И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:1-6).

Хилиазм, от греческого слова chilia (χίλια), или милленаризм от латинских слов mille, “тысяча”, и annus, “год”, описывает веру, ошибочно основанную на Откровении 20: 1-6, что на земле будет золотой век или рай в течение тысячи лет, когда Христос будет царствовать до Страшного Суда. Согласно этой теории, для всех живущих праведников и тех, кто будет воскрешен из мертвых для этой цели, наступят мир и процветание.

Мы не будем обсуждать еретические секты, известные также как хилиасты, такие как “Свидетели Иеговы” или адвентисты, а скорее обсудим хилиазм в истории Православной Церкви.

Идею хилиазма можно впервые отметить в восстании иудейского мессианизма, в котором евреи ожидали Мессию, который установит тысячелетнее царство с центром в Иерусалиме, и которому будут подчинены все народы мира.

Евреи, по большей части, отвергли Христа, потому что Он не соответствовал их земным ожиданиям Царства Божьего. Сам Христос отвечает Понтию Пилату словами: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда» (Иоанна 18:36).

Центральное убеждение хилиазма проистекает из неправильного толкования главы 20 Откровения. Прежде всего, мы должны отметить, что в ранней Церкви существовали определенные колебания относительно включения Книги Откровения в канонические священные писания Нового Завета. Это колебание было вызвано тем фактом, что Книга Откровения полностью выражена в аллегорических образах и символах, которые легко могут быть неверно истолкованы. Именно по этой причине Книга Откровения никогда не читается за литургией в Православной Церкви.

Святое Евангелие, однако, говорит гораздо яснее, чтобы все могли всё понять. Поэтому давайте рассмотрим последние времена исходя из того, что Сам Христос говорит о них в Святых Евангелиях.

Глава 24 Евангелия от Матфея и глава 13 Святого Евангелия от Марка в основном говорят об одном и том же. В этих двух главах наш Господь, Бог и Спаситель Иисус Христос говорит нам:

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос «, и многих прельстят.

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:

ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней.

Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, -тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте.

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне «, — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?

Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матфея 24:3-31, 36-51).

Из этого отрывка мы можем ясно видеть, что когда наш Господь Иисус Христос внезапно и неожиданно придет, это будет не для того, чтобы царствовать на земле в течение 1000 лет, а скорее для того, чтобы немедленно судить как живых, так и мертвых. Царство Христа – это не что иное, как Его вечное Царство, а не Царство на земле всего на 1000 лет. Христос говорит Своим Святым Апостолам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.” (Иоанна 14:2-4).

Слова Христа, обращенные к Доброму Разбойнику, проясняют природу Его Царства: “ И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Св. Луки 23:42-43).

Разве концепция того, что Христос будет буквально царствовать с праведниками в течение 1000 лет на земле, не противоречит тому факту, что Христос действительно с нами, как Он говорит в главе 28 Евангелия от Матфея?

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Евангелие от Матфея 28:18-20).

А как насчет Евангелия от святого Луки, где говорится: “ Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Св. Луки 17:20-22).

Евангелия и Символ Веры говорят о двух пришествиях нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Первый, начиная со времени Его Воплощения и заканчивая Его Святым Вознесением, и второй, когда Он “снова придет со славой, чтобы судить живых и мертвых; Царству Которого не будет конца” (Никейский Символ веры). Следовательно, Царство — это не то, чего мы ожидаем в будущем, а то, что уже началось.

В Послании, читаемом на поминовении по усопшим, мы читаем: “ потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.”. (1 Фессалоникийцам 4:16-17). В этом чтении мы ясно видим, что как только мы окажемся с Господом в последние времена, мы будем с Ним вечно.

И Пророк Даниил говорит нам: “Многие из спящих в прахе земном пробудятся, одни к жизни вечной, а другие к поношению и вечному позору” (Даниил 12:2). Это о тех, кто пробудится на Страшном суде.

Мы верим в нынешнее царствование Христа над всем сущим под небесами и в то, что Его Святые уже с Ним (Луки 23:42-43; Иоанна 14:2-4; 17:24; Фил. 1:22-23; 2 Кор. 5:6-8). Поэтому мы не можем верить в будущее, ограниченное временным царством на земле, где совершенство снова смешивается с несовершенством, но мы только ожидаем (Рим. 8:21; 1 Кор. 13:10) замены нынешних небес и земли небесами и землей, на которых обитает праведность (2 Пет. 3:13; Откр. 21-22).

Святой Петр часто называет день пришествия Господня днем разрушения земли, какой мы ее знаем сейчас. “Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (2 Петра 3:10). И еще: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность «, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фессалоникийцам 5:1-4).

Писание не предвидит воскресения только праведных, как это видно из Деяний 24:15: “что скоро произойдет воскресение мертвых, как праведных, так и неправедных”. Праведники, уснувшие в Господе, живы во Христе и уже участвуют со своим Царем и Первосвященником в священническом царстве на небесах.

В двух словах, Царство Божье уже существует, как символически изображено тысячелетием в главе 20 Откровения, и таково, как говорит пророк Даниил: ”И дано ему владычество, и честь, и царство; и все народы, племена и языки будут служить Ему: его владычество есть владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Даниил 7:14). Число 1000 используется исключительно символически, и по этой причине из 23 случаев употребления слова “тысяча” в Новом Завете 19 встречаются в очень символической Книге Откровения.

Кроме того, если 1000-летнее земное царствование Христа истолковывается буквально, то разве отверстия для печатей, трубы, чаши и т.д. также не должны быть истолкованы буквально?

20-я глава книги Откровения не предназначена для того, чтобы противоречить учению Евангелия о конце света и Втором пришествии Христа. Скорее, она говорит о битве между дьяволом и Церковью. Христиане всегда праздновали свою победу над сатаной в день Воскресения Христа. Воскресение и свобода от смерти и греха начинают 1000 образных лет, в течение которых Христос царствует среди верующих вплоть до Своего славного второго пришествия. Это показывает, что дьявол теряет свою крепость. Блаженный Августин в «О Граде Божьем», 20, 7-9, стр. 718-728, связывает “связывание” дьявола на тысячу лет (Откр. 20:2) с “связыванием” “сильного человека” в Евангелии от Марка 3:27: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, – и тогда расхитит дом его» и слова Христа перед Его Страстями: “Ныне суд мира сего: ныне князь мира сего будет изгнан” (Иоанна 12:31). “Тысяча лет” используется аллегорически, чтобы символизировать длительный период времени (от Святого Воскресения Христа до Страшного Суда), как мы можем видеть во 2 Петра 3:8: “Тысяча лет — как один день для Бога» и «Тысяча лет в Твоих глазах, Господи, подобны вчерашнему дню, который прошел” (Псалом 89:4).

По большей части мы находим хилиастические идеи в апокрифических книгах, таких как Послание Варнавы, Пастыря Ермы и Второе Послание Климента. Это правда, что ранние святые Иустин Мученик и Ириней до некоторой степени верили в тысячелетнее царство. Они унаследовали эти идеи от Папия (70-160 гг. н.э.), епископа Иераполиса в Малой Азии. Сам Ст. Иустин признает, что он благосклонно относится и к тем, кто в его время уже не принимал буквальный хилиазм, говоря: “Есть много людей с чистыми и благочестивыми взглядами, которые не согласны с нами в наших хилиастических представлениях” (Трифон, 80). Историк раннехристианской церкви Евсевий, который сам был противником хилиазма, записывает, что Папий был человеком низкого интеллекта (σφόδρα μικρὸν νοῦν).

Личные мнения обоих святых Юстина и Иринея были допущены, поскольку до того времени ни один Вселенский Собор еще не рассматривал вопрос о хилиазме. Хилиазм, однако, так и не стал широко распространенным верованием Церкви и к 3 веку в основном исчез. Святой Ириней также отверг более экстремальные толкования хилиазма, как снова записывает церковный историк Евсевий в своей Церковной истории, Книга III, глава 28, говоря:

  1. Мы знаем, что в это время жил и глава другой ереси – Керинф. Гай, слова которого я приводил уже раньше, в своих рассуждениях пишет о нем».
  2. «И Керинф в откровениях, написанных будто бы великим апостолом, помещает лживые рассказы о чудесах, показанных ему ангелами; он говорит, что после воскресения наступит земное царство Христово и люди во плоти, вновь поселившиеся в Иерусалиме, будут рабами желаний и наслаждений. Враг Писания, он, желая обмануть людей, говорит, что тысячелетие пройдет в брачном празднестве».
  3. И Дионисий, бывший в наше время епископом Александрийским, во 2-й книге «Об обетованиях», говоря об Иоанновом Откровении, так вспоминает об этом человеке, следуя древнему преданию:
  4. «Керинф, создатель ереси, названной по его имени «керинфовой», напутствовал свои выдумки внушающим доверие названием. Вот основное в его учении: земным будет царство Христово;
  5. И поскольку сам любил он плоть и был очень чувствен, – и можно будет жить, как он мечтал: желудок и то, что ниже его, будут вполне удовлетворены едой, питьем и брачным сожитием. Все это он думал облагообразить, называя празднествами, приношениями, жертвами, под видом которых, как он думал, он мог бы потворствовать своим аппетитам с большей грацией.
  6. Так говорит Дионисий. Ириней же в 1-й книге своего сочинения «Против ересей» сообщает подробности о его гнусном лжеучении, а в 3-й передает рассказ, забвения не заслуживающий. Ссылаясь на Поликарпа, он рассказывает, что апостол Иоанн пришел однажды помыться в баню, но, узнав, что тут же находится и Керинф, вскочил с места и выбежал вон: не мог он оставаться под одной с ним кровлей. И спутников уговаривал поступить так же: «Бежим, как бы не обрушилась баня, там ведь находится враг истины Керинф».

Большая часть протоколов Второго Вселенского Собора 381 года н.э. была утеряна, но мы знаем, что этот Собор осудил Аполлинария Милленариста, а также осудил его хилиазм. В Примечании 41 Второго Вселенского Собора говорится:

[41] Введен в заблуждение словами в гл. 20 Книги Откровения (ст. 3-7), где говорится, что сатана был заключен и связан на тысячу лет и что праведники, участвовавшие в первом воскресении, царствовали вместе со Христом как цари в течение тысячи лет. Многие люди воображали, что после второго пришествия и всеобщего суда праведники будут царствовать здесь, на земле, как цари, в течение тысячи лет вместе со Христом, а затем вознесутся на небеса, и по этой причине их назвали милленаристами или миллениалистами. Было два вида милленаристов. Ибо некоторые из них говорили, что в течение этой тысячи лет они должны наслаждаться всеми телесными удовольствиями; эти люди были последователями Керинфа, ученика Симона, в первом веке, и маркионистами во втором веке христианской эры. Другие говорили, что они должны наслаждаться не страстными удовольствиями, а скорее интеллектуальными удовольствиями, подобающими разумным человеческим существам, лидером которых был Папий, епископ Иерапольский (в Евсев. Эккл. История, книга 3, гл. 34) и другие. Отсюда очевидно, что Аполлинарий стал таким милленаристом первого вида, как ясно из того, что говорит святой Василий Великий (письмо 332), и из того, что говорит Богослов (Беседа 51), и из того, что говорит Иероним (Книга 18 об Исаии). По этой причине, в опровержение этой ереси, Собор добавил к Символу веры Никейского Собора то утверждение, которое он позаимствовал из фразы, которую Архангел Гавриил изрек Богородице: “И царству Его не будет конца” (Луки 1:33). Что касается тысячи лет, о которых говорит св. Иоанн, они не произойдут после второго пришествия Христа, и Царство Господне не поддается описанию ни в годах, ни в пище и питье, как сказал святой Павел (Рим. 14:17): но, напротив, следует понимать тысячу лет, по мнению сведущих в богословии, означающих промежуток времени, простирающийся от первого пришествия Христа до второго, в течение которого сатана был связан, согласно словам Господа, сказавшего: “Ныне суд мира сего; ныне будет изгнан правитель мира сего” (Иоанна 12:31). Первое воскресение, напротив, произошло для оправдания душ через умерщвление неверия и нечестия, о чем Христос сказал: “Слушающий слова Мои и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь” (Иоанна 5:24), и Апостол сказал: “Итак, если вы воскресли со Христом… о горнем помышляйте, а не о земном” (Кол. 3:1-2). И после того в этот промежуток времени произошло царствование праведников со Христом, являющееся их единением с Ним через (то есть посредством) Святого Духа, а также созерцанием и наслаждением Его божественным озарением, о котором Господь сказал: “ И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе” (Марка 9:1).”

Совершенно очевидно, что Второй Вселенский Собор осудил хилиазм и добавил к Никейскому Символу веры христианскую догму о том, что Царство Господне не будет где-то 1000 лет, но что у него не будет конца.

Святой Андрей Кесарийский, самый известный толкователь Книги Откровения, ясно говорит нам: “Под числом в тысячу лет ни в коем случае не разумно понимать такое количество (лет)…. Мы предполагаем, что число тысяча указывает либо на великое множество, либо на совершенство…. Следовательно, тысяча лет — это время от года воплощения Господа до пришествия Антихриста”. (Комментарий к Апокалипсису Андрея Кесарийского, гл. 60). И Св. Андрей Кесарийский продолжает: “Ибо, как было написано выше, нет необходимости понимать число тысяча (лет) так буквально. Ибо ни то, что говорится в Песнопениях: «человек положит тысячу сребреников за свой плод», ни «тысяча Соломону и двести тем, кто хранит его плоды», не означало этого числа, но (означает) великое количество и совершенство в жатве, точно так же, как здесь также подразумевается жатва веры в совершенство, после которой придет сын погибели, человек беззакония…” (подчеркивается в оригинале).

Святой Григорий Великий в своем труде “Мораль о Книге Иова” упоминает об этих тысячах лет, говоря: «Ибо числом в тысячу он обозначил не количество времени, а универсальность, с которой Церковь осуществляет господство».

Как ни странно, некоторые современные ученые утверждают, что Второй Вселенский собор (381) не осудил хилиазм как таковой, однако святой Григорий Богослов знал об этом, и он был председателем собора в течение короткого времени после смерти Мелетия Антиохийского. По мнению святого Григория, хилиазм Аполлинария был еще одним примером того, почему его нельзя было считать православным.

После второго столетия мы видим, что всеобщее мнение Церкви было направлено против хилиазма. Александрийские отцы выступали против хилиазма, начиная с ранних писателей и заканчивая самим святым Кириллом, так же как и каппадокийские отцы в Малой Азии и Августин на Западе. Святой Иероним (ок. 331-420) и Блаженный Августин (354-430) оба представляют собой реакцию против спекуляций о датировке конца света и буквализма в церкви, интерпретации апокалиптических образов.

В Прологе Охрида от 5/18 октября мы читаем:

“Вот еще один случай: в городе Арсиноя распространилась тысячелетняя ересь. Эта ересь учила, что Христос скоро придет, и Он установит земное царство на земле на тысячу лет. Во главе этой ереси стоял некий Коракион. Святой Дионисий отправился в Арсиною, чтобы переубедить милленаристов и предотвратить распространение этой ереси. На большом собрании милленаристов и истинных православных Дионисий дискутировал с Коракионом и другими лидерами милленаристов. Эти дебаты продолжались целых три дня. (Какое рвение проявляли древние христиане в исследовании истины!) Бог благословил их труд и усердие по молитвам святого Дионисия. В конце дебатов Коракион и все другие милленаристы отвергли свое лжеучение и приняли православное учение святого Дионисия”. (Святой Дионисий, епископ Александрийский +22 марта 264).

Непот, епископ Арсинои Египетской, потребовал буквального толкования всего, что он прочитал в Книге Откровения. Он чувствовал, что обетования Священного Писания следует толковать “более по-еврейски”, и верил в тысячелетие плотских благ на земле.

Книга Непота, которая также называлась «Опровержение аллегористов», не сохранилась, и мы знаем ее содержание только косвенно через Евсевия, который цитировал труд святого Дионисия Александрийского, критикующего учение Непота. Святой Дионисий Александрийский выступает против хилиазма в своих книгах «Об Обетованиях». Ст. Дионисий, обращаясь к египтянам, сказал: “Но поскольку они выдвигают определенную работу Непота, на которую они полагаются с уверенностью, как будто она неоспоримо доказывает, что на земле будет царствовать Христос, я признаюсь, что во многих других отношениях я одобряю и люблю Непота за его веру, трудолюбие и усердие в Священных Писаниях и за его обширное псалмопение, которым многие братья до сих пор восхищаются, и я отношусь к нему с еще большим почтением, потому что он почил раньше нас. Но истину нужно любить и чтить больше всего. И хотя мы должны безропотно хвалить и одобрять то, что сказано правильно, мы должны изучить и исправить то, что, по-видимому, написано неправильно… Но поскольку некоторые считают его работу очень правдоподобной, и поскольку некоторые учителя считают закон и пророков несущественными, и не следуют Евангелиям, и легкомысленно относятся к апостольским посланиям, в то время как они дают обещания относительно этого учения, как будто это какая-то великая скрытая тайна, и не позволяют нашим простым братьям иметь какие-либо возвышенные мысли о славном и поистине божественном явлении нашего Господа, и о нашем воскресении из мертвых, и о том, что мы собраны вместе с Ним и уподоблены ему, но напротив, побуждают их надеяться на малые и смертные вещи в Царстве Божьем и на такие вещи, которые существуют сейчас, поэтому это так необходимо, чтобы мы спорили с нашим братом Непотом, как если бы он здесь присутствовал”. Святой Дионисий Александрийский сказал, что хилиазм убеждает простого христианина “надеяться на то, что мелко и смертно и подобно настоящему в Царстве Божьем” (Евсевий, ОН 7.24.5).

Православные христиане хотят царствовать со Христом сразу после своей смерти. Апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: “Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (Филиппийцам 1:22-23).

Если мы вернемся к нашим собственным дням, то наши Отцы в Вере последних времен также выступали против хилиазма. Отче наш среди Святых, святитель Филарет Нью-Йоркский в Своем Втором Скорбном Послании пишет:

“ Где и когда Господь высказал обетование, что весь мир может быть объединен в Церкви? — Такая надежда есть надежда хилиастическая, для которой нет почвы в Св. Евангелии. Все люди призываются к спасению, но далеко не все на этот призыв отзываются. О христианах Спаситель говорил, как о данных ему от мира (Ин. 17, 6), и молился Он не обо всем мире, а об этих данных Ему от мира людях (Ин. 17, 11). И св. ап. Иоанн противополагает Церковь миру и призывает христиан: «Не любите мира. ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». (Иоан. 1, 15). О чадах Церкви Спаситель говорил, что «они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан. 17, 16). В лице Апостолов Спаситель предупреждал Церковь, что в мире она будет терпеть скорбь (Ин. 16, 38), и объяснял Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир.» (Ин. 15, 19).

Священное Писание указывает на большое различие между чадами Церкви и остальным человечеством. Апостол Петр, обращая слово к верующим во Христа и отличая их от неверующих, говорит им: «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 7-9). Слово Божье отнюдь не предвещает нам торжества правды на земле перед концом мира. Оно говорит нам не о преображении мира во всеобъединяющую Церковь, как о том мечтают последовательные экуменисты, а предупреждает об оскудении веры в последние дни, о большой скорби и о ненависти к христианам всех народов за имя Спасителя (Мф. 24. 9-12).”

Протопресвитер Георгий Граббе (впоследствии епископ Григорий), давний канонолог РПЦЗ, писал: “Так называемое ”богословие мира» — это, по сути, хилиастическая проповедь Царства Божьего на земле с помощью насаждения коммунистического социализма».

Богослов РПЦЗ и профессор Джорданвилльской семинарии архиепископ Сиракузский Аверкий (Таушев) в своей работе «АПОКАЛИПСИС: В УЧЕНИИ ДРЕВНЕГО ХРИСТИАНСТВА», опираясь на святоотеческие источники, говорит об Откровении 20:4:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Эта картина символически изображает царство христианской веры после свержения язычества. Те, кто принял на себя суд и воссел на престолах, — это все христиане, достигшие спасения, ибо им было дано обетование Царства и славы Христовой (I Фес. 2:12). Из этого хора святой Провидец Тайн особо выделяет “тех, которые были обезглавлены за свидетельство Иисуса и за Слово Божие”, то есть святых мучеников. Ст. Иоанн говорит: “Я видел души тех, кто был обезглавлен”. Из этого ясно, что эти святые, участвующие в тысячелетнем царствовании Христа, царствуют со Христом и вершат суд не на земле, а на небесах, ибо здесь говорится только об их душах, которые еще не соединены со своими телами. Из этих слов видно, что святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, и поэтому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их заступничества перед Христом, с Которым они царствуют.

”И они жили и царствовали со Христом тысячу лет”. Их “жизнь” носит нравственный и духовный характер. Святой Тайновидец называет это “первым воскресением” (стих 5), в то время как далее он говорит о втором телесном воскресении. Это царствование святых со Христом будет продолжаться до окончательной победы над темными нечестивыми силами во главе с Антихристом. Тогда произойдет воскресение тел, и начнется последний страшный Суд, когда души святых воссоединятся со своими телами и будут царствовать со Христом вечно. 20:5 Но остальные умершие не ожили снова, пока не закончилась тысяча лет. Это первое воскресение.

“Выражение “не ожили снова” означает темное и тяжелое состояние душ нечестивых грешников после телесной смерти. Это продолжается “до тех пор, пока не закончится тысяча лет”. Как и во многих других местах Священного Писания, эта частица “пока” (по-гречески eos) не означает продолжения действия только до определенной границы; напротив, это полное отрицание какого-либо предела (см., например, Мф. 1:25). Другими словами, это означает, что нечестивым мертвецам навсегда отказано в благословенной жизни.

«20:6 Блажен и свят имеющий участие в первом воскресении: над такими вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

“Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и две смерти: первая жизнь временная и плотская из-за нарушения заповедей, в то время как вторая — это вечная жизнь, обещанная святым за соблюдение Божественных заповедей. Соответственно этому есть два вида смерти: одна плотская и временная, а другая вечная, как наказание за грехи, которая есть Геенна огненная” (Св. Андрей, гл. 62). Следовательно, понятно, что если здесь, на земле, человек жил во Христе Иисусе и предстал перед Ним после первой смерти (то есть телесной смерти) с горячей верой в Него и исполненный Его благодати, тогда ему не нужно бояться второй смерти, то есть Геенны огненной.”

И снова в том же произведении архиепископ Аверкий заявляет:

“Однако следует отдавать себе отчет в том, что ни в его первой, ни во второй форме учение хилиазма не может быть принято православным христианином по следующим причинам:

  1. Согласно учению хилиастов, воскресение мертвых произойдет дважды: первый, за тысячу лет до конца света — когда воскреснут только праведники; и второй, в самом конце света, когда воскреснут и грешники. Однако Христос Спаситель ясно учил только об одном всеобщем воскресении мертвых, когда воскреснут и праведники, и грешники, и все получат свое окончательное воздаяние (Иоанна 6:39-40; Мф. 13:37-43).
  2. Слово Божье говорит только о двух пришествиях Христа в мир: первое в смирении, когда Он пришел искупить нас; и второе во славе, когда Он явится судить живых и мертвых. Хилиазм вводит еще одно — третье пришествие Христа за тысячу лет до конца света. Слово Божье не знает ничего подобного.
  3. Слово Божье учит только о двух царствах Христа: Царстве Благодати, которое будет продолжаться до конца мира (1 Кор. 15:23-26), и Царстве Славы, которое начнется после Страшного Суда и не будет иметь конца (Луки 1:33; II Петра 1:11). Хилиазм, однако, допускает еще третье, так сказать, среднее царство Христа, которое продлится всего тысячу лет.
  4. Учение о чувственном царстве Христа явно противоречит Слову Божьему, согласно которому Царство Божье — это не “пища и питье” (Рим. 14:17); ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж ( Мф. 22:30); обряды закона Моисея имели лишь прообразное значение и были навсегда отменены более совершенным законом Нового Завета (Деяния 15:23-30; Рим. 6:14; Гал. 5:6; Евр. 10:1). Некоторые древние учителя Церкви — Иустин, Ириней и Мефодий — придерживались хилиазма только как личного мнения. В то же время были те, кто решительно восстал против этого, такие как Гай Пресвитер Римский, святой Дионисий Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, святой Василий Великий, святой Григорий Богослов, святой Епифаний, блаженный Иероним и блаженный Августин. Придерживаться хилиазма даже как частного мнения стало недопустимым после того, как Церковь на Втором Вселенском соборе в 381 году осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетнем царствовании Христа. В то же время это было подтверждено введением в Символ веры слов «Царству Его не будет конца». Нужно также знать, что Апокалипсис — это глубоко мистическая книга, и поэтому понимать и интерпретировать буквально содержащиеся в нем пророчества — особенно если такое буквальное понимание противоречит другим отрывкам Священного Писания — полностью противоречит правилам герменевтики. В таких случаях правильно искать в запутанных отрывках метафорический или аллегорический смысл.

«20:7-8 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской».

Под “освобождением сатаны из его тюрьмы” следует понимать явление Антихриста перед концом света.”

Как истинные православные христиане, мы должны придерживаться учения Вселенских Соборов и того, чем всегда было единодушие Святых Отцов Церкви. Поэтому совершенно неприемлемо, особенно после Второго Вселенского Собора, чтобы православный христианин верил в хилиазм. Давайте вернемся к архиепископу Аверкию, чтобы кратко и окончательно изложить, почему особенно необходимо бежать от хилиазма в эти злые времена:

“В некоторых своих моментах – особенно в ожидании блаженной жизни в этом мире – такое умонастроение очень напоминает широко распространенную ересь первых веков христианства, называемую хилиазмом. Это ожидание тысячелетнего (этого мирского) царствования Христа на земле; поэтому современное проявление этой ереси можно назвать “неохилиазмом”.

Следует знать и иметь в виду, что хилиазм был осужден Вторым Вселенским Собором в 381 году; и поэтому верить в него сейчас, в двадцатом веке, даже частично, совершенно непростительно. Кроме того, этот современный “неохилиазм” намного хуже древней хилиастической ереси в том, что в его основе, несомненно, лежит неверие в жизнь грядущего века… и страстное желание достичь блаженства здесь, на земле, используя все улучшения и достижения материального прогресса нашего времени. Это лжеучение наносит страшный вред, усыпляя духовную бдительность верующих и внушая им, что конец света далеко (если на самом деле будет конец), а потому нет особой необходимости бодрствовать и молиться, к чему Христос Спаситель постоянно призывал Своих последователи (ср. Мф. 26:41), поскольку все в мире постепенно становится все лучше и лучше, духовный прогресс идет в ногу с материализмом. И все ужасные явления, которые мы наблюдаем в настоящее время, являются временными; все случалось раньше, и все в конечном счете пройдет, и на смену ему придет необычайный расцвет христианства, в котором, конечно же, экуменисты займут главные и самые почетные места.

Таким образом, все в порядке! Не нужно трудиться над собой, и никакой духовной борьбы не требуется; посты могут быть отменены. Все наладится само собой, пока «Царство» (василея) Божье не будет окончательно установлено на земле со всеобщим земным удовлетворением и блаженством.

Братья! Разве не ясно, где следует искать конечный источник этого заманчивого лжеучения? Кто внушает все эти мысли современным христианам с целью ниспровержения всего христианства? Как заразной чумы, как огня, мы должны бояться этого “неохилиазма”, который так глубоко противоречит учению Слова Божьего, учению Святых Отцов и всему многовековому учению нашей Святой Церкви, благодаря которому многие, многие тысячи праведных были спасены.

Без духовной борьбы нет и не может быть истинного христианства! Поэтому наш путь лежит не со всеми современными движениями, ни с экуменистами, ни с “неохилиастами“.

Наша вера — это вера святых подвижников, апостольская вера, вера Отцов, Православная Вера, которая сделала непоколебимым весь мир. Этой веры и только этой веры мы будем твердо придерживаться в эти злые дни, в которые мы сейчас живем. Аминь”.

(Проповеди и речи, т. III, стр. 259-265, и появилась в «Православной жизни», том 31, №2, стр. 23-25.)

Источник:https://trueorthodox.eu/