Въ начальной стадіи моего пребыванія въ США, лѣтъ двадцать тому назадъ, меня поразилъ одинъ фактъ. Познакомился я съ одной молодой четой, которая пріѣхала также съ Дальнаго Востока, только что оставивъ территорію под-совѣтскую, а здѣсь готовилась къ тому, чтобы, вступивъ въ бракъ, устроить свою постоянную жизнь. И что же я узналъ отъ нихъ? Они первый разъ поговорили между собою дѣйствительно «по-душамъ» — на территоріи США! Открыть свой внутренній міръ на территоріи Совѣтской другъ другу они, при всей своей влюбленности — не рѣшались! И это такъ было съ обѣихъ сторонъ…
Сопоставимъ съ этимъ другіе факты, становящіеся извѣстными, поскольку откровенная бесѣда возникаетъ о томъ, какъ тому или иному изъ насъ удалось вырваться изъ Совѣтскаго подполья и оказаться въ свободномъ мірѣ. Какой нибудь, самый казалось бы злостный, чекистъ въ какой то моментъ что то такое дѣлаетъ, или, напротивъ, что то упускаетъ сдѣлать такое, слѣдствіемъ чего оказывается возможнымъ для даннаго человѣка попасть на свободу. И это примѣнительно къ такимъ субъектамъ, которые являются антикоммунистами сверх-непримиримыми…
О чемъ свидѣтельствуютъ подобные факты? Не о томъ ли, что въ основѣ совѣтчины лежитъ что? ТЕРРОРЪ! А это не лишаетъ людей, вплоть до чекистовъ, способности имѣть и сохранять свои убѣжденія. Показывать ихъ нельзя — это является абсолютно исключеннымъ, ибо сила террора такова, что глубину его дѣйствія никакъ не измѣришь. Отсюда вытекаетъ одно обстоятельство — потрясающее въ своей значительности. Выполненіе того, что обычно называется «свободной профессіей», подъ совѣтскимъ игомъ неизбѣжно предполагаетъ ОБМАНЪ, завѣдомо совершаемый, причемъ мѣра его и характеръ всецѣло опредѣляются соображеніями цѣлесообразности съ точки зрѣнія текущихъ заданій практикуемаго террора. Тѣ, кто выполняютъ какія либо заданія въ составѣ террористическаго аппарата, дѣйствуютъ не отъ себя: что у нихъ въ душѣ происходитъ, никто, кромѣ нихъ самихъ, не знаетъ. Если они кого обманываютъ, такъ это свое начальство — это ихъ профессіональный рискъ! Тѣ, кто живутъ частной жизнью, могутъ тоже никого не обманывать, выполняя послушливо все то, что отъ нихъ требуется въ порядкѣ террора, а въ остальномъ это, опять таки, ихъ собственный рискъ. Но если кто въ планѣ ОБЩЕСТВЕННОМЪ творитъ что либо, имѣющее видимость ЛИЧНАГО дѣйствія, то обойтись безъ обмана можетъ только тотъ, кто за-одно съ террористами. Иначе неизбѣжно наличіе большей или меньшей пропасти между тѣмъ, что явлено во-внѣ, и тѣмъ, что пережито въ душѣ. Наличіемъ этой пропасти опредѣляется природа всего совѣтскаго быта, поскольку онъ пріобрѣтаетъ въ той или иной формѣ характеръ «публичный». Такъ раждается то, повсемѣстно проникающее совѣтскую жизнь, что Анатолій Кузнецовъ именуетъ ДВОЕМЫСЛІЕМЪ». Если это остается чѣмъ то эпизодическимъ — трагедія можетъ не возникнуть. Но если это становится содержаніемъ жизни, то это буквально насквозь пронизываетъ «внутренняго» человѣка, дѣлая обманъ и ложь нѣкимъ естествомъ даннаго человѣка. И нужно, чтобы совѣсть уже была атрофированной, чтобы тутъ не возникало трагедіи, масштабы которой опредѣляются тѣмъ, въ какой мѣрѣ подобное «двоемысліе» становится содержаніемъ жизни. Анатолій Кузнецовъ даетъ потрясающую картину этого состоянія — читатель найдетъ ниже соотвѣтствующій матеріалъ. Но изъ того, что сообщаетъ Кузнецовъ слѣдуетъ, что «вѣры въ Ложь» тутъ можетъ и не быть. Напротивъ, трагедія заостряется — человѣкъ отчетливо сознаетъ свою лживость и именно отъ этого изнемогаетъ. И тутъ еще другое появляется — предѣльно важное: если человѣкъ отъ своего лица утверждаетъ ложь, съ полнымъ сознаніемъ лживости имъ творимаго, — развѣ не ИЗМѢНЯЕТЪ онъ тѣмъ сильнѣе Правдѣ? И не въ этомъ ли именно и заключается основная сущность испытываемой имъ трагедіи? А если онъ, въ какой то мѣрѣ, становится, напротивъ, способнымъ ПРИНЯТЬ творимую имъ Ложь, какъ Истину, то передъ нами возникаетъ уже образъ человѣка, находящагося въ стадіи моральнаго и духовнаго расчеловѣченія. Тутъ уже наблюдается нѣкое органическое пріобщеніе ВНУТРЕННЕЕ къ Сатанѣ, чѣмъ приближается человѣкъ къ тому предѣльно-страшному состоянію, которое Церковь обозначаетъ, какъ грѣхъ противъ Духа Святаго…
Отсюда становится яснымъ, что то «свободомысліе», которое попускается Совѣтской властью, способно, при всей своей привлекательности, быть исполненнымъ губительнѣйшимъ ядомъ, раждая въ душѣ человѣка не что иное, какъ ту ТЕПЛОХЛАДНОСТЬ, которая дѣлаетъ человѣка АБСОЛЮТНО ЧУЖДЫМЪ БОГУ. Это сознаетъ въ полной мѣрѣ и Кузнецовъ. И это ложится печатью трудно смываемой, — если вообще смываемой! — даже на такія привлекательныя высказыванія, какъ, напримѣръ, то завершившееся въ данномъ номерѣ исповѣданіе вѣры, которое счелъ нужнымъ представить Левитинъ Римскому Папѣ.
Подъ этимъ угломъ зрѣнія вся та кампанія въ пользу Вѣры, которая въ разныхъ формахъ нынѣ обнаруживается въ СССР, оказывается задѣтой «двоемысліемъ», объединяющимъ Христа и Веліара. И этимъ не только ставится вопросъ ЛИЧНАГО спасенія участниковъ этого исповѣдничества. Не способно ли убійственно ослабить это движеніе шансы духовнаго освобожденія и возрожденія Россіи, мыслимаго только въ образѣ СТИХІЙНАГО СВЕРЖЕНІЯ ВСЕЙ, ВЪ ЕЯ ЦѢЛОМЪ, АППАРАТУРЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ САТАНОКРАТІИ СИЛОЙ ВЫРВАВШЕЙСЯ НАРУЖУ ПОТАЕННОЙ ВѢРЫ? Ибо въ формахъ подобнаго «двоемыслія» можетъ слагаться адаптація подсовѣтскаго міра къ той дехристіанизаціи всего свободнаго человѣчества, которая, съ сохраненіемъ нѣкой видимости служенія Богу, овладѣваетъ имъ, въ стремительно ускоряющемся темпе, въ процессѣ дѣятельнѣйшей пропаганды и утонченнѣйшей организаціи.
Міръ, демонстративно, въ его цѣломъ, покинутый Богомъ, не только не возвращается къ Богу, а, напротивъ того, въ масштабѣ, все увеличивающемся, и въ само-ублажаніи катастрофически разрастающемся въ своей дифференціаціи, все больше приближается къ тому, что въ конечномъ предѣлѣ, предвѣщалъ Господь, говоря о людяхъ, какъ они, въ своемъ все большемъ отчужденіи отъ Бога, будутъ, напротивъ, проникаться все большей увѣренностью въ томъ, что они, напротивъ, СЛУЖАТЪ БОГУ. Къ единству, именно въ этомъ смыслѣ, уже вплотную подходитъ міръ, разнузданность плоти все болѣе рѣшительно сочетая и сливая съ многообразіемъ самоублаженія — всяческаго: интеллектуальнаго, эстетическаго, эмоціональнаго, карьернаго, спортивнаго, изслѣдовательскаго, гипнотическаго, наркотическаго и т. д. и т. д. И тутъ уже, какъ нѣкая подготовительная стадія, предваряющая установленіе окончательнаго «единства», культивируется въ свободномъ мірѣ нарочитая «свобода», равнозначная безчинству и разнузданности, что способно явиться благопріятнымъ фономъ, обезпечивающимъ и здѣсь переходъ отъ подобной «свободы» къ СООТВѢТСТВЕННОМУ «порядку — БЕЗПОЩАДНО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМУ. Найдутся ли тутъ защитники подлинной свободы въ сколько нибудь серьезныхъ масштабахъ? Можно въ этомъ усумниться, ибо массовое расчеловѣченіе, которое нынѣ возникаетъ, не является нѣкимъ, пусть стихійнымъ, но все же ПРЕХОДЯЩИМЪ явленіемъ: предъ нами ИЗМѢНЕНІЕ САМОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВѢКА! Вѣдь человѣкъ, своимъ отказомъ отъ Бога радикально измѣняется въ своемъ существѣ, «освобождая» себя отъ служенія всѣмъ сколько нибудь ВЫСОКИМЪ цѣнностямъ, которыя ВСѢ, такъ или иначе, являются отраженіемъ Богопочитанія.
Если отъ великаго до смѣшного — одинъ шагъ, то отъ высокаго до низкаго есть просто низверженіе съ высоты Неба до пропастей Ада. И тутъ, въ предвареніи Страшнаго Суда, даже и моментъ «времени» почти сводится уже на-нѣтъ. «Исторія», въ ея многозначности, въ ея многотрудности, въ ея многосоставности, въ ея разнокачественности, въ ея многообразіи, въ ея загадочной таинственности, смѣняется стихійнымъ уравненіемъ всего и, непосредственно за симъ слѣдующимъ, СЛІЯНІЕМЪ ВО-ЕДИНО, носящимъ характеръ свалки всего въ общую кучу мусора, гдѣ все, въ перемѣшку, доживаетъ свой вѣкъ, будучи уже лишеннымъ всякаго «подобія Божія», но гдѣ открываются все же возможности духовно-величественныя для тѣхъ единичныхъ личностей, которыя, оставаясь съ Богомъ, оказываются въ силахъ даже и въ этомъ несказанномъ ужасѣ расчеловѣченія завершительнаго совершать нѣкій послѣдній отборъ спасающихся… Не дано намъ прозирать весь ужасъ недовѣдомый этого духовнаго самоуничтоженія человѣчества, но нѣкій слабый прообразъ даетъ намъ здѣсь опытъ нашей коммунистической революціи…
***
Для вѣрующаго сердца общая картина міра ясна. Удерживающій взятъ. Апостасія въ полномъ ходу. Вѣра въ Ложь торжествующе господствуетъ.
МІРЪ, В ЕГО ЦѢЛОМЪ, БОГОМЪ ПОКИНУТЪ.
Значитъ ли это, что спасенія уже нѣтъ? Никакъ! Спасеніе возможно — поскольку человѣчество способно покаянно возвратиться къ Христу. Трудно представить себѣ нѣчто подобное въ отношеніи свободнаго міра — и это именно въ силу того, что СВОБОДНО осуществляется здѣсь отказъ отъ Бога, тѣмъ обусловливая соотвѣтственную деформацію человѣческаго естества. Но и здѣсь нѣкая органическая двузначность все же даетъ себя чувствовать. Показательно въ этомъ смыслѣ то абсолютно противорѣчивое самоопредѣленіе, которое было только что явлено США. Въ разрѣзъ открытый съ Пентагономъ Никсонъ рѣшительно ускорилъ ликвидаціонный процессъ въ Вьетнамѣ. И тутъ же, предъ явной картиной грозящей катастрофы, проявилъ, на этотъ разъ уже въ полномъ согласіи съ военными авторитетами, иниціативу наступательную въ Камбоджѣ, тѣмъ отводя на какіе то сроки захватъ новыхъ большихъ пространствъ коммунистами.
Нѣчто сдѣлано тутъ такое, что нѣсколько отсрачиваетъ, при всѣхъ условіяхъ, КОНЕЦЪ. Это утѣшительно! Но этимъ никакъ еще не обозначается НАЧАЛО»…
Будетъ ли оно?
Ясно, что только въ Россіи можно его ждать. Вѣдь тутъ явно обозначается наличіе ДВУХЪ силъ, способныхъ себя обнаружить по-новому. Одна воплощаетъ въ себѣ могущество безпредѣльное — ЗЛА. Другая таитъ въ себѣ упованіе на воскрешеніе — ДОБРА. Явь наглядная — могущества Зла. Тайна недовѣдомая — возвращенія къ жизни Добра.
Въ чемъ ЕДИНСТВЕННО — возможное спасеніе міра? Явь Зла должна обнаружить, что отъ нея остался только показъ видимости — предъ лицомъ чего? Преображенія всего лика Русской Земли — въ Ея покаянной обращенности къ Богу, стихійно обнаруживающейся по какимъ то новымъ поводамъ и въ какихъ то формахъ, одному Богу извѣстныхъ и Имъ къ жизни вызываемыхъ.
Чудо? Да! Но чудесами только и живетъ міръ — если онъ еще способенъ къ жизни.
Міръ раскрываетъ сейчасъ свои объятія антихристовы для принятія въ свое лоно СОВРАЩЕННОЙ Россіи, способной во всѣхъ своихъ разрушительныхъ обнаруженіяхъ найти тамъ близкія себѣ по духу извращенія человѣческаго естества. Но резонансъ способна вызвать сочувственный и воскресающая Россія, въ которой ничего отраженнаго отъ современнаго «свободнаго» міра не можетъ быть обнаружено, ибо такъ должна открыть себя міру ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РОССІЯ — въ своемъ пробужденіи отъ духовной летаргіи.
Какъ это можетъ произойти? Это каждый можетъ ощутить только на своемъ внутреннемъ опытѣ, поскольку онъ дѣйствительно остался съ Богомъ или вернулся къ Богу…
Будемъ же оставаться спокойно-мужественными въ своей вѣрности Христу Истинному — радуясь сохраняющейся еще возможности ОТКРЫТО ИСПОВѢДЫВАТЬ СВОЮ ВѢРУ. Только такъ сможемъ мы, Зарубежная Русь, стать и оставаться орудіемъ, въ рукахъ Божіихъ, спасенія общероссійскаго, а тѣмъ самымъ и мірового. Что день грядущій намъ готовитъ — невѣдомо намъ. Но что означаетъ для насъ заданіе остаться съ Христомъ Истиннымъ — не можетъ не быть яснымъ даже ребенку. Путь спасенія Россіи, а за нею и всего міра лежитъ чрезъ души отдѣльныхъ людей въ ихъ подвигѣ исповѣдничества — въ тѣхъ формахъ, которыя открываетъ имъ окружающая ихъ дѣйствительность.
И тутъ только одно надо со всей рѣшительностью подчеркнуть. Проявлять надо максимальную терпимость, скромность, уступчивость, самоотверженность во всемъ, что касается, даже и въ формахъ церковно-общественной жизни, каждаго изъ насъ — ПЕРСОНАЛЬНО: все вниманіе должно быть обращено на общую установку церковнаго сознанія — въ СМЫСЛѢ ВѢРНОСТИ ХРИСТУ ИСТИННОМУ. Этимъ и только этимъ опредѣлится судьба каждаго изъ насъ въ Вѣчности. Этимъ и только этимъ опредѣлится и наше мѣсто въ дѣлѣ спасенія Россіи, а чрезъ нее — и всего міра.
Архимандритъ Константинъ.
Православная Русь. 1970. № 9 (938). 1/14 мая. С. 1-3.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.