ЧЕКИСТЫ В РЯСАХ: ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КГБ
КИТ АРМС*
Из всех центральных учреждений России только Русская Православная Церковь и органы безопасности пережили крах коммунистической системы. На самом деле, за последние шесть лет во всем бывшем Советском Союзе произошло впечатляющее возрождение религиозной жизни. Несмотря на это возрождение, институт церкви, в частности Московский Патриархат, испытывает трудности с сохранением своей идентичности и авторитета после семидесяти лет верного служения Коммунистической партии.
Сегодня церковь сталкивается не только с уродливым подтверждением активной роли КГБ в ее повседневных делах и личной коррупцией некоторых из ее высших руководителей, но и с созданием независимой украинской церкви, попыткой заручиться лояльностью своей паствы со стороны Русской Православной Церкви за рубежом, вторжением хорошо финансируемых протестантских евангелистов и негативной реакцией на ее экуменическую политику. Таким образом, с одной стороны, Русская Православная Церковь может отпраздновать свои недавние достижения: 6000 вновь открытых церквей с 1987 года; назначение духовников в казачьи части, что может привести к их интеграции в вооруженные силы; и политическое восхождение бывших церковных диссидентов, таких как отец Глеб Якунин, на законные должности в правительстве. С другой стороны, высшие чины института остаются в тени и отмечены историей преданности светской политике.
Открытие некоторых архивов КГБ с августа 1991 года впервые предоставило четкие доказательства подчинения православной иерархии советскому правительству. Журналисту-расследователю Александру Нежному удалось установить тесную связь между рядом епископов и “органами” и установить личности причастных епископов на основе хронологии зарубежных миссий, предпринятых иерархами по указанию КГБ, и ссылок на имена агентов (клички), под которыми они были известны. В частности, в настоящее время установлена принадлежность к КГБ трех видных иерархов: недавно свергнутого митрополита Киевского Филарета (кодовое имя “Антонов”).
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возглавлявший отдел внешних связей патриархии (кодовое имя “Адамант”), и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, руководитель издательского отдела патриархии (кодовое имя “Аббат”). Также установлено, что нынешний патриарх Алексий II служил в КГБ под поэтическим псевдонимом.
* Кит Армс-заместитель директора Института по изучению конфликтов, идеологии и политики Бостонского университета. Скачать на английском.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КГБ “Черный дрозд” (Дроздов).
Расследования, проведенные в архивах КГБ Львом Пономаревым, председателем недолговечной Комиссии Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств путча, и отцом Глебом Якуниным, который был членом этой комиссии, ясно показывают, что цепочка управления церковью проходила непосредственно от Политбюро через Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, в Совет Министров СССР по делам религий и, наконец, в КГБ, в котором было специальное подразделение (Четвертый отдел Пятого управления) по вопросам религии. Существует множество свидетельств контроля КГБ за деятельностью церкви за рубежом и его успеха в обеспечении того, чтобы Всемирный совет Церквей (ВСЦ) последовательно занимал позиции, выгодные советскому руководству. Так, в 1980 году в докладе КГБ, подписанном главой Четвертого отдела, говорится: «… генеральный секретарь Всемирного совета Церквей Филип Поттер был в Москве в качестве гостя Московского Патриархата. Благоприятное влияние на него оказали агенты” Святослав», «Адамант», «Михайлов» и «Островский». Была получена информация, представляющая оперативный интерес, о деятельности ВСЦ».
В 1983 году КГБ направил 47 агентов [!] для участия в Генеральной ассамблее ВСЦ в Ванкувере. В следующем году из отчетов КГБ становится ясно, что уругвайец Эмилио Кастро был избран генеральным секретарем ВСЦ при содействии его агентов, присутствовавших на заседании отборочной комиссии.
На крупной конференции Православной Церкви в Москве в 1988 году “ситуация среди участников была проверена” тайными средствами, и “было принято положительное коммюнике, в котором епископат Русской Православной Церкви дал принципиальную оценку деятельности религиозных экстремистов [диссидентов] в нашей стране”. КГБ отчитался о своей работе на заседании ВСЦ в июле 1989 года в Москве: “В результате проведенных мероприятий было принято восемь публичных заявлений и три официальных письма, которые соответствовали политической линии социалистических стран … Благодаря нашим агентам было оказано положительное влияние на иностранцев, и были получены дополнительные идеологические и личностные данные, [а также] информация об их политических взглядах и позициях, которые они занимали в своих странах. Состоялось множество интервью, которые были благоприятны для нас”.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
Факсимильный документ, датированный ноябрем 1987 года и опубликованный бывшим офицером КГБ Станиславом Левченко, разительно свидетельствует о масштабе партийного контроля над делами Православной церкви. Согласно этому документу, для направления церковью священников на служение в православные приходы в Бразилии и Уругвае требовалось одобрение Министерства иностранных дел, КГБ, Совета по делам религий (в лице его председателя Константина Харчева) и Отдела пропаганды ЦК КПСС.
1) Имеются доказательства того, что сотрудники КГБ направлялись учиться в семинарии за рубежом, чтобы стать священниками и служить в Советском Союзе.
2) КГБ уделял особое внимание отношениям с Ватиканом. Доклад 1989 года полковника В. Тимошевского, главы Четвертого отдела КГБ, утверждает: “Наиболее важными поездками были поездки агентов «Антонов», «Островский» и «Адамант» в Италию для переговоров с Папой Римским по вопросам будущих отношений между Ватиканом и Русской Православной Церковью, в частности по проблемам униатов».
3) Отдел внешних связей патриархии почти полностью состоял из агентов КГБ. Главный идеолог департамента Буевский, почтенного вида офицер КГБ, по крайней мере, в последние годы, отвечал за написание публичных заявлений патриарха и восхвалений сменявших друг друга национальных лидеров с 1946 года.
4) Известный священник отец Георгий Эдельштейн заявил, что половина священнослужителей были открытыми или скрытыми сотрудниками КГБ до конца эпохи Горбачева. Он подтвердил, что иерархия брала крупные взятки от священников, добивавшихся перевода в богатые приходы, и от кандидатов на епископство. Отец Эдельштейн комментирует: “Знаете ли вы, где заканчивается наша современная церковь и начинается КГБ? Единственная разница заключалась в том, что на некоторых были клобуки, а на некоторых погоны”.
5) До самого недавнего времени в поведении некоторых членов епископата не было и следа исправления. В 1990 году группа студентов обратилась к епископу Челябинскому за помощью в организации православной молодежной группы по уходу за новообращенными. Он запросил список организаторов, который затем отправил в местный КГБ. КГБ, однако, написал ответ епископу, сообщив ему, что в их обязанности больше не входят такие “внутренние дела”, и передал копии переписки в городской совет для публикации.
6) Отец Глеб Якунин заявил, что в высшей церковной иерархии девять из десяти были агентами КГБ.
7) Примечательно, что ни один из видных епископов, присутствовавших на конференции в Москве 19 августа 1991 года, не осудил путч. Никто не пришел в Белый дом, чтобы благословить его защитников, которые столкнулись со смертью, защищая законное правительство России от попытки свержения военными силами.
8) Разумно предположить, что многие иерархи были завербованы КГБ в семинарии—или даже изначально отправлены в семинарию под их покровительством “ … ни один из видных епископов, присутствовавших на конференции в Москве 19 августа 1991 года, не осудил путч. Никто не пришел в Белый дом, чтобы благословить его защитников …”
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КГБ
Те, кто носил погоны с самого начала отмечены выдающейся церковной карьерой. Для этих людей религиозная практика означала поиск и достижение теплых мест и высоких предпочтений. Однако до сих пор отсутствуют документальные доказательства такой вербовки. В январе 1992 года следственным комиссиям Верховного Совета было отказано в дальнейшем доступе к архивам с одобрения председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова после того, как встретились председатель Службы внешней разведки России Евгений Примаков и Патриарх Алексий.
9) Особенно пагубным для авторитета и морального статуса православной иерархии является степень, в которой нынешний (прошлый, прим. ред) патриарх морально скомпрометирован карьерой подчинения Политбюро. Согласно архивам КГБ, в феврале 1988 года председатель КГБ наградил Алексия II “Почетной грамотой” за успешное выступление.
10) В 1965 году, будучи архиепископом Таллиннским, Алексий потребовал, чтобы архиепископ Калужский Гермоген, который в то время, несомненно, был самым мужественным из всех епископов Московского Патриархата, ушел в вынужденную отставку за подписание протеста против соучастия Синода в кампании Советского правительства по закрытию церквей.
11) Поведение патриарха во время августовского переворота было классическим случаем выжидания. После того, как первоначально ему не удалось осудить путч, на следующий день он опубликовал тщательно взвешенное заявление: “[Ситуация] беспокоит совесть миллионов наших соотечественников, которые начинают сомневаться в законности недавно созданного Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям. . .Мы надеемся, что Верховный Совет СССР даст принципиальную оценку и примет решительные меры для стабилизации ситуации в стране”. Алексий прекрасно понимал, что в ближайшем будущем не было ни перспективы заседания Верховного Совета, ни возможности для принятия “решительных мер». Только во второй половине дня 21 августа патриарх, почувствовав, в какую сторону дует ветер, согласился подписать обращение, в котором осуждалось пролитие лидерами путча невинной крови и отвергалась коммунистическая идеология.
12) Несмотря на неоднократные призывы к публичному и формальному выражению раскаяния за его раболепие перед коммунистическим руководством и ложь, Алексий всегда отказывался публично покаяться. Для тех, кто все еще надеялся на перемены на самом высоком уровне иерархии, недавний эпизод оказался особенно обескураживающим. Существуют неоспоримые доказательства того, что в последние месяцы Патриарх Алексий лгал, отрицая обвинения в том, что в ноябре 1991 года он обратился к американскому заместителю государственного секретаря, чтобы оказать давление на «Голос Америки», чтобы он изменил свою программу о Русской Православной Церкви.
13) Патриарх почувствовал побуждение совершить этот экстраординарный демарш из-за своей обеспокоенности “предвзятостью в отношении патриархата”, проявленной в программах, подготовленных видным священником Русской Православной Церкви за рубежом отцом Виктором Потаповым.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
Церковь в Украине
Карьера митрополита Киевского и Галицкого Филарета также нанесла серьезный ущерб моральному облику церкви. Продвижение по иерархии Филарета было необычайно быстрым, и он был последовательно назначен епископом Венским и Австрийским, а затем ректором Московской духовной академии. Не кто иной, как сам Константин Харчев, бывший глава Совета по делам религий, снятый в 1989 году за чрезмерную самостоятельность, подтвердил связь Филарета с КГБ: “В противном случае он никогда бы не смог пробиться на лидирующие позиции в Русской Православной Церкви”. Как избранный местоблюститель Патриаршего престола, он, казалось, был обречен стать следующим патриархом. Однако именно Алексий был возведен на эту должность в 1990 году. Харчев считает, что деятельность митрополита была образцовой с точки зрения удовлетворения требований советского правительства. “С точки зрения партийного чиновника … Филарет был самым грамотным из всех членов Священного Синода. Все задачи, которые мы перед ним ставили в области международных отношений, он блестяще выполнял … Он был превосходным исполнителем … Естественно, все сводилось к защите и отстаиванию позиции партии. Ну, вы знаете: ”На церковь никакого давления нет, церковь в нашей стране свободно ведет свои дела», другими словами, простите за выражение, «бред серой кобылы».
14) Если бы не пагубные последствия для церкви, Филарет выглядел бы колоритным персонажем, прелатом, который был бы не лишним на берегу Тибра, когда в моде были разрезанные дуплеты и гульфики. Он управлял своей экзархией железной рукой, изгоняя и запрещая священников, которые осмеливались критиковать его. Князь церкви открыто живет с женщиной, известной церковному братству как “Первая леди Экзархии”—или менее почтительно как “Иродиада”,—от которой, несмотря на монашеские обеты целомудрия, у него было трое детей. Его супруга открыто посещает церковные церемонии в его компании и, как широко считается, она отвечает за назначения на церковные должности в Украине, вплоть до рукоположения архиереев.
15) При старом режиме в Украине, когда национализм преследовался, Филарет поносил лидеров Руха как “бандитов” и “провокаторов » и участвовал в выборах в КПСС. Он запретил своему духовенству проповедовать на украинском языке. Однако по мере того, как росла сила украинского движения за независимость, Филарет понял, где находится будущее, и поспешил послужить новому устроению, нападая на великорусский шовинизм Московского Патриархата.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КГБ
В то же время Филарет провел ожесточенную кампанию против главного соперника-Украинской Автокефальной церкви, которая была создана в 1989 году. В настоящее время эту церковь возглавляет больной 93-летний Патриарх Мстислав, который остается жителем Соединенных Штатов. Хотя ее каноничность не признается другими православными, церковь добилась значительных успехов в завоевании приходов Украинской Православной Церкви, находящихся под юрисдикцией Московского Патриархата, а также в обеспечении финансовой поддержки своей деятельности из-за рубежа.
По мере того как Украина добивалась политической независимости от Москвы, Филарет быстро превратился из убежденного сторонника советского интернационализма и московского правления в ярого украинского националиста. В 1985 году Филарет, все еще верный союзник члена Политбюро и давнего партийного лидера Украины Владимира Щербицкого, отклонил предложение об автономии. Однако, чтобы укрепить свои позиции среди украинских националистических политических сил, осенью 1990 года он получил автономный статус Украинской Церкви от Москвы и, естественно, продолжал оставаться ее главой.
Президент Леонид Кравчук полностью осознал ценность Филарета для своего режима и предложил Патриарху Алексию II сделать новую Украинскую Православную Церковь автокефальной, а Филарета возвысить до главы новой церкви. Несмотря на политическое обращение Филарета и его политических союзников на самом высоком уровне, в прессе и внутри его собственной церкви продолжалось огромное давление с целью заставить его уйти в отставку, включая публичное обращение восьми украинских епископов с просьбой сложить с себя полномочия. Патриарх Алексий по-прежнему не желал предпринимать никаких действий против Филарета, хотя его скандальное управление экзархией и личное поведение нанесли ущерб возрождающейся церковной жизни в Украине и приобрели дурную славу всей иерархии.
Наконец, в апреле 1992 года Филарет объявил о намерении подать в отставку, а через месяц на Архиерейском соборе в Москве он дал формальное обещание уйти — которое, однако, взял обратно немедленно по возвращении в Киев, заявляя, что подвергся жесточайшей моральной пытке. Вслед за этим Синод Церкви в Москве отменил церковные полномочия Филарета и пригрозил ему архиерейским судом. Филарет все еще отказывался уйти в отставку, и в июне другой архиерейский собор отстранил его от должности главы Украинской Православной Церкви и отменил его рукоположение. Неустрашимый Филарет в ответ призвал Константинопольского Патриарха осудить эту акцию и объявить Украинскую Церковь полностью независимой от Москвы.
Но более ошеломляющее проявление политической виртуозности Филарета было еще впереди. На совместной пресс-конференции 25 июня 1992 года с митрополитом Украинской Автокефальной Церкви Антонием Филарет объявил, что его церковь и Украинская Автокефальная Церковь образуют Единый Киевский Патриархат.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
Патриарх Мстислав, все еще находящийся в Соединенных Штатах, должен был стать главой Объединенного Патриархата, в то время как митрополит Филарет займет Патриарший престол в Киеве в качестве его Местоблюстителя. К изумлению православного мира, Филарету и Автокефальной Церкви удалось преодолеть свою яростную вражду, чтобы объединить силы против Московского Патриархата. Эффектный переход Филарета на другую сторону позволил ему практически захватить авторитет украинской националистической церкви на украинской земле после того, как он сжег все свои мосты в отношениях с Москвой. Продолжая кампанию за свободу украинской церкви от притязаний Московского патриархата, Филарет позиционировал себя как твердого сторонника режима Кравчука. Кроме того, теперь, когда антимосковские церковные силы в Украине объединились, гораздо более вероятно, что Вселенский Патриарх в Константинополе в конечном итоге согласится предоставить канонический статус переустроенному Киевскому патриархату, ныне представляющему собой единственную национальную церковь в Украине. В свою очередь, можно ожидать, что обладание каноничностью побудит большое число священников, которые из-за своей ненависти к Филарету ранее не решались покинуть Московский Патриархат, чтобы присоединиться к новой исконно украинской юрисдикции.
16) Чрезвычайные трудности, с которыми столкнулся Московский Патриархат при отстранении митрополита, вызвавшего глубокий скандал и дискредитацию церкви, свидетельствуют о нежелании епископата иметь дело с разрушительным наследием советской эпохи. Напрашивается вывод, что Филарет знает многое из того, что его церковные коллеги крайне неохотно раскрывают. До тех пор, пока члены нынешнего Московского Патриархата будут скрывать свое прошлое поведение, они будут оставаться уязвимыми для давления со стороны тех, кто предпочел бы не вскрывать язвы на теле церкви.
Пока московская иерархия, возглавляемая Алексием, продолжает ставить под угрозу моральную репутацию церкви, не может быть и речи о личной преданности своей пастве подавляющего большинства рядового духовенства. Приходских священников часто переполняют призывы новых активных верующих давать наставления и совершать церковные обряды. Уже существующая серьезная нехватка священников усугубляется тем фактом, что исторически большинство семинаристов были выходцами из Украины. С ростом украинских националистических настроений большинство студентов покинули Московский Патриархат, чтобы служить церквям на своей родине.
Русская Зарубежная Церковь
Чувствительность Алексия к критике церкви со стороны видного священника Русской Зарубежной Церкви отражает влияние, которое Зарубежная Церковь, хотя и базирующаяся в Соединенных Штатах, приобретает в России. Эта церковь (иначе известная как Синод) была основана епископами, которые отправились в изгнание, а не подчинились большевистскому правлению. Единственная среди российских православных юрисдикций Зарубежная Церковь всегда категорически отвергала любые договоренности с Московским Патриархатом.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КГБ
Способность церкви привлекать видных новообращенных среди интеллектуалов в Соединенных Штатах способствовала ее влиянию. Излишне говорить, что и Зарубежная Церковь, и Московский Патриархат считают друг друга неканоническими. Зарубежная Церковь, в частности, утверждает, что отсутствие каноничности Московского Патриархата обусловлено избранием патриарха при Сталине в 1943 году и недопустимым вмешательством светской власти в назначения на высшие церковные должности. Хотя многие видные синодальные священнослужители и миряне Зарубежной Церкви считают патриархат и, следовательно, его таинства лишенными благодати (безблагодатными), только совсем недавно митрополит Виталий сделал заявления, предполагающие, что это была официальная точка зрения Зарубежной Церкви. Такая позиция подвергает церковь риску быть признанной сектантской и, возможно, еретической многими видными православными.
17) В марте 1990 года Зарубежная Церковь объявила о намерении распространить свою юрисдикцию на Россию и начать рукоположение священников в России. Она также принимала бы уже служащих священников, готовых покинуть Московский Патриархат и вступить в ее ряды. Таким образом, в России в настоящее время существует то, что называется “Свободной Церковью” или “Истинной Церковью”, благодаря верности иерархии Русской Православной Церкви за рубежом. Степень, в которой патриархат рассматривается как морально скомпрометированный и не желающий исправлять беспринципную политику прошлого, делает многих священников и верующих восприимчивыми к аргументам и свидетельствам Зарубежной Церкви. Семинаристы регулярно называют Священный Синод “митрополитбюро”. Более того, новая забота о добольшевистском наследии России способствует готовности рассматривать Зарубежную Церковь как воплощение исторических религиозных ценностей. Здесь важным элементом является преданность Зарубежной Церкви российской монархии и канонизация ею последнего царя, убитого большевиками. Также симпатиям, которыми пользуется Свободная Церковь среди многих российских верующих, способствует ее непримиримая оппозиция экуменизму, особенно с учетом широко распространенного недовольства прозелитизацией, проводимой в России миссионерами, принадлежащими к западным протестантским церквям и сектам, которые сочетают свои значительные финансовые ресурсы с незнанием русской жизни и культуры.
18) Многие российские священнослужители отвергают религиозный плюрализм и решительно осуждают деятельность в России всех неправославных конфессий. Цитируется высказывание московского священника в конце 1991 года: “Москва-это не Вавилон для сектантов, для протестантских конгрегаций, которые напоминают диких волков, врывающихся сюда, или католиков, похожих на воров, использующих свои миллиарды, чтобы попытаться занять новую территорию”.
19) Кроме того, многие российские священники крайне невосприимчивы к теологическому модернизму и “либертарианским” тенденциям в западных церквях, не говоря уже о теологии освобождения.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
Такие тенденции связаны со Всемирным Советом Церквей, который презирают за защиту антирелигиозной политики коммунистического правительства по наущению агентов КГБ в рясах, в то время как он ничего не сделал для поддержки священников и верующих, которые сгнили в ГУЛАГе за свои убеждения. “То, что Кремлю удалось надеть наручники на крупнейшую преимущественно протестантскую организацию в мире, является одним из его величайших внешнеполитических достижений со времен Второй мировой войны”.
20) Непримиримая антиэкуменическая позиция Зарубежной Церкви в отличие от сотрудничества патриархата с иностранными протестантскими организациями по указанию советского правительства позволяет рассматривать Свободную Церковь как оплот против посягательств Запада на православную веру. Излишне говорить, что Московский Патриархат яростно выступает против политики Русской Православной Церкви за Рубежом по расширению своей юрисдикции на Россию.
Было много случаев, когда по наущению патриархии гражданские власти отказывались регистрировать Свободные православные приходы (в нарушение закона) или передавали вновь открытые церкви патриархии по просьбе искусственно созданных групп мирян. Сообщалось, что агенты КГБ и полиция применили насилие в отношении верующих, которые хотели иметь священника Свободной Православной церкви. В одном широко разрекламированном эпизоде священник в Санкт-Петербурге подвергся преследованиям при содействии городских властей за создание прихода Свободной православной церкви в заброшенном монастырском храме, в то время как митрополит Санкт-Петербургский угрожал своим прихожанам отлучением от церкви.
21) Против создания приходов в России Русской Православной Церковью за рубежом также выступает ряд видных священнослужителей и мирян, принадлежащих к православным юрисдикциям за пределами России, которые готовы признать власть Московского Патриархата, несмотря на его прегрешения. Некоторые оппоненты решительно возражают против того, что они считают “раскольнической деятельностью” Русской церкви, и отвергают любые намеки на то, что Московскому Патриархату не хватает благодати. Выдающийся православный мирянин Никита Струве пишет: “Считать, что Русская Православная Церковь лишена благодати, — это богохульство против Святого Духа… ”
22) Русская Православная Церковь за рубежом, с другой стороны, придерживается мнения, что ее приходы в России наконец-то вернулись в лоно истинной Православной Церкви.
Согласно Зарубежной Церкви, Московский Патриархат должен официально отказаться от декларации Патриарха Сергия о поддержке Советского правительства 1927 года, чтобы восстановить канонический статус“.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КГБ
Кроме того, он должен отвергнуть ересь экуменизма и прославить “новомучеников” веры, в том числе царя Николая II. Зарубежная Церковь отказывается признать отказом от отвратительного “сергианства” заявления Алексия о том, что прошлую политику церкви теперь следует рассматривать как принадлежащую истории, и что такие действия были предприняты под давлением, чтобы гарантировать дальнейшее существование церкви. На это епископ Зарубежной Церкви Георгий Граббе отвечает: “Патриарх прав, когда говорит, что Декларация 1927 года-это история. Но чего нет в истории? В нем есть подвиги мучеников и исповедников, но в нем также есть предательство Иуды”.
23) Чувствительность, проявленная Московским Патриархатом, а также зарубежными православными юрисдикциями к деятельности Русской Зарубежной Церкви на российской земле, свидетельствует об их тревоге в связи с вторжением Зарубежной Церкви в ряды верующих в России. Если некоторые священники переходят в церковь, которая не виновна в соучастии в преступлениях Сталина и его преемников, главным образом для того, чтобы избежать власти епископа, с которым они не в ладах, неудивительно, что в других случаях приходские священники не желают подчиняться влиянию иерархов, которые продолжают занимать богатые должности после службы в КГБ и, более того, пропагандируют экуменизм. Эти дезертирства происходят, несмотря на то, что сдерживающие факторы против ухода из Московского Патриархата велики. Таких священников не только зачастую преследуют местные власти; будучи людьми семейными, они при переходе в Свободную церковь испытывают сильные материальные затруднения и теряют право на пенсию, которую получали бы как служители официальной церкви.
Несмотря на давление на священников с целью, чтобы они придерживались московской линии, в последние несколько лет число приходов в России, находящихся под юрисдикцией Зарубежной Церкви, неуклонно растет. В настоящее время Зарубежная Церковь претендует на пятьдесят четыре прихода в России, Беларуси и Украине, в том числе шесть в Москве, один в Санкт-Петербурге и три в Нижнем Новгороде.
24) Кроме того, большинство священников “Катакомбной церкви”, которые ушли в подполье со своей паствой, вместо того, чтобы подчиниться правлению Московского Патриархата, присоединились к Свободной Церкви. Эта церковь будет сохранять свою привлекательность для независимых и преданных своему делу священников до тех пор, пока Московский Патриархат будет восприниматься многими, как безвозвратно морально скомпроментированный и более приверженный материальному благополучию и искоренению инакомыслия, чем духовному благополучию верующих.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
Неудивительно, что Свободная Церковь, невиновная в соучастии в коммунистических преступлениях против России и преданная монархии, охотно привлекает “патриотические” элементы. Правые политические группы стремятся заручиться поддержкой приверженцев церкви. По мере усиления политической борьбы церкви будет трудно избежать ассоциации с русским национализмом. Позволит ли Свободной церкви та моральная непримиримость, которую она проявляла в прошлом, заявить о своем отказе от сотрудничества с политическими фракциями?
Вывод
Многие высокопоставленные священнослужители и миряне в России сомневаются в том, что иерархия московского патриархата способна на радикальные реформы и духовное возрождение. Политика патриархата, вероятно, останется в истории как крайний пример ревностного сотрудничества епископата с идеологически чуждой светской властью. В прошлом прелаты не всегда склонялись перед революционным или диктаторским режимом. Следует помнить, что всего семь французских епископов присягнули на «Гражданском устройстве духовенства» 1791 года, а спустя десять лет почти все не присягнувшие предпочли нищету в изгнании подписанию Конкордата 27-го мессидора.
Есть признаки того, что для обеспечения своего будущего положения московская иерархия сейчас ищет политических союзников на правах замены своих бывших покровителей. Примечательно, что во время своих официальных поездок по местам паломничества Алексий позволяет охранять себя солдатам в черных рубашках из военизированных формирований крайне правых русских националистов. Однако в ожидании решающего поворота событий иерархия демонстрирует поразительную решимость продемонстрировать свое подчинение политической власти—даже если эта лояльность связана с рухнувшим коммунистическим режимом. Митрополит Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации, считает, что мученики церкви, пострадавшие при большевистском правлении, не могут быть канонизированы до тех пор, пока церковь не получит официального подтверждения от государства о том, что они не были “государственными преступниками” и что они были “политически реабилитированы”.
25) Кризис доверия к церкви значительно снижает ее авторитет и уменьшает ее способность вносить достойный вклад в строительство новой России. Тем не менее, иерархия продолжает решительно сопротивляться призывам к публичному покаянию в прошлых деяниях и созданию церковных судов для устранения наиболее скомпрометированных членов высшего духовенства. Многие видные миряне также считают, что только новые институты, такие как радикально реформированный руководящий орган церкви с значительно расширенным членским составом и избрание священников и епископов на собраниях, в которых участвуют миряне, могут восстановить доверие к Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
26) Если не будут приняты далеко идущие меры по реформированию, влияние менее скомпрометированных и более энергичных российских юрисдикций будет продолжать расти и миссионерская деятельность протестантских, а также нехристианских религиозных групп будет иметь успех у русской паствы. А пока следует согласиться с мнением, что Московский Патриархат-это “островок сталинско-брежневской реальности»[27].
Примечания.
1) Цитаты из отчетов КГБ, а также факсимильный отчет, на который ссылаются, можно найти у Станислава Левченко, «Погоны под рясами» (погоны на плечах под рясами), Новое Русское слово, 16 апреля 1992 г., стр. 16. Доказательства нежелания Генерального секретаря ВСЦ Филиппа Поттера осудить религиозное преследование в Советском Союзе см. Кент Р. Хилл, Советский Союз на грани: Взгляд изнутри на христианство и гласность (Портленд, Орегон: Малтнома, 1991), стр. 143-144.
2) Профессор Юрий Розенбаум, цитируемый в «Камо грядеши, святая церковь?» Огонек, № 18-19 (май) 1992 г., стр. 13.
3) Александр Нежный, «Третье имя», Огонек, № 4 (январь) 1992 г., стр. 3.
4) Информация, предоставленная бывшим сотрудником отдела диаконом Андреем Рибиным. См. Православная жизнь, № 3 (1992), стр. 33.
5) Отец Георгий Эдельштейн, интервью, «Аргументы и факты», № 36 (сентябрь) 1991 г., стр. 7.
6) Отец Антоний Угольник, Колледж Франклина и Маршалла, “Православная Церковь и современная политика в СССР», неопубликованная статья, 1991, стр. 12.
7) Пресс — конференция Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по расследованию причин и обстоятельств путча (Комиссия Пономарева), 25 декабря 1991 года, Служба информации иностранного вещания [FBIS]-SOV-91-248, 26 декабря 1991 года, стр. 42.
8) Александр Нежный, «Над бездной», Огонек, № 37 (сентябрь) 1991 г., стр. 7.
9) Интервью отца Глеба Якунина и отца Вячеслава Полосина, Кент Р. Хилл, в Хилл, “Православная Церковь и плюралистическое общество», стр. 23, Русский плюрализм—теперь необратим?, изд. Ури Раанан и др. (Нью-Йорк: Сент-Мартин Пресс, 1992) стр. 181-82 . Лев Пономарев считает, что причиной закрытия его Комиссии Верховного Совета было разоблачение ее членами церковных иерархов как агентов КГБ. («Камо грядеши, святая церковь?» стр. 12).
1О) Текст документа из архива КГБ, процитированный в «Камо грядеши, святая церковь?», стр. 13.
11) Жан Бесс, «Quelle Voie Pour L’Eglise Russe», Le Messager Orthodoxe, № 115 (1990), стр. 17.
12) Три дня в августе: 19-21 августа 1991 года. Хроника государственного переворота (Москва: Postfactum & Interlegal, 1991), стр. 35; Савик Шустер, “Роль Радио Свобода во время путча, влияние иностранных передач” в российском плюрализме—теперь необратимо?, стр. 159.
13) См. Александр Вебстер, Цена пророчества: Православные Церкви о мире, свободе и безопасности (Вашингтон, округ Колумбия: Центр этики и государственной политики, 1992), стр. 119-120.
14) Интервью Харчева Александром Нежным, цитируемое им в «Его блаженство без митры и жезла», Огонек, № 48 (ноябрь) 1991 г., стр. 9.
15) Александр Нежный, «Его блаженство без митры и жезла», Огонек, № 49 (декабрь) 1991, стр. 21-22.
16) См. Угольник, стр. 54-55, 58-59.
17) Телефонное интервью с отцом Александром Ф. К. Вебстером, Центр этики и государственной политики, Вашингтон, округ Колумбия, 22 июня 1992 года.
18) См. Марк Эллиот и Роберт Ричардсон, “Растущее протестантское разнообразие в бывшем Советском Союзе”, в российском плюрализме—теперь необратимом? стр. 189-203 и “Перестройка Западной миссии в Центральной и Восточной Европе», Евангелические миссии ежеквартально, январь 1992, стр. 8-10.
19) Элизабет Рубинфиен, “Православное возрождение», The Wall Street Journal, 20 декабря 1991 года, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ, цитируемая Кентом Р. Хиллом, “Православная Церковь и плюралистическое общество», Русский плюрализм— теперь необратим?, стр. 171.
20) Кент Р. Хилл, Советский Союз на грани, стр. 136. См. Обсуждение Хиллом политики ВСЦ (стр. 135-165), включая эпизоды анекдотического подчинения советским взглядам, написанные до того, как стали доступны документальные доказательства причастности КГБ к ВСЦ.
21) См. «Православная Русь», № 12 (1991), стр. 15; № 16 (1991), стр. 11; № 17 (1991), стр. 17.
22) Струве, «От редакции», Вестник Русского Христианского Движения, № 159 (1990), стр. 4.
23) Граббе, «Догматизация Сергианства», Православная Русь, № 17, (1991), стр. 6.
24) Я благодарен отцу Роману Лукьянову из Бостона за информацию о деятельности Русской Зарубежной Церкви в России. Список приходов Свободной Православной Церкви был получен от епископа Нью-Йоркского Илариона.
25) «Камо грядеши, святая церковь?» стр. 13.
26) См., например, программу церковной реформы, пропагандируемую Д. Поспеловским, «Русская православная церковь сегодня и новый патриархат», Вестник Русского христианского движения, № 159 (1990), стр. 227-228.
27) Отец Георгий Эдельштейн, цитируемый в «Камо грядеши, святая церковь?» стр. 13.
* * *
Армс, Кит. «Чекисты в рясах: Православная церковь и КГБ». Демократизация, Журнал постсоветской демократизации 1 (№ 4, 1993): 72-83. Исследование, подчеркивающее серьезные этнические, политические и моральные разногласия в РПЦ МП постсоветской России.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.