Киприаниты (подробный разбор ереси киприанизма прим.ред.) опубликовали на своем веб-сайте отчет о своем Архиерейском соборе от 4/17 октября 2008 года. В нем содержится интересная и показательная информация об их “усилиях по объединению с Церковью истинно- православных христиан Греции” – то есть ИПЦ Греции, возглавляемой архиепископом Афинским Хризостомом (Киусисом). В нем говорится, что с февраля состоялось пять встреч между двумя сторонами (три епископа с обеих сторон), на которых “достигли исторического перелома”.
Несмотря на то, что киприаниты все еще стремятся к единству с ИПЦ Греции, они показывают, что не могут согласиться с десятью “необратимыми пунктами”, изложенными ею 9/22 сентября. Поскольку киприаниты считают эти пункты “неуместными для публикации”, и поскольку ИПЦ Греции также не опубликовала их, мы можем только догадываться о том, какими они могут быть. Тем не менее, из того, что пишут киприаниты и из других источников ясно, каковы основные камни преткновения: настойчивое утверждение ИПЦ Греции в том, что митрополит Киприан создал раскол в 1980-х годах, и что новостильники должны быть преданы анафеме.
Что касается этих десяти пунктов, то киприанитский собор пришел к следующим выводам “после очень затянувшегося обсуждения”:
«В принципе, мы могли бы согласиться с некоторыми из этих пунктов, как только в их формулировку будут внесены различные улучшения и изменения».
«Однако любое окончательное «сближение» обеих сторон по этим пунктам было бы скорее искусственным и поверхностным, пока остаются критические «пункты», по которым нет возможности уступок с нашей стороны – то есть по пунктам, не подлежащим обсуждению с точки зрения теологии православного сопротивления».
“Эти важнейшие «пункты» (повторение Миропомазания и Крещения, даже когда они просто неправильно выполняются и номинальное предание анафеме новостильников), если бы они были приняты и явно провозглашены нами, то привели бы к иной интерпретации других «пунктов», а также к прямому отрицанию наших экклезиологических принципов”.
Выражаясь менее дипломатично, это равносильно отказу от экклезиологии ИПЦ Греции. Некоторые пункты, касающиеся ее экклезиологических принципов, полностью отвергаются, другие требуют “различных улучшений”. Ничто не принимается безоговорочно.
*
Поскольку пункты ИПЦ Греции были сформулированы как “не подлежащие обсуждению”, это похоже на конец пути для переговоров о единстве. Однако киприаниты все еще отчаянно цепляются за надежду на единство посредством неопределенного доктринального компромисса: “Возникает вопрос о том, в какой степени ради высшего блага единства мы можем без абсолютного экклезиологического единообразия с обеих сторон, как это было, по крайней мере, до 1984 года, достичь единства с Церковью истинно- православных христиан Греции на основе фундаментальных пунктов соглашения, что приведет к Общему, Всеправославному или Вселенскому Собору для принятия окончательного решения и разрешения тех вопросов, которые все еще находятся в споре”. Другими словами, давайте договоримся не соглашаться по некоторым вопросам и просто соберемся вместе на основе того, в чем мы действительно согласны — истинно англиканское решение!
На самом деле киприанитская экклезиология напоминает «высокую”, “среднюю” и “низкую” структуру англиканской церкви. Как известно, киприаниты верят, что Церковь состоит из “здоровых” членов (православных) и “больных” членов (еретиков) до тех пор, пока “Объединительный Вселенский” Собор не решит изгнать еретиков. Мы могли бы назвать это разделением Церкви на “высокую” и “низкую”. Но теперь, предлагая компромиссный союз с ИПЦ Греции, они также добавляют “средний” слой – сам ИПЦ Греции. Таким образом, Греческая Церковь, в их понимании, состоит из трех уровней: “высокого”, или в высшей степени здорового, уровня, состоящего из киприанитов, которые одни придерживаются истинной экклезиологии; “среднего” уровня, состоящего из старостильников, которые отвергают экуменизм, но к сожалению, заражены болезнью чрезмерно ревностной экклезиологии (часто называемой “матфеевской”); и “низкого” уровня, состоящего из новостильников, которые больны еще худшей болезнью — пан-ересью экуменизма, но все еще остаются членами Церкви.
Но это широкий путь «широкой» Церкви, который, как говорит Господь, ведет многих к гибели! Конечно, верно, что разногласия всегда существовали в Единой Истинной Церкви, и вероятно, всегда были скрытые еретики в рамках единой организационной структуры Церкви. До тех пор, пока эти различия остаются относительно скрытыми и нет открытого вызова позиции Церкви, они терпимы в том смысле, что они не изгнаны официальным декретом, и есть надежда, что заблуждающиеся придут в себя через процесс обоснованных аргументов на личном уровне внутри Церкви. Но Церковь никогда не может официально примириться с разногласиями по догматическим вопросам; она всегда должна стремиться искоренить их и устранить нераскаявшихся еретиков; она никогда не может сказать: “Ты еретик, тем не менее ты член Истинной Церкви и тебе разрешено принять Тело Христово”. Элитарная, квазиангликанская модель киприанитов стремится институционализировать догматические различия, сделав их нормой. Это догматический эквивалент толстовского нравственного учения о необходимости непротивления злу.
*
Следует помнить, что в 1984 году митрополит Киприан разорвал общение со своим первоиерархом, митрополитом Каллистом, и со всеми другими “флоринитскими” иерархами, явно по соображениям веры. Он расценил исповедание веры митрополита Каллиста, которое идентично исповеданию веры сегодняшней ИПЦ Греции, как «без свидетельства, недоказанное, антиотеческое и, следовательно, неправославное» (Agios Kiprianos, July, 1983, p. 210). Другими словами, он считал взгляды митрополита Каллиста еретическими – даже если он не использовал слово “еретический” по дипломатическим соображениям. Это был открытый раскол и открытый вызов вере Церкви, который получил должное опровержение в 1986 году, когда Синод ИПЦ Греции осудил митрополита Киприана, как еретика.
Теперь, поверив своим ложным “Экклезиологическим тезисам” (1984), митрополиту Киприану было вполне естественно порвать общение с Каллистом и отказаться вступать в общение с любым иерархом, который думал так же, как он. Но тогда почему его преемники сейчас стремятся вновь войти в общение с нашей Церковью, хотя наши иерархи никоим образом не изменили своего исповедания? Либо митрополит Киприан был неправ, разорвав общение с митрополитом Каллистом, либо нынешние киприанитские иерархи неправы, стремясь вступить в общение с иерархами ИПЦ Греции, которые мыслят, как митрополит Каллист – нет “третьего пути”.
Нынешние киприанитские иерархи пойманы в ловушку своей преданности их основателю, отказом признать, что он совершил серьезную ошибку. Несколько иным было поведение тихонитов (Русской Истинно-Православной Церкви под руководством архиепископа Омского Тихона), которые на своем недавнем Одесском Соборе четко и недвусмысленно отреклись от киприанитства и признали, что вступление иерархов РПЦЗ в общение с киприанитами в 1994 году было неправильным. Вот путь вперед: поставить Истинное Исповедание Веры на первое место и честно и с честью признать, что ошибки могут и были допущены по отношению к ней даже самыми выдающимися иерархами – в Церкви Христовой нет места человекоугодию или человекопоклонству.
Также нет места элитарности- иерархии православных, полуправославных и еретиков внутри Единой Церкви. Тело Христово состоит исключительно из тех, кто исповедует Истинную Православную Веру во всей ее полноте, а те, кто публично отвергает какую-либо часть этой Веры, не могут быть допущены к Святым Тайнам. Если бы это было не так, то Церковь не была бы Единой, а фактически представляла бы собой совокупность, конфедерацию или союз многих подцерквей, отличающихся друг от друга одним или несколькими символами Веры, по образцу англиканцев или Всемирного Совета Церквей.
На Первом Вселенском соборе святой Николай Мирликийский ударил по лицу еретика Ария. Он не стал дожидаться, пока Собор официально осудит его – и Господь и Богородица одобрили его поступок. Если киприаниты утверждают, что имеют ту же веру и рвение, что и святой Николай, пусть они (метафорически) ударят по лицу еретиков-экуменистов и признаются, что они находятся вне Единой Истинной Церкви и лишены благодати таинств. Тогда у них действительно будет прочная основа для того, чтобы вновь войти в Истинную Церковь, искренне раскаявшись в созданном ими расколе. Но если они не покаются, тогда Истинная Церковь, твердо придерживаясь принципов истинной экклезиологии, должна отказать им объединении, ибо, как говорит Пророк: “ Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?” (Амос 3.3).
Доктор Владимир Мосс.
6/19 декабря 2008 года; пересмотрено 15/28 августа 2020 года.
Дополнение. В 2014 году, после смерти, как еретика митрополита Киприана, так и правоверного архиепископа Хризостома, Синод ИПЦ Греции под руководством архиепископа Каллиника принял киприанитов в общение с собой. Обе стороны приняли очень длинное исповедание веры, которое, однако, не содержало ни осуждения киприанитства, ни покаяния киприанитов за их раскол 1984 года, ни явного, ясного заявления о том, что новостильники сейчас (то есть в 2014 году) находятся вне Церкви без благодати таинств. В последующие месяцы киприаниты не скрывали отсутствия у себя покаяния: архиепископ Хризостом и епископ Авксентий открыто заявили, что им не в чем каяться, и епископ Амвросий также отказался каяться (во всяком случае, публично). Таким образом, можно сказать, что нынешний Синод ИПЦ Греции является теперь киприанитской церковной структурой, в которой есть здоровые члены, исповедующие веру Церкви, и больные, которые отрицают ее публично.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.