. Архиерейский собор РПЦ МП под председательством патриарха Кирилла (Гундяева) внес имя о. Лаврентия (Проскуры) «в месяцеслов Русской Православной Церкви … для общецерковного почитания» [7], что дало этим фальшивым пророчествам / поучениям общецерковный авторитет и способствовало еще более широкому распространению. Достаточно набрать для поиска в интернете фразу «пророчества старца Лаврентия», как сразу возникают ссылки на тысячи различных сайтов, блогов, интернет-страниц и т. п., где цитируются и интерпретируются эти пророчества-симулякры. На сегодняшний день они являются официальной доктриной Московского патриархата, их использует глава МП патриарх Кирилл для обоснования и оправдания «неосоветской» идеологии «русского мира» и вторжения РФ в Украину: «ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: “Россия, Украина, Беларусь – это и есть святая Русь”. Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви» [8].

Это последнее – использование в официальной доктрине «русского мира» поучений-симулякров, приписываемых схиархимандриту Лаврентию (Проскуре), является существенным подтверждением того, что возникли они не сами по себе, а являются составной частью спецоперации КГБ–ФСБ по созданию «неосоветской» идеологии русского мира и государства, а Херувим Дегтярь был избран ее исполнителем как человек, живущий в Чернигове и якобы знавший самого о. Лаврентия или, по крайней мере, людей, близких к нему. Именно на этом выстроен каркас всей мифологемы – симулякры вкладываются в уста людей, которые уже давно умерли или существование которых проверить невозможно: это схиигумены, схиархимандриты, схимонахини (что дополнительно должно было предоставить «авторитет» лжепоучениям в глазах верующих людей) и просто монахини без фамилий, в результате чего проверить правдивость этих «поучений» не представляется возможным.

Почему на эту кощунственную роль был избран о. Лаврентий (Проскура), сказать трудно, ведь он никогда ничего подобного в действительности не говорил. На этот вопрос сможет ответить разве что Херувим Дегтярь, да и то только на Страшном суде, потому что правду этот человек не скажет. Цинизма в этом случае добавляет и то, что почитание исторического, реального схиархимандрита Лаврентия (а не того культового образа, который сложился в РПЦ и УПЦ Московского патриархата) как человека праведного, благочестивого священника – к тому же, единственного в Чернигове (из духовенства дореволюционного поставления), кто пережил тотальную зачистку 1937–1941 гг., действительно существовало в узком кругу церковных старожилов Чернигова. Возможно, именно это – почитание человека праведного, но малоизвестного (в масштабах СССР / СНГ), где-то в «глубокой провинции» и стало решающим фактором для спецоперации. Важно было и то, что происходил он из Украины, а не из Читы или Рязани, потому что симулякр о «триединой России» мог сработать только из уст этнического украинца, каковым является о. Лаврентий. А далее были задействованы классические инструменты массовой пропаганды – большие тиражи книг и брошюр, статьи в многочисленных церковных газетах и журналах и т. п. Появление интернета очень упростило задачу и способствовало распространению этих симулякров среди многомиллионной аудитории не только в РФ и Украине, но и далеко за их пределами, создав массовый психоз. Авторитетность лжепоучениям и их влияние на массовое сознание, – подчеркнем это еще раз, – придало и придает то, что распространять их начали церковные издательства и сайты [9], а также непосредственно церковное руководство разных рангов, включая патриарха Кирилла, что послужило формированию специфической, прелестной (говоря церковным языком), формы почитания старца, несвойственной традиции Православной Церкви.

Заметим, что в МП это не единственный случай искусственного создания в 1990–2000-е гг. ложного культа почитания подвижника благочестия. Из самых известных и одиозных назовем культ «Матроны Московской», которую будто бы посещал сам Сталин, чтобы посоветоваться с нею и взять благословение на свои великие деяния. Об исторической слепой подвижнице Матроне почти ничего неизвестно, а значит – это наилучшая возможность для внедрения именно такого культа, который нужен идеологам КГБ–ФСБ: нанизывай на каркас всё, что будет способствовать созданию идеологем «русского мира», а дальше СМИ разнесут так, как нужно, среди многомиллионного «глубинного народа», – благо, церковное невежество в народе после 70-ти лет тотального атеизма позволяет пропагандировать под видом православия любой суррогат [10].

Следует отметить также, почему в начале 1990-х гг. эти симулякры внедряли в массовое сознание именно через Церковь, ведь концепт «триединства русского народа» не нов, он создан еще в имперские времена – в XVIII–XIX вв. Зачем для этого была использована такая, на первый взгляд, ненадежная схема и задействована в спецпроекте довольно аморфная масса – постсоветская православная среда? Не достаточно ли было просто переиздавать массовыми тиражами работы дореволюционных идеологов-имперцев (что, собственно, и делалось)? Ответ прост: во-первых, после распада СССР единственной советской структурой, сохранившей свою целостность на всем постсоветском пространстве, была и остается Московская патриархия, еще с 1927 г. аффилированная в советские спецслужбы – ОГПУ–НКВД–КГБ–ФСБ и разведку. Все остальные институты (армия, милиция, службы безопасности и т. п.) разделились на национальные, с подчинением, соответственно, своим государственным центрам в Киеве, Минске, Риге и т. д. Только Московская патриархия сохраняет единый центр управления, который находится в Москве и подчиняется непосредственно руководству Российской Федерации. Во-вторых, этот симулякр нужен был для того, чтобы возродить и легализовать в массовом сознании подзабытый за годы советской власти концепт «триединства»; аморфная (но при этом фанатичная) церковная среда, особенно ее многомиллионная неофитская часть, не знакомая с подлинным православным богословием и церковными традициями, наиболее для этого подходила. Этот расчет сработал и дал свои плоды.

Действительно ли невозможно, опираясь на архивные документы, опровергнуть приписываемые о. Лаврентию симулякры – фальшивые пророчества и поучения? Полагаем, именно на это и рассчитывали их авторы, из года в год придумывая, нанизывая на идеологический каркас все новые и новые «воспоминания очевидцев». Оказывается, однако, что проверка фактов возможна.

Конечно, опровергать каждую цитату по отдельности трудно, ведь они множатся, как грибы после дождя, но в этом нет и смысла – достаточно показать искусственность, лживость всей концепции в целом. Такие архивные документы есть – о них не знали авторы симулякров или не ожидали, что они станут доступны исследователям, поскольку их рассекретили только 10 лет назад. Эти документы обесценивают и разрушают всю концепцию проекта под названием «пророчества старца Лаврентия Черниговского».

Нам уже приходилось в ряде публикаций, начиная с 2001 г., делать анализ корпуса житийной литературы о схиархимандрите Лаврентии (Проскуре) [11]. Кратко можно резюмировать так: издания об о. Лаврентии делятся на две части – воспоминания очевидцев, опубликованные до его официальной канонизации МП в 1993 г. [12], и «воспоминания», появившиеся в 1994 и последующие годы как составная часть спецпроекта, о чем говорилось выше. Исключением является лишь небольшая брошюра Павла Алексеевича Флёрова [13], вышедшая в 1995 г., уже после смерти автора (последовавшей 4 сентября 1993 г.). Павел Алексеевич более 30-ти лет, с детства, был духовным чадом о. Лаврентия, то есть принадлежал к той части церковных старожилов Чернигова, кто еще помнил старца таким, каким тот был на самом деле, – благочестивым, простым в общении с людьми и одновременно «большим психологом», который «знал духовный мир человека во всех его проявлениях и самых тончайших оттенках» [14]. Все эти публикации были осуществлены небольшими тиражами, общая совокупность которых не превысит даже первого издания Херувима Дегтяря 1994 г.

И из опубликованных воспоминаний, и из воспоминаний старожилов, с которыми нам посчастливилось в свое время общаться (знавших о. Лаврентия лично не одно десятилетие), как, например, Ксения Агеевна Чайникова, Александр Сергеевич Саранчёв, Лариса Федоровна Синявская, Мария Андреевна Атрощенко и другие, в том числе и Павел Алексеевич Флёров, – складывается образ о. Лаврентия, совершенно не согласующийся с тем, что следует из брошюр Херувима Дегтяря и официальной пропаганды. А главное, в них нет ни слова ни о «триединой Руси», ни о России, в которой будет такое «процветание веры и ликование», что она «вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство», которого «будет бояться сам антихрист…» [15]. Схиархимандрит Лаврентий был человеком совершенно иного мировоззрения – тихого мирного нрава, не воинственный, далекий от какой-либо политики (а от современной пропаганды и подавно); даже до революции ни он, ни его единомышленники из круга монахов-исихастов Черниговского Троице-Ильинского монастыря, которые в 1920-е гг. создадут ИПЦ на Черниговщине, не принадлежали к черносотенному движению – монархическим православным организациям в Российской империи великороссийского националистического направления. Из него же сделали кондового идеолога-«хоругвеносца» – члена известной в РФ политизированной шовинистической организации РПЦ МП «Союз православных хоругвеносцев», активным членом которой является Херувим Дегтярь.

Итак, о каких симулякрах, ставших составным элементом «неосоветской» идеологии и пропаганды русского мира, идет речь? Проанализируем главные из них, воспользовавшись советом о. Лаврентия, в правдивости которого нет ни малейшего сомнения: «Отец Лаврентий часто повторял слова: “Рассуждение выше всех добродетелей”. Окормляя верующих, он оберегал [их] от пагубного влияния мнимых духовных руководителей, которые могли находиться в “прелести”» [16]. С рассуждением – высшей христианской добродетелью – рассмотрим эти ложные «пророчества» и «поучения».

В первом московском издании 1994 г., в той части книги, которая состоит целиком из материалов, составителем которых заявлен Херувим Дегтярь, утверждается, будто «батюшка предупреждал: “Чтобы верны мы были Московской патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не состоит в диптихе православных церквей. Она не церковь, а часть Российской Церкви. Многострадальная церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала [17]. Наша страна не зарубежная и наша церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! [18] У нас нет зарубежных церквей”» [19]. Это о Русской Православной Зарубежной Церкви, которая с 1927 г. не признавала советской Московской патриархии и именно в 1991–1994 гг., когда было измышлено это «пророчество», массово открывала приходы на территории бывшего СССР, принимая духовенство МП в свою юрисдикцию через покаяние в ереси сергианства и сотрудничестве с богоборческой властью. Очевидно, что этот симулякр имеет откровенно церковно-политический заказ и создан он был намеренно, чтобы остановить массовый переход духовенства и верующих из МП в РПЦЗ.

То же касается и «пророчества» о «киевском патриархе», то есть автокефалии православной Церкви в Украине: «“В г. Киеве никогда не было патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии”. Киево-Печерской Лавры наместник о. Кронид Батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: “Бес в них войдет, и они с сатанинской злобой ополчатся против православных веры и церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил”. Какие Батюшкины драгоценные слова и им нет цены: Батюшка все предвидел и знал наперед», и далее – интерпретация этого «пророчества»: «Теперь явился украинский самосвятский архиерей, назвав себя Киевским патриархом, да еще и где? – в Америке. Да он не знает и забыл, что в Киеве никогда не было патриарха… А нам нужно всем обратить внимание: откуда может быть в Америке Киевский патриарх?! И некоторые себе на вечные мучения и, к своему стыду, кричат в безумии: “Наш патриарх!”» [20]. Это эмоционально окрашенное высказывание – о митрополите Мстиславе (Скрыпнике; 1898–1993), первоиерархе УПЦ в США и диаспоре, который на Соборе 1989 г. в Киеве был провозглашен патриархом Киевским УАПЦ в Украине и за рубежом. И в этом случае очевидно, что «пророчество» создано под «злобу дня», поскольку в Украине в те годы происходили массовые переходы из МП в УАПЦ, особенно на Волыни и Галиции, где еще помнили архиепископа Мстислава, поскольку в 1920–1930-е гг. он был известным в Польше правозащитником и архиерейское рукоположение получил в 1942 г. от епископов Польской Автокефальной Православной Церкви, в юрисдикцию которой тогда входили западноукраинские земли.

Заказной характер этих «пророчеств» очевиден – нужно было остановить развал Московской патриархии не только в Украине, но и в России. Такая вероятность в начале 1990-х, сразу после развала СССР, была очень большой – МП удержала тогда свои позиции исключительно благодаря поддержке со стороны бывшей советской номенклатуры, которая осталась у власти во вновь созданных государствах.

Однако необходима была еще и идеологическая поддержка, поэтому «пророчества» начали кочевать из книги в книгу, из статьи в статью… Наиболее распиаренным симулякром стало «наставление / предостережение» о «триединой Руси» – именно оно легло в основу «неосоветской» идеологии русского мира.

Первоначально, в издании 1994 г., оно звучало так: «Архиепископ Лазарь [Баранович] и святитель Феодосий [Углицкий], его же мощи перед нами (говоря это, Батюшка положил земной поклон в сторону Кафедрального Собора), и святитель Иоанн [Максимович] митрополит Тобольский, они всеми силами старались во славу Господа Иисуса “да вси будут едино” быть с православной Россией, чтобы вместе составить Святую Русь. И чтобы навсегда освободиться из польского владычества и избавиться от чуждого нам католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной угрозами, пытками, насилием и смертью. Знайте! Помните! И не забывайте!» [21], и далее – цитируемое выше «пророчество» о «киевском патриархе». В издании 2001 г., которое вышло в Украине – в Почаевской лавре, это «наставление» уже выглядело так: перед возгласом «Знайте! Помните! И не забывайте!» был добавлен слоган, ставший одним из главных девизов неосоветской идеологии «русского мира» и одновременно аргументом для уничтожения Украины: «И еще Батюшка сказал: “Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте”» (на этот раз уже без восклицательных знаков) [22]. Далее всё по тексту 1994 г.

В этом месте не будет лишним еще раз процитировать патриарха МП Кирилла: «ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: “Россия, Украина, Беларусь – это и есть святая Русь”. Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви». Поэтому нужно знать, помнить и не забывать, как и с какой целью был создан этот пропагандистский симулякр.

В почаевском издании 2001 г. он не случайно опубликован в разделе под названием «Слова преподобного старца Лаврентия о Руси, о понятии “русский”, о ересях и расколах и о верности Матери-Церкви». Ведь симулякр посвящен преимущественно Украине, а точнее – дискредитации самого понятия «Украина» и «украинский» в глазах «глубинного народа»:

«Еще Батюшка о. Лаврентий, беседуя со архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго с предупреждением: “… что наши родные слова – Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае.

В Польше была тайная жидовская столица. Поляков понуждали завоевывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси (России), то отдали ее в аренду, в том числе и православные монастыри, церкви и священников. Священники и православные люди не могли самостоятельно никаких совершать треб. Православных теснили и притесняли со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии. Очень не нравились слова: Русь и русский [23], поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина – это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова “Украина” и “украинцы” [24], чтобы мы охотно забыли свое название “русский” и навсегда оторвались от Святой и православной Руси» [25]. А мы удивляемся, что у главного чекиста РФ такие искривленные представления об истории Украины и украинском народе: «Русские и украинцы – один народ, единое целое [26]. … Говорил об этом не раз, это мое убеждение. … Сразу подчеркну, что стену, возникшую в последние годы между Россией и Украиной, между частями, по сути, одного исторического и духовного пространства, воспринимаю как большую общую беду, как трагедию. Это … результат целенаправленной работы тех сил, которые всегда стремились к подрыву нашего единства. Формула, которая применяется, известна испокон веков: разделяй и властвуй. Ничего нового. Отсюда и попытки сыграть на национальном вопросе, посеять рознь между людьми. А как сверхзадача – разделить, а затем и стравить между собой части единого народа» [27].

Действительно ничего нового, потому что источник появления и распространения в настоящее время этих симулякров один и тот же – кабинеты на Лубянке.

Последним симулякром 1994 г., завершающим цикл «поучений старца Лаврентия Черниговского», является «пророчество» о единой и неделимой России и ее мощи и несокрушимости на арене глобальной международной политики: «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Гонений на Церковь Православную не будет. … В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного царя будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. Россия, кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуия» [28].

Это экзальтированное хилиастическое «пророчество» в контексте нынешней войны и угроз «коллективному Западу» очень напоминает популярное выражение Путина, тоже уже ставшее симулякром в идеологическом конструкте «русского мира» [29].

Нетрудно догадаться и о дальнейших намерениях чекистского режима после войны в Украине, ведь в свое время все «славянские народы и земли» входили в состав СССР или Варшавского договора.

Итак, «пророчества и поучения старца Лаврентия Черниговского» редактировались, дорабатывались, совершенствовались с целью формирования на огромном постсоветском пространстве специфического, воинственно-агрессивного советско-православного мировоззрения – гибрида культа «ВОВ» («великой отечественной войны») и СССР времен позднего сталинизма с имперским российским православием. Нужно признать, что авторам спецпроекта это удалось: эти симулякры более других пропагандистских спекуляций способствовали успешному выполнению поставленной цели задолго до появления разного рода Киселевых и Соловьевых.

Но чтобы достичь такого результата, придать «пророчествам» действительно пророческое содержание, нужно было утвердить их авторитетом Горнего мира [30]. Это понимали уже авторы первого московского издания 1994 г., поэтому, добавляя к уже имеющимся подлинным воспоминаниям об о. Лаврентии и его высказываниям новые «пророчества», додали пояснение:

«Иереи Никифор, Григорий и прот. Василий Ганзин Батюшке о. Лаврентию возразили, что он еще и иначе и по-другому говорил об этом. Он им ответил: “Отцы и братия, вы одного не знаете и не понимаете, что я говорю не только для России, но и для всего мира. Мои слова верны, и мне их открыл Дух Святый по благодати”» [31].

Однако личного «свидетельства» о. Лаврентия показалось мало, поэтому к спецпроекту были «привлечены» ветхозаветные пророки Илья и Енох, поскольку речь шла о пророчествах относительно «последних времен мира»: в почаевском издании 2001 г. появляется обширное «свидетельство» о визите к о. Лаврентию «пророка Илии и праведного Еноха» [32]. Именно этих пророков Бог, согласно православной эсхатологии, перед вторым пришествием Христовым вернет на землю проповедовать и призывать человечество к покаянию. Кто же, если не они, могут знать, как всё будет происходить, и рассказать о величии России в антихристовы и предантихристовы времена? После этого, по замыслу авторов симулякра, и на другие «поучения», вложенные в уста схиархимандрита Лаврентия, – об Украине, триединой Руси, матери-Церкви Московской патриархии и т. п. – падет свет от пророков Илии и Еноха.

Приведем текст полностью, поскольку для спецпроекта это «свидетельство» имеет концептуальное значение – придать культу «старца Лаврентия Черниговского» статус пророка последних времен, равного библейским пророкам. К сожалению, в постсоветской церковной среде, мировоззрение которой планомерно, на протяжении десятилетий формировалось подобного рода литературой, это сработало: мне десятки раз приходилось слышать от адептов МП в Украине, Беларуси и РФ, что «Дух Святой вложил эти пророчества в уста старца Лаврентия через пророков Илию и Еноха». Так ли это на самом деле? Или это сделал кто-то другой уже в наше время? Ответ на эти вопросы есть, и для этого не нужно прибегать к визионерству.

Начнем со «свидетельства»:

«…после закрытия Троицкого монастыря Старец проживал некоторое время в Чернигове у подножия Болдиной горы в маленьком доме у благочестивой вдовы Елены, в постриге монахини Евлампии. Комната, в которой находился Батюшка, была особым образом отгорожена: в нее можно было войти сквозь двери книжного шкафа, который закрывал имеющуюся в том месте дверь, ведущую к Батюшке. Чтобы попасть туда, необходимо было сначала достать все содержимое (книги, нотные тетради с церковными песнопениями), снять заднюю стенку шкафа – и лишь потом войти.

Матушка Евлампия всегда знала, когда к Старцу приходили. (Впрочем, в эти годы он практически пребывал в затворе и очень редко принимал – только в случае крайней необходимости. Чаще он сам предварял вопросы приходящих, давая ответ через матушку. Чада в основном приходили глубокой ночию, и Преподобный уже знал, кто с чем пришел).

Однажды, несколько ночей подряд, мать Евлампия слышала отчетливо голоса, идущие из келии Преподобного. Сначала она подумала, что ей кажется, но так продолжалось длительное время, и она различала, помимо голоса Старца, еще два мужских. Переживание ее было настолько сильно, что она дерзнула вопросить Старца – что происходит ночью.

Преподобный, слыша такие ее слова, вострепетал весь и, преисполнившись света, сказал, что Господь сподобил его, немощного, созерцания ангельского мира, и хотя он и недостоин, но человеколюбивый Бог удостоил его посещений из Горнего мира – пророка Илии и праведного Еноха.

Монахиня Евлампия уточняла:

“Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром Батюшка сказал:

– Матушка, у нас были гости.

Я спросила:

– Кто?

И он радостно ответил:

– Пророк Илия и праведный Енох. Они со мной беседовали о последних судьбах Мира, России, Православном Царе и антихристе. И еще сказали, что придет со мной беседовать Апостол Иоанн Богослов.

Я сама долго была от таких вестей в радости, коей не могу описать.

В 1940 году ночью Батюшку посетил Евангелист Иоанн Богослов. Это было 26 сентября по старому стилю. Они беседовали около семи часов. Он дополнил беседу пророка Илии и праведного Еноха и еще рассказал о явлении Креста Господня, воскресении мертвых и Страшном Суде Христовом”.

Молитва созерцательная привела сего святого мужа к оным дивным видениям … Молитва Преподобного сотворила чудо: одному Господу известно, как монахиня Евлампия вдруг оказалась вместе со святым в преображенном мире, где отчетливо слышала голоса пророка Илии и Еноха.

… Как мы видим из жития преподобного Лаврентия, беседы о последних временах, об антихристе и о гонениях на христиан переданы блаженными мужами, которые являлись ему, языком “грубым” и простым. Преподобный Лаврентий “что занял у них, то и говорил” своим чадам…» [33].

Этот текст принципиален для всей концепции спецоперации, он вывел симулякры, приписываемые схиархимандриту Лаврентию, на совершенно иной уровень восприятия новообращенным церковным народом на постсоветском пространстве от Дальнего Востока до Закарпатья. Осуществлена масштабная духовная диверсия – миллионам людей, родившимся и мировоззренчески сформировавшимся в атеистическом СССР, людям, далеким от неповрежденного советчиной церковного мировоззрения и православного вероучения, подсунули чекистские пропагандистские штампы, распиаренные в Московской патриархии от низов до самого высшего уровня.

То, что для публикации была выбрана Свято-Успенская Почаевская лавра в Украине, тоже не случайно – авторитетность этого исторического, святого для православных христиан места должно было придать еще больше доверия этим симулякрам.

Рассмотрим визионерские «свидетельства» о схиархимандрите Лаврентии (Проскуре) подробно.

Вначале следует сказать несколько слов о документах, позволяющих разоблачить симулякр. Это следственные дела НКВД, начатые осенью 1937 г. на монахинь, в 1920–1930-е гг. принадлежавших к Истинно-Православной Церкви и арестованных в Чернигове во время всесоюзного процесса, целью которого было физическое уничтожение этого массового, оппозиционного советской власти и советской церкви православного сообщества. Эти следственные дела ныне рассекречены и хранятся в Государственном архиве Черниговской области, фонд 8840, опись 3: дело № 7958, начатое 4 сентября 1937 г., по нему проходили игумения Ардалиона (Шевченко), монахини Евлампия (Макаренко) и Агриппина (Ветер); дело № 8065, начатое 2 октября 1937 г. на инокиню Анну (Коломиец); а также дело № 130, заведенное на монахиню Агриппину (Ветер) после Второй мировой войны, – она была вторично арестована 28 апреля 1950 г., уже после отбытия полного срока в концлагере в 1937–1946 гг. Нам посчастливилось найти эти дела во время работы над диссертацией «Истинно-Православная (Катакомбная) Церковь на Черниговщине в 20–30-х гг. ХХ века» [34].

История ИПЦ на Черниговщине и судебный процесс над ее главными деятелями подробно рассмотрены нами в диссертационном исследовании, а также в ряде статей в журнале «Сіверянський літопис» [35], поэтому останавливаться на этом нет необходимости. Обратимся к архивным документам, касающимся непосредственно темы данной статьи.

Первое, на что необходимо обратить внимание, – имя человека, который будто бы стал свидетелем «чудесного посещения» о. Лаврентия ветхозаветными пророками: «после закрытия Троицкого монастыря Старец проживал некоторое время в Чернигове у подножия Болдиной горы в маленьком доме у благочестивой вдовы Елены, в постриге монахини Евлампии». Правда в приведенном «свидетельстве» только в том, что о. Лаврентий (Проскура) действительно после закрытия летом 1929 г. Троице-Ильинского монастыря жил под Болдиной горой у вдовы Елены, ее фамилия и отчество известны и задокументированы – Елена Никитовна Голота [36]. Она была понятой в собственном же доме во время обыска и ареста 2 октября 1937 г. инокини Анны (Коломиец), которая также проживала у Елены Голоты [37].

В том же доме в то же время жила и монахиня Евлампия – «Макаренко Евлампия Ионовна, 1900 г[ода] рождения». Она была арестована на месяц раньше инокини Анны – 3 сентября 1937 г. [38] – вместе с игуменьей Ардалионой (Шевченко) и монахиней Агриппиной (Ветер) [39], также проживавших в то время в том же доме. Во время обыска и ареста 3 сентября игумении Ардалионы и монахинь Евлампии и Агриппины, Елена Никитовна Голота также была понятой [40].

Итак, «вдова Елена» и «монахиня Евлампия» действительно существовали, но это не одно лицо, как утверждают авторы симулякра, а абсолютно разные люди. Объединяет их лишь то, что принадлежали они к ИПЦ и до 3 сентября 1937 г. проживали в одном доме вместе с о. Лаврентием (Проскурой) – вдова Елена приняла к себе, в свой небольшой домик «под горой» [41], изгнанных советской властью из Троицкого монастыря игумена Лаврентия, игумению Ардалиону, монахинь Евлампию и Агриппину и инокиню Анну [42]. По свидетельству П.А. Флёрова, с матерью жил также ее душевнобольной сын [43], – к этому свидетельству мы вернемся позже.

Как видим, «свидетельство» о видении о. Лаврентию пророков Илии и Еноха, на которое авторами спецпроекта возложена главная идейно-смысловая нагрузка, с первой же строки начинается со лжи.

Авторы симулякра называют конкретные даты, когда, по их утверждению, монахиня Евлампия стала свидетелем явления пророков о. Лаврентию: «Монахиня Евлампия уточняла:

“Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром Батюшка сказал: – Матушка, у нас были гости. Я спросила: – Кто? И он радостно ответил: – Пророк Илия и праведный Енох. Они со мной беседовали о последних судьбах Мира, России, Православном Царе и антихристе. И еще сказали, что придет со мной беседовать Апостол Иоанн Богослов. Я сама долго была от таких вестей в радости, коей не могу описать».

Мы намеренно привели целиком эту пространную цитату, чтобы показать: авторы симулякра вкладывают его в уста непосредственно монахине Евлампии, рассказ ведется от первого лица, так, чтобы у читателя не было ни малейшего сомнения – монахиня Евлампия сама рассказала это автору симулякра.

Между тем мы уже знаем, и это задокументировано рукой следователя в документах, в датировке которых ошибок не было: во время этого вымышленного видения монахиня Евлампия уже 2 года находилась в заключении: после обыска и ареста 3 сентября 1937 г.; допросов, проведенных с ней 10 сентября (л. 27–27 об. [44]), 13 и 29 октября (л. 38–38 об., 39–39 об.); допросов свидетелей – 8 октября Верзуна Григория Прокофьевича, 1881 г. р. (л. 40–42 об.) и 16 октября – иеромонаха Ефрема (Кислого), 1881 г. р. (л. 43–44 об.); допросов 17 октября обвиняемых по другим следственным делам – инокини Анны (Коломиец) (л. 45–46) и монахини Стефаниды (Сахно) (л. 47), – следствием было составлено обвинительное заключение (л. 48–50) и 14 ноября 1937 г. «Тройкой при Черниговском Облуправлении НКВД УССР, протокол № 36» вынесен приговор: за проведение «а[нти] / с[оветской] агитации … Макаренко Евлампию Ивановну [45] заключить в ИСПРАВТРУДЛАГЕРЬ сроком на ВОСЕМЬ ЛЕТ, считать срок с 10/IХ 1937 года» (л. 52). На такие же сроки – 8 лет концлагеря – были осуждены игумения Ардалиона (л. 53) и монахиня Агриппина (л. 51).

Чтобы у читателя не возникло сомнения, действительно ли речь идет о монахине Евлампии, которая жила в доме Елены Голоты вместе с о. Лаврентием (Проскурой) и другими монахинями, приведем ее собственные показания на допросах [46]: 1) 10 сентября 1937 г.:

«Вопрос: Назовите лиц, проживающих в [неразборчиво] доме? Ответ: Со мной в одном доме жили игуменья Ардалиона, игумен Лаврентий Проскура, домохозяйка Голота…» (л. 37 об.); 2) 29 октября 1937 г.: «Вопрос: Сколько лет Вы живете с монашкой б[ывшей] игуменшой Шевченко Ардалионой? Ответ: С монашкой Ардалионой я живу совместно с 1932 г. Со мной также проживали Ветер Агрипина кулачка, монах Проскура Лаврентий, и монашка Коломиец Анна» (л. 39).

А вот свидетельство монахини Агриппины (Ветер) на допросе 8 октября 1937 г: «Вопрос: Кто из монахов посещал квартиру где Вы проживали? Ответ: При роспуске троицкого монастыря на квартиру, где я размещалась с Шевченко Агафией (мирское имя игумении Ардалионы – В.Ш.) и Макаренко Евлампией перешел монах Проскура Лаврентий который и в настоящее время проживает там же. Кроме того как ко мне так и Макаренко Евлампию посещали роскулаченные и родные» (л. 33 об.).

Инокиня Анна (Коломиец) на допросе 17 октября 1937 г. свидетельствовала: «Вопрос: В каком году Вы стали монашкой? Ответ: Я будучи религиозной по своему убеждению – в 1927 году поступила в троицкий монастырский религиозный хор. Посещая церковный хор я сблизилась с монахами и монашками как то Шевченко Ардалионой, Ветер Агрипиной, Макаренко Евлампией и монахом Проскурой Лаврентием. До 1929 года когда еще существовал монастыр троицкий я только его посещала, а после ликвидации троицкого монастыря я перешла на квартиру к Голоте Елене по ул. Глеба Успенского № 30. Спустя некоторое время туда же на квартиру перешла б[ывшая] настоятельница – монашка Шевченко Ардалиона, Ветер Агрипина – раскулаченная и Макаренко Евлампия так же раскулаченная. Кроме указанных лиц на квартиру перешел и б[ывший] игумен Проскура Лаврентий» [47].

Таких записей в следственных делах много, нет смысла все их приводить. И этого достаточно, чтобы убедиться в том, что реальные жизненные истории Елены Голоты и Евлампии Макаренко авторам новейших симулякров были неизвестны.

Итак, в 1939 г. быть свидетелем «беседы с пророками Илией и Енохом» монахиня Евлампия, осужденная 14 ноября 1937 г. на 8 лет концлагеря, никак не могла.

Однако за второй ложью идет третья – дальше авторы симулякра устами монахини Евлампии утверждают: «“В 1940 году ночью Батюшку посетил Евангелист Иоанн Богослов. Это было 26 сентября по старому стилю. Они беседовали около семи часов. Он дополнил беседу пророка Илии и праведного Еноха и еще рассказал о явлении Креста Господня, воскресении мертвых и Страшном Суде Христовом”».

Итак, по утверждению «монахини Евлампии» из почаевского издания 2001 г., 26 сентября ст. ст. (9 октября нов. ст.) 1940 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, она стала свидетелем явления о. Лаврентию (Проскуре) еще и этого новозаветного пророка, также извещавшего об апокалиптических временах. Это «видение», как мы помним, авторами спецпроекта было анонсировано еще при «встрече» с пророками Илией и Енохом в 1939 г.

Где же находилась в это время и чем занималась настоящая, а не придуманная авторами симулякра, монахиня Евлампия (Макаренко)?

24 февраля 1940 г. «Макаренко Евлампия Ионовна подала жалобу Прокурору СССР в которой описывает: “что я никакой преступной деятельностью не занималась, меня осудили не правильно”. Другие осужденные жалоб о пересмотре этого дела не подали» (л. 54). 10 июля 1940 г. «Пом[ощник] Облпрокурора по спецделам Литвиненко рассмотрев след[ственное] дело № 35182 [48] по обв[инению] Шевченко Анны Георгиевны, Ветер Агрипины Филиповны, Макаренко Евлампии Ионовны – НАШЕЛ: … анализируя материалы следствия прихожу к заключению, что Макаренко, Шевченко и Ветер Тройкой осуждены как монашки за проводимую а-с деятельность». «На основании изложенного» помощник облпрокурора Литвиненко делает «заключение»: «В жалобе о пересмотре дела Макаренко Евлампии Ионовне отказать, о чем сообщить последней. Наблюдательное производство по делу прекратить. Дело возвратив в ОУНКВД для хранения в архив». Подписи: «Пом. Облпрокурора по спецделам Литвиненко. “Согласен” – И.о. Облпрокурора Савранский» (л. 54–54 об.).

В деле сохранились жалобы монахини Евлампии с просьбой пересмотреть приговор: 1) «Уполномоченному на Украине НКВД СССР при НКВД УССР, г. Киев» от 23 апреля 1939 г. (л. 59–59 об.); 2) прокурору СССР от 24 февраля 1940 р. (л. 61–62 об.); и переписка между различными подразделениями НКВД по жалобам м. Евлампии. Эти документы интересны как свидетельства эпохи. К сожалению, рассмотреть их в формате данной статьи нет возможности, поэтому мы вернемся к этим следственным делам в отдельной публикации [49]. Сейчас же важно подчеркнуть: на момент «видения Иоанна Богослова» о. Лаврентию (Проскуре) 26 сентября / 9 октября 1940 г. «в маленьком доме у благочестивой вдовы Елены, в постриге монахини Евлампии», свидетелем которого монахиня Евлампия будто бы была, она находилась в концлагере – «“Онеглаг” Н.К.В.Д. ст[анция] Плесецкая Сев[ерной] Ж[елезной] Д[ороги], 3-й Лагпункт 2 отд[еление]» (л. 64), ныне – поселок городского типа в Архангельской области РФ.

В деле инокини Анны (Коломиец), которая со временем также решилась подать заявление на апелляцию, хранится протокол допроса монахини Евлампии от 21 мая 1941 г. уже в концлагере [50], и этот документ – еще одно безоговорочное доказательство того, что монахиня Евлампия с осени 1937 г. находилась в заключении, но авторы симулякра этого не знали, поэтому безапелляционно вложили в ее уста свою идеологическую ложь. В деле же самой монахини Евлампии хранится лагерная справка-характеристика от 25 февраля 1940 г., из которой узнаем, какую именно работу она выполняла в концлагере: «з/к Макаренко Е.И. работает пом[ощником] пекаря. Труд не нормирован. К работе относится хорошо. Поведение на работе и в быту хорошее, адм[инистративных] взысканий не имеет» (л. 65–65 об.). И указан срок наказания: «Нач[ало] срока 10/IX1937 г., кон[ец] ср[ока] 10/ІХ 1945 г. Прибыл[а] 10/II–38. Киевск[ий] эт[ап]» (л. 65). А по свидетельству монахини Агриппины (Ветер), которая была вторично арестована 28 апреля 1950 г., уже после полного отбытия срока заключения, узнаем, что до 1943 г. монахиня Евлампия находилась с монахиней Агриппиной в одном концлагере [51].

Итак, на наших глазах в который раз исполнились слова Христа: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чтобы не было бы узнано» (Лк. 8:17). Лживость всей концепции очевидна: «пророчества старца Лаврентия Черниговского» про «нашу страну постоянную» Россию, «триединство русского народа», «матерь-церковь московскую патриархию» и т. п. – фейк, и вера в эти «пророчества», придуманные по адресу: Москва, ул. Лубянка, дом 2 – фейковая вера.

Собственно, на этом можно поставить точку, но есть еще несколько моментов, на которые следует обратить внимание:

«Свидетельство» о «визите» пророков Илии, Еноха и евангелиста Иоанна Богослова построено таким образом, что кроме «старца Лаврентия» и «вдовы Елены» (она же «монахиня Евлампия») в домике «под горой» больше никто не жил. Это должно было придать «свидетельству» особую таинственность и доверительность: монахиня Евлампия стала свидетелем «великого чуда», которого никто в мире больше не был удостоен, как келейница старца: «Матушка Евлампия всегда знала, когда к Старцу приходили. (Впрочем, в эти годы он практически пребывал в затворе и очень редко принимал…)». Но в реальной жизни всё было совсем не так. В этой маленькой глиняной мазанке было более чем многолюдно: кроме хозяйки дома Елены Голоты, игумена Лаврентия (Проскуры), монахини Евлампии (Макаренко) там жили еще игумения Ардалиона (Шевченко), монахиня Агриппина (Ветер) и инокиня Анна (Коломиец) – шесть человек. Проживание всех квартирантов – задокументировано. Но авторы спецпроекта этого не знали, потому что не были укоренены в черниговскую церковную среду.

Впрочем, и это еще не всё.

Авторы симулякра так описывают комнатку о. Лаврентия:

«Комната, в которой находился Батюшка, была особым образом отгорожена: в нее можно было войти сквозь двери книжного шкафа, который закрывал имеющуюся в том месте дверь, ведущую к Батюшке. Чтобы попасть туда, необходимо было сначала достать все содержимое (книги, нотные тетради с церковными песнопениями), снять заднюю стенку шкафа – и лишь потом войти». Однако по свидетельству Павла Алексеевича Флёрова, много раз бывавшего в этом доме у о. Лаврентия (Проскуры), вход в комнату не был забаррикадирован шкафом с книгами, а был свободен. Более того, Павел Алексеевич называет имя еще одного – седьмого (!) – жителя этого дома: «Когда закрыли монастырь и нужно было оставить свою келью, о. Лаврентий поселился в маленьком убогом домике недалеко от монастыря, под горой, на которой расположен храм в честь Пророка Илии. Площадь комнатки, отведенной для батюшки, около 10 квадратных метров. Какой подвиг нес он, выдерживая за стенкой живущего больного сына хозяйки дома, постоянно беспокоившего своим бессознательным поведением, часто криками не только днем, но и ночью. Общая кухонька, смежные двери позволяли несчастному Петру беспрепятственно заходить или забегать в помещение старца. Ни тени недовольства или раздражения не было у батюшки, только милосердие, снисхождение и любовь» [52].

Даже в этом авторы «свидетельства Елены / Евлампии» оказались некомпетентными в смысле исторической правды, потому что она им была неизвестна: вход в комнату о. Лаврентия не был забаррикадирован, он был свободен для всех, кто в этом доме проживал, в том числе и для душевнобольного Петра – сына Елены Никитовны Голоты. Таким образом, вся концепция «пророчеств-поучений старца Лаврентия Черниговского», с первой и до последней строки, – сплошная ложь… На свидетельстве Павла Алексеевича Флёрова, этого настоящего – не фейкового – свидетеля, мы и поставим точку.

Миллионы людей, верных советской патриархии, находятся в сетях этого фейка – фальшивых «пророчеств-наставлений старца Лаврентия Черниговского», которых исторический, настоящий схиархимандрит Лаврентий (Проскура) никогда не произносил. Они исповедуют фейковую веру, не догадываясь и не понимая – где, когда, кем и с какой целью были придуманы эти фальшивые пророчества-симулякры.

Напомним этим несчастным жертвам чекистской спецоперации слова Христа, сказанные фарисеям, которые вскоре распяли Его на кресте: сатана – «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи», а все те, кто исповедует ложь (и тем более – кто ее сознательно создает) – «похоти отца своего диавола исполняют» (Иоан. 8:44). Ибо не может быть Истины – Христа – там, где есть ложь, ведь ложь всегда от диавола, и только от него. Христос же есть «Путь, Истина и Жизнь» (Иоан. 14:6), у Него нет ничего общего с диаволом, как нет ничего общего у Света со тьмой (2 Кор. 6:15).

Вывод. Традиции советской пропаганды продолжаются в современной Российской Федерации, но теперь они соединены с псевдоправославной риторикой, что превратило РФ как государство – при активной поддержке руководства Московской патриархии – в фундаменталистскую тоталитарную секту. Фальшивые пророчества-симулякры, приписываемые старцу Лаврентию Черниговскому, сыграли, и до сих пор играют в этом весомую роль, они остаются одним из главных конструктов идеологии так называемого «русского мира». Их продолжают использовать в РФ в человеконенавистнической пропаганде и оправдании войны. Именно для этого они и были созданы.

  1. S. Когда статья была уже написана, произошло важное для православного мира событие: «В ходе соборного съезда, который состоялся 27 марта 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством главы ВРНС Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был утвержден Наказ XXV Всемирного русского народного собора “Настоящее и будущее Русского мира” … Настоящий документ … является программным документом XXV Всемирного Русского Народного Собора, а также наказом, адресованным органам законодательной и исполнительной власти России». Документ разработан и утвержден при участии патриарха и епископата Московской патриархии.

В этом соборном «наказе» террористической власти РФ, ведущей войну на полное физическое уничтожение украинского народа, – восемь пунктов; первые три, прикрываясь идеологической риторикой, провозглашают откровенно шовинистические и человеконенавистнические ценности:

«1. Специальная военная операция. Специальная военная операция является новым этапом национально-освободительной борьбы русского народа против преступного киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада, ведущейся на землях Юго-Западной Руси с 2014 года. В ходе СВО русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле в границах единого Российского государства. С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию “Удерживающего”, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада.

После завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России. …

Русский мир.

Россия является создателем, опорой и защитником Русского мира. Границы Русского мира как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторический России. Наряду с рассеянными по всему миру представителями русской ойкумены, Русский мир включает в себя всех, для кого русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни. …

Построение тысячелетней российской государственности является высшей формой политического творчества русских как нации. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями выживания и успешного развития России и Русского мира в XXI веке.

Внешняя политика.

… Воссоединение русского народа должно стать одной из приоритетных задач внешней политики России. России следует возвратиться к существующей более трех веков доктрине триединства русского народа, согласно которой русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов, являющихся ветвями (субэтносами) одного народа, а понятие “русский” охватывает всех восточных славян – потомков исторической Руси. Помимо признания и развития в отечественной науке, доктрина триединства должна получить законодательное закрепление, став неотъемлемой частью российской системы права…» [53]. Как видим – те же симулякры, только написанные более «научным» стилем.

В этом соборном церковном документе – 2 тыс. 253 слова о России и ее роли в глобальной политике, но слов «Бог» и «Христос» в нем нет… вообще. Сергианский Московский патриархат превратился в откровенно террористическую антихристианскую секту, а начиналось всё в начале 1990-х гг. с, казалось бы, невинных симулякров-пророчеств «старца Лаврентия Черниговского», которых отец Лаврентий (Проскура) никогда не произносил.

P.P.S. Сохранилось подлинное пророчество схиархимандрита Лаврентия (Проскуры), записанное еще в 1970-е гг. его настоящими духовными чадами: «приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. … И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить христианину православному в них нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все “сатанинское” сборище… Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет» [54].

В контексте всего происходящего с советской Московской патриархией – превращения этого структурного подразделения КГБ–ФСБ в милитаристскую антихристианскую секту, очевидно, что истинное пророчество старца Лаврентия Черниговского касается именно этой государственно-религиозной организации.

Как минимум с 24 февраля 2022 г. ходить в храмы Московской патриархии нельзя, потому что она служит не Христу, а антихристу.

[1] Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. Москва: Молодая гвардия, 1979; Его же. ЦРУ против СССР. Изд. 2-е, дополненное. Москва: Правда, 1983. Накануне Большой войны РФ против Украины эта книга без единой купюры была переиздана московским издательством «Родина» в серии книг «Тайная война против СССР»: Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. Москва: Родина, 2021. Это пропагандистское издательство специализируется преимущественно на такой литературе, см., например, книги, изданные в той же серии: Швейцер П. Тайная стратегия развала СССР. Роль администрации США. Москва: Родина, 2021; Сейерс М. Тайная война против России. 1918–1945 годы. Москва: Родина, 2021; Лисичкин В., Шелепин Л. АнтиРоссия. Крупнейшие операции Запада XX века. Москва: Родина, 2022 и др. Из новейших, посвященных уже широкомасштабному вторжению РФ в Украину, см., например: Пылев С., Авраменко Ю., Мещеряков А. Прописи войны. События, которые становятся судьбой. Москва: Родина, 2022 (на обложке – аббревиатура «СВО» в виде российского триколора); Артемов А. Ничего не бойся. Фронтовые заметки и рассказы. Москва: Родина, 2024 (Серия: СВО – не начало войны…) и др.

[2] См. фундаментальное исследование на эту тему: Фельштинский Ю., Попов В. От Красного террора к мафиозному государству: спецслужбы России в борьбе за мировое господство (1917–2036). Киев: Наш Формат, 2021. Часть вторая монографии посвящена именно этому вопросу: «Захват госбезопасностью власти в России и создание национал-империи». URL: https://coollib.net/b/553059-yuriy-georgievich-felshtinskiy-ot-krasnogo-terrora-k-mafioznomu-gosudarstvu-spetssluzhbyi-rossii-v-b__/readp?p=337&cnt=9000.

[3] См., например, одну из множества статей на эту тему, взятую из интернета наугад: Карамышев Сергий, священник. ЕС и США как коллективный антихрист. Русская народная линия. 2013. 14 ноября. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2013/11/14/es_i_ssha_kak_kollektivnyj_antihrist. Термин «коллективный антихрист» взят пропагандой ФСБ / РПЦ МП из антисоветской и антисергианской полемической литературы ИПЦ и РПЦЗ, направленной против богоборческой советской власти и коллаборанта с безбожной властью – современной Московской патриархии. Этот термин означает советскую власть и СССР как антихристианское государство: «богоборческий СССР – коллективный антихрист». Как это произошло со многими идеями в СССР–РФ, термин «коллективный антихрист» после развала Советского Союза взяли на вооружение ФСБ и РПЦ МП, изменив его содержание на противоположный.

[4] А также производные от нее, которые продолжили и развили этот симулякр.

[5] Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. Москва: Русский Духовный Центр, 1994. Составителем и автором второго раздела этого сборника заявлен «схиигумен Херувим Дегтярь», в действительности – бывший иеродиакон РПЦ МП, запрещенный в священнослужении в 1970-е гг. патриархом Пименом (Извековым) за нравственные преступления. О нем и о среде, которая была использована для возникновения целого комплекса симулякров, приписываемых схиархимандриту Лаврентию (Проскуре), см.: Шумило С., Штейников С., Яковенко А. Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) и внутрицерковное сектантство. Релігія в Україні. 2012. 5 июля. URL: http://www.religion.in.ua/main/17123-lzhearxiepiskop-xeruvim-degtyar-i-vnutricerkovnoe-sektantstvo.html; Шумило В. О серафимо-генадьевской (секачевской) иерархии. Russian Orthodox Church Abroad: Diocese of Australia and New Zealand. 2019. 27 мая. URL: https://auroca.org/о-серафимо-генадьевской-секачевской-2/; Шумило С. Фальшиві «пророцтва» чернігівського «архиєпископа» Херувима Дегтяря як підґрунтя войовничих містифікацій московського патріарха Кіріла. Сіверянський літопис. 2022. № 5–6. С. 157–166.

[6] Из наиболее известных назовем книгу, дополненную новыми «пророчествами» и «поучениями», которая также имела широкое распространение и влияние в церковной среде благодаря месту издания: Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. Почаевская Лавра, 2001. 184 с. Это официальное издание, на второй, паспортной, странице отмечено: «Благословение Свято-Успенския Почаевския Лавры». В отличие от предыдущих, этому придан вид «научного» – оно имеет ссылки и примечания (С. 160–167).

[7] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых. Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата (далее – РПЦ ОС МП). 2016. 3 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[8] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира. РПЦ ОС МП. 2009. 3 ноября. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/928446.html.

[9] Для примера – одна из многочисленных публикаций на одном из официальных сайтов МП: «Киев без великой России немыслим…»: пророчества преподобного старца Лаврентия Черниговского. Православие.Ru. 2016. Апрель. URL: https://pravoslavie.ru/92776.html. Обратим внимание на начало статьи: «В ситуации нынешнего массового бесовского помрачения граждан Украины … провидческие слова преподобного, полвека назад воспринимавшиеся порой с недоумением, теперь обретают отчетливую подсветку, еще более поражают и вразумляют нас», и т. д. Характерная для изданий Московской патриархии деталь: во второй – биографической – части этой публикации, после фальшивых «пророчеств» о. Лаврентия, подана его биография из моей книги «Схиархимандрит Лаврентий и его время: Очерк церковной истории Черниговщины (1868–1950 гг.)» (Чернигов: Вера и Жизнь, 2001) – слово в слово, целыми абзацами, разумеется, без ссылки на автора, а главное – удалено всё, где речь идет об Истинно-Православной Церкви и принадлежности о. Лаврентия к ИПЦ. Проигнорированы, конечно, и упоминания о фальсификациях Херувима Дегтяря и размышления над истинными мировоззренческими взглядами схиархимандрита Лаврентия (Проскуры).

[10] Попутно заметим, что причины популярности такого рода «поучений», «пророчеств» и т. п. современных «церковных мифов» в постсоветской церковной среде еще ждут своего исследования.

[11] Чтобы не повторяться, отсылаем читателя к одной из последних работ по этой теме: Шуміло В. Схиархімандрит Лаврентій (Проскура) – член Істинно-Православної Церкви на Чернігівщині. Сіверянський літопис. 2019. № 4–5. С. 67–80.

[12] В основу всех этих изданий легли воспоминания духовных чад о. Лаврентия, собранные в 1970–1980-е гг. и опубликованные в 1988 г. в Германии издательством «Посев»: Вкратце жизнь и труды старца схиархимандрита Лаврентия Черниговской Троицкой женской обители. Надежда. Христианское чтение. 1988. № 14. С. 185–308.

[13] Сын известного филолога и педагога, первого ректора Черниговского учительского института Алексея Павловича Флёрова (1866–1954).

[14] Флеров П.А. Преподобный Лаврентий Черниговский: Воспоминания духовных чад. Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря, [Б. д.]. С. 28. [15] Поуч ророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. Москва: Русский Духовный Центр, 1994. С. 155–156.

[16] Флеров П.А. Преподобный Лаврентий Черниговский: Воспоминания духовных чад. С. 16–17.

[17] Как «выстояла» эта «многострадальная церковь» – советская РПЦ МП, см.: Мос В-Е. Культ Сталіна в Московському патріархаті: витоки та сьогодення. Сіверянський літопис. 2022. № 1. С. 49–57; Солдатов О. «Російська православна церква Державної безпеки» (Московська патріархія у своєму сучасному форматі заснована 80 років тому – у 1943 р.). Сіверянський літопис. 2023. № 6. С. 73–79.

[18] Обратим внимание на это предложение с восклицательным знаком, как будто ненароком вписанное в текст: «Наша страна постоянная!» Это главный посыл спецпроекта под названием «пророчества старца Лаврентия» – нет никаких отдельных народов и стран – Украины и Белоруссии, а есть одна, «постоянная» во веки веков «страна» – Россия–СССР–РФ.

[19] Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. С. 155–156.

[20] Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. С. 154.

[21] Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. С. 154–155.

[22] Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. Почаевская Лавра, 2001. С. 149.

[23] В почаевском издании это предложение звучит уже так: «Жидам очень не нравились слова: Русь и русский…» (Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. С. 148).

[24] В почаевском издании звучит уже так: «Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой жидо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам слова Украина и украинцы…», і далі без змін (Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. С. 148–149).

[25] Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. Почаевская Лавра, 2001. С. 153–154.

[26] Еще раз вспомним фразу «Наша страна постоянная» в московском издании 1994 г. На первый взгляд бессмысленное и лишнее в том контексте, это предложение выступает здесь своеобразным «слиперным кодом», применяемым спецслужбами при кодировании сознания человека, которого планируют использовать «в темную» для выполнения определенной спецоперации; в данном случае – большой массы людей, которые, сами того не понимая, стали фанатическими адептами т. н. «русского мира» и сергианской Московской патриархии. Из наиболее известных и одиозных экспериментов «массового кодирования» на постсоветском пространстве можно назвать секту «Белое братство» в нач. 1990-х гг. С ее адептами потом годами работали психологи, чтобы помочь избавиться от психологического влияния и зависимости от идеологических установок, внедренных в сознание этих несчастных людей.

[27] Статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Президент России [официальный сайт]. 2021. 12 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66181.

[28] Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. С. 158. В почаевском издании к этому пророчеству добавлено еще одно утверждение: «Русского Православного царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное Царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста…», и далее без изменений (Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. С. 152). Это «пророчество» также вынесено в отдельный раздел под названием «Пророчества святого Духоносного старца Лаврентия о России» (Там же. С. 151).

[29] «Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут». Что Путин рассказал на «Валдае». РИА Новости. 2018. 18 октября. URL: https://ria.ru/20181018/1530999011.html.

[30] Горний мир – Царство Небесное; место обитания добрых ангелов и усопших о Господе святых; жители Небесного Царства. См.: Горний мир. Азбука веры – Православная энциклопедия. URL: https://azbyka.ru/gornij-mir.

[31] Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. С. 152–153.

[32] Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. С. 28.

[33] Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. С. 27-30.

[34] Шуміло В.В. Істинно-Православна (Катакомбна) Церква на Чернігівщині у 20–30-х рр. ХХ століття. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук, спеціальність 07.00.01 – історія України. Чернігів: Національний університет «Чернігівський колегіум» імені Т.Г. Шевченка, 2021. 246 с. URL: https://drive.google.com/file/d/1-F_kmZmtd8haU9_7fkcBg_AG-Z9FQf9k/view.

[35] См., например: Шуміло В. Фальсифікації радянських слідчих органів 1930-х років у справах духовенства Істинно-Православної Церкви. Сіверянський літопис. 2019. № 1. С. 70–75; Его же. Схиархімандрит Лаврентій (Проскура) – член Істинно-Православної Церкви на Чернігівщині. Сіверянський літопис. 2019. № 4–5. С. 67–80; Его же. Істинно-Православна Церква на Чернігівщині та ігумен Аліпій (Яковенко). Сіверянський літопис. 2020. № 1. С. 124–137; Его же. Настоятель Троїце-Іллінського монастиря Георгій (Смельницький) як один із ідеологів ІПЦ на Чернігівщині: за матеріалами слідчих справ. Сіверянський літопис. 2020. № 2. С. 89–106; Его же. Чернігівське заслання С.О. Нілуса 1926–1928 рр.: за матеріалами слідчої справи ОДПУ. Сіверянський літопис. 2021. № 2. С. 19–30, и др.

[36] Государственный архив Черниговской области (далее – ГАЧО). Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 8065. Протокол обыска … № 1185 … Коломиец Анны Андреевны. Л. 7.

[37] Там же. Л. 1–6 и далее.

[38] ГАЧО. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 7958. Л. 1–4.

[39] Там же. Л. 5–8.

[40] Там же. Л. 22.

[41] «Всем предложили уйти и храмы закрыли “на ремонт” (1930). Батюшка временно переживал “под горой” у одной благочестивой вдовы Елены. Там батюшка занимал небольшую комнатку в старом домике и предавался посту и усиленной молитве…» (Вкратце жизнь и труды старца схиархимандрита Лаврентия Черниговской Троицкой женской обители. Надежда. Христианское чтение. 1988. № 14. С. 191).

[42] ГАЧО. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 7958. Л. 30–30 об., 33–33 об., 37–37 об.

[43] Флеров П.А. Преподобный Лаврентий Черниговский: Воспоминания духовных чад. С. 17–18.

[44] ГАЧО. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 7958. Здесь и далее в тексте номера листов в скобках подаем из этого дела.

[45] На самом деле – Ионовна, в обвинительном постановлении допущена ошибка. По этому поводу в деле есть даже отдельное «Постановление об уточнении отчества обвиняемой» (Л. 153–153 об.).

[46] Чтобы документы соответствовали аутентичности, приводим их без исправлений ошибок, сделанных следователями при записи показаний подследственных.

[47] ГАЧО. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 8065. Л. 11–11 об.

[48] Номер следственного дела в 1937 г.

[49] Первый обзорный очерк следственного дела инокини Анны Коломиец см.: Нестеренко Л. «Контрреволюційна та антирадянська діяльність» Ганни Лаврентіївни Коломієць в 30-х рр. ХХ ст. (за матеріалами кримінальної справи). Сіверянський літопис. 2024. № 2. С. 66–72.

[50] ГАЧО. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 8065. Л. 64–65 об.

[51] ГАЧО. Ф. Р-8840. Оп. 3. Д. 130. Л. 13–13 об. Протокол допроса от 29 апреля 1950 г.

[52] Флеров П.А. Преподобный Лаврентий Черниговский: Воспоминания духовных чад. С. 17–18.

[53] Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира». РПЦ ОС МП. 2024. 27 марта. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6116189.html.

[54] Вкратце жизнь и труды старца схиархимандрита Лаврентия Черниговской Троицкой женской обители. С. 299–302.

Источник : Статья «РУССКОГО ЦАРЯ БУДЕТ БОЯТЬСЯ САМ АНТИХРИСТ…» Спецоперация КГБ–ФСБ , В.Шумило.