Для византийцев справедливая война должна была быть оборонительной войной, войной за защиту или возвращение территории, отнятой неверными, не ради территории, а ради душ православных, которые жили на ней. Война не прославлялась, а рассматривалась как необходимое зло. Восточные православные никогда не проповедовали пацифизм; и даже те восточные писатели с пацифистскими тенденциями, такие как Ориген, признавали концепцию справедливой войны. “Христиане молятся, — писал Ориген, — в молитвах к Богу за тех, кто борется за правое дело, и за царя, который правит праведно, чтобы все, кто противостоит тем, кто действует праведно были уничтожены”. Опять же, святой Афанасий Великий писал: “Хотя убивать не положено, убийство врага во время войны является и законным, и достойным похвалы делом. Вот почему мы считаем людей, отличившихся на войне, достойными больших почестей, и действительно, в честь их достижений устанавливаются общественные памятники. Таким образом, очевидно, что в определенное время и при определенном стечении обстоятельств такое действие недопустимо, но когда время и обстоятельства складываются по другому, оно одновременно допускается и оправдывается».
Тем не менее, всегда существовало осознание сильного искушения согрешить, присущего любой войне. Как выразился святой Василий Великий: “Наши отцы не считали убийство на поле боя убийством, прощая, как мне кажется, защитников целомудрия и благочестия. Но, может быть, было бы хорошо, если бы они воздерживались от Причащения только Святых Тайн в течение трех лет, как люди с нечистыми руками…”
В девятом веке святой Равноапостольный Кирилл высказал аналогичную мысль некоторым мусульманам, которые спросили его: «Твой Бог — Христос. Он повелел вам молиться за врагов, делать добро тем, кто ненавидит и преследует вас, и подставлять другую щеку тем, кто бьет вас, но что вы на самом деле делаете? Если кто-нибудь обидит тебя, ты наточишь свой меч, пойдешь в бой и убьешь. Почему вы не повинуетесь своему Христу?» Услышав это, св. Кирилл спросил своих коллег-полемистов: «Если в одном законе записаны две заповеди, то кого он будет уважать больше всего — того, кто соблюдает только одну заповедь, или того, кто соблюдает обе?» Когда агаряне сказали, что лучший соблюдающий закон — это тот, кто соблюдает обе заповеди, святой проповедник продолжил: «Христос — наш Бог, Который повелел нам молиться за наших обидчиков и делать им добро. Он также сказал, что никто из нас не может проявить большую любовь в жизни, чем тот, кто отдает свою жизнь за своих друзей (Иоанна 15:3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиненные нам как частным лицам. Но в компании мы защищаем друг друга и отдаем свои жизни в битве за наших ближних, чтобы вы, взяв наших собратьев в плен, не смогли заточить их души вместе с телами, заставляя их отречься от своей веры и совершать безбожные поступки. Наши христолюбивые воины защищают нашу Святую Церковь с оружием в руках. Они охраняют государя, в священной личности которого они почитают образ правления Небесного Царя. Они защищают свою землю, потому что с ее падением неизбежно падет и местная власть, и евангельская вера будет поколеблена. Это драгоценные обещания, за которые солдаты должны сражаться до последнего. И если они отдадут свои жизни на поле боя, Церковь включит их в общину святых мучеников и назовет ходатаями перед Богом».
Святитель Филарет Нью-Йоркский (†1985) пишет: “Война — это негативное явление. Тем не менее, она будет существовать, иногда как единственная защита правды и прав человека или от захвата, жестокого вторжения и насилия. Только такие оборонительные войны признаются в христианском учении. На самом деле, мы слышим о следующем событии в жизни св. Афанасия со Святой горы:
“Грузинский князь Торникян, выдающийся военачальник византийских армий, был принят в монашество в монастыре Святого Афанасия. Во время персидского нашествия императрица Зоя отозвала Торникяна командовать армиями. Торникян наотрез отказался на том основании, что он монах. Но Св. Афанасий сказал ему: «Мы все дети нашей родины, и мы обязаны защищать ее. Наш долг — молитвами защищать родину от врагов. Тем не менее, если Бог сочтет целесообразным использовать и наши руки, и наше сердце для общего блага, мы должны полностью подчиниться… Если вы не подчинитесь правителю, вам придется ответить за кровь ваших соотечественников, которых вы не хотели спасать». Торникян подчинился, победил врага и спас родину от опасности…
“Конечно, можно грешить и довольно сильно, участвуя в войне. Это происходит, когда кто-то участвует в войне с чувством личной ненависти, мести или тщеславия и с гордыми личными целями. Напротив, чем меньше солдат думает о себе и чем больше он готов отдать свою жизнь за других, тем ближе он приближается к мученическому венцу”.
23 октября / 5 ноября 2021 года.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.