Истинно-Православная Церковь (другое ее название – Катакомбная Церковь) как ветвь Поместной Русской Церкви организационно начала свое формирование в кон. 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в. Она образовалась в результате отказа большинства епископата и духовенства Русской Церкви от сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР, на что пошла прообновленческая группа, возглавляемая митрополитом Сергием (Страгородским). В результате учиненного митр. Сергием под руководством ОГПУ-НКВД раскола, в СССР с того времени существовали параллельно официальная (“советская” или “красная”) церковь, которая в 1943 г. по приказу Сталина была оформлена в “Московский патриархат”, и независимая от богоборческого режима Истинно-Православная Церковь (ИПЦ). Последняя в результате жестоких репрессий и преследований вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, отчего у нее появилось другое название – Катакомбная Церковь.

Катакомбную Церковь как ветвь некогда единой Поместной Русской Церкви называют также “тихоновской” – по имени Святого Патриарха Тихона (Белавина, +1925).

Канонический фундамент Русской Истинно-Православной Церкви зиждется на Указе Святого Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года. Святитель Тихон был последним законным патриархом Русской Церкви, избранным Всероссийским Поместным Собором, выражавшим всю полноту Русской Церкви.

Св. Патриарх Тихон пророчески предусмотрел две формы церковного управления в Русской Церкви.

Первая выражена в Патриаршем Завещании от 25 декабря/7 января 1925 г., которое было обнародовано сразу же после загадочной смерти Святейшего. Понимая, что богоборцы, имея целью полное уничтожение Истинной Церкви Христовой, после его смерти не позволят собраться свободному Поместному Собору для выборов нового законного Патриарха и таким образом лишат Русскую Церковь канонического возглавления, Св. Патриарх Тихон в соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. назначил Местоблюстителей Патриаршего Престола: Митрополитов Кирилла (Смирнова) Казанского (впоследствии – один из отцов-основателей Катакомбной Церкви), Агафангела (Преображенского) Ярославского и Петра (Полянского) Крутицкого. В Завещании специально оговаривалось, что если Митрополит Кирилл по не зависящим от него причинам не будет иметь возможности вступить в права Местоблюстителя, то его должен заместить Митрополит Агафангел, если же этого не смогут сделать ни Митр. Кирилл, ни Митр. Агафангел, то тогда в права Местоблюстителя должен будет вступить Митрополит Петр. Как известно, Митрополиты Кирилл и Агафангел были арестованы богоборцами, в связи с чем, согласно Завещанию Св. Патриарха, именно Святителю Петру довелось понести тяжкий крест Первосвятительского служения. В условиях гонений, предчувствуя свой близкий арест, Митр. Петр назначил себе временных заместителей, одним из которых был Св. Новомученик Митр. Иосиф (Петровых, +1937) Петроградский, один из отцов-основателей Катакомбной Церкви.

Основная задача введения временной формы управления Церковью – местоблюстителями и их заместителями – заключалась в том, чтобы при первой же возможности созвать свободный Собор для выборов нового канонического Патриарха и восстановить законную власть в Русской Церкви. Такой тайный Собор фактически был проведен в 1926 г. путем сбора подписей всех православных иерархов. Более 70-ти Преосвященных Русской Церкви проголосовало за избрание новым Патриархом Св. Митр. Кирилла (Смирнова, +1937) Казанского, однако соборное волеизъявление епископата Русской Церкви так и не было воплощено в жизнь из-за противодействия богоборческой власти. Практически все епископы, голосовавшие за кандидатуру Митр. Кирилла, были арестованы и закончили свою жизнь в тюрьмах и лагерях. В скором времени при содействии ОГПУ митр. Сергий (Страгородский) узурпировал церковную власть, с чего и начался сергианский раскол в Русской Церкви.

  Самочинно образовав так называемый «Временный Синод», митр. Сергий в 1927 г. опубликовал отступническую Декларацию, которой от имени всей Русской Церкви узаконил богоборческий коммунистический режим и объявил его «радости и горести» «радостями и горестями Церкви». По мнению большинства епископов Русской Церкви, органы ОГПУ руками митр. Сергия учинили «новообновленческий раскол». Власть в Церкви, по замыслу ОГПУ, должна была теперь перейти к бывшим обновленцам, каковыми были митр. Сергий (Страгородский), митр. Алексий (Симанский) и другие.

  Предвидя подобный трагический поворот событий, Святой Патриарх Тихон пророчески предусмотрел другую форму церковного управления в Русской Церкви – на случай прекращения деятельности законного Высшего Церковного Управления. Эта форма предусмотрена Указом Св. Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года, на основании которого возникли Катакомбная Истинно-Православная Церковь на Родине и Русская Зарубежная Церковь.

  Суть Указа Св. Патриарха сводится к тому, что в случае прекращения деятельности законного Высшего Церковного Управления Русской Церкви правящий епархиальный архиерей входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Управления или митрополичьего округа или еще иначе), а в случае отсутствия архиереев, с которыми можно вступать в общение, епархиальный архиерей переходит на самоуправление и берет на себя всю полноту власти в своей Епархии до образования свободного церковного управления. В случае же «крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, – сказано в Указе, – не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов – благочиния и епархии, представляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными».

  Эта форма церковной власти имела место уже при жизни Св. Патриарха Тихона, а замещавший его после ареста Митрополит Агафангел в Послании от 5/18 июня 1922 г. предписал всем архиереям перейти на Указ № 362.

  Жизнь подтвердила пророческую мудрость этого Указа. После ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола Митр. Петра “временный синод” митр. Сергия предало Церковь Христову во власть богоборцев. Временное церковное управление митр. Сергия было отвергнуто большинством истинно-православных архипастырей, духовенства и верующих, в том числе и двумя, указанными Св. Патриархом Тихоном в Завещании кандидатами в Местоблюстители – Митрополитами Кириллом Казанским и Агафангелом Ярославским, а также и самим действующим Местоблюстителем – находившимся тогда в заключении Митрополитом Петром Крутицким, и его заместителями – Митрополитом Иосифом Петроградским и Архиепископом Серафимом Угличским. Большинство епископов Русской Церкви не вступили в общение с прообновленческим церковным управлением митр. Сергия и, взяв за каноническое основание Указ Св. Патриарха Тихона № 362, положили начало катакомбной Русской Истинно-Православной Церкви на Родине. В письме Архиепископу Димитрию (Любимову) Гдовскому Митрополит Иосиф (Петровых) Петроградский писал, что к началу 1928 года от митр. Сергия отделилось 26 епископов. К середине 1930-х гг. их насчитывалось уже более 50.

  Аналогично поступили и русские православные иерархи в изгнании, которые на основании Указа № 362 организовали «Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей» (позже преобразованное в Архиерейский Синод) и тем самым положили начало Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Церкви.

  Поскольку на Родине до сего дня не существует свободного Высшего Церковного Управления для всей полноты Русской Церкви, то, соответственно, продолжает сохранять каноническую силу Указ № 362, который неправомочно отменить ни одно из ныне существующих временных церковных управлений, будь оно на Родине или за границей. До сего дня этот пророческий Указ Святого Патриарха является той незыблемой основой, фундаментом, на котором зиждется каноническое здание нашей части некогда единой Российской Поместной Церкви – Русской Истинно-Православной Церкви.

+ + +

  После издания митр. Сергием (Страгородским) в 1927 г. Декларации и учинения раскола, органы ОГПУ-НКВД с новой силой начали репрессии против истинно-православной иерархии и духовенства. Главным основанием для массовых арестов епископов и священников теперь служило их отношение к Декларации и синоду митр. Сергия.

Отцы-основатели Катакомбной Истинно-Православной Церкви, Святые Новомученики Митрополиты Кирилл (Смирнов,+1937) Казанский и Иосиф (Петровых,+1937) Петроградский

Как в свое время поминовение имени Св. Патриарха Тихона за богослужением и непризнание обновленческого раскола служило для большевиков поводом к осуждению своих жертв на казнь или ссылку, так теперь за непоминовение советского митр. Сергия и непризнание его Декларации и учиненного им новообновленческого раскола сотни тысяч истинно-православных пастырей и пасомых принимали мученические венцы. В этот период истории Русской Церкви, период великого предательства, совершившегося в самых Ее недрах, целый сонм новых мучеников пострадал за Истину Христову. Декларация митр. Сергия не только никого не спасла от мучений, но послужила поводом и причиной усиления гонений и репрессий. Только в 1929 году было арестовано более 20 епископов, отделившихся от митр. Сергия, а ведь гонения на ИПЦ в эти годы только начинались.

  Оказавшись в лагерях и заточениях, с начала 1930-х годов ссыльные истинно-православные святители начинают призывать православный народ к уходу в катакомбы, по примеру древних христиан. К концу 30-х гг., на который пришелся пик репрессий против ИПЦ, все истинно-православные священники и верующие, оставшиеся в живых и на свободе, были вынуждены уйти в глубокое подполье.

  В эти страшные годы были арестованы практически все верные Истине архиереи и большинство священников. Они все приняли мученичество за Христа и Истинное Православие.

  В результате жесточайших гонений и репрессий в СССР Истинная Православная Церковь, уйдя в катакомбы и применив Указ Св. Патр. Тихона № 362, фактически прекратила свое внешнее существование как «административный институт». Это дало повод богоборцам официально утверждать, что Истинно-Православной Церкви в СССР больше нет. Однако Церковь там, где совершается Евхаристия, а не там, где есть внешние формы организации. А Евхаристия в общинах ИПЦ никогда не прекращала совершаться во все годы богоборческого коммунистического режима, совершается она и по сей день. Не имея внешней церковно-административной структуры, Истинно-Православная Церковь Христова продолжала нести свое исповедническое служение в условиях конспирации и подполья, почему у нее и возникло другое наименование – Катакомбная Церковь. В условиях конспирации невозможно было иметь централизованную структуру. Как и в первые века христианства, ИПЦ представляла собой катакомбные общины, разбросанные по огромной территории (всему СССР), объединенные не административно, а вероисповедно, духовно, евхаристически, почему она и обрела столь ответственное имя – Истинно-Православная Церковь.

  Такое положение не является нормой. Отсутствие централизованного управления и административного института как такового было временным, обусловленным гонениями и катакомбным положением Церкви в СССР.

Cхиепископ Петр (Ладыгин)Cхиепископ Петр (Ладыгин)

К концу 50-х гг., в результате планомерной политики богоборческого режима, канонический епископат ИПЦ был практически полностью уничтожен большевиками. Последним каноническим Архиереем и фактически Первоиерархом ИПЦ был Схиепископ Петр (Ладыгин, + 1957), после смерти которого законная иерархия в Катакомбной Церкви пресеклась.

К тому времени в СССР еще были живы многие канонические катакомбные священники старого тихоновско-иосифлянского поставления, оставшиеся в результате гонений без архипастырского окормления. В лице этих катакомбных пастырей-исповедников, поддерживавших между собою тайное общение, а также верной им паствы и сохранялась подлинная потаенная Истинно-Православная Церковь в России.

  Если до II-й Мiровой войны центром ИПЦ являлся Петроград, то после войны он утратил это значение. После жесточайших репрессий и чисток в Петрограде не осталось ни одного катакомбного священника. Нелегальный центр ИПЦ переместился в Воронеж, где в 30-е гг. правящим архиереем был Епископ Алексий (Буй), назначенный на Архиерейском Совещании ИПЦ в Петрограде в 1928 г. управляющим всеми иосифлянсками приходами на юге России и исполняющим обязанности Экзарха Украины. В этом регионе после войны позиции ИПЦ были самыми сильными, в связи с чем после разгрома центров ИПЦ в Петрограде, Москве и других городах, особое внимание органами НКВД-МГБ было уделено Центрально-Черноземному району России. Но, несмотря на многочисленные аресты и депортацию истинно-православных христиан во второй половине 40-х гг., уничтожить ИПЦ в этом регионе так и не удалось.

Архимандрит Иларион (Андреевский)

С 1935 г. воронежских катакомбников возглавлял иеромонах Иларион (протоиерей Иоанн Андреевский), назначенный еще в 1925 г. духовником кающихся клириков-обновленцев с правом их присоединения к Церкви. В 1928 г. он был одним из инициаторов присоединения духовенства Воронежской епархии к Митрополиту Иосифу Петроградскому. Поддерживал тесные отношения с Архиеп. Димитрием (Любимовым), Архиеп. Прокопием (Титовым), Еп. Алексием (Буй), Еп. Дамаскиным (Цедриком) и Еп. Иоасафом (Поповым). Во время арестов иером. Илариона замещал архим. Никандр (Стуров), имевший благословение от Св. Патр. Тихона принимать в Православие из всех расколов. В 1929 г. Архиеп. Димитрий (Любимов) выдвигал его кандидатом в тайные епископы ИПЦ, но хиротония так и не состоялась.

Архимандрит Никандр (Стуров)

Выйдя из заключения в середине 50-х гг. общины в Воронежской области вновь возглавил о. Иларион. К тому времени в стране уже не сохранилось полноценных епархиальных центров ИПЦ. Облеченный Епископским Благословением Новомучеников и Исповедников Российских, он в послевоенные годы восстановил Воронежский центр управления ИПЦ, ставший общепризнанным во всей Истинно-Православной Церкви. В общении с ним пребывали катакомбные исповедники прот. Михаил Рождественский из Петрограда, архим. Александр (Филлипенко) из Мичуринска, иером. Тимофей (Несговоров), иером. Виссарион (Марков, в схиме Серафим) из Тамбова, иером. Филарет (Метан) из Сумской области, иером. Феодор (Рафанович) из Гомельской области, отец Владимiр Веселовский из Киева, о. Никита Лехан из Харькова и многие другие. Отец Иларион имел благословение тихоновских епископов принимать из любого раскола, присоединять через покаяние к Истинно-Православной Церкви священников. По этой причине к нему стекались за благословением катакомбные исповедники со всей России, многих он присоединил к ИПЦ из расколов, в том числе и из МП. Другие обращались к нему за постригом: о. Иларион постриг в схиму о. Анувия (Капинус) с именем Амвросий, о. Иоанна из Тулы с именем Иларион, о. Иоанна Склярова с именем Игнатий и многих других.

Схииеромонах Амвросий (Капинус)

За неделю до своей праведной кончины старец Иларион призвал к себе схииеромонаха Амвросия (Капинус) – бывшего полковника Белой армии, тайно рукоположененного в 1929 г. в Петрограде одним из столпов ИПЦ Архиепископом Димитрием (Любимовым). Отец Иларион обратился к батюшке со словами: «Со дня раскола в Церкви каноническое Православие не было прервано, эта золотая ниточка жива, все церковные дела передаю Вам до появления православного епископа. А искать такового надо!» — и надел на отца Амвросия свой крест, передав ему, по словам о. Иллариона, «церковные ключи управления», то есть благословил на управление истинно-православными катакомбными общинами в России. Таким образом, духовное окормление ИПЦ с 1961 г. перешло к схииером. Амвросию. Под его руководством в Воронеже несколько раз проходили тайные совещания катакомбного духовенства ИПЦ, на которых обсуждались насущные вопросы церковной жизни, в частности и по установлению общения с РПЦЗ.

Иеромонах Игнатий (Скляров)

После кончины схииером. Амвросия в 1966 г. духовное управление общинами ИПЦ перешло к катакомбному старцу иером. Игнатию (Склярову, +1972) из пос. Углянец Воронежской обл., а после его кончины – к катакомбному старцу схииером. Серафиму (иером. Виссариону Маркову, +1979) из Тамбова.

Схииеромонах Серафим (Марков)

Старец Серафим отбыл около 30 лет в советских тюрьмах и лагерях. Окормлял многочисленные общины Катакомбной Церкви в Москве, Караганде, Вятке, Тамбове, Мордовии, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Владимiрской и других областях. Через иеромонаха Лазаря (Журбенко, +2005) он подал прошение Архиеп. Леонтию Чилийскому о принятии под его омофор, и был принят. В середине 70-х гг. он был пострижен в схиму иеромонахом Лазарем (Журбенко), которому передал и завещал окормление своей катакомбной паствы. Старец Серафим умер в 1979 г. в день Пасхи сразу после заутрени. Ему тогда было 85 лет. Ныне тамбовскую паству схиером. Серафима (Маркова) окормляет катакомбный игумен Нестор, тайно рукоположенный в священный сан катакомбным Епископом Лазарем (Журбенко) еще в начале 80-х гг.

  В 70-е гг. в ИПЦ трудились на ниве Божьего делания о. Михаил Рождественский (+1988), о. Никита (Лехан, +1985), о. Тимофей (Несговоров, +1975), о. Александр (Орлов, +1977), о. Феодор (Рафанович, +1975), о. Владимiр Веселовский (+1974), о. Назарий (Конюхов, +1975), о. Филарет (Метан, +1975), о. Тихон (Зорин, +1976), о. Пимен (Вахрушев, +1971), о. Филипп Аникин (+1974), о. Никита Игнатьев (+1974), о. Филипп Сычев (+1978), о. Пахомий (Петин, +1985) и многие другие. К сожалению, как видно по датам смерти, большинство из них к середине-концу 70-х гг. скончались, так что уже к началу 80-х гг. в живых оставалось менее десятка катакомбных пастырей старой тихоновско-иосифлянской преемственности.

Слева направо: о. Михаил Рождественский, о. Никита Лехан, о. Тимофей (Несговоров), о. Александр (Орлов), о. Назарий (Конюхов)

Слева направо: о. Феодор (Рафанович), о. Никита (Игнатьев), о. Владимiр Веселовский, о. Филипп Сычев, о. Филипп Аникин

  Эти пастыри подлинной Тихоновской Катакомбной Церкви, оставшиеся после кончины Схиеп. Петра (Ладыгина, +1957) без канонического епископского окормления, постоянно предпринимали попытки разыскать подлинного Православного Архиерея, однако вместо таковых неоднократно сталкивались лишь с авантюристами, самозванцами или провокаторами. Из действующих канонических епископов ИПЦ к тому времени уже никого не осталось в живых.

  Катакомбное духовенство предпринимало попытки убедить епископов из официальной церкви перейти в ИПЦ, однако это не увенчалось успехом. Например, в середине 60-х гг. по рекомендации Архиеп. Леонтия (Филлиповича) Чилийского инок Феодосий (Журбенко) от катакомбного духовенства ездил на переговоры к опальному архиерею МП Гермогену (Голубеву), сосланному по указу московского патриарха в Жировицкий монастырь в Белоруссии “на покой”. Однако, архиеп. Гермоген, хотя и уважительно относился к Катакомбной Церкви, отказался перейти в Нее из опасений, что из-за него КГБ легче будет вычислить и окончательно уничтожить ИПЦ. Как сказал тогда архиеп. Гермоген, «я не иголка в стоге сена, меня легко найдут, и тогда всех вас уничтожат».

Архиеп. Гермоген (Голубев) в ссылке в Жировицах

Поскольку канонических епископов тихоновско-иосифлянской преемственности разыскать так и не удалось, а в самой Катакомбной Церкви к нач. 60-х гг. число старого духовенства стало заметно сокращаться (старые батюшки умирали, а новых рукополагать было некому), потаенные общины ИПЦ во многих регионах страны оказывались вовсе без пастырского окормления, на положении так называемой «акефалии». Истинно-православные христиане (ИПХ) во многих местах умирали без исповеди и причастия, похороны совершались без священнического отпевания, младенцы оставались без мvропомазания. Такое положение угрожало ИПЦ вырождением в сектантство, безпоповство, а то и исчезновением.

  Пытаясь выйти из кризиса, уцелевшее катакомбное духовенство ИПЦ стало налаживать связи с РПЦЗ. Установил и долгое время осуществлял тайную связь с РПЦЗ в нач. 60-х гг. катакомбный исповедник инок Феодосий Журбенко (будущий Архиепископ Лазарь, Председатель Синода РИПЦ), проведший пять лет в сталинских концлагерях «за принадлежность к ИПЦ». Теперь по благословению катакомбных старцев, рискуя собственной жизнью, он исполнял очень опасное по тем временам послушание связного. Общение велось через афонского архимандрита Евгения (Жукова). Посредством зашифрованной переписки многие осиротевшие истинно-православные пастыри и верующие через инока Феодосия имели общение с Архиепископом РПЦЗ Леонтием (Филлиповичем) Чилийским, через которого и осуществлялось духовное руководство и общение ИПЦ с Русской Зарубежной Церковью.

Архиепископ Леонтий (Филлипович) Чилийский

После установления переписки Архиеп. Леонтий деятельно участвовал в жизни духовенства и паствы Катакомбной Церкви. Он тайно принял под свой омофор многих катакомбных священников. В овдовевшей Катакомбной Церкви на Родине истинно-православные духовенство и верующие стали считать Архиеп. Леонтия своим кир-иерархом. Таким образом, в 60-е гг., благодаря стараниям будущего катакомбного Архиепископа Лазаря, между овдовевшей Катакомбной ИПЦ на Родине и РПЦЗ было установлено тайное духовное общение, а в ИПЦ – поминовение Первоиерархов РПЦЗ.

  Примечательно, что именно через Архиепископа Леонтия было установлено незримое духовное единство Русской Истинно-Православной Церкви и со старостильной Истинно-Православной Церковью Греции, для которой в мае 1962 г. он совершил тайные хиротонии епископов по просьбе Собора духовенства, монашествующих и мiрян Греческой Церкви. Подобно тому, как в России в ИПЦ в результате гонений не осталось ни единого канонического епископа, так и в Греции в старостильной Церкви была утрачена иерархическая преемственность, восстановлению которой послужил Архиепископ Леонтий.

  Владыка Леонтий имел намерение тайно посетить СССР для совершения рукоположений и в Катакомбной Церкви. Но эти планы не осуществились: были времена так называемого “железного занавеса”. Не имея возможности приехать в СССР, он дал письменное благословение прибегнуть к такой вынужденной практике, как принятие священства от иерархов МП, не запятнавших себя сотрудничеством с коммунистическими властями и экуменизмом. Так, Архиеп. Леонтий направил за послушание ин. Феодосия (Журбенко) для рукоположения к своему бывшему келейнику, отбывшему двенадцатилетнее заключение в сталинских концлагерях на Колыме, опальному епископу Вениамину (Новицкому) Иркутскому. В годы немецкой оккупации Вл. Леонтий был на послушании у Еп. Вениамина, являвшегося наместником Почаевской Лавры, а в 1941 г. из его рук принимал посвящение во епископа. Владыка Вениамин был против греховных деяний МП, и потому пребывал в опале.

Архиеп. Вениамин (Новицкий) после 12 лет концлагеря с братом и сестрами, 50-е гг.

Как вспоминает архимандрит РПЦЗ о. Вениамин (Вознюк), многолетний келейник и секретарь Архиепископа Леонтия еще со времен ІІ-й міровой войны, «Владыка Леонтий направил Феодора Иосифовича (Журбенко, – сост.) к Епископу Вениамину, потому что из канонических архиереев никого не осталось. Владыка Вениамин вынужден был служить в МП, но совершенно был против ее вероотступничества»(«Православная жизнь», орган РПЦЗ, Джорданвилль, США, №№ 555-557, март – май 1996 г.).

  Так, при деятельном участии Архиеп. Леонтия, в 1971 году, когда большинство старых священников ИПЦ уже умерло, а окормлять осиротевшую катакомбную паству становилось некому, для Катакомбной Церкви был тайно рукоположен во священника будущий Архиепископ Лазарь, ставший позже Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.

  Иеромонах Лазарь неустанно трудился над тем, чтобы собрать воедино разрозненные и разбросанные по всему СССР катакомбные общины. К середине 70-х гг. он основал ряд тайных катакомбных монастырей на Кубани. Постриг в схиму с именем Серафим известного катакомбного старца-исповедника о. Виссариона (Маркова) из Тамбова, который передал и завещал окормление своей катакомбной паствы о. Лазарю. Перед смертью ставленник Схиеп. Петра (Ладыгина) о. Тимофей (Несговоров) и другие катакомбные пастыри завещали своей пастве окормляться у о. Лазаря. К концу 70-х гг. под окормление о. Лазаря перешли многочисленные овдовевшие катакомбные общины от Казахстана и Сибири до Украины и Белоруссии. Все они не признавали новоявленных лжекатакомбных самосвятских групп “поздеевцев”, “секачевцев”, “алфеевцев” и др. и ориентировались на духовное единение с РПЦЗ, каноничность епископата которой была безупречной.

  К концу 70-х, началу 80-х гг. необходимость в рукоположении архиерея для ИПЦ стала очень острой. Еп. Григорий (Граббе), несколько десятилетий бывший Секретарем Синода РПЦЗ, пишет об этом: «С конца 70-х и начала 80-х годов появилась некоторая возможность связи между СССР и Западом. В таком порядке, в начале 80-х годов к Синоду обратилась группа в 14 священнослужителей Катакомбной Церкви, которые от имени о. Лазаря (Журбенко) сообщили Митpополиту Филарету, что их Епископ умер, а они не смогли нигде найти ему заместителя и поэтому просят принять их в свое ведение. Связь с ними велась через покойного Аpхиепископа Антония Женевского и Западно-Европейского и одного из его клириков, часто бывавшего в СССР.

  После суждения об этом на Архиерейском Собоpе, было постановлено тайно постричь в монашество и хиротонисать во Епископы клирика Западно-Европейской епархии, у которого в СССР жила сестра, благодаря чему он мог легче получить визу для проезда туда. Этому, тайно рукоположенному Епископу было поручено Собоpом тайно же хиротонисать во Епископы о. Лазаря, для возглавления им катакомбных клириков и их общин…» (Цит. по: Еп. Григорий (Граббе), “Завет Святого Патриарха”, сентябрь 1994г.).

Первоиерарх РПЦЗ Митр. Филарет (Вознесенский)

Архиерейский Собор РПЦЗ, о котором пишет Еп. Григорий (Граббе), состоялся 1 ноября/10 октября 1981 г. под председательством Блаженнейшего Митрополита Филарета (Вознесенского). На этом историческом Соборе было совершено прославление Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших от богоборческой советской власти.

Другим важнейшим деянием этого Собора было исповедание полного духовного единства РПЦЗ с гонимой богоборцами катакомбной Истинно-Православной Русской Церковью на Родине. РПЦЗ и Ее Первоиерархи до нач. 90-х гг. относились к Катакомбной Церкви как к самостоятельной части Русской Поместной Церкви. В своем историческом Послании от 1/14 ноября 1965 г. Святитель Филарет (Вознесенский) прямо называет Катакомбную Истинно-Православную Церковь на Родине «Церковью-Сестрой». Оказание Ей всесторонней братской помощи всегда считалось одной из главных миссий РПЦЗ.

  По постановлению Собора было решено оказать такую помощь гонимой Катакомбной Церкви Российской в Ее возрождении и восстановлении утраченного в годы гонений канонического епископата и церковного управления, как об этом пишет Еп. Григорий. Соборная миссия РПЦЗ была успешно исполнена через полгода, 27 апреля/10 мая 1982 г., когда в Москве на квартире катакомбной монахини Феодоры была совершена тайная хиротония во Епископы ИПЦ о. Лазаря (Журбенко).

  В Синодальной Грамоте РПЦЗ от 3/16 мая 1990 г. об этом сказано следующее: «Архимандритъ Лазарь (Журбенко) от Российской Православной Церкви яже въ Катакомбахъ избранъ и Священнымъ Архiерейскимъ Сvнодомъ Русской Православной Церкви Заграницей утвержденъ и определенъ быти епископомъ Богоспасаемаго града Тамбова по чиноположенiю же Святыя Апостольскiя Восточныя Церкве, содействующу всесовершающему и всесвятому Духу, въ лето от воплощенiя Бога Слова 1982-е месяца апреля въ 27 день, во граде Москве, хiротонисанъ архiереями Русской Православной Церкви Заграницей по постановлению Архiерейскаго Собора 1981-го года. Хiротонiя Преосвященнаго Лазаря состоялась при особыхъ обстоятельствахъ, вызванныхъ трудностями настоящаго времени, поэтому хiротонiя была совершена тайно».

Копия с оригинала Синодальной Грамоты о поставлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 года архим. Лазаря (Журбенко) во Епископы Российской Церкви в Катакомбах

  В другом Синодальном документе за № II/35/Р/ подтверждается: «Епископ Лазарь (Журбенко) рукоположен по постановлению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей во ЕПИСКОПА для возрождения и руководства Церкви в России».

  Также и в свидетельстве от 22 сентября/5 октября 1989 г., подписанном Первым Заместителем Первоиерарха РПЦЗ, говорится: «Преосвященный Епископ Лазарь канонически рукоположен Епископатом Русской Православной Церкви Заграницей с назначением обслуживать православных христиан Российских Церковных Катакомб».

  После тайной хиротонии Вл. Лазаря вокруг него объединились многие катакомбные общины ИПЦ на Кубани, Украине, в Центрально-Черноземной части России, Северном Кавказе, Белоруссии, Сибири, Казахстане, Башкирии и других регионах.

  С момента восстановления канонической иерархии в Катакомбной Церкви на Родине начинается ее постепенное возрождение и созидание. Тайный Епископ Лазарь самоотверженно, несмотря на большой риск для собственной жизни, неустанно объезжает катакомбные общины ИПЦ, разбросанные по всей необъятной Святой Руси, превращенной богоборцами в безбожный СССР, тайно служит по ночам, проповедует, исповедует, причащает, рукополагает новых катакомбных священников. Только за период с 1982 по 1990 гг. Епископ Лазарь тайно рукоположил для ИПЦ около двадцати новых катакомбных клириков. Присоединились к нему через исправление хиротоний и многие катакомбные священники, принявшие рукоположение от неканонических катакомбных иерархий “секачевцев”, “алфеевцев” и др.

  С падением богоборческого СССР на долю Вл. Лазаря Промыслом Божиим выпала новая миссия – духовно возглавить не только Катакомбную Церковь, но и легальные общины православных верующих, распознавших пагубу сергианства и покинувших “Советскую церковь” (Московскую патриархию), а также новообразованные общины, состоящие из людей, только что обратившихся к вере.

  К концу 1990 года количество прошений о принятии духовенства и приходов МП настолько возросло, что Архиерейский Синод РПЦЗ благословил Еп. Лазарю выйти из подполья и приняться за формирование легальных Епархиальных структур.

Катакомбный Епископ Лазарь (Журбенко) Тамбовский и Моршанский

Другим немаловажным историческим событием было то, что впервые за годы существования Катакомбной Церкви ее тайный иерарх Вл. Лазарь Тамбовский и Моршанский в 1990 г. смог прибыть на Архиерейский Собор РПЦЗ в Нью-Йорке, где перед Зарубежными Преосвященными выступил с докладом об Истинно-Православной Церкви на Родине и сослужил с ними. Поскольку тайная хиротония Еп. Лазаря в 1982 г. была вынужденно совершена одним архиереем, то на Соборе РПЦЗ над ним была соборно совершена дополнительная хиротесия как восполнение хиротонии, совершенной одним епископом.

Будучи поставлен перед альтернативой – остаться тайным катакомбным архиереем или открыться и возглавить церковное строительство в России – он по настоянию Синода РПЦЗ избрал второе, хотя и не сразу на это согласился. Прежде чем принять такое решение, Вл. Лазарь в том же 1990 г. провел Совещание катакомбного духовенства, на котором советовался с ними по этому вопросу. И так как почти все выразили желание оставаться на катакомбном положении, то он согласился с требованием поставить для них катакомбного епископа. Кандидатом был соборно выдвинут катакомбный иеромонах Вениамин (Русаленко), происходивший из семьи потомственных катакомбников и являвшийся духовным чадом известного в Белоруссии катакомбного старца иером. Феодора (Рафановича, +1975). Катакомбники пригласили на встречу официального представителя Синода РПЦЗ и через него ходатайствовали перед Синодом о рукоположении для ИПЦ еще одного катакомбного епископа. Просьба была удовлетворена, и 28 ноября 1990 г. для окормления катакомбников Синодом РПЦЗ был рукоположен Епископ Вениамин (Русаленко), который был назначен Епископом Гомельским, викарием Архиепископа Лазаря.

  Таким образом, к концу 1990 года в России действовало уже два канонических архиерея ИПЦ.

  Казалось, появились все условия для восстановления на Родине полноценного церковного управления ИПЦ при помощи РПЦЗ. В то же время со стороны некоторых архиереев РПЦЗ стали предприниматься совершенно противоположные действия, приведшие к противоречиям внутри российских Епархий и дезорганизации церковной жизни. Синод РПЦЗ допустил серьезную ошибку, приняв решение об открытии на территории России приходов РПЦЗ, параллельных ИПЦ, которые состояли из духовенства и паствы, перешедших из Московской патриархии. Приходы РПЦЗ открывались так, как будто ИПЦ в России никогда не существовало. То есть РПЦЗ, фактически, открывала свои приходы, и даже рукоположила для себя епископа (перешедшего в 1990 г. из МП архимандрита Валентина Русанцова) на чужой территории. Решение об этой хиротонии было принято без согласования с катакомбными архиереями Архиепископом Лазарем и Епископом Вениамином.

  Вл. Лазарь с первых дней выступал против создания в России параллельных приходов и епархий РПЦЗ, считая, что в России должна быть ИПЦ, а заграницей – РПЦЗ. Обе эти ветви едины между собой, но при разных административных центрах. По его глубокому убеждению, “Зарубежная Церковь” в пределах Отечества – это канонический нонсенс. Этой теме был посвящен доклад Вл. Лазаря Синоду РПЦЗ, с которым он выступил в 1993 г. В июле 1993 г. в Одессе под председательством Архиеп. Лазаря состоялось расширенное Совещание духовенства РИПЦ, которое поддержало Архиеп. Лазаря и обратилось к Синоду РПЦЗ с обоснованием необходимости восстановления церковного управления на Родине и административного самоуправления РИПЦ в соответствии с Указом Св. Патр. Тихона № 362, без разрыва церковно-канонического единства с РПЦЗ.

Совещание духовенства РИПЦ в Одессе, июль 1993 г.

В том же 1993 г. Архиеп. Лазарем было зарегистрировано Одесское Епархиальное Управление Русской Истинно-Православной Церкви, утвержденное позже Архиерейским Собором РПЦЗ. В Уставе Одесской Епархии РИПЦ сказано: «Русская Истинно-Православная Церковь является самостоятельной частью некогда единой (до 1927 г.) Поместной Российской Православной Церкви… Административно-каноническая отделенность РИПЦ от других частей Русской Церкви предусмотрена Указом № 362 Св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 г. и Посланием Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Агафангела от 5/18 июня 1922 г. о самоуправлении Епархий. В случае образования нескольких Епархий юрисдикции РИПЦ образуется Св. Синод, состоящий из Правящих Архиереев и избирается Первоиерарх, являющийся постоянным Председателем Св. Синода». Этот Устав Одесской Епархии РИПЦ был также официально утвержден Синодом РПЦЗ.

  Архиепископ Лазарь последовательно и принципиально отстаивал идею восстановления церковного управления на Родине и сохранения ИПЦ от поглощения Ее РПЦЗ. У некоторых в Зарубежной Церкви это вызывало недовольство, например у Архиеп. Марка, Еп. Варнавы и др., пытавшихся отстранить Вл. Лазаря от церковных дел и не допустить возрождения РИПЦ. Незаконное вмешательство некоторых зарубежных архиереев в дела российских Епархий чуть было не привели к их полному разрушению. Дабы оградить свою Епархию от разрушения, Архиеп. Лазарь вынужден был временно выйти из административного подчинения зарубежному Синоду, не порывая при этом канонического и евхаристического единства с РПЦЗ.

  В ноябре 1994 г. на Соборе РПЦЗ в Леснинском монастыре был подписан Акт о примирении между архиереями РПЦЗ и российскими преосвященными, которому Вл. Лазарь неукоснительно следовал вплоть до своей праведной кончины. На этом Соборе было принято решение о создании канонического органа управления Епархиями и приходами в России – Архиерейского Совещания Российских Преосвященных, председателем которого стал Архиеп. Лазарь.

  Архиеп. Лазарь со смирением переносил последовавшие за этим многочисленные несправедливые обвинения, поношения и прещение, сохранив как верность подписанному «Акту о примирении», так и единство с РПЦЗ.

  Главное – был сохранен канонический орган управления Епархиями и приходами на Родине – Архиерейское Совещание Российских Преосвященных. Удалось отстоять и название “Русская Истинно-Православная Церковь”, которое вместо названия “РПЦЗ” было официально утверждено Архиерейским Собором РПЦЗ по отношению ко всем епархиям на Родине. Как записано в Протоколе заседания Собора РПЦЗ от 25 апреля/8 мая 1998 г., «Постановили: Благословить российским епархиям РПЦЗ зарегистрироваться под названием: Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ) – о чем дать указ». На основании этого Постановления Архиерейского Собора Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий 5/18 июня 1998 г. издал Указ № 13/51-11/35-6/90-082, которым официально благословил российским епархиям носить название не РПЦЗ, но «Русская Истинно-Православная Церковь – как это употребляется в Украине».

Архиерейский Собор РПЦЗАрхиерейский Собор РПЦЗ: в первом ряду крайний слева – Архиеп. Лазарь

На том же Архиерейском Соборе 1998 г. Митр. Виталий высказал мнение, что в России для полноценного восстановления церковной жизни необходимо автономное церковное управление. В подчинении Архиерейскому Совещанию РИПЦ было образовано отдельное катакомбное благочиние, объединявшее катакомбные приходы и духовенство РИПЦ (вошедшие в общение с РПЦЗ благодаря собиранию Архиепископа Лазаря), не пожелавшие переходить на легальный способ служения. Высказывались и пожелания рукоположить катакомбного епископа для этих приходов РИПЦ, но к тому времени влияние в Синоде РПЦЗ просергианской группы Марка, Лавра и Илариона было настолько велико, что вопрос о новых хиротониях для РИПЦ и об автономном управлении так и не был решен.Однако, на Соборе 2000 г. Митр. Виталий вновь подтвердит свою позицию, обратившись к Архиеп. Лазарю со словами: «Вам нужно иметь автономию и решать свои вопросы самим».

  В октябре 2000 г. в Нью-Йорке состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, изменивший историческому исповедническому курсу Русской Зарубежной Церкви. Собор принял Обращение к экуменическому сербскому патриарху Павлу с унизительной просьбой не разрывать с РПЦЗ евхаристического общения и фактически выступить посредником в подготовке унии с МП. Решением этого же Собора была учреждена Синодальная Комиссия РПЦЗ по диалогу с МП. Летом 2001 г. на заседании Синода РПЦЗ Митр. Виталий, выразивший несогласие с решениями Собора 2000 г. и необходимость их пересмотреть, был принудительно отправлен на покой.

  Архиепископ Лазарь и Епископ Вениамин, обсудив с духовенством и паствой эти постановления, заявили о непризнании решений Собора 2000 г., призвав к созыву чрезвычайного Собора, на котором следовало отменить эти решения.

  В обращении от 22 мая/4 июня 2001 г. Председатель Архиерейского Совещания Российских Преосвященных РИПЦ Архиепископ Лазарь Одесский и Тамбовский писал: «ПРИЗЫВАЮ К СОЗЫВУ ВНЕОЧЕРЕДНОГО СОБОРА РПЦЗ для пересмотра некоторых пунктов этих документов. При этом я никоим образом не помышляю и никогда не помышлял отлагаться от РПЦЗ и учинять раскол, но, напротив, данным своим шагом ограждаю себя и вверенную мне Св. Церковью паству от уклонения с того единственно верного пути исповедничества, которым РПЦЗ и РИПЦ (как две части единой Русской Церкви) неукоснительно шли с самого момента своего возникновения».

  4-5 сентября 2001 г., по благословению состоявшегося 12 августа в Одессе Архиерейского Совещания Российских Преосвященных Русской Истинно-Православной Церкви, в г. Воронеже в срочном порядке было созвано чрезвычайное I-е Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мiрян РИПЦ во главе с Председателем Архиерейского Совещания Архиепископом Одесским и Тамбовским Лазарем, Епископом Черноморским и Кубанским Вениамином, Епископом Симферопольским и Крымским Агафангелом. Фактически это был первый собор архиереев, духовенства и мiрян в России со времени открытого служения Катакомбной Церкви и открытия приходов РПЦЗ на Родине, положивший начало организационному, иерархическому объединению противников унии с МП.

  Совещанием было принято “Обращение к предстоящему Архиерейскому Cобору”. В нем выражена поддержка Митрополита Виталия, высказана просьба пересмотреть и отменить решения предыдущего Собора, заявлено, что Российские архиереи и духовенство по-прежнему считают единственным законным Первоиерархом РПЦЗ Митр. Виталия. В Обращении к предстоящему Архиерейскому Собору РПЦЗ также сказано: «Убедительно просим Вас прежде всего, примирившись с Владыкой Митрополитом, начать работу Собора с обсуждения Послания Патриарху Павлу, Резолюции и вопроса об образовании комиссии по созданию сношений с Московской Патриархией, принятых на прошлом Соборе и ставших причиной тех бед и нестроений, которые посеяли смуту и расколы в нашей Церкви». В Обращении лично к Митр. Виталию Российские Преосвященные, духовенство и мiряне РИПЦ просили Вл. Виталия не оставлять пост Первоиерарха «в это смутное время», «невзирая ни на какие испытания и давление».

  По своей духовной значимости Совещание в Воронеже явилось равнозначным местному церковному Собору. Оно оказалось историческим и решающим для дальнейших событий. После раскола 1927 г. это было первое подобного рода всероссийское соборное начинание на Родине, направленное на восстановление канонического обустройства жизни епархий и приходов Русской Церкви в России на началах соборности.

  Октябрьский Собор РПЦЗ 2001 г. проигнорировал обращения Воронежского Совещания РИПЦ. Удалив “на покой” законного Первоиерарха Митр. Виталия и избрав на его место сторонника унии с МП архиеп. Лавра (Шкурло), Собор утвердил новый курс РПЦЗ на объединение с сергианско-экуменической Московской патриархией и “мiровым православием”. Как признался позже в СМИ патриарх Алексий Ридигер, смещение Митр. Виталия было необходимо для начала сближения между РПЦЗ и МП.

Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов)

Антиканонические и раскольнические решения Собора РПЦЗ 2001 года не признали законный Первоиерарх РПЦЗ Митр. Виталий, Председатель Архиерейского Совещания РИПЦ Архиепископ Лазарь Одесский и Тамбовский, член Совещания РИПЦ Епископ Вениамин Черноморский и Кубанский, а также викарный Епископ Варнава Каннский (который позже, к сожалению, изменил свое решение и присоединился к митр. Лавру). В своих действиях они руководствовались 15 правилом Двукратного Константинопольского Собора.

Эти архиереи, сохранившие верность исповедническому курсу Катакомбной и Зарубежной Церкви, представляли собой законный Архиерейский Собор зарубежной и российской частей единой Истинной Русской Церкви, не приемлющей ереси экуменизма и сергианства. Российские архиереи и духовенство продолжали считать Митр. Виталия главой обеих частей духовно единой Русской Церкви (зарубежной и российской). В лице Митр. Виталия сохранился орган Первоиераршей власти, а в лице Российских Преосвященных – единственный после раскола 2001 г. канонический орган управления Епархиями и приходами – Архиерейское Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, учрежденное решением Архиерейского Собора РПЦЗ в 1994 г. На основе этих двух канонических органов церковной власти, в соответствии с Указом Св. Патр. Тихона № 362, возможно было соборное восстановление иерархии и церковных структур в РПЦЗ и РИПЦ.

  Архиерейское Совещание Российских Преосвященных РИПЦ в составе Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина, а также подведомственное им духовенство в России, Украине и Белоруссии, призывали Митр. Виталия к созыву законного Собора в составе Митр. Виталия, Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина, на котором следовало разрешить проблемы восстановления церковного управления в Истинной Русской Церкви.

  Митрополит Виталий согласился на такое предложение. Однако, в связи с сопротивлением со стороны своего окружения, препятствовавшего созыву Собора, он как законный Первоиерарх РПЦЗ единолично выдал Распоряжение от 26 февраля/11 марта 2002 г. о совершении Архиепископом Лазарем и Епископом Вениамином архиерейских хиротоний и создании Архиерейского Синода в России. Это Распоряжение Митр. Виталия было вынесено на соборное рассмотрение II-го Всероссийского Совещания архиереев, духовенства и мiрян РИПЦ, состоявшегося вВоронеже 4-5/17-18 апреля 2002 г. под председательством главы Архиерейского Совещания Архиепископа Лазаря и его заместителя Епископа Вениамина. На Совещании, на основании Св. Канонов, Указа Св. Патриарха Тихона № 362 и Распоряжения-Завещания Митр. Виталия от 26 февраля/11 марта 2002 г., было принято решение о совершении для РИПЦ архиерейских хиротоний и преобразовании созданного с благословения Архиерейского Собора РПЦЗ в 1994 г. Архиерейского Совещания Российских Преосвященных РИПЦ в Архиерейский Синод РИПЦ.

  Распоряжение Митр. Виталия о создании Синода в России являлось согласием последних трех оставшихся в Истинной Русской Церкви законных правящих архиереев (Митр. Виталия, Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина). Это решение носило характер соборного волеизъявления, которое было закреплено соборным актом II-го Всероссийского Совещания, имевшим, по сути, значение местного церковного Собора и положившим начало возрождению Истинной Церкви на Родине на началах соборности и восстановлению Ее канонического церковного управления – Архиерейского Синода РИПЦ.

Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной (катакомбной) ЦерквиНа фото: члены Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

В августе 2002 г., согласно Указу Патр. Тихона № 362 и Распоряжению Митр. Виталия от 26 февраля/11 марта 2002 г., а также решению Совещания Российских Преосвященных, Архиеп. Лазарем и Еп. Вениамином были рукоположены Епископ Тихон, будущий Архиепископ Омский и Сибирский, Председатель Синода РИПЦ, Еп. Гермоген Черниговский и Гомельский, Еп. Ириней Верненский и Семиреченский, и Еп. Дионисий Новгородский и Тверской. 22 июня/05 июля 2003 г., во исполнение как соборных постановлений II-го Всероссийского Совещания архиереев, духовенства и мiрян, так и Указа Св. Патриарха Тихона № 362 и Распоряжения Митр. Виталия, канонический орган управления приходами РИПЦ – Архиерейское Совещание Российских Преосвященных – был преобразован в Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви как «малый постоянно действующий собор епископов» (дословно с греческого слово synodos означает собрание, собор). Председателем Архиерейского Синода РИПЦ был избран старейший российский архиерей – Архиепископ Лазарь Одесский и Тамбовский.

  Вопреки всем невзгодам ХХ столетия, преемственность церковной власти от дореволюционной Российской Церкви через РПЦЗ вновь возвратилась в Россию. Впервые после отступнической Декларации митр. Сергия (Страгородского) 1927 г. и парализации церковной жизни, в результате жесточайших богоборческих гонений, было восстановлено каноническое церковное управление на Родине.

Схиархиепископ Лазарь (Журбенко), Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви16/29 июня, в день памяти преподобного старца схи-архимандрита Моисея Оптинского (в прославлении которого в 1990 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принимал участие Вл. Лазарь), Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский совершил над Архиепископом Лазарем постриг в великую схиму с оставлением прежнего имени. 17/30 июня 2005 г. во время соборного служения Чина на разлучение души от тела Схи-Архиепископ Лазарь мирно отошел ко Господу.

Архиеп. Лазарь на фоне кафедрального храма Св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе, 2005 г.

Новопостроенный кафедральный собор РИПЦ в честь Св. Патр. Тихона Московского в г. Омск

  Храм РИПЦ Взыскание погибших в Воронеже

 

 

 

  На Родине приходы и общины РИПЦ разбросаны по всей необъятной Руси: на Кубани, в Киевской, Черниговской, Харьковской, Одесской, Донецкой, Хмельницкой, Винницкой и др. областях Украины, в Белоруссии, Сибири, в Московской, Новгородской, Тверской, Воронежской, Тамбовской, Курской, Брянской, Вятской, Ростовской, Ставропольской, Саратовской и др. областях России, в Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Башкирия, Киргизия и др.), есть общины РИПЦ в Осетии, Армении и т. д. Всего под омофором РИПЦ пребывает около 200 общин и групп верующих истинно-православных христиан. Есть храмы РИПЦ в Омске, Одессе, Екатеринодаре, Воронеже, Владикавказе и других городах. Есть и небольшие общины, которые для молитвы собираются, как правило, в домовых храмах или в домах верующих.

  В РИПЦ действуют как катакомбные общины, так и открытые приходы. После ослабления гонений в нач. 1990-х гг. многие катакомбные общины (например, в Омске, Воронеже, на Кубани и др.) вышли из подполья, восстановив легальное служение. Однако большинство катакомбных общин по-прежнему остаются на подпольном положении, не доверяя властям.

  Среди старейших клириков РИПЦ служил и катакомбный старец иером. Гавриил (+2010), тайно поставленный во священники еще в 1950-е гг. последним каноническим катакомбным архиереем – Священноисповедником Схиепископом Петром (Ладыгиным, + 1957). Ему уже более 90 лет. Служение сего катакомбного исповедника – живая связующая нить со Святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими, с Тихоновской Катакомбной Церковью-Мученицей времен богоборческих лихолетий и гонений. Служат в РИПЦ и другие старенькие катакомбные священники, тайно рукоположенные в годы советских гонений.

Схиигум. Макария (Чеботарева), игум. Миропия (Нужная) и прот. Алексей Парло, г. Воронеж, 2002 г.

В Воронеже, где в советское время находилось управление ИПЦ, и в Воронежской обл. сегодня существует несколько приходов и женский монастырь. Это одни из старейших приходов РИПЦ, они были основаны еще в 1930-е годы. В 60-е годы они окормлялись отцами-исповедниками Катакомбной Церкви архимандритом Илларионом (до пострижения протоиереем Иоанном Андреевским, +1961), архимандритом Никандром (Стуровым, +1955), схииеромонахом Анувием (иеромонахом Амвросием Капинус, +1966) и иеромонахом Игнатием (Скляровым, +1972). Все они прошли через большевицкие тюрьмы и лагеря за принадлежность к Истинной Церкви. В 50-60-е гг. отец Илларион (Андриевский) восстановил Воронежский центр управления ИПЦ. После его кончины в 1961 г. управление Воронежским центром ИПЦ было передано схииеромонаху Анувию (Капинус, +1966), а после 1966 г. – иеромонаху Игнатию (Склярову, +1972). В 70-80-е гг. воронежские общины окормлялись катакомбным отцом-исповедником Никитой Лехан из Харькова. С 70-х гг. и до 2004 г. духовную жизнь воронежских истинно-православных общин возглавляла катакомбная исповедница схиигумения Макария (Чеботарева), после блаженной кончины которой ее преемницей для управления иноческой обителью Божией Матери Иверской Архиеп. Лазарь поставил игумению Миропию (Нужную). Матушка Миропия несколько десятков лет была келейницей схиигум. Макарии. Сегодня воронежские приходы РИПЦ окормляет протоиерей Алексий Парло.

Игумен Нестор, г. Тамбов

На Тамбовщине действуют общины, в советские годы окормлявшиеся катакомбным старцем схииеромонахом Серафимом (Марковым, +1979), проведшим около 30 лет в сталинских тюрьмах и концлагерях. В середине 70-х гг. он был пострижен в схиму иеромонахом Лазарем (Журбенко), которому передал и завещал окормление своей катакомбной паствы. До 2011 г. в тамбовских общинах РИПЦ служил схиигумен Феодосий (о.Нестор Ложкин, +2011), тайно рукоположенный в священный сан еще в нач. 1980-х гг.

Богатую историю имеют и катакомбные общины на Харьковщине. В советское время они окормлялись иеросхимонахом Серафимом (Загоровским, +1943), прославленным Русской Зарубежной Церковью в сонме Новомучеников, иеромонахом Серафимом (Шевцовым, +1955), иеросхимонахом Никодимом (иером. Назарием Конюховым, +1975), иереем Никитой Лехан (+1985) и др. В нач. 80-х гг. Вл. Лазарь выдвигал кандидатуру о. Никиты Харьковкого на епископа ИПЦ, но, к сожалению, по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста он вынужден был отказаться.

  Существовали катакомбные общины ИПЦ и в Сибири. В 1941 г. их создал исповедник Катакомбной Церкви иером. Александр (Орлов). Он умер в 1977 г. на 99-м году жизни.

  Катакомбные общины под омофором РИПЦ есть и в Белоруссии. Они были основаны духовным сыном последнего оптинского старца Нектария протоиереем Павлом Левашовым (+1937), канонизированным РПЦЗ в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. В послевоенные годы эти общины окормлялись катакомбными старцами-исповедниками иером. Феодором (Рафонович, +1975) и иером. Филаретом (Метан, +1976). В 80-е гг. общины окормляли катакомбные священники о. Александр Сухотский (+1990) и иером. Вениамин (Русаленко), которого в 1990 г. Собор РПЦЗ тайно хиротонисал во Епископа Гомельского (ныне Архиепископ Черноморский и Кубанский, Заместитель Председателя Синода РИПЦ). К гомельской общине РИПЦ принадлежала последняя дивеевская монахиня матушка Серафима (Куркайка, +1996). В 1927 г. она по благословению старца Нектария Оптинского не приняла сергианства и всю последующую жизнь принадлежала к Катакомбной Истинно-Православной Церкви. Матушка Серафима долгое время была связной между катакомбным священником Филаретом (Метан) и катакомбными общинами. Отец Филарет находился в ссылке под надзором в пос. Добрянка Черниговской обл. Матушка Серафима тайно по ночам проникала в сад к о. Филарету, где в условленном месте оставляла письма с исповедями, а через некоторое время таким же образом забирала Святые Дары и записки с пастырскими наставлениями, оставленные о. Филаретом. Затем она развозила Дары и записки верующим.