Пасхальное послание высокопреосвященного Тихона, архиепископа Омского и Сибирского. Пасха Христова, 2023 г.
Пасхальное послание всем верным чадам Русской Истинно-Православной Церкви во Отечестве и разсеянии сущим
Дорогие о Господе собратия Архипастыри, благоговейнейшие пастыри и боголюбивая паства Русской Истинно-Православной Церкви —
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В день Христианской Православной Пасхи, когда Церковь ликующе радостно утверждает начало своего вечного бытия с Богом, мы, христиане, с неземной радостью внимаем этому священному пасхальному приветствию – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Ведь мы становимся причастниками жизни вечной, дарованной нам Победителем смерти, Спасителем и Искупителем нашим Господом Иисусом Христом!
Наше пасхальное богослужение — это особое, необычайное торжество! Это празднество собирает под своды святых храмов многочисленный сонм верующих, лица которых озарены радостию и счастием. И причина этого торжества, этой радости — Христос Воскресший и даровавший нам жизнь вечную.
Господь наш Иисус Христос, наш Спаситель, воскрес из мертвых, Он победил смерть, — значит она не всесильна. Христос воскрес из мертвых и тем дал нам надежду, что воскреснем и мы к новой жизни, а вместе воскреснет и всё то доброе, хотя-бы и самое малое, что мы сделали в жизни, ибо сделали мы его во имя Христово. Грех, неправда, беззаконие, обиды и несправедливости — все это умрет и погибнет, ибо в Царстве Христовом мы будем жить в вечной правде и любви.
Когда совершилось это священное событие, Христос Сам возвестил о нем, явившись сперва Марии Магдалине, женам-мvроносицам, и затем святым апостолам. Явился Он и двум Своим ученикам, шедшим в Эммаус. При каждом Его явлении, при каждой встрече с Ним в них загоралась трепетная радость. «Не сердце ли наше горело в нас?» — вопрошали они друг друга после Его явления им (Лук. 24, 32). Они исполнились этой радостью и вместе с проповедью о Воскресшем Христе пронесли ее по всему міру всем народам.
И вот ныне, «в сей нареченный и святый день», Христос является нам и, как некогда женам-мvроносицам, говорит: «Радуйтесь!» (Матф. 28, 9). И мы радуемся, мы трепещем от радости. Наши сердца наполняются добрыми святыми чувствами, мы готовы обнять весь мір.
Чему же мы радуемся? Почему радость овладевает нами? Еще вчера, поруганный и униженный, Господь висел распятым на Кресте. Еще вчера погребали Его пречистое Тело и вместе с Ним все свои чаяния и надежды. Правда и Добро в Его лице были поруганы и попраны. На них положили тяжелый гробный камень. Все было кончено. Непроглядный мрак ночи покрыл землю. Зло и беззаконие торжествовали.
Но разве могли узы смерти удержать Начальника жизни (Деян. 2, 24)? Он воскрес! И с Ним воскресло все, что дает жизнь безсмертному человеческому духу, что являет начало иной вечной жизни.
Пасха Христова избавляет нас, верных последователей Христа, от всякой скорби, и не только людей благодушествующих и беззаботных, но также скорбящих и убогих, болящих и бедных, одиноких и старых, и даже обреченных на смерть. Христос, как всеведущий Бог, лично зная каждого из нас в отдельности, стал подобным нам человеком во всем, кроме греха, возлюбил каждого из нас и Своим Воскресением даровал нам вечную жизнь.
В полной своей силе слава Христова откроется для верных христиан в Его втором славном и страшном пришествии; теперь же Он дает нам таинственные силы для воскресения наших душ, зовя нас к коренному изменению нашей жизни, чтобы и мы вселили в свои сердца, вместо злобы — любовь и прощение, вместо своеволия — послушание, вместо разврата — целомудрие и семейные добродетели.
Еще вчера мы переживали все богослужения Страстной Седмицы, умилительные и глубоко содержательные, которые посвящены святым воспоминаниям спасительного подвига и страданий воплотившегося Сына Божия, которые Он благоволил принять на Себя в Своем воплощении — «нас ради человек и нашего ради спасения…» Совершая эти богослужения, Церковь как бы идет шаг за шагом за своим Господом и Спасителем, и каждый шаг, каждый момент Его искупительных страданий молитвенно, скорбно и благодарно воспевает в молитвословиях, богослужебных обрядах и священнодействиях.
Но Страстная Седмица окончилась! И вот, мы видим, что гроб пуст, и плащаница уже никого не покрывает: Христос Воскрес! — на смену скорби и печали пришла та радость, о которой Сам Воскресший Христос предсказывал Своим ученикам: «вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и радости вашей никто не отнимет от вас». И эта радость есть радость о Господе Воскресшем. Он воскрес из гроба, как Победитель ада и смерти — все залито ослепительным светом Его славного Воскресения, и радость, о которой Он предсказывал Своим ученикам, теперь стала достоянием всех верных чад Его Церкви.
Христова Церковь эту радость Воскресения обновляет ежегодно — из года в год в светлые пасхальные дни. Она благовествует её всему міру, всему человечеству. И верные чада Церкви слышат её благовестие, радуются и торжествуют. Но не даром мы читаем во Святом Евангелии слова Спасителя: «не бойся, малое стадо». В наше время — время страшное, время отступления от всех основ веры и нравственности, которое мы видим теперь — число истинно-верующих является действительно малым стадом по сравнению с тем большинством человечества, которое фактически утратило истинную веру, и попрало все основы христианской нравственности! При виде того, что теперь позволяют себе люди, забывшие совершенно о христианской чистоте, скромности, целомудрии — и не только позволяют, но и утверждают, что все мерзости и грязь, которыми заполнена теперь жизнь, есть что-то законное, естественное и заслуживающее одобрения — при виде этого, невольно воспоминается слово Священного Писания, которое говорит о том, что человек присоединился к скотам несмысленным и уподобился им… Да не только уподобился, но и стал хуже их, ибо скоты не знают тех мерзостей, о которых Апостол сказал, что о них «срамно есть и глаголати» — стыдно и говорить, а теперь их творят потерявшие стыд и совесть сыны и дщери человеческие…
Но «да не возглаголют уста моя дел человеческих»… Обратимся к Светлому Празднику Воскресения. В Евангельском чтении, которое мы слышали в Пасхальную ночь за Божественной Литургией, были такие слова: «свет во тьме светится и тьма его не объят»… Свет Божественный во тьме светится, и тьма не может объять – погасить его. Так и яркий, немеркнущий свет Воскресения Христова озаряет нашу жизнь, сияет в міре и тьма человеческих заблуждений и беззаконий не может омрачить и погасить его – «этой радости вашей никто не отнимет от вас».
В наше тяжкое, полное скорбей, поистине апокалипсическое время ни в чем другом мы так не нуждаемся, как именно в этой чистой светлой пасхальной радости. Она одна только может дать нам духовные силы и необходимую бодрость духа к перенесению всех, постигающих нас в современной жизни, безчисленных испытаний; она одна только может помочь нам отрешиться от всего тягостного земного и возноситься духом горе – на небеса, “идеже есть Христос одесную Бога седя” (Колос. 3, 1) И куда мы сами, в свое время сподобимся взойти к Нему, в уготованные Им для нас небесные обители (Иоан. 14, 2-3), если до конца здесь, на земле, несмотря ни на какие скорби, испытания и соблазны, пребудем верными Ему.
В этот светлый и радостный день мы вспоминаем, как Святое Евангелие сохранило нам в виде вопроса скорбное предсказание Спасителя: «Сын Человеческий найдет ли веру на земле?» (Лук. XVIII, 8). Святые отцы разъясняют нам, что здесь Господь говорит не о том, что при Его пришествии не будет на земле ни одного верующего человека, а о том, что число истинно верующих сократится до крайности, и они будут вынуждены скрываться от неверующего большинства, подобно Катакомбной Церкви во времена гонений. И, вместе с тем, Он же предсказал, что из-за умножения беззаконий, во многих охладеет любовь (Матф. XXIV, 12). Разве не видим мы, что это печальное и грозное предсказание уже начинает сбываться в наши дни? Разве не из-за умножения беззаконий и охлаждения любви в людях умножаются несогласия, раздоры, вражда и взаимное озлобление, и не только во всем міре, но и внутри церковной ограды нашей? Для нас становится очевидным, что чем больше человечество удаляется от Христа, тем наглее торжествует смерть, тем больше в мiре скорбей, тем больше уныние народов от бедствий, грядущих на вселенную.
«И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» — предсказывает Господь в Евангелии. Разве это — не реальность наших дней? Чего только не наблюдаем мы теперь? Но самое печальное — это то, что люди не могут понять причины всех этих бедствий, не могут понять того, что спасение — не в политиканстве, не во внешних реформах жизни и не в материальном «прогрессе» её — а в возвращении к христианским добродетелям веры надежды и любви, в возвращении к Евангельским идеалам и в оцерковлении жизни, в полном, смиренном и любовном послушании Матери-Церкви и Её спасительному руководству.
Блаженнейший Митрополит Антоний, в согласии с древними святыми отцами и учителями Церкви, указывал на то, что особая, исключительная радость Пасхи, которую испытывает в светлую пасхальную ночь верующая душа, есть как бы предначинание той вечной, немеркнущей радости, которая будет лежать в основе райской жизни, райского блаженства, о которой говорят последние слова Символа Веры — «жизни будущего века». . . О, если бы все чада Православной Церкви вошли в эту жизнь будущего века, в вечное блаженство, о котором на последнем суде скажет вечный и Праведный Судия верным Своим: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мiра» (Матф. 25, 34). . .
Но надо хорошо знать и помнить, что путь к этой чистой, светлой, неземной радости Воскресения лежит через “Голгофу”: дабы воскреснуть со Христом, необходимо сначала “сораспяться” с Ним! И этого не следует чрезмерно бояться. Апостол говорит, что “нынешние временные страдания, которые мы добровольно или невольно несем во Имя Христа, ничто в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8, 18). В этих страданиях за Христа мы еще в этой земной жизни начнем предощущать то, невыразимое никакими человеческими словами, райское блаженство, о котором говорит св. ап. Павел, что “око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его” (1 Кор. 2, 9).
Почему мы так любим наше дивное, несравненное пасхальное богослужение?
Именно потому, что на нем дается нам предвкусить нечто от того райского блаженства, к которому призывает всех нас Воскресший Господь — Победитель смерти и ада. И это радостное светлое, ни с чем земным несравнимое, пасхальное ликование дает нам наша Истинно-Православная Церковь.
Да сподобит же всех нас Воскресший Господь быть причастниками этой светлой радости Его Воскресения и перейти с нею в ожидающую всех нас будущую жизнь вечную!
Всех вас, чад Церкви Христовой
от всего сердца поздравляю
со светлым Христовым Воскресением!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! — ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+ смиренный Тихон,
Божией милостию Архиепископ Омский и Сибирский,
Первоиерарх Русской Истинно-Правславной Церкви
Пасха Господня, 3 / 16 апреля
2023 года, Омск
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.