Это таинство, которое преподается всем болящим. На каждую болезнь можно собороваться. И, конечно, перед смертью в особенности надо собороваться. Но это не является предсмертным таинством, как это неправильно понимается. Можно собороваться на всякую болезнь.
И вот, в чем заключается сущность этого таинства? Мы все каемся в своих грехах и хорошо это делаем. Т.е. в поступках каемся. Во всяких поступках-оскорбил кого-нибудь, напился пьяный, подрался с кем-то, украл ли что-нибудь, утаил ли что-нибудь, завидовал и так далее. Мы замыкаемся в этих грехах своих.
Но мы, несмотря на это, все время повторяем эти самые грехи, в которых мы каемся. В особенности, если нас одолевает какая-нибудь страсть, скажем-курить папиросы, курить табак. Это страсть. Люди, которые давно курят знают, как они не могут избавиться своими силами от этой страсти. Уж каждый день их так и тянет закурить папиросу. Если они не курят, они вне себя-чувствуют себя раздражительными, нервными и прочее. Значит это страсть. И каются в этом они и снова курят конечно же. Так вот почему это происходит? Потому что наши поступки греховные происходят от наших страстей. Страсть к курению (курить папиросы). Возьмем эту страсть, как пример. В чем она выражается? Если нет папиросы- человек чувствует себя прямо ужасно. Он даже окурки на улице будет искать, чтобы себе сделать папиросу. На все что угодно пойдет, пойдет на все, даже может украсть деньги, чтобы купить папиросы. Значит, что его заставляет это делать? Страсть! А курение-это уже акт (действие прим.ред.).
То же самое, что и красть. Человек, который крадет, он где бы он не был-обязательно что-нибудь украдет. У него страсть красть-он не может не украсть. Если он не украдет, он себя не чувствует хорошо.
Во время войны был такой случай. Один офицер СС немецкий. Он должен был непременно кого-нибудь убить. Если он не убьет, он не может спать. И когда некого было убивать, он убивал кошку, свинью, любое животное- любую жизнь угасал. И как он убьет, тогда он мог спать. Что его заставляло убивать? Страсть! Страсть к убийству. Это страшная страсть конечно. Это страсть. Я просто хочу вам показать, что такое страсть и что такое грех. Мы каемся в грехах, но мы никогда не каемся в страстях. Вот он источник всех наших грехов, всех наших поступков-это страсть. И вот, поняли значит, что такое страсть-человек, который, скажем, не убьет или не покурит- он чувствует себя ужасно. Страсть его разъедает. А наркоманы в особенности, которые привыкли к наркотикам — так они катаются по полу, кричат, визжат, себя царапают ногтями до крови. Совершенно ненормальными делаются, дайте им только немного наркотика — они успокоятся сразу. Вот страсть наркомании, страсть убийства, страсть кражи-это все страсти, а самый акт (действие прим.ред), украсть, закурить, убить –это грех. И мы в грехах в этих каемся, а страсть, которая в нас сидит, она так и продолжает нас заставлять каждый раз еще и еще раз совершать греховные поступки.
Так вот таинство соборования, оно всем своим острием направлено против страсти. И мы должны каждый из нас себя знать немножечко, знать себя, какая у меня главная страсть. Это может быть не убить, не что-нибудь страшное, но все равно. Осуждает всех, всех осуждает. Все люди плохие, кроме меня конечно. Все плохие люди (осуждение). Зависть-это особая страсть, тоже дьявольская, завидовать. Вот у меня плохой автомобиль-у того хороший. Зависть! И страдает от этого человек, пока что-нибудь не сделает что-нибудь такое, чтобы страсть эту удовлетворить. В России даже слово такое есть-«подложить петуха». Это значить сжечь какую-нибудь хату, которая очень красивая, красивей моей, значит, зажечь ее, вот. Вот так сжигали- из-за страсти зависти сжигали соседний дом, который был красивей моего. До чего доходит страсть! И тогда он успокаивается, страсть его больше не мучает, потому что он исполнил ее предписание-сжег, убил, покурил, не знаю, что сделал еще.
Вот это разница и мы должны себе понимать-мы же не будем все время каяться в поступках? Так будем все время до конца жизни своей каяться в поступках, а страсть останется в нас всегда и будет нас толкать все время на новые поступки и так всю жизнь. Какая трагедия! Какая тоска! Возлюбленные братья и сестры, мы себя не понимаем, мы себя не знаем. Так вот, мы должны подумать о себе, какая моя главная страсть? Чем я страдаю? Просить Бога, чтобы Господь указал! Т.е. мы сами себя не понимаем. И тогда уже, с этого момента все свои молитвы только на это направлять, чтоб Господь избавил меня от этой страсти. Молись об этом главном корне греховном! Каждый имеет свои корни греховные, главные, все остальное-это второстепенное. Вот, возлюбленные братья и сестры, к чему призывает нас церковь, чтобы мы, во-первых, себя сами познали хорошо, что в нас творится, в нашей душе и затем уже стать на подвиг молитвы и просить Господа-день и ночь просить Господа только об этом, ибо стоит об этом помолиться, чтоб Господь избавил нас от страстей. Все книги богослужебные полны-только об этом просят. Церковь Христова во всех стихирах, в октоихе, в минеях только об этом и говорит. Конечно о грехах, чтобы Господь простил наши грехи, но в особенности страсти. Акафистник полнон этими молитвами. А мы читаем и понимаем, о чем молится церковь и не помним, и не обращаем внимание на эти же самые слова.
Что Господь пришел… Господь воплотился. Сын Божий сделался Богочеловеком для того, чтобы мы не грешили. Когда пришел к нему Никодим ночью, боясь своих собратьев. Пришел ночью с очень важным вопросом к Спасителю. Какой конечный смысл всего Твоего учения? Какой смысл учения, всех чудес, которые Ты творишь? Я вижу-Ты особый Человек. Он не мог понять, что Он Богочеловек, конечно, но какой конечный смысл, цель всего Твоего учения? И что Господь ему сказал? Что надо переродиться. Такой, какой я есть сейчас-я никуда не гожусь и в Царствие Небесное не войду, если я не избавлюсь от страстей. Вместе со мной не войдет страсть в Царствие Небесное. Вот это нам нужно понять, возлюбленные братья и сестры. Понять и понявши молиться-умно молиться. Вот это и есть умное делание. По-настоящему. Когда мы молимся не только для того, чтобы Господь простил нам наши поступки, но и ту матерь (страсть нашу), которая заставляет нас эти поступки совершать. Вот, как мы поймем себя так, мы тогда начнем настоящую христианскую жизнь. Вот в этом и заключается вся христианская жизнь, все подвиги всех святых направлены только на это. Почему они уходили в пустыню? Голодали, мерзли там. Из-за этого только, чтобы избавиться от страстей. Значит весь смысл жизни Церкви Христовой на земле в этом заключается. Мы это поймем, когда будем просить Господа. Нужно день и ночь просить Господа избавить нас от страстей. Если Господь избавит нас от страстей, тогда и грешить не будем. Вот тогда мы будем праведными людьми. Надо понять это, возлюбленные братья и сестры, принять это. Все святые отцы об этом пишут. Авва Дорофей простым языком без всяких трудных слов все это объясняет. Возьмите Авву Дорофея-он есть у всех. Он очень хорошо объясняет, какая разница есть между страстью и грехом. Возьмите эту книжечку и почитайте внимательно, и вы поймете все. Вы поймете свою личную трагедию, в чем она заключается, какая страсть господствует в каждой из наших душ. Аминь.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.