Война во Вьетнаме стала крупнейшим военным конфликтом времен «холодной войны». Она превосходила все другие войны второй половины ХХ века как по продолжительности, так и по числу жертв. Значение этой войны, безусловно, далеко выходило за рамки вооруженного столкновения в маленькой стране на юго-восточной окраине Азии. Это было противоборство двух систем, которые стояли за каждой из конфликтующих сторон.
Русская Зарубежная Церковь не могла не отреагировать на столь масштабное столкновение, как в силу того, что оно в той или иной мере затронуло почти весь мир, так и потому, что многие Ее чада непосредственно участвовали в военных действиях, будучи гражданами вовлеченных в конфликт стран.
Круг источников по данной проблеме довольно узок. Это объясняется небольшими размерами Русской Церкви Заграницей и как следствие — небольшим числом периодических изданий. Печатных органов всецерковного масштаба было два. В первую очередь, это журнал «Церковная Жизнь» — официальный орган Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Главным источником при работе над настоящей статьей являлся выходящий два раза в месяц журнал «Православная Русь». Он не только распространялся по всему Зарубежью, не только отражал взгляды и идеологию РПЦЗ, но и активно их формировал. Некоторые сведения по интересующей нас проблеме удалось обнаружить в журнале «Церковное Слово» выходившем в Австралии — крупнейшей епархии РПЦЗ. Эмигрантские публикации, специально посвященные отношению Русской Зарубежной Церкви к войне во Вьетнаме, автору обнаружить не удалось. В Советском Союзе вышли две книги, специально посвященные Русской Церкви Заграницей: Политиканы от религии. Правда о «русской зарубежной церкви» Москва: Мысль, 1975 и Обреченные Ленинград: Лениздат, 1988. Их авторы — профессиональные атеисты Гордиенко Н. С и Комаров П. М. Несколько строк в них посвящено и отношению РПЦЗ к Вьетнамской войне. В принципе правильно связывая позицию занятую РПЦЗ с антикоммунизмом, они примитивно объясняют ее желанием угодить своим западным покровителям.
С момента своего основания Русская Церковь Заграницей, будучи Церковью белой эмиграции, была антикоммунистической. Ее особенностью является то, что к Ней всегда принадлежали наиболее правые и консервативные слои духовенства и паствы русской эмиграции. Для многих эмигрантов борьба не закончилась с окончанием Гражданской войны: смысл эмиграции они видели в возможности продолжения противоборства с коммунизмом, если не военного, то, по крайней мере, идейного. В авангарде этой борьбы всегда шла Русская Православная Церковь Заграницей. 26 октября 1935 года Архиерейский Синод выносит постановление о создании единого фронта для борьбы с безбожием. В 1943 г. Венское совещание епископов выносит резолюцию о борьбе с большевицким безбожием и наконец — в 1970 г. Архиерейский Синод анафематствует Ленина и прочих гонителей Христовой Церкви.
Принципиальное отношение к вопросам войны и мира, на наш взгляд, наиболее четко выражено в передовой статье архиепископа Аверкия «Действо льсти». «Сколько криков слышно сейчас о мире — о мире всего мира. Бесконечные «мирные конференции», в которых участвуют даже те, которые говорят о мире, а готовятся к войне». Истинный христианин, по глубокому убеждению владыки Аверкия, должен быть непримирим к дьявольскому злу и бороться с ним, а не идти со злом на компромиссы во имя некоего мира во всем мире. В мировом масштабе таковым злом, безусловно, является коммунизм с его богоборчеством и гонениями на религию и Церковь. Коммунизм воспринимался правой русской эмиграцией именно как мировое зло (выделено мной – А. Д.). «Всякая борьба с ними, независимо от территории, на которой она велась, шла во имя уничтожения мирового зла — коммунизма». Вот это очень важно понять. Для русской эмиграции, и особенно для ее Церкви, эта война была не просто локальным вооруженным конфликтом, а частью глобального противостояния мировому коммунизму, а, следовательно, и мировому злу. Эта идея ясно провозглашена в телеграмме, посланной 12 декабря 1966 г. президенту США Джонсону от епархиального собрания Восточно-Американской епархии. В ней выражалось приветствие «доблестной Армии Соединенных Штатов во Вьетнаме, геройски борющейся против дальнейшего распространения злодейского атеистического коммунизма, стремящегося насилием и моральным разложением подчинить себе весь мир. Усердно молимся о даровании победы геройской Американской Армии». 25 ноября 1967 г. в Бостоне состоялось собрание русских эмигрантов, посвященное 50-летию революции в России. Участники направили президенту США Джонсону телеграмму, в которой выражался протест против поздравления, направленного от его имени руководству СССР, а также говорилось: «Мы приветствуем твердую решимость Президента окончательно отразить коммунистическую агрессию во Вьетнаме». Центральный орган Австралийско-Новозеландской епархии поместил восторженный отзыв о решении исполнительного комитета Американской федерации труда, вынесшего резолюцию о предоставлении президенту Джонсону полной свободы в мерах, которые США предпринимают и предпримут во Вьетнаме для предотвращения захвата коммунистами всей Восточной Азии (выделено мной – А. Д.). В том же году «Православная Русь» печатает заметку с характерным названием «Где решается судьба мира?». В ней, со ссылкой на журнал «Посев» утверждается, что Вьетнам является только трамплином для экспорта коммунистической агрессии. «Уход Америки означал бы отдачу Азии в руки коммунистов. Только мечта о некоем новом мире, в котором сгладится различие свободы и коммунизма, способна затуманить эту реальность». Зарубежная Церковь с полным сочувствием отнеслась к деятельности кардинала Спеллмана, назначенного Ватиканом ординарием Архиепархии вооружённых сил США. Под Рождество он посетил Вьетнам, где в проповеди перед военными сказал, что они выполняют задание защиты, поддержки и спасения не только своей страны, но и самой цивилизации и прибавил, что ничего нельзя представить себе, кроме победы.
Неудивительно, что конфликт в Юго-Восточной Азии воспринимался некоторыми как прелюдия к третьей мировой войне. Отчасти этот взгляд разделяли и в РПЦЗ. В этой связи характерна приведенная в «Православной Руси» ссылка на статью Дэвида Лоуренса в «U. S. News and World Report» под заголовком «Путь к третьей мировой войне», в которой автор проводит аналогию между желанием скорейшего прекращения вьетнамского конфликта и поощрения западными державами Германии перед Второй мировой войной. Уход американцев из Юго-Восточной Азии, и захват ее коммунистами создаст угрозу Филиппинам, Японии, Корее и Австралии, и, весьма вероятно, к третьей мировой войне.
Для русской эмиграции громадное значение имел тот факт, что за спиной Вьетконга стоял Советский Союз. Широкомасштабная помощь Советского Союза Северному Вьетнаму — факт общеизвестный. Активное участие СССР в войне всячески подчеркивалось эмигрантской светской и церковной прессой.
Образ врага воспринимался крайне негативно, всячески подчеркивались его жестокость и кровожадность. Так в «Православной Руси» была помещена краткая заметка об ужасах, которые пришлось пережить в плену у лаосцев (союзников Северного Вьетнама) лейтенанту авиации Денглеру и его товарищам по плену. Со ссылкой на доклад лидера общества «Молодых Американцев за Свободу» Д. Кини утверждалось, что коммунисты готовы посредством беспощадного террора истребить все население, не разделяющее их взглядов. Лидер Северного Вьетнама Хо Ши Мин характеризуется как один из самых страшных представителей мирового коммунизма, на руках которого больше крови, чем чуть ли не у всех в истории, и злодеяния которого можно сравнить разве что только с кровавыми преступлениями Сталина.
Важно подчеркнуть, что Русская Зарубежная Церковь занимала враждебную позицию против коммунизма, а отнюдь не против вьетнамского народа. Это четко видно из послания Архиерейского Собора президенту Соединенных Штатов от 17 мая 1967 года. «Мы молим Бога, чтобы Он даровал доблестной Американской Армии победу над безбожным коммунизмом во Вьетнаме, и благословил эту страну миром и благополучием» (выделено мной – А. Д.). Ссылаясь на американский журнал «U.S. News and World Report» «Православная Русь» пишет об огромном подъеме внутренней жизни Южного Вьетнама за время американской оккупации. Печатный орган Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ приводит отрывок из обращения католического духовенства Сайгона, в котором указывается, что миллионы вьетнамцев приветствуют присутствие американских войск и были бы в отчаянии, если бы оно прекратилось. Ссылаясь на коммюнике совещания министров иностранных дел Австралии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Таиланда и Южного Вьетнама от 23 апреля 1971 года, «Православная Русь» с удовлетворением сообщала, что результатом помощи Южному Вьетнаму стало установление порядка и безопасности в этой стране. Архиепископ Нафанаил (Львов) в статье «Краткий очерк истории и этнографии Вьетнама» с сочувствием пишет о вьетнамских беженцах. «Миллионное множество беженцев из северного Вьетнама хлынуло на юг, еще оставшийся свободным от коммунистов. Бежало около трех миллионов человек. Бежали через непроходимые джунгли и горы по звериным тропинкам, переплывали бурное Южное море речными лодками и на плотах. Тысячи погибали, но никто, кто мог, не отказывался от бегства, стремясь уйти от бесчеловечной власти. Мы, русские эмигранты, тоже дважды испытавшие беженство от коммунистов, как мало кто другой, можем понять безысходную трагедию вьетнамского народа, и потому, как мало кто другой, можем мы горячо сочувствовать вьетнамским беженцам».
В соответствии с взглядами на цели и характер войны, преподносился и образ героического американского солдата — защитника свободы и цивилизации от ужасов коммунизма. «Православная Русь» поместила заметку под названием «Самоотвержение американского солдата», где рассказывается о 19 летнем моряке Р. Марксе, который геройски погиб, подорвавшись на мине. Аналогичная заметка была напечатана в № 15 за 1967 года. В ней подробно описывается подвиг солдата по имени Иорк. В № 13 за тот же год мы находим описание спасения товарищами летчика со сбитого американского самолета. Однако ошибкой было бы думать, что зарубежная церковная пресса писала об американской армии во Вьетнаме исключительно в героически-мажорных тонах. На ее страницах встречается материал и о проблемах американских вооруженных сил. Самой серьезной из них являлось распространение наркотиков среди военнослужащих. Ссылаясь на материалы «New York Times», «Православная Русь» сообщает, что все меры, предпринимаемые по затруднению доставки американской армии наркотиков, остались без последствий, и абсолютно никак не повлияли на ситуацию.
С особым вниманием Зарубежная Церковь относилась к русским православным людям, сражающимся во Вьетнаме. В далекой азиатской стране они сражались не просто против вьетнамских партизан, но и против мирового коммунизма, поработившего их родину. В «Православной Руси» рассказывается о подвиге летчика ВВС США капитане А. А. Семенове, который не отделился от своей эскадрильи и продолжал выполнение боевой задачи, несмотря на то, что самолет его был поврежден прямым попаданием, за что был награжден. Даже похороны погибших на поле боя русских героев вызывают не только печаль, но и духовный подъем. Именно так, горестным сочувствием и одновременно духовным подъемом отметила русская община Сан-Франциско героическую смерть русского добровольца юного казака Бориса Зборовского, подвиг которого воспринимался как акт жертвенной борьбы в рядах американской армии против коммунизма. Газета «Россия» в номере от 19 мая 1967 г. поместила статью под символичным названием «Похороны героя». В этой статье описывается отпевание в Михайло-Архангельском соборе г. Патерсона, штат Нью Джерси, убитого во Вьетнаме русского юноши Владимира Зубаря, который добровольцем пошел на фронт. Несмотря на будний день, церковь была полна молящимися всех возрастов. Владимира хоронили с воинскими почестями. В надгробной речи представительница Ассоциации св. Георгия госпожа Лермоло напомнила русским людям о том, что российская эмиграция всех национальностей должна гордиться жертвенностью славного героя. 18-летний доброволец Алексей Гаврилов написал письмо в газету «Новое Русское Слово», в котором изложил свой взгляд на вьетнамскую войну. Гаврилов, находясь в среде американских солдат, продолжает ощущать свою русскую душу и, сражаясь за Америку и ее идеалы, одновременно знает, что борется с врагом своей Родины — с коммунистами. Он обращается к Богу с молитвой, «чтобы он помог нам в далеком Вьетнаме сбросить цепь диавола, которой хотят заковать сначала всю Азию, а потом все человечество, как и мою вторую родину, Америку. Склоним наши головы, и будем молить Бога о помощи». Неудивительно, что заметка об этом письме была помещена в «Православной Руси» с восторженным восклицанием редактора: «подлинно — русский голос, голос русской души!» Сопутствовала русским солдатам и помощь Божия. Подобный случай зафиксирован о. Германом (Подмошенским) в Летописи почитания архиепископа Иоанна (Максимовича). Благочестивый юноша Иван Хольц, вся семья которого почитала владыку Иоанна, был призван на вьетнамский фронт. Все время пребывания на войне он днем и ночью носил возле сердца портрет владыки, освященный на его гробнице. По свидетельству его матери и многочисленным письмам с фронта, Господь по молитвам владыки Иоанна хранил юношу чудесным образом даже во время самых страшных опасностей.
Столь жесткий антикоммунизм имел и свои негативные стороны. Окрашивание мира исключительно в черный либо в белый цвета и резкое деление его по принципу свои — чужие, зачастую лишает возможности объективного анализа процессов и событий, что влечет за собой крайнюю односторонность. В случае с вьетнамской войной это ярко проявилось в реакции зарубежной церковной печати на дело лейтенанта Келли. «По всему миру с громадным шумом разносится все, что может служить к обличению американцев, причем не только максимально преувеличенно, но часто и ложно, но тут же максимально преуменьшается, а часто и утаивается во много раз худшее, творимое другой стороной. И так искусственно, по всему свободному миру, возбуждается против США общественное мнение, и организуются всяческие демонстрации». Судебный процесс по делу лейтенанта Келли, который за год до этого руководил массовым убийством гражданского населения нескольких вьетнамских деревень, уничтожив около 500 человек мирных жителей, начался в 1969 г. С конца 1969 вплоть до 1971 г. в «Православной Руси» время от времени появлялись заметки о ходе процесса. Все они исполнены сочувствия к лейтенанту и желания оправдать его в глазах читателей. «Возник процесс против лейтенанта Каллэй и сержанта Митчеля по поводу якобы (выделено мной – А. Д.) совершенного им убийства без всяких для того оснований мирных жителей. Однако местные южновьетнамские власти решительно опровергают наличие “массового убийства “, отмечая вместе с тем, что деревушка, в которой истреблены жители ее, была центром, откуда шло руководство партизанами на всем протяжении провинции.». В следующей заметке, посвященной этому процессу, сообщается, что лейтенант Келли нашел защитника в лице бывшего губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса, причем Уоллес заявил, что вместо того, чтобы судить тех, кто сражался за Америку, правительство должно бороться с внутренними врагами страны. «Возобновился жуткий процесс, разбирающий действия некоторых членов офицерского состава американской армии во Вьетнаме». Не оставил редактор «Православной Руси» без внимания и сочувственный очерк в декабрьском номере журнала «Newsweek», в котором сообщается о той популярности, которую приобрел лейтенант во время судебного процесса. «Суд над первым лейтенантом Уильям Каллэй, не может закончиться, затянувшись до длительности, не имеющей примера в истории США. Можно думать, что причина такой нерешительности заключается в том, что, с одной стороны, виновность его сомнений не вызывает, но, с другой стороны, он является жертвой условий, лежащих на ответственности никак не его только, а в большей, может быть, мере на множестве лиц, несравненно более высокопоставленных». Когда лейтенант Келли был осужден военным судом, в церковной прессе сообщалось о массовых проявлениях горячего сочувствия, сделавших осужденного героем дня и выражалась надежда, что президент Никсон своей властью решит судьбу лейтенанта с признанием его вины общей виной. Справедливости ради нужно заметить, что в своем сочувствии к лейтенанту Келли Зарубежная Церковь была не одинока. В Белый Дом были направлены тысячи телеграмм в его поддержку. Законодательные органы нескольких штатов приняли резолюции с требованиями проявить к Келли снисходительность.
Протесты против вооруженного присутствия США во Вьетнаме вызывали у идеологов Русской Зарубежной Церкви неприятие и осуждение. В своей обширной статье «Есть ли еще свободный мир?» редактор «Православной Руси» архимандрит Константин (Зайцев) антивоенное движение, развернувшееся в США, напрямую связывает с общим процессом захватившей страны Запада апостасийности. «Под этим углом зрения надо воспринимать и ту одержимость, которая охватила американское общество в отношении войны во Вьетнаме. То, что в воздухе стоит отвержение, горячечное в какой-то своей части, Вьетнамской войны, есть факт, который нельзя отрицать». Для о. Константина все это признаки капитуляции перед лицом мирового зла и деградации западного общества. «Ведь, в сущности, т. н. Свободный мир уже только условно может быть обозначен как свободный, поскольку он не противупоставляет себя сатанократии, (т. е. коммунизму — А. Д.) а напротив, принципиально становится на платформу единения с ней. Отношение к вьетнамской войне есть, по существу, лакмусовая бумажка, которая недвусмысленно определяет, сохранилось ли в сознании американца признание себя свободным, или на лицо уже капитуляция перед пред-антихристовым Злом».
Само собой разумеется, что антивоенные выступления и их участники выглядят в самом негативном свете. В рождественском послании 1966 г. епископ Савва (Сарачевич) перечисляет внутренних врагов, разлагающих общество изнутри. Кто же они? Это коммунисты, пацифисты и битники. В номере 16-jv за тот же год сообщалось о беспорядках, возникших во время работы комиссии по расследованию деятельности противников войны во Вьетнаме. Возглавлявший комиссию сенатор от штата Техас Пуль для восстановления спокойствия вынужден был принимать решительные меры вплоть до выдворения наиболее разбушевавшихся лиц из зала с помощью полиции. «С необыкновенным спокойствием достойный представитель демократии восстанавливал нарушаемый порядок». Одобрение церковной печати вызвал провал антивоенных законопроектов в Сенате. Многолюдные антивоенные демонстрации, по мнению деятелей РПЦЗ, отличаются массовой одержимостью и напоминали им события февраля 1917 г. в России. Одна из таких демонстраций окончилась трагедией. Юноша и девушка совершили публичное самоубийство (что является тягчайшим грехом) в знак протеста против войны. Рост антивоенных настроений был особенно заметен среди молодежи. Многие скорее готовы были предпочесть тюремное заключение участию в войне. Пацифистски настроенная молодежь использовала для выступления против войны во Вьетнаме даже религиозные праздники, не останавливаясь при этом перед откровенно хулиганскими выходками. Молодые люди бежали от призыва за границу, главным образом в Канаду, где их набралось до 60 тысяч. Многие скрывались в Скандинавии. Симпатии к дезертирам в американском обществе были настолько сильны, что в США совершенно открыто и официально проходили акции по оказанию им помощи.
Освещая в первую очередь события религиозной жизни, «Православная Русь» пристальное внимание уделяла отношению к войне религиозных организаций, различных христианских деноминаций. Однозначно антивоенную позицию занимали экуменисты. Национальный Совет Церквей США выражал доверие только тем представителям власти, которые решительно отвергали политику президента Джонсона. Экуменические издания, например «The Christian Century» с удовлетворением сообщали о различных антивоенных демонстрациях. Антивоенную позицию занял и римский папа Павел VI. В церковной эмигрантской печати особенно подчеркивалось, что речь папы в ООН с осуждением войны была одобрена американскими коммунистами и врагами политики США во Вьетнаме. В фарватере папской политики следовал и католический епископат Соединенных Штатов, вынесший на своем собрании в Вашингтоне в 1971 г. единогласную резолюцию о желательности безотлагательного прекращения войны в Индокитае. Даже нейтральная позиция католического еженедельника «Our Sunday Visitor», предоставлявшего на своих страницах место, как сторонникам, так и противникам вьетнамской войны, преподносилась читателям как яркий пример разложения не только католицизма, но и национального сознания. Неприятие вьетнамской войны, по мнению редакции «Православной Руси», стало приобретать характер некоей одержимости. В качестве иллюстрации таковой приводится описание хулиганской выходки католического священника Филиппа Берригана, который с тремя единомышленниками, получив доступ к своим документам, хранившимся в официальном учреждении, бросился на другие документы, связанные с призывом в войска, и демонстративно залил их кровью. Вскоре он был арестован и после судебного процесса приговорен к 6 годам тюрьмы. Характерный вывод делается из инцидента с кардиналом Спеллманом. «Перед нами обнажается инфернальный ужас того, что прикрывается новой “универсальной ” Церковью, в ее противопоставлении всему, что опирается на какие бы то ни было идеалы и реальности, не совпадающие с задачей объединения вселенной в ее теперешнем составе, включая коммунистов. Никаких нет больше высших ценностей, абсолютных, в новом мире. Нет Самого Христа. Есть только одна Ценность: МИР, сводящий во едино все ныне в мире наличное».
Переговоры по достижению мира в Индокитае трактовались, с одной стороны, как хитрая уловка врага, а с другой — как ошибка Соединенных Штатов, дающая возможность коммунистам восстановить потерянные во время военных действий позиции и укрепиться. Сами попытки миротворчества нередко выглядят совершенно абсурдно, как например заседание Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале, на которой американская делегация настаивала на вынесении резолюции осуждающей… США! Заявление римского папы Павла VI, в котором он указывает на то, что в эти дни, возможно, решается мир вселенной, комментируется редакцией «Православной Руси» как капитуляция жалких остатков христианского мира в их, может быть, последнем открытом сопротивлении торжествующему сатанизму, под которым понимался опять-таки мировой коммунизм. Не только переговоры о мире во Вьетнаме, но и любые формы сосуществования с коммунизмом трактуются как опаснейшая иллюзия, образующая главную составную часть Лжи (именно так, с большой буквы –А. Д.), ведущей мир к концу. Ложь эта заключается в том, что можно иметь с антихристовой силой (коммунистической властью — А. Д.) какой-то «справедливый мир».
Подводя итоги, можно сказать, что война во Вьетнаме воспринималась Русской Зарубежной Церковью с позиций глобального противостояния мировому коммунизму, поработившему Россию и стремящемуся установить свое господство над всем миром. Отношение Церкви к событиям, происходящим в мире, в том числе и к войнам, должно определяться, в первую очередь, ее вероучением и исходящим из него пониманием добра и зла. Церковь поддерживает действия правительства в том случае, если таковые совпадают с ее представлениями о борьбе со злом и защите добра, а вовсе не из сиюминутных конъюнктурных соображений. Во время войны во Вьетнаме Русская Зарубежная Церковь поддерживала правительство Соединенных Штатов Америки именно потому, что в этой войне оно было в авангарде борьбы с коммунизмом, а вовсе не потому, что это было правительство страны, на территории которой пребывают ее Первоиерарх и Архиерейский Синод.
- Источники
Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и Мира. Москва: Русское Слово, 2007
Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007). Москва: ПСТГУ, 2013 г.
Залесский М. Слава казачья. Сан Франциско, 1978.
Савва (Сарачевич), епископ. Летопись почитания архиепископа Иоанна (Максимовича): Чудеса Божии сегодня. Платина; Москва: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1998.
Нафанаилархиеп. (Львов). Беседы о Священном Писании и о вере. Т. IV, Нью-Йорк: Издание Комитета русской православной молодежи, 1995.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.