«Как мы уже писали, советское правительство было озабочено идеей объединения подконтрольной властям Московской патриархии с Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ), точнее идеей ликвидации этой антисоветской зарубежной православной церковной структуры под видом объединения.»
«19 августа 1991 года, во время ГКЧП, в Москве проходил Первый конгресс соотечественников, подлинным инициатором которого был КГБ СССР. Одним из видных участников конгресса был глава РПЦ патриарх Алексий Второй, год назад продвинутый на эту должность 4-м отделом 5-го управления КГБ.
Международные мероприятия вообще и конгрессы соотечественников в частности, с завидной регулярностью проводимые в Москве с августа 1991 года, с точки зрения КГБ представляли удобную возможность для использования участников форумов в интересах госбезопасности. Изучение тех, кто впоследствии приглашался как участник конгресса, начиналось задолго до проведения мероприятия. Сам же конгресс становился кульминационным моментом при обработке и вербовке спецслужбами представляющего для них интерес участника. Подобная деятельность рано или поздно приносила свои плоды».
«Так, в августе 1991 года патриарх Алексий Второй во время Конгресса соотечественников в Москве принял Глеба Рара, известного русского эмигранта, многолетнего сотрудника радио «Свобода», одного из деятелей РПЦЗ, и через него передал Архиерейскому синоду РПЦЗ предложение о воссоединении РПЦ с РПЦЗ с сохранением за РПЦЗ полной автономии (это предложение тогда было отклонено митрополитом РПЦЗ Виталием Устиновым).»
«В ноябре 1991 года состоялся официальный визит патриарха Алексия Второго в США. По его приглашению отец Александр (Киселев) принял участие в совместном молебне в Свято-Николаевском Соборе в Нью Йорке – главном соборе патриарших приходов в США. Глава РПЦЗ митрополит Виталий категорически возражал против совместного молебна представителей двух церквей, имеющих совершенно противоположные воззрения на существующий в СССР политический строй, и неоднократно укорял о. Александра: »Вы с нами, но вы не наш». И действительно, в 1991 году о. Александр вернулся в Россию и поселился в Донском монастыре в Москве (в стенах которого завершил свой жизненный путь 3 октября 2001 года).»
«В январе 1992 года Архиерейский синод РПЦЗ направил в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ епископа Каннского Варнаву с поручением организовать постоянно действующее синодальное подворье в Москве, которое бы окормляло прихожан от имени РПЦЗ. Варнава открыл подворье РПЦЗ в одном из корпусов Марфо-Мариинской обители, принадлежавшем городской поликлинике. Там же разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта «Память», возглавляемого агентом 5-го управления КГБ Дмитрием Васильевым и сменившим его затем агентом 5-го управления КГБ Александром Баркашовым».
«Разумеется, «соседство» РПЦЗ и радикальной, националистической и антисемитской организации «Память» было подстроено госбезопасностью и нанесло неимоверный ущерб репутации РПЦЗ в России. Религиозный диссидент Зоя Крахмальникова в июне 1993 года в связи с этим писала, что «связь РПЦЗ с »Памятью» дает абсолютную победу Московской патриархии над зарубежной церковью»».
«Противоборство с Московской патриархией в деле воссоединения церквей сопровождалась целым рядом внутрицерковных скандалов, одним из которых стал скандал с протоиереем Алексием Анатольевичем Аверьяновым (1952 года рождения). В 1990 году Аверьянов самовольно перешел в юрисдикцию РПЦЗ.
В ответ указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (агент Адамант) за №1217 от 17 сентября 1990 года Алексий «за самовольное оставление прихода вплоть до выяснения обстоятельств и покаяния» был запрещен в священнослужении, однако продолжил пребывание в РПЦЗ, где вскоре был возведен в протоиереи».
«Тогда 26 июня 1992 года в Архиерейский синод РПЦЗ поступило письменное заявление Наталии Осиновой, содержащее обвинение Алексия Аверьянова в «нарушении нравственных законов о святости брака», «соблазнении и сожительстве с нею в блудодеянии в течении четырех месяцев».»
«В итоге указом митрополита Виталия за №11/35/152 от 6 ноября 1992 года протоиерей Алексий Аверьянов был запрещен в священнослужении, комплекс Марфо-Мариинской обители постановлением правительства Москвы был передан Московской патриархии, а РПЦЗ раскололась на сторонников и противников митрополита Виталия. Последний утратил свой пост, который занимал много лет, и РПЦЗ была успешно и окончательно поглощена Московской патриархией».
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.