Катакомбная церковь в Уфе («дело уфимских церковников»)
На рубеже 1920 — 1930-х годов сильные группы православных катакомбников имелись в Костроме, Юрьев-Польском, Рыбинске, Самаре и Ярославле. Главными центрами этого движения на Урале стали Уфа и Оренбург.
«Для понимания трактовки чекистами происхождения и сущности феномена ИПЦ интересны определения из циркуляра по делу «Скит» начальника УНКГБ по Сталинской области УССР полковника Демидова от 12 октября 1945 г. ИПЦ, писал он подчиненным, появилась в результате того, что «реакционная часть духовенства и верующих тихоновской ориентации расценила обращение впоследствии патриарха Сергия как предательство и переход церкви на сторону советской власти», ушла в подполье и ведет борьбу с «мероприятиями соввласти и церковью патриаршей ориентации». ИПЦ не признает власти, ее члены не вступают в колхозы, уклоняются от воинской службы, «не посещают культурных и увеселительных учреждений»»
Многочисленные выступления верующих против закрытия церквей, антиколхозная агитация, распространение листовок под заголовками «Долой советскую власть!» или «Берегись, советский работник!» вызвали массовые аресты участников движения в мае-июне 1931 года.
После задержания духовенства и мирян следствие объединило все судебные процессы в групповые дела по отдельным городам, обозначив их как областные филиалы Истинно Православной Церкви. По версии следствия, руководителем уфимской группы являлся епископ Сергий (Никольский), а оренбургскую группу возглавлял епископ Вениамин (Троицкий), приглашенный на одно из собраний духовенства и верующих весной 1929 года, где он выступил с осуждением Декларации Сергия и призвал верующих к объединению.
Священник Петр Варламов, настоятель храма с. Преображеновка Стерлитамакского уезда. Арестован 27 мая 1929 г., расстрелян 9 марта 1930 г.
Следствие установило, что «уфимский филиал» состоял из 16-и ячеек, объединяющих духовенство и мирян Уфы, а также 10-и ячеек в деревнях и селах республики.
В материалах дела отмечалось, что уфимское духовенство осуществляло постоянную связь через епископа Марка (Новоселова) со Всесоюзным Центром Истинно Православной Церкви, а через архиепископа Димитрия (Любимова) – с иосифлянами, а также с самарским и оренбургским катакомбным духовенством.
Основным обвинением против арестованных стала агитация против вступления в колхозы и кооперацию, а также призывы к насильственным действиям против представителей власти. Подтверждалось это многочисленными заявлениями подставных свидетелей, показавших, что на церковных проповедях и во время исповедей священники якобы убеждали верующих уничтожать посевы и травить скотину. Рядом со лжесвидетельствами шли реальные факты неповиновения и сопротивления антицерковной деятельности властей.
Особенно много материалов было собрано следствием против игуменьи Авдотьи (Панферовой), которая слыла среди верующих пророчицей.
Разъезжая по деревням и селам, она убеждала верующих «не иметь никакого молитвенного общения с попами, которые признают антихристову советскую власть, так как они – изменники православия». Один из священников, принужденный следствием к сотрудничеству, дал показания, что игуменья потребовала от него «произнесения покаяния в том, что я отрекусь от митрополита Сергия, как служителя антихристовой власти».
Священник Вениамин Юновидов с прихожанами. Расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1930 г.
После окончания следствия арестованным были предъявлены обвинения, все они были приговорены к исправительно-трудовым лагерям или ссылке на пять-десять лет. Некоторые из обвиняемых, успевшие скрыться, были осуждены заочно.
Несколько слов нужно сказать об уже упоминавшемся Евгении Александровиче Тучкове, начальнике III-го отделения Секретно-Политического Отдела ОГПУ. Именно он являлся одним из главных организаторов процессов против катакомбной церкви. 1 сентября 1931 года один из руководителей ОГПУ Я.С. Агранов, ходатайствуя о его награждении, дает ему такую характеристику:
«Секретно. Е.А. Тучков… в органах ВЧК-ОГПУ работает с 1918 года. Участвовал в 1919 г. в подавлении и ликвидации восстания в Башкирии. Под руководством тов. Тучкова и его непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других течений). В этой работе он добился блестящих успехов.
При его непосредственном участии проводилась в 1921 году работа по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. В 1923-25 гг. им были проведены два церковных собора (Всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к Соввласти…
Благодаря энергичной работе тов. Тучкова была раскрыта и ликвидирована в конце 1930 г. Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь», опиравшаяся в своей антисоветской деятельности на черносотенно-клерикальные круги. Организация имела множество своих филиалов – 300 повстанческих ячеек, огнестрельное и холодное оружие.
Стоящий во главе этой организации церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором Лосевым, Новоселовым, епископом Иосифом и др. – ставили своей задачей объединение под флагом церкви всех контрреволюционных сил для свержения Советской власти и реставрации монархии… Ходатайствую о награждении тов. Тучкова Евгения Александровича орденом «Красное Знамя».
Начальник Секретно-Политического Отдела ОГПУ – Агранов».
…В октябре 1932 года массовые аресты в епархии повторились, но основной вал арестов и казней был еще впереди.
На рубеже двадцатых-тридцатых годов сильные группы православных катакомбников имелись в Костроме, Юрьев-Польском, Рыбинске, Самаре и Оренбурге. Одними из главных центров этого движения в Поволжье и Предуралье стали Ярославль и Уфа.
9 февраля 1931 года митрополит Сергий обратился с посланием к Советскому правительству, выражая протест против массового закрытия церквей и арестов священнослужителей. Он ходатайствует о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ.
Вслед за этим кампания по закрытию церквей на некоторое время приостанавливается. Даются некоторые временные послабления. Русская Православная Церковь (Московского Патриархата, как она любит себя называть , прим. ред.)получает разрешение на издание официального церковного органа, «Журнала Московской Патриархии», – он выходил в течение четырех лет, издано было в общей сложности двадцать четыре номера.
В Уфе в это время проходит областное партийное совещание по антирелигиозной работе. Из Москвы известие – взорван московский храм Христа Спасителя. Вся подготовка к взрыву велась втайне от населения. В целях сохранения секретности у сотрудников треста «Дворецстрой» брали письменные обязательства не разглашать содержание работ, а в случае нарушения обязательства виновный подлежал «суровой ответственности во внесудебном порядке, согласно секретному Постановления Президиума ЦИК СССР».
За чтением газеты «Безбожник у станка». Фото начала 1930-х гг.
13 июня 1931 гола выходит постановление Президиума ЦИК СССР «О закрытии и сносе храма Христа Спасителя в городе Москве»: «Принимая во внимание, что участок, на котором находится здание храма Христа Спасителя, подлежит застройке домом съездов, руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года (о религиозных объединениях), указанную церковь закрыть, а здание снести». 5 декабря 1931 года храм был взорван.
Репрессии нарастают с новой силой. Союз воинствующих безбожников начинает «безбожную пятилетку», результатом которой должно стать полное уничтожение религии в СССР. Публично ни Е.М. Ярославский, ни кто-либо из руководства Союза с заявлениями об этом не выступал, однако план ликвидации религии к 1937 г. существовал – его составили воинствующие безбожники из Антирелигиозной комиссии.
По этому плану, реконструированному профессором С.Н. Савельевым, к 1932-1933 годам должны закрыться все храмы; к 1933-1934 годам исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей; к 1934-1935 годам страну, прежде всего молодежь, необходимо охватить тотальной антирелигиозной пропагандой; к 1935-1936 годам должны исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители; к 1936-1937 годам религию требовалось изгнать из самых укромных ее уголков…
Историческая справка
1930 Начало ухода в катакомбы значительной части священнослужителей и мирян, отделившихся от митрополита Сергия. Молельные дома организуются скрытно, по принципу конспиративных квартир. Многочисленные нелегальные церковные группы возникают в местах ссылки архиереев.
В Уфимской епархии закрыты все монастыри.
Взорван пятиглавый Благовещенский храм бывшего Уфимского Благовещенского женского монастыря, развалины разобраны на кирпичи.
1931-1932 Аресты и суды над священнослужителями и мирянами Уфимской епархии по делу об Уфимском филиале Истинно Православной Церкви.
1934 Массовые преследования влиятельных священнослужителей. Арестованы архиепископы Дамиан (Воскресенский) и Феофил (Богоявленский), епископ Афанасий (Сахаров), протоирей Р. Медведь и др.
1935, 18 мая Роспуск митрополитом Сергием Временного Патриаршего Синода в связи с арестом большинства его членов. Управление епархиями осуществляется им с помощью епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского).
1936, 22 декабря Местоблюстителем Патриаршего Престола становится митрополит Сергий (Страгородский), к этому времени уже более десяти лет реально возглавлявший «Русскую Церковь» (созданную большевиками, прим ред.).
1936-1937 Гонения на Церковь достигают своею пика, встает вопрос о самом существовании Православной Церкви в СССР.
1937 Всероссийская перепись населения, итоги которой показывают, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими.
Новая волна репрессий: расстреляны митрополиты Серафим (Чичагов), Кирилл (Смирнов) и Иосиф (Петровых), архиепископ Феодор (Поздеевский), епископ Григорий (Лебедев), протоиреи А. Хотовицкий и Д. Баянов, священник, известный русский философ П. Флоренский и многие другие. 10 октября расстрелян патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский).
Уфимское епархиальное управление ликвидировано. Приходы Уфимской епархии перешли под управление епископа Куйбышевского.
Катакомбная церковь в Уфе
Автор Сергей Синенко
По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.
Источники: https://posredi.ru, https://pravlife.org, https://www.solovki.ca/
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.