В сегодняшнем Святом Евангелии, братие, мы слышали назидательнейший урок для нашей жизни. Церковь предложила нам притчу Спасителя о милосердном царе и о безжалостном заимодавце (Мф.18: 24–35). Господь в притче сказал: у одного царя был должник, который был ему должен 10.000 талантов. Талант это древняя, очень большая денежная единица. Талант был около тысячи рублей, но не на наши здешние, а на наши старые русские деньги, как тогда считалось. Поэтому сумма была огромная — двадцать с лишним миллиона. От такой большой долг требует, чтобы он заплатил долг, но ничего у него нет, чтобы заплатить громадную сумму, такой большой долг. Поэтому его господин повелевает продать его и свою семью, чтобы хоть что-то выручить. В ужасе от такой участи несчастный должник падает ниц перед государем и говорит: «Господин, дай время мне, и я все тебе отдам». Ясно, что это был только голос отчаяния, потому что сколько бы он ни бился, все равно такого долга он отдать не мог. Это был вопль ужаса.
Государь смилостивился над ним и не то, что дал ему отсрочку, а просто простил ему весь долг. Трогательный пример царственного милосердия и в то же самое время — только одна сторона медали, как говорят — у медали бывает и оборотная сторона. И вот, только что прощенный должник вышел из царскаго дворца. сумма около шестидесяти рублей, на наши деньги, совсем небольшую. И он схватил его, говорит Евангелие, и по-славянски «ем его давляше» (Мф.18: 28), т.е. схватил и душил, требуя, чтобы он отдал долг. Друг должник его умоляет теми же словами, которые он говорил царю: «потерпи, и я тебе воздам». Но он посадил своего друга должника в темницу. Другие приятели, услышавши об этом, огорчились и сообщили царю. Разгневанный государь вызвал к себе этого должника и говорит: «Раб, ты злой, жестокий раб! Я весь долг тебе простил, ты меня умолил. Не надлежало ли и тебе простить твоего должника, помиловать его так, как я тебя помиловал? » И прогневавшись, отдал его «истязателям» (МФ.18: 34), пока не отдаст всего долга, а так как он его отдать не сможет, то участь его самая печальная.
И дальше Господь этот притчу грозно закончил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если вы не простите каждого своего ближнего, от сердца, прегрешения его». Настолько понятна эта речь, эта притча, что ее не требуется объяснять, а только, она для каждого из нас назидательный урок. Наши долги пред Богом несчетны и неоплатны, но Господь притчей указывает нам, что если мы сами простим, то можем надеяться на великую милость от Него Самого. Ведь мы знаем, что и молитва Господня говорит: «остави нам долги, яко же и мы оставляем должником нашим» — прости нам долги, грехи наши так, как мы и сами оставляем. И если мы, действительно, оставляем, то с дерзновенным упованием мы можем надеяться, что Господь и нам оставит, как мы сами оставляем. А если мы не оставляем, тогда сбудется нами грозное предречение нашего Спасителя.
Приветствую всех — и отца настоятеля, и его сотрудников и весь приход, всех вас, возлюбленные, с престольным праздником вашим! Он был в понедельник, когда был самый день Успения Божией Матери, но торжество праздничное, как это здесь часто делают, перенесено на ближайший воскресный день. Мне бы хотелось, пожелавши вам всяческого доброго процветания духовного в вашем приходе, указать вот на что. В наше время часто бывает в приходах несогласие, разделение, доходящие до прямых вражды. Помните, возлюбленные, этого всегда можно избежать. Ведь там, где много людей собралось, совершенно невозможно, чтобы все эти люди по всем вопросам были всегда одинакового мнения. Ясно, что мнения могут быть различны. Когда обсуждается приходом какой-нибудь важный вопрос, ценный, нужный для прихода, то мнения могут разойтись. И вот, когда бывает только, что люди разошлись во мнениях, то же начинаются друг друга, подозревать в недобрых желаниях, в недобрыхениях. В этих случаях не терять доверия к ближнему своему. со мной, но я верю, твердо верю, что он тоже хочет хорошего, хочет пользы для своего прихода. Поэтому у нас нет никакой нужды ссориться или восстанавливаться друг против друга,
Мне пришлось долго жить и служить на Дальнем Востоке, в Харбине. Там было много храмов, много больших приходов. Люди друг другу доверяли и знали, что если кто говорит не так, то он тоже хорошего, только по-другому думает. Тогда они всегда находили общий язык, и всегда по-хорошему сговаривались.
Вот этого и я вам желаю! Всякий, кто любит свой приход, свой храм, он, конечно, дорожит им и хочет ему всякой пользы, всякого блага, всякого преуспеяния, но думы бывают разные: одному кажется, что лучше так, а другому кажется, что лучше по-другому. Тут-то не надо восстанавливать друг против друга, а любовью доверять ближнему своему — пусть он думает не так, но он думает, потому что ищет чего-то хорошего. Только мы с ним постараемся по-хорошему, мирно сговориться. И вот, если вы будете так направлять вашу приходскую жизнь.
Любите, возлюбленные, свой храм! Считайте его своим близким, своим родным, заботьтесь о нем и всячески поддерживайте своего духовного отца настоятеля. Трудно и сильному, когда он одинок. Гораздо легче и слабому, когда он чувствует около себя друзей, чувствует дружную крепкую поддержку. Пусть будет у вас именно так и тогда приходская жизнь ваша будет расширяться, углубляться и процветать, чего от всей души желаю. Аминь.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.