В Великую Субботу двери Храма Гроба Господня в Иерусалиме откроют для 2500 верующих, которые имеют сертификат вакцинации, сообщила представитель МИД Израиля.
  Директор департамента мировых религий в МИД Израиля Шарон Регев заявила, что чудо схождения Благодатного огня в Иерусалиме смогут увидеть те, у кого есть сертификаты вакцинации.
  «В этом году 2500 верующих, которые вписываются в рамки «зеленого стандарта» (имеют сертификаты вакцинации – Ред.) получат возможность участвовать в церемонии внутри Храма Гроба Господня», – цитирует слова чиновницы агентство «РИА Новости».
  Регев напомнила, что в прошлом году священнослужители присутствовали на богослужениях Великой Субботы в ограниченном количестве, и из-за ковидных запретов вся церемония прошла за закрытыми дверями.
 
  Споры о том, как и откуда появляется Благодатный огонь на Гробе Господнем, длятся веками. А в последнее десятилетие пик активного обсуждения случается как раз за несколько недель до Великой субботы.
И в этом, наверное, тоже нет ничего мистического. Всем хочется знать, зачем в Иерусалим в этот день съезжаются многие тысячи православных. Поскольку, в отличие от большинства церковных таинств и обрядов, чудо Схождения Благодатного Огня — весьма закрытое явление, в момент возникновения огня непосредственно у ложа Христова находится всего один человек, Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви (мирового православия прим ред) — сомнений и споров хватает.

  Но обряд Схождения выверен веками и во многом связан именно с тем, чтобы опровергнуть все мысли о «человеческом происхождении» огня. Ведь во времена арабского и турецкого владычества от этого зависела сама жизнь православных священников. Именно тогда появилась традиция: Патриарха к Кувуклии сопровождала турецкая стража. Это сейчас она выполняет «декоративную функцию», а прежде стояла у дверей часовни с ятаганами наголо, наблюдая, чтобы внутрь не попал никакой источник огня.

  Из века в век переходит и другая традиция: ключи от Кувуклии хранятся в мусульманской семье. Они затворяют дверь гробницы в канун Великой субботы, проверяя, чтобы там не было никаких «зажигательных» предметов. Во всяком случае, так было еще десятилетие назад. И уж точно, как и много веков до этого, перед тем, как Патриарх Иерусалимский зайдет в Кувуклию для молитвы о Схождении Огня, его разоблачают до исподнего на глазах тысяч и тысяч людей и обыскивают, проверяя, чтобы при нем не было ни спичек, ни зажигалок. Насколько тщательно, Бог знает. Но традиция соблюдается неуклонно.

  Дальше Патриарх заходит в Кувуклию, которая состоит из двух «помещений»: придела Ангела и самой пещеры Гроба Господня, где находится ложе Христово. Туда его сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата (еретик-монофизит прим ред). Армянский «священник» остается в приделе Ангела, к ложу допускается лишь Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви.

  В последние годы много вопросов стало вызывать точное, как по часам, Схождение Огня. Прежде верующие часами молились в ожидании чуда. Сейчас же огонь возгорается минут через двадцать после того, как Патриарх заперся в Кувуклии.

  «И в Израиле, и в Европе есть люди, которые хотели бы принизить христианство, подвергая сомнению то, что происходит в Великую субботу в Храме Гроба Господня.» «Можно, конечно, всему этому верить или не верить.»

  «Но люди, конечно, хотят определенности.» «Если сейчас это чудо от нас отнято, то это особое Божие предупреждение: милость Божия отступает от мира, который сам отступает от Христа.»

  «Может быть так, что благодатный огонь не сходит к тем, кто встроен в новый мировой порядок, но сходит к простой паломнице, которая молится в Храме Гроба Господня, или даже к людям, которые истово молятся где-нибудь в сельском храме. В этом случае, даже если огонь зажигается от спички, он по вере людей становится подобным благодатному. А те, кто прибегает к уловкам, если это действительно так, от Бога получают своё.»

  «Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний. Тайное всегда становится явным.»

  «…В церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-е годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.»