СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕВГЕНИЙ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ И ИЖЕ С НИМ.

Епископ Евгений, в миру Евгений Яковлевич Кобранов, родился 21 января 1892 года в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье сельского учителя. Его брат был священником. В 1906 году он окончил Смоленское духовное училище, а в 1912 году — Смоленскую духовную семинарию. В 1916 году окончил Московскую духовную академию. В 1917 году защитил магистерскую диссертацию и был удостоен степени магистра богословия. В 1917-18 годах он получал профессорскую стипендию Московской академии и одновременно посещал лекции на факультете восточных языков Московского императорского университета. В конце 1917 (1918) года был рукоположен в сан священника давшим обет безбрачия (целибат прим.ред.) патриархом Тихоном, и служил в храме девяти мучеников Кизикских в Москве. С 1919 по 1921 год был заместителем директора Музея классического Востока в Москве. 10 марта 1921 года был арестован за “антисоветскую агитацию посредством проповедей и дискуссий”. Дело возникло в результате анонимного письма Ленину, в котором говорилось, что “поп Евгений” читает проповеди, которые “не отвечают вашим интересам или интересам республики”. 18 марта он был освобожден. В том же году он был пострижен в монашество в Новоспасском монастыре в Москве епископом Палладием (Добронравовым) и назначен настоятелем монастыря в сане архимандрита. 22 июня 1931 года он был арестован, но через неделю освобожден. 30 июня (или в сентябре) его арестовали за “создание антисоветской организации”, а 19 июля сослали на два года в Архангельск. В 1922 (1923) году он был досрочно освобожден из ссылки и начал служить настоятелем Новоспасского монастыря, но весной того же года его вновь арестовали в Москве. Через три с половиной месяца московский суд признал его невиновным, и он был освобожден. 18 декабря 1923 года он был вновь арестован, а 28 марта 1924 года приговорен к двум годам ссылки в Хиву в Средней Азии. 23 января 1926 года (или в 1925 году) он был освобожден и вернулся в Москву.

14 марта 1926 года митрополитом Сергием (Страгородским) и другими нижегородскими епископами он был хиротонисан во епископа Муромского, викариата Владимирской епархии. Весной 1927 года он был сослан в Москву в связи с делом митрополита Сергия. 15 сентября 1927 года был назначен епископом Балашовским, викариатом Саратовской епархии, но 14 декабря того же года был переведен в Ростов, викариатство Ростовской епархии.

6 февраля 1928 года епископ Евгений был одним из епископов Ярославской епархии, подписавших декларацию об отделении от митрополита Сергия, и был запрещен им 11 апреля. 10 мая он подписал второе заявление с митрополитом Агафангелом и другими ярославскими епископами, в котором иерархи утверждали, что они не прерывали общения с Сергием, но не будут выполнять ни одно из его распоряжений, которые они считают антиканоническими. В результате этого епископ Евгений был освобожден от своего запрета 30 мая.

Однако летом 1928 года он был вновь арестован в Ростове, а 28 октября сослан на три года в Кзыл-Орду в Казахстане. Он вернулся из ссылки в сентябре 1929 года, но в октябре 1929 года был арестован и брошен в Ярославскую тюрьму за “участие в ярославском отделении «Истинно-православной церкви”». Он был приговорен к трем годам ссылки в соответствии со статьями 58-10 и 58-11 и отправлен в Вологду. В 1931 году был освобожден из ссылки в Алма-Ате, но ему не разрешили жить в двенадцати городах. Некоторое время он находился в Петрограде, затем 5 мая 1933 года переехал в Великий Устюг, а оттуда в Вологду, где 7 декабря 1935 года (или в 1934 году) был вновь арестован. 3 сентября 1936 года был приговорен к пяти (двум) годам ссылки в Чимкент.

23 июня 1937 года епископ Евгений был арестован в Чимкенте почти одновременно с митрополитами Казанским Кириллом и Петроградским Иосифом. Управление НКВД при прокуратуре Чимкента сообщило: “В Южно-Казахстанской области среди церковников существует контрреволюционная организация, центр которой находится в Чимкенте. Задачей контрреволюционной организации является подготовка контрреволюционных кадров для свержения Советской власти. Среди активных членов организации мы находим имена митрополита Иосифа, митрополита Кирилла и епископа Евгения.”

7 июля трем епископам были предъявлены официальные обвинения.

“Условия содержания заключенных в чимкентской тюрьме, — пишет А.В. Журавский, — были невыносимыми. Тюремные надзиратели, выполняя команды следователей, не давали заключенным спать, стараясь довести арестованных до крайнего изнеможения. Еда была невыносимой, от воды пахло глиной. Именно в таких условиях заключенных готовили к допросам. Известно, что некоторые из них на этом этапе сдавались и подписывали любые «признания», лишь бы их как можно быстрее осудили и тем самым избежать ужасных условий содержания в тюрьме.

“Первым, кого вызвали на допрос, был епископ Евгений. 25 июня следователь потребовал от владыки Евгения: «Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности’. Но последовал ответ: «Я не занимался контрреволюционной деятельностью и ничего не могу сказать по этому вопросу». На этом первый допрос закончился.”

19 ноября три епископа были приговорены к расстрелу за “контрреволюционную деятельность и борьбу против советской власти”. Епископ Евгений был расстрелян в 24.00 20 ноября в Лысом овраге близ Чимкента.

*

Среди учеников владыки Евгения, пострадавших за веру, были:

Схиархимандрит Елевферий (Игнатьевич Печенников). Родился в 1870 году в селе Перепечное Чериковского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. С 1892 года служил в армии рядовым. Позже стал полковым священником. В 1896 году принял постриг. В 1922 году служил наместником и иеромонахом в Троицком монастыре в Смоленске. Арестовывался во время кампании по изъятию церковных ценностей, а также за торговлю на рынке. 5 декабря 1922 года он был доставлен в Губотдел ГПУ в Смоленске. “Гражданин Печенников хорошо известен своими нападками на обновленческое движение и, как убежденный сторонник [Патриарха] Тихона, может принести много вреда на архиерейском съезде [обновленцев], назначенном на 6 декабря 1922 года”. “Изоляция, пусть и только на время съезда, несомненно, окажет моральное воздействие – положительное на ”живоцерковников » и отрицательное на всех сторонников Тихона». 10 декабря он был освобожден после обещания не покидать своего постоянного места жительства. В том же месяце был назначен игуменом Троицкого монастыря. 20 марта 1924 года был вновь арестован и на допросе 24 марта заявил: “Со дня освобождения патриарха Тихона из-под стражи я каждый раз публично произносил его имя во время поминовения… [Его] воззвание, опубликованное в 1918 году, в котором он проклинал большевиков, я прочитал, но не распространял…” Он был осужден по статье 10-70, но освобожден 31 марта 1924 года по “Делу игумена Елевферия (Печенникова) и священника И.Н. Зверева, Смоленск, 1924 год”. Он стал одним из главных руководителей Соборного братства вместе с игуменом Варлаамом (Владыкиным), а 26 февраля 1930 года был вновь арестован и брошен в Смоленский изолятор за “участие в контрреволюционной организации”. 28 мая был признан виновным в том, что являлся “руководителем церковного контрреволюционного сообщества”, и в соответствии со статьями 58-10, частями 1 и 2, и 58-11 был приговорен к десяти годам лагерей по “Делу Соборного братства, Смоленск, 1930”. Его отправили на Соловки, но в 1932 году перевели в Чимкент. 23 июня 1937 года он был арестован на станции Манкент Сайрамского района Южно-Казахстанской области, а 26 августа был осужден за “контрреволюционную деятельность” и “руководство тайным монастырем”. В соответствии со статьями 58-10 и 58-11 он был приговорен к смертной казни по “Делу архиепископа Алексия (Орлова) и других, Чимкент, 1937”. Во время допроса о. Элевтерий заявил, что не вел никакой контрреволюционной работы, и отказался давать какие-либо дальнейшие показания. Помимо стандартных обвинений, его обвиняли в том, что он был “руководителем тайного монастыря в Манкенте”, в “принятии тайного монашества”, в “поддержании связей с контрреволюционным элементом в Могилеве” и в “нахождении под руководством [епископа Евгения] Кобранова”. 27 августа 1937 года он был расстрелян в Лисьей балке, Чимкент.

Иеромонах Гавриил, в миру Григорий Петрович Владимиров. Родился 14 января 1873 года в деревне Котляревка Опочинского уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Он ушел в монастырь Святого Пантелеимона на горе Афон, но с 1914 по 1916 год был священником Таманского полка. С 1918 по 1923 год был агитатором в отделе народного образования Новгородской губернии. В 1924 году был арестован в Псковской губернии за незаконный въезд в пограничную зону и отправлен на жительство в Новгород. В том же году (или в 1923-м) поступил в Скородинский Михайловский монастырь Новгородской губернии. В 1927 году присоединился к иосифлянам и начал тайно служить в домах в Псковской пограничной зоне. Он собирал подписи за строительство молитвенного дома. 8 декабря 1929 года был арестован в Новгороде в связи с делом архиепископа Димитрия (Любимова), а 3 августа 1930 года приговорен по статьям 58-10 и 58-11 к десяти годам лагерей. Позже этот срок был сокращен до четырех лет из-за его инвалидного статуса. 24 сентября 1930 года прибыл на Соловки. В 1931 году был сослан в Казахстан. Срок его ссылки там должен был закончиться в 1935 году. 9 сентября 1937 года был арестован в Чимкенте и брошен в тюрьму. Его обвинили в том, что он “был членом контрреволюционной организации церковников, активным руководителем контрреволюционных ячеек. Руководителем организации был [митрополит] Иосиф Петровых и находился под руководством [епископа Евгения] Кобранова, с которым Владимиров был связан повседневной контрреволюционной деятельностью. Он был участником контрреволюционного совещания, проведенного Петровых и Кобрановым для выработки методов развития контрреволюционной деятельности среди темных масс населения с целью подготовки их к выступлению против Советской власти в момент нападения фашистских государств на Советский Союз”. 19 ноября 1937 года в 24.00 он был расстрелян вместе с митрополитами Кириллом и Иосифом и епископом Евгением в Лисьей балке близ Чимкента и похоронен там же.

Священник Василий Васильевич Климов. Родился 10 марта 1869 года в Барнауле Томской губернии в семье учителя. Окончил духовную семинарию и высшую педагогическую академию. В 1902 году был рукоположен в сан священника и в течение одиннадцати лет служил в Бийске, прежде чем был переведен в село Кашинское Томской губернии. С 1907 по 1912 год он был депутатом от Томской губернии в Третью Государственную думу. После революции служил в Омской епархии. В 1930 году был арестован в городе Узень за “антисоветскую агитацию”. В Омске был заключен в тюрьму, но вскоре освобожден. 23 июня 1937 года был арестован в Чимкенте в Казахстане и обвинен в “контрреволюционной деятельности” и “организации нелегальных церковных общин в Чимкенте». «Он вел переговоры с попом-обновленцем Николаевым о ликвидации раскола и по указанию [епископа Евгения] Кобранова сгруппировал контрреволюционный элемент, проводя контрреволюционную агитацию среди верующих против предприятий советской власти, подстрекая последних к сопротивлению, давая указания, особенно женщинам, о воспитании детей в контрреволюционном духе, чтобы молодежь не вступала в комсомол. В контрреволюционных целях он дискредитировал советскую медицину, провоцируя верующих (чудесными исцелениями)”. В соответствии со статьями 58-10 и 58-11 был приговорен к смертной казни. 27 августа был расстрелян в Лисьей балке, недалеко от Чимкента.

Источник: церковный историк, доктор Владимир Мосс.