Теперь, когда совсем уже приблизился Великий пост, от которого нас отделяет только завтрашний день, Церковь Святая в последний субботний день перед Великим постом посвящает воспоминанию и прославлению всех святых отцов, в постничестве просиявших, т.е. всех великих аскетов, преподобных и богоносных отцов наших, которых так много было на протяжении всей церковной истории – всех их Церковь ныне вместе, купно, прославляет, а нам указывает на них, как на образец того, как нужно подвизаться в посте и молитвах.
Они были подвижники, которые исполнили то, что читалось в сегодняшнем Евангелии, когда Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Они к Нему пришли и научились от Него и стали кроткие и смиренные сердцем и нашли покой душам своим, потому что иго Его благо и бремя Его легко.
Пред нами пост. Примеры этого пощения разнообразные нам дают как раз великие подвижники и постники. И они по-разному постились.
У Церкви есть устав определенный, но Церковь же говорит в одной своей книге: «праведнику правило не есть уставляти, сей не престает дело Бога прославляти», т.е. если человеку нужно молитвенное правило, определенный порядок, в совершении молитвословия, то праведнику это не нужно, потому что кто беспрестанно славит Бога, беспрестанно предстоит пред Ним, тот совершает гораздо больше того, что предписывает устав и порядок церковный. Так и у нас есть устав церковный о молитве, о посте. Но великие аскеты подвижники постились гораздо строже, чем указывает устав.
Мы с вами знаем, например, про Преп. Паисия Великого, который подряд дважды постился по 40 дней, ничего не вкушая, а только подкрепляя себя принятием Святых Христовых Таинств. Это был редкий пример, а примеры пощения по целой неделе их очень много среди угодников Божиих. Многие в течение Седмицы не вкушали ничего и только в конце ее подкрепляли свои силы вкушением пищи. Но этого в своем уставе Церковь не указывает, этих чрезвычайных подвигов она не требует от нас, но призывает нас соблюдать пост в меру сил наших, применяясь к церковному уставу.
Конечно, когда человек слаб, когда человек немощен, от него не требуется строгого поста. Пост имеет целью своею, в отношении физических сил человека, их обуздать и смирить, а если человек болен, и он уже от этого физически ослабел, то для чего ему делать то, что уже болезнь сделала? Один великий подвижник был строгим аскетом, но когда заболел, то смягчил образ жизни своей. Сосед его, такой же великий подвижник и постник, как он, увидевши это, спросил у него: «Что же ты это поблажки себе делаешь?» А он ему на это ответил: «Мы не научились у отцов наших телоубийцы быти, но страстоубийцы», т.е. наши подвиги и, в частности, строгое пощение, не имеют целью привести тело в состояние слабости, а только страсти ослабить. Святитель Василий Великий, который сам был образцом строгого подвижника и постника, говорил, что пост не должен человека делать слабым, бессильным, ибо если бы нужно и лучше для нас было бы быть слабосильными, то Господь нас такими бы и создал. А поскольку Он создал человека с известною крепостью сил телесных, то это – норма, только нужно человеку в послушании Церкви приучать себя к послушанию и, вместе с тем, подвигом постным смирять свою физическую природу, чтобы она не искушала его страстями и похотями. Поэтому, все подвижники говорят, что когда человека болезнь или что-либо ослабило, он всегда может убавить от своих подвигов, смягчить образ жизни, если он привык вообще поститься.
Но в то же самое время, конечно, нужно помнить, что пост есть учреждение Церкви, установление Церкви, а Церковь не занимается пустяками, и если она установила пост, то христианин должен ее постановление принять с послушанием и благоговейно исполнять то, к чему Церковь призывает. Уж как-то мы здесь приводили пример из жизни преп. Серафима, который, однажды, прямо сказал, что кто постов не соблюдает, тот не христианин, кем бы он себя не считал и кем бы его другие не считали. Если он не слушается Церкви и не исполняет ее законоположений, то он не христианин. Преп. Серафим в этом своем утверждении целиком исходил из слов Своего Спасителя, ибо Господь Иисус Христос сказал: «если кто Церковь не слушает, то все равно, что язычник и мытарь» (Мф. 18:17), т.е. уже не христианин, не член Церкви.
Если мы с вами оглянемся на окружающую жизнь и посмотрим как православные христиане, православные русские люди, в частности, относятся к посту, то вывод будет очень неутешительный! Много людей, которые не только не соблюдают поста, но и чуть не с насмешкой о нем отзываются и во всяком случае говорят, что это что-то такое устарелое, какой-то архаизм древности и что в наше время это совершенно ни к чему. И таким образом, сами себя подвергают церковному суду и к тому выводу, который сделал преп. Серафим, сказавший, повторяю, что не постящийся, не соблюдающий постов, уже христианином не является.
Об этом нужно помнить всегда нам с вами, потому что жизнь сейчас такова, что она соблазны нарушения уставов церковных – подбрасывает на каждом шагу, а примеры в исполнении этих уставов дает очень и очень мало. Конечно, примеры эти можно найти. У нас, например, на Руси-Матушке перед революцией, последние десятки лет тоже в отношении поста русские православные люди были совсем неисправны. Тот же преподобный Серафим так и говорил: «Гнев Божий движется на Русь, из-за того, что люди перестали слушаться Церкви и перестали, в частности, соблюдать посты». Преп. Серафим это предсказывал, и мы с вами видим, что действительно, грозный гнев Божий обрушился на несчастный русский народ и на русскую страну. Но повторяю, были примеры и теперь они есть и тогда были, что некоторые люди строго соблюдали посты. Можно некоторых из них назвать. Известно имя большого русскаго культурнаго человека, котораго звали Алексей Степанович Хомяков. Он был и писатель-публицист, и богослов глубокий, с творческой богословской мыслию, самостоятельной, блестящей и яркой и, вместе с тем, отнюдь не от себя исходящей, а целиком основанной на учении святых отцов. Хомяков знал это учение в совершенстве и умел им пользоваться, при построении всех богословских рассуждений своих. И был он муж и отец, глава семьи, жил полной жизнью, как живет человек, и вместе с тем был вернейший и преданнейший сын Церкви. По своему образованию, по культурности, он принадлежал к высшим слоям, аристократическим слоям, в России. Всех поражало то, что когда он где-либо появлялся, среди общества высшего, почти отступившего от Церкви и забывшего про всякие посты, он всех поражал точным и строгим соблюдением постов: никто нигде и никогда его не мог заставить нарушить пост. И когда все поражались этому, то он отвечал на это: «Я православный христианин, который должен слушаться Церкви и исполнять ее уставы».
В наше время бывает так, когда мы, духовные лица, куда-нибудь приходим в постный день, то видим на столе постоянно скоромную еду, но нам говорят: «Вам постная еда, вы же поститесь» (?!) А вот, один из архипастырей на это отвечает, когда ему говорят: «Вам, Владыко, постное», он отвечает: «Да, я ведь православный». И этим указывает своим хозяевам, что если они сами не исполняют поста, то они перестали быть православными.
Запомним это, возлюбленные, и будем воодушевляться примером великих подвижников, которых Церковь ныне прославляет. Как постился великий Авва Антоний, Феодосий Великий, Евфимий Великий, наши преподобные святые отцы Сергий Радонежский, Серафим Саровский и им подобные. Это были колоссы духа! Мы с вами маленькие люди перед ними, но пример их должен и нас воодушевлять к тому, чтобы и мы, в меру своих слабых сил все-таки старались подражать им, ибо святых почитать, это значит не только их почитать, прославлять и им молиться, но по мере сил своих, подражать их святому житию, их подвигам. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.