Раньше даже такие очень умные люди, как Уинстон Черчилль и К.С. Льюис, считали, что несмотря на все свои очевидные недостатки, демократия все еще является лучшей системой правления. Не потому, что она была особенно хороша сама по себе, а потому, что она была наименьшим злом. И потому она предотвратила самое страшное – деспотизм.
Православные мыслители от святого Григория Богослова до митрополита Московского Филарета не купились на этот аргумент. И история политики дала много серьезных оснований для их скептицизма со времен Сократа – лучшего из афинян, который был казнен афинской демократией. Возможно, самое яркое недавнее доказательство того, что демократия никоим образом не предотвращает деспотизм, но, как предупреждал ученик Сократа Платон, подготавливает для него путь, можно найти в период с 1917 по 1945 год, когда два худших деспота в мировой истории пришли к власти в результате демократических выборов или, во всяком случае, были приведены к власти: Ленин в 1917 году и Гитлер в 1933 году.
Самый последний период истории, с начала третьего христианского тысячелетия, предоставил дополнительные доказательства этого скептицизма. Ибо в 2000 году Путин, деспот для всех, у кого есть глаза, чтобы видеть, пришел к власти благодаря демократическому режиму своего покровителя Ельцина. И Соединенные Штаты Америки, самое демократическое государство в мире, сейчас, похоже, скатываются к деспотизму, не обычному единоличному деспотизму Советского Союза или нацистской Германии, а к анархии и параличу институтов в сочетании с антидемократическим принуждением сверху, источником которого мы назовем, вслед за Берлинским комитетом по коронавирусу “Мистера Global”. (Этим именем доктор Райнер Фюльмих называет мировое правительство, прим. ред.)
Недавняя статья в журнале Foreign Affairs Фионы Хилл, заместителя помощника президента Трампа и старшего директора по европейским и российским делам в Совете национальной безопасности, подтверждает этот анализ. Статья Хилл содержит несколько блестящих идей; но в ней также есть некоторые серьезные недостатки (например, то, что нынешняя катастрофа в основном произошла по вине Трампа и может быть исправлена Байденом). И предлагаемое Хилл средство, больше демократии, очень далеко от безупречного…
Основное понимание Хилл верно: Россия и Америка, с политической точки зрения, не так уж различны, и что не Россия сближается с Америкой, а наоборот: Америка сближается с Россией, то есть с деспотизмом: “В самые первые годы эпохи после холодной войны многие аналитики и наблюдатели надеялись, что Россия медленно, но верно в чем–то сблизится с Соединенными Штатами. Они предсказывали, что как только Советский Союз и коммунизм распадутся, Россия перейдет к одной из форм либеральной демократии. К концу 1990-х годов стало ясно, что такого исхода не предвидится. А в последние годы произошло прямо противоположное: Соединенные Штаты начали сближаться с Россией, поскольку популизм, кумовство и коррупция подорвали силу американской демократии. Такое развитие событий мало кто мог предвидеть 20 лет назад, но американским лидерам следует сделать все, что в их силах, чтобы остановить и обратить его вспять.
“Действительно, со временем Соединенные Штаты и Россия стали подчиняться одним и тем же экономическим и социальным силам. Их население оказалось одинаково восприимчивым к политическим манипуляциям. Перед выборами в США в 2016 году Путин признал, что Соединенные Штаты идут по пути, аналогичному тому, по которому пошла Россия в 1990-е годы, когда экономические и политические потрясения после распада Советского Союза сделали российское государство слабым и неплатежеспособным. В Соединенных Штатах десятилетия стремительных социальных и демографических изменений и Великая рецессия 2008-9 годов ослабили страну и повысили ее уязвимость к подрывной деятельности. Путин понял, что, несмотря на возвышенную риторику, которая лилась из Вашингтона о демократических ценностях и либеральных нормах, на поверку Соединенные Штаты начинают напоминать его собственную страну: место, где эгоистичные элиты разрушили жизненно важные институты и где отчужденные, разочарованные люди все более открыты для популистских и авторитарных призывов. Огонь уже горел; все, что Путину нужно было сделать, это подлить немного бензина…”
Этот анализ полностью подтверждается последним политическим, или, скорее, геополитическим, глобальным кризисом: “пандемией” covid-19. Хилл упускает главное, когда пишет: “Партизанские зрелища во время глобальной пандемии covid-19 подорвали международный авторитет страны, как модели либеральной демократии и ее авторитет в области общественного здравоохранения”. ”Положение Америки как модели либеральной демократии ”было подорвано не противостоянием правых и левых, а тем, что она закрыла демократию во время кризиса; и это “подорвало ее авторитет в области общественного здравоохранения”, потому что она разрушила общественное здравоохранение страны, подчинившись новому глобальному хозяину.
Ибо трансформация, произошедшая во время кризиса covid, произошла не столько от перехода американской демократии к российскому деспотизму, сколько от перехода обеих стран к новому глобальному деспотизму. Ибо в обеих странах и во всем мире правительства поразительно скоординированным образом грубо обошлись с демократическими и церковными институтами в своей решимости контролировать свое население политически, экономически, финансово, судебно, культурно и с медицинской точки зрения. Традиционные, эффективные методы борьбы с вирусом были запрещены; по существу, непроверенные и вредные экспериментальные вакцины были введены и более или менее навязаны населению; открытое обсуждение того, что представляют собой эти так называемые “вакцины” (на самом деле они являются способами генетической манипуляции), и следует ли их вводить, было запрещено даже среди ученых. И самым удивительным и тревожным аспектом всего кризиса является степень, в которой правительства, по-видимому, координируют свои действия, исполняя один и тот же гимн, как будто по указанию какого-то “мистера Global”. Что касается того, кто же такой этот “мистер Global” заключается в том, что пока это остается загадкой; но, во всяком случае, частичное участие в Новом мировом порядке Организации Объединенных Наций, которая в настоящее время является в значительной степени марксистской или неомарксистской организацией, кажется несомненным и очевидным, и что не только американское правительство при Байдене, но и российское правительство при Путине, похоже, получает от “мистера Global ” инструкции….
Хилл не обсуждает это подчинение как американского, так и российского лидеров закулисному мировому правительству. Похоже, она верит, что решение проблемы полного уничтожения демократии в современном мире – это больше демократии, и что американская демократия может быть возрождена путем очистки американских институтов президентом Байденом. Но уже слишком поздно. Демократия разрушена не только на Востоке, но и на Западе. Исполнилось пророчество 1930-х годов великого русского старца Игнатия Харбинского: “То, что началось в России, будет завершено в Америке…”
Это можно было предсказать и было предсказано столетия назад. Отцы-основатели американской Конституции признавали, что их Конституция не могла бы действовать без минимального уровня христианской веры и морали в американском народе. Как сказал президент Джон Адамс: “У нас нет правительства, способного бороться с человеческими страстями, необузданными моралью и религией… Наша конституция была создана только для нравственных и религиозных людей». Только человек, полностью оторванный от морали и религии, мог бы сегодня принять любую нацию на Востоке или Западе как “нравственный и религиозный народ”.…
Так в чем же заключается решение? Кратчайшего пути к благому управлению не существует. Восстановление демократии не избавит от деспотизма, когда избыток демократии и, как следствие, дефицит веры и морали привели к всеобщему порабощению. Православные христиане будут жаждать возвращения православного самодержавия. Но следует помнить, почему мы потеряли Самодержавие в первую очередь – из-за резкого упадка веры и нравственности в дореволюционном русском народе, который был соблазнен демократизмом и социализмом, потому что он больше не понимал и не верил в христианство… Итак, мы возвращаемся к основам: “Ищите прежде Царства Божьего и правды Его, и все приложится вам” (Матфея 6.33), включая благое управление, мир, справедливость и истинную (что не то же самое, что демократическая) свободу.
18 сентября / 1 октября 2021 года.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.