Христос с небес — срящите,
Христос на земли — возноситеся,
Пойте Господеви вся земля…”
Вот уже в течение более двух тысяч лет Святая Церковь призывает своих чад перенести свою мысль и сердце на крыльях веры, которая не знает ни времени, ни пространства – в далекую древность, к святым Вифлеемским яслям.
«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют – яко днесь Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим»…
И сегодня торжественными словами этой церковной песни мы приветствуем всех вас, дорогие братие и сестры, призывая вас достойно встретить и возвеличить Христа, родившегося в Вифлееме, куда обращены сегодня сердца всего Христианского міра.
Ныне мы благоговейно вспоминаем и торжествуем тот един¬ственный во временах день, то великое мгновение, когда великая благочестия тайна, сокровенная от век и от родов (Кол.1, 26), превратилась во всемiрную славу, но, тем не менее, и теперь еще остается Тайною. Велика есть благочестия тайна, Бог явился во плоти.
Близ Вифлеема, в пещере, сходит Бог на землю; Сын Божий рождается от Пресвятой Девы Марии.
Рождается Единородный Сын Божий, Царь царствующих и Господь господствующих, рождается потомок царей иудейских, Сын Давидов и Соломонов. Рождается Сын Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов; рождается по наитию Святого Духа. И как рождается! Он рождается в вертепе и полагается в яслях для скота. Вместо роскоши – убожество, вместо столицы – провинция Иудеи, вместо придворных – скот в хлеву и бедное, измученное странствиями, никому не известное семейство…
Вот так встретила земля своего Творца, так Иудея встретила своего Бога.
Только одна Мать склоняется над новорожденным Младенцем. Какое смирение! Для Сына Божия, равного Самому Богу-Отцу, уже самое рождение на земле есть величайшее и безпримерное смирение, а здесь еще такое рождение, какого не выпадает на долю даже самого несчастного из сынов человеческих!
Этим Своим смирением рождающийся Младенец дает на все века пример смирения.
Уже Своим рождением в вертепе, Своим положением в яслях Христос научает пренебрегать земным и стремиться к небесному. “Христос на земли, – возноситеся!” – поет Церковь сегодня, как же нам – странникам и пришельцам не помышлять о Небесном Отечестве, как не обращаться к горнему Иерусалиму, как некогда пленники Вавилона обращались к земному? Где сокровище наше, там и сердце наше должно пребывать. На небеси все сокровища наши вечные, идеже есть Христос, одесную Бога седя, туда и возноситься надобно нам чаще помышлениями ума, чувствами сердца, всеми радостями и скорбями нашими, возноситься “умом горняя мудрствуя, а не земная” (Колос.III,2).
Эту проповедь Христову поняли при самом Его рождении, но не одинаково её восприняли. Целые воинства небесные, великое множество Ангелов небесных видело смирение и уничижение Сына Божия, видело Его неизреченное снисхождение ради спасения человека, видело и великим гласом прославило Бога: «слава в вышних Богу!»
И не одни Ангелы прославили Бога. Ангелы возвестили великую радость пастухам Вифлеемским; те поспешили пойти в Вифлеем, нашли там Деву Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели (Лук. 2. 16, 20). Почему возрадовались пастухи? Разве не таки¬ми же бедняками остались они? Разве не к тем же стадам возвратились они? Их жизнь осталась все той же, но поняли они, что и бедная доля не удаляет от Бога, и богатство не приближает к Нему. Бог посылает Свою благодать каждому, кто ищет её и кто достоин её, будет-ли это вельможа или пастух, царь или воин, богатый или убогий, старец или младенец. Поняли это смиренные пастухи Вифлеемские, сердце их наполнилось радостью, и они возвратились к стадам своим с вели¬кой духовной радостью.
Но не одним пастухам открылся Христос. Водимые чудесною звездою пришли в Вифлеем с далекого Востока мудрецы. Предание церковное называет их царями, они были царских родов. Но их знатность и богатство не помешали им быть добрыми людьми. Они были ученые, и наука не удалила их от Бога, но помогла найти Господа. Звездам служащие, звездою были научены поклониться родившемуся в Вифлееме Солнцу Правды. Вошедши в пещеру, волхвы смиренно пали, поклонились неведомому Младенцу и принесли Ему богатые дары.
Но были и другие люди. Услышал Ирод о рождении Христа, смутился Ирод и весь Иерусалим с ним (Матф. 2, 3) и замышляет Ирод погубить Младенца; издает жестокое распоряжение об убиении всех младенцев Вифлеемских, и гонит этим распоряжением родившегося Христа; убить Его хочет, только спасти бы свое земное благополучие. Но тем самым Ирод погубил не только свою власть, свои дворцы, но и самую душу свою.
Сколько сейчас таких «иродов» встречается в среде людей, иногда даже именующих себя христианами, но не желающих жить по закону Божию, которые выше всего на свете ставят свое больное самолюбие и не желают поступиться ни пядью его, даже ради высоких целей.
До сих пор существуют люди, которые подобно Ироду хотели бы царить и властвовать над всеми, и коль скоро усмотрят кажущегося соперника, готовы стереть его с лица земли. А если им это не удается, то они производят подлинное «избиение младенцев» вокруг себя – ополчаются с яростью на ни в чем неповинных людей, производят страшные смуты и потрясения, так что действительно слышан повсюду «плач, рыдание и вопль мног». И это все только во имя своего больного властолюбия и честолюбия.
И события, происходящие сейчас во всемiрном масштабе, лишь подтверждают эти слова.
В наше время, когда Евангелие уже проповедано всюду, проповедуется Церковью и теперь – что мы видим в жизни, как не преступное равнодушие и пренебрежение к великому делу нашего спасения? Живет ли человечество новой жизнью во Христе, живет ли оно высокими стремлениями и идеалами Евангелия, строит ли оно свою жизнь по учению Христа Спасителя и Его спасительным заповедям?
То, что с такой стремительностью разворачивается сейчас на наших глазах, ясно говорит нам, православным христианам, что силы антихристовы неистовствуют, готовя приход своего властителя. Мiр паникует, и эта паника целенаправленно нагнетается теми, кто возомнил себя «творцами жизни», потому что когда человек панически боится за свою жизнь, за жизнь близких ему людей, он перестает критически мыслить, он открыт для любых манипуляций.
Внешней угрозе разобщения нашего единства во Христе в большой степени способствует реально возникшая в обществе угроза панического страха перед заражением вирусом с, якобы, большой вероятностью смертельного исхода.
Это явление уже приобретает характер опасной пандемии страха и истерии, захватывающей людей, не принявших веры в свое предназначение – стяжание вечной жизни с Богом во Христе Иисусе.
Но да не смущается сердце наше. В этих условиях отступления от истин веры и нормальных нравственных начал, христианин должен более всего заботиться о том, чтобы сохранить веру и верность Богу и святому закону Его.
Будем же стараться соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами; засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием, и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую, освобождаясь от власти страстей, научимся истинно любить и сострадать ближнему, и этим докажем свою верность Господу.
В священной книге «Апокалипсис» есть замечательные слова, которые Господь говорит тому, кто остался верен Ему: «ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего… И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле»…(Откр.3,8,10).
Чудесные, утешительные слова! Господь обещает особую милость и защиту верным Своим. И разве не об этом говорит нам теперешний торжественный Праздник?
Сегодня мы торжественно празднуем воплощение Превечного Бога, Который становится Богочеловеком ради всего человечества, дабы искупив его от первородного греха, омыв его водами крещальными, освятив его святым Причащением и прочими Таинствами, даровать уверовавшим в Него возможность войти в Царствие Божие, возможность свободно, как и подобает богоподобному созданию, устремиться в горние мiры и стать гражданином необъятной Вселенной.
Боже, какие великие возможности у верующего христианина!
Перенесемся же на крыльях веры в далекий Вифлеем, восклонимся по зову Церкви, подобно пастырям, пред благословенными яслями, в которых возлежит спасение мiра и, подражая мудрым волхвам, принесем родившемуся Богомладенцу Христу, Спасителю мiра свои дары – дары веры, надежды и благодарной любви… Присоединимся к хору Ангелов небесных, воспевающих ныне: «Слава в вышних Богу и на земли мир!»
ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ — СЛАВИТЕ!
Поздравляю собратьев–Архиереев, духовенство, монашество и всю боголюбивую паству нашей Церкви с Рождеством Христовым, с пожеланиями радости новой жизни, принесенной на землю Христом!
+ смиренный Тихон
милостию Божией Архиепископ Омский и Сибирский,
Первоиерарх Русской Истинно-Православной Церкви
Рождество Христово 2021 / 2022гг
Источник : http://www.ripc.info/library/doc/rozhdestvenskoe-poslanie-vysokopreosvjashchenneishego-tikhona-arkhiepiskopa-omskogo-i-sibirskogo-2021202/
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.